Программа психолого-педагогического сопровождение подростков на опорной площадке по «Не оступис Печать
Добавил(а) Григорьева Е.В.   
21.11.16 21:33

ПСИХЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА

Проблема профилактики девиантного  поведения, правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, многие годы сохраняют свою остроту. «Ежегодно  десятки тысяч российских детей вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного делопроизводств. Необходимо создание эффективной системы профилактики правонарушений  самих детей. Среди основных принципов и элементов дружественного отношения к ребенку правосудия – приоритет  восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия» (Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 гю №761)). В докладе МВД от 10.02.2014 года Общественной палате, указано, что «число совершаемых несовершеннолетними правонарушений выросло в РФ на 5% в 2013 году»,

Первопричина антиобщественного поведения несовершеннолетних – совокупность объективных и субъективных факторов, обусловливающих неспособность адаптироваться к конкретным жизненным условиям. Среди субъективных факторов на первом месте – деформация личностных структур, которая сформировалась в результате дефектов социализации – условий воспитания, трудности выполнения социальной роли.

Во исполнение постановления администрации области от 19.06.2013г. №634 «Об утверждении комплексной программы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних в Тамбовской области «Не оступись!» на 2013-2015 годы» на базе МБОУДОД Дом детского творчества Мичуринского района создана муниципальная опорная площадка «Подросток и общество».  В рамках работы этой опорной площадки  создана и осуществляется программа по психолого-педагогическому сопровождению подростков группы риска и их родителей

Большое значение в работе с «трудными» детьми и их семьями имеет психологическая помощь в решении различных проблем по социализации и, в целом, психолого-педагогическое сопровождение работы с такими детьми и подростками.

Каждый ребенок индивидуален и неповторим. Это признают многие взрослые. Как и то, что индивидуальность ребенка следует учитывать и развивать. Но случается, что дети или подростки начинают совершать поступки, отклоняющиеся от общепринятых норм, и ребят относят к группе «трудновоспитуемых» со всеми вытекающими отсюда последствиями, часто не разбирая причин, побудивших ребенка к совершению не одобряемых обществом поступков, не разбираясь в них.

ЦЕЛЬ: содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей).

ЗАДАЧИ:

  1. 1. мониторинг психологического статуса ребенка и его  психологического развития
  2. 2. профилактика проблем в социализации ребенка
  3. 3. коррекция индивидуальных трудностей детей и родителей
  4. 4. психологическое просвещение родителей

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

  • Просвещение родителей с целью формирования и развития психологической компетентности.
  • Мониторинг развития личности.
  • Коррекционно-развивающая работа, направлена на  профилактику возможных проблем детей и формирование необходимых навыков социализации

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТ

  • Психологическое просвещение (лекторий)
  • Диагностика и мониторинг
  • Коррекционно-развивающие занятия
  • Профилактические занятия
  • Консультирование всех участников процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Одним из наиболее важных и в то же время сложных направлений деятельности психологической службы является работа с семьями подростков. Опыт работы показывает наличие ряда противоречий, требующих разрешения:

Во-первых – противоречие семейного воспитания – каждый родитель считает себя воспитателем, но не каждый обладает необходимыми для этого знаниями (здесь не идёт речь об уровне образования).

Во-вторых – противоречие между необходимостью создания коллектива единомышленников (педагоги – дети – родители) и малыми потенциальными возможностями традиционных форм работы. Ведь зачастую родители не хотят идти в школу, так как родительские собрания и индивидуальные беседы сводятся лишь к освещению успеваемости и поведения обучающихся. Но одними собраниями трудно добиться как единства требований семьи и школы, так и единства среди родителей.

В-третьих – противоречие между формированием активной позиции родителей и преимущественной пассивной позицией, которую они занимают на собраниях, лекциях, беседах.

К основным принципам работы с семьёй можно отнести:

– принцип искренности, уважения и заинтересованности в общении с каждой семьёй;

принцип блага – каждая встреча с родителями должна нести благо, а не вред ребёнку и семье;

принцип объективной уникальности – каждая семья уникальна и неповторима, каждый член семьи заслуживает того, чтобы быть услышанным;

принцип полезности информации – работа с семьями учащихся должна быть направлена на повышение их психолого-педагогической компетентности.

При  организации  работы  с  семьями  предпочтение  отдается  интегрированным мероприятиям, когда дети и взрослые собираются вместе. Таким образом, создается единое воспитательное поле, родители приобщаются  к  реальной  жизнедеятельности  детей,  проживая  с ними определённые ценностные отношения. Для детей в эти моменты стирается граница, и они начинают видеть единство мира.

Цель: Просвещение родителей с целью формирования и развития психологической компетентности.

Задачи:

  1. 1. вооружение родителей необходимыми знаниями
  2. 2. формирование необходимых навыков эффективного взаимодействия с ребенком
  3. 3. развитие личности родителей

В рамках работы «Родителькой школы» проводятся  занятия с родителями по следующей тематике:

  • Типы семейного воспитания: их плюсы и минусы
  • Правила эффективного общения (совместно с детьми)
  • Конфликты: виды, способы разрешения (совместно с детьми)
  • Стресс и как его преодолеть
  • Ежедневное общение с ребенком в семье (совместно с детьми)
  • Общение в конфликтной ситуации
  • Ведение переговоров (совместно с детьми)
  • Тренинг защиты
  • Уходим от стресса
  • Повышаем самоуважение

 

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСТКАМИ

Профилактика предполагает формирование социальной компетенции у детей и подростков.

Модель социальной компетенции складывается из нескольких элементов: возрастных задач, навыков преодоления стрессовых ситуаций, коммуникативных навыков, а также умения разрешать стресс.

Социальная компетенция предполагает обладание индивидом умениями и навыками, достаточными для выполнения задач, стоящих перед ним в повседневной жизни (возрастных задач), которые определяются в соответствии с различными этапами жизненного пути человека

Возрастные задачи

1. Стремление к независимости от родителей, приобретение автономии.

Подросток должен:

13–15 лет – уметь строить бесконфликтные отношения, решать проблемы на основе компромисса;

16–18 лет – определить свое место в семье, бесконфликтно отстаивать независимость от родителей в определенных аспектах и выстраивать новые взаимоотношения с ними и другими близкими родственниками.

2. Здоровье и внешность.

Подросток должен:

13–15 лет – самостоятельно следить за своим внешним видом, весом, физическим состоянием, вести здоровый образ жизни и правильно питаться;

16–18 лет – следить за своей внешностью, избегать вредных привычек.

3. Свободное время (досуг).

Подросток должен:

13–15 лет – уметь выбирать для проведения свободного времени интересные и полезные дела;

16–18 лет – использовать свободное время для развития своего интеллекта и повышения уровня культуры.

4. Интимные отношения и сексуальное развитие.

Подросток должен:

13–15 лет – пройти стадию половой самоидентификации, проявлять влюбленность и сексуальный интерес к представителям противоположного пола, стремиться к интимным отношениям;

16–18 лет – уметь влюбляться, стремиться к вступлению или вступить в сексуальную связь и строить продолжительные отношения с объектом своей любви; нужно знать о последствиях данных отношений и о средствах контрацепции и интимной гигиены.

5. Учеба или работа.

Подросток должен:

13–15 лет – серьезно относиться к учебе, пытаться определить свои предпочтения в выборе будущей профессии;

16–18 лет – самостоятельно выбирать учебное заведение для приобретения профессии и накапливать знания и умения для дальнейшей работы.

6. Установление и поддержание контактов.

Подросток должен:

13–15 лет – уметь оценить роль своих контактов с окружающими, быть готовым к дружбе, доверять людям и вызывать доверие к себе, уметь показывать свои чувства и принимать ответную реакцию;

16–18 лет – уметь правильно оценить другого, открыто выражать свои чувства, устанавливать тесные контакты с людьми, оказывать внимание, быть в дружеских отношениях с определенным кругом лиц.

7. Осознание авторитета властных структур и существования гражданских прав и обязанностей.

Подросток должен:

13–15 лет – отстаивать собственные права, но в основном путем неподчинения людям, олицетворяющим для него власть (родителям, педагогам, воспитателям), выражать стихийный протест против несправедливых требований и насилия над своей личностью;

16–18 лет – осознать и принять факт существования властных структур и норм гражданского общества, подчиняться им, уметь защищать свои права, опираясь на существующие законы.

8. Создание и поддержание в порядке собственного жилья.

Подросток должен:

13–15 лет – уметь подчиняться правилам, установленным в том месте, где он живет;

16–18 лет – уметь самостоятельно строить взаимоотношения с членами семьи и соседями по дому, обладать соответствующими коммуникативными умениями

 

ЦЕЛЬ: формирование необходимых социальных навыков

ЗАДАЧИ:

  1. познакомить подростков с законодательством
  2. расширить кругозор детей по вопросам социализации
  3. формировать навыки эффективного общения
  4. повышение стрессоустойчивости;
  5. формирование адекватной самооценки;
  6. развитие навыков компетентного поведения, умения обратиться за помощью;
  7. развитие навыка противостояния групповому давлению;
  8. развитие антидеструктивного сознания

Структура групповых занятий

Все занятия должны начинаться и заканчиваться одинаково, принимая форму ритуалов.

1. Введение в занятие (приветствие, расслабление и т. д.).

2. Тренинг отдельных навыков и умений (общения, коммуникации, взаимодействия, поведения и т. д.).

3. Тренинг умения «читать» эмоции, чувства, настроения и т. д.

4. Применение рисуночных тестов, разного рода анкет, опросников.

5. Применение игротерапии, арттерапии и других современных методик.

6. Окончание занятия (прощание, расслабление и т. д.).

7. Проговаривание задач, намечаемых на следующее занятие.

 

Примерная тематика занятий

№ п/п

Тематика

количество часов

1

Беседа «Что такое свобода»

1

2

Диспут «Свободный человек»

1

3

Беседа «Толлерантность»

1

4

Тренинги на развитие толерантности

5

5

Беседа «Конфликты в жизни»

1

6

Тренинги конфликтной компетентности

5

7

Школьная жизнь и закон

1

8

Беседа «Достоинство»

1

9

Тренинги эффективного общения

5

10

Беседа «Стресс и как ему противостоять»

1

11

Тренинги  стрессоустойчивости

5

 

Итого

27

 

 

 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ.

Консультации один из наиболее распространенных методов работы с трудными семьями. Это очень важная форма на первом этапе работы с ребенком.

Психологическое консультирование – одна из основных функций психологов.

Особенность психологического консультирования семей в рамках программы – это учет неблагополучия семей, нахождения их в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.

Семейное неблагополучие – комплекс обстоятельств, сложившихся в семье, имеющей детей, следствием которых является создание или возможность создания действиями или бездействием родителей (или иных законных представителей) обстановки, представляющей угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию, и (или) утраты детьми родительского попечения.

Трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация, порождающая эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность, привычные внутренние связи.

Факторы, характеризующие трудную жизненную ситуацию:

  • безработица (потеря работы одного из родителей);
  • отсутствие жилья; длительная болезнь одного из членов семьи;
  • слабая адаптивность, отсутствие умения противостоять трудной жизненной ситуации;
  • низкий воспитательный потенциал;
  • асоциальный образ жизни.

Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, – семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно.

Семья, находящаяся в социально опасном положении (по Федеральному закону "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120-ФЗ от 24.06.1999 г.), – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними).

Семья считается находящейся в трудной жизненной ситуации при наличии вышеуказанных критериев только в том случае, если наличие данных критериев сочетается с ненадлежащим исполнением родителями (законными представителями) своих родительских обязанностей.

Единого определения психологического консультирования не существует. Однако существующие определения выделяют несколько основных положений, выражающих суть этого вида психологической помощи:

- консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению;

- консультирование помогает обучаться новому поведению;

- консультирование способствует развитию личности;

- в консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах

принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

 

Во время консультации необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию в трех плоскостях:

  • причинной (почему ты это сделал?)
  • целевой (зачем?)
  • ценностно-смысловой (ради чего?)

 

В каждом конкретном случае важно понять, какой смысл кроется в поступке трудного подростка, но зачастую не осознается им. Хотят ли услышать его родители, готовы ли измениться сами, или они готовы назвать своего ребенка «трудновоспитуемым» и отойти в сторону со словами «Делайте с ним, что хотите, а мы справиться не можем».

В итоге консультирования родители должны осознать, что все мы работаем не с ребенком, а с проблемой и для ее решения необходимы усилия всех сторон – и психолога, и родителей, и самого ребенка. Все мы сотрудники в общем деле.

Важно, чтобы родители приняли следующую идею: «Если вы понимаете и осознаете, значит, вы сможете справиться с ситуацией, вы сможете изменить ее и измениться сами».

Наиболее трудные в практике случаи, когда родители не идут на контакт с педагогами или не прислушиваются к рекомендациям.

План проведения консультации с отражением организационных, содержательных и временных аспектов.

 

n/

n

Этапы психологиче-

ского консуль-

тирования

Содержание этапа психологического консультирования

Затрачивае-мое время

 

1.

 

 

Начало психологи-

ческого консультиро-

вания

Знакомство. Установления контакта. Первичная формулировка проблемы от клиента.

5-10 мин.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расспрос клиента, формулировка

и проверка гипотез

1 фаза. Цель – разговоры клиента. Поддерживаем контакт с клиентом. Стимулируем на дальнейший рассказ. Способствуем целенаправленному развитию беседы. Внимательное, эмпатическое слушание. Формулировка гипотезы.

2 фаза. Цель – уточнение гипотезы. Вопросы меняются, формулировки уточняются, становятся более конкретными, направленными на уточнение возникших у психолога идей. Основной подход – анализ конкретных ситуаций, подробный рассказ о них.

Принципы отбора  ситуации.

  1. ситуации должны быть тесно связаны с содержанием основных жалоб, с теми межличностными отношениями, которые являются трудными, проблемными.
  2. ситуации должны быть типичными, часто встречающимися в жизни клиента, чтобы по ним можно было судить об особенностях взаимоотношений в целом.
  3. эти ситуации должны быть достаточно развернутыми, описывающими целостные паттерны взаимодействия, негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.

25-35 мин.

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционное

воздействие

Цель – помочь сформулировать как можно больше вариантов поведения, выбрать то, что является наиболее подходящим для данного человека в его ситуации

Советов не даём!

Основной вопрос: чего именно хочет добиться клиент своим поведением, какие его потребности удовлетворяются конфликтом?

Выгодность симптома!

Задача психокоррекционного воздействия (ПКВ) реализована, если сформулирована цепочка:

- чувства и переживания клиента, длительно существующие или периодически возникающие в связи с логикой развития отношений, толкающие его на то, чтобы добиваться своих целей и удовлетворения своих потребностей (любви, власти, понимания и т.д.);

- неадекватные средства, избираемые для достижения этих целей, приводящие к сложностям во взаимоотношениях;

- негативная реакция партнёра, часто усугубляющая проблемы клиента.

Психолог помогаем сформулировать возможные альтернативы поведения.

Чем более конкретными, разработанным будет вариант позитивного реагирования, тем больше шансов, что клиент действительно изменит своё поведение и отношение к ситуации.

Главная цель ПВК – изменить отношение клиента к себе и собственному поведению, как следствие этого изменения произойдёт облегчение жизненной ситуации, решение возникших проблем

10-15 мин.

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Завершение беседы

1. Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего, что происходило во время консультации).

Вывод: на каких конкретных фактах из жизни клиента он основан.

Итог: обобщить, о чём и зачем говорилось во время консультации, выстроить основную логику сеанса.

2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента и психолога или других необходимых специалистов.

3. Прощание психолога с клиентом.

5-10 мин.

 

Перечень вопросов клиентам (маме и ребенку) для формирования позиции консультанта по рекомендуемым действиям по разрешению проблемы

1. С чем пришли? Что вас сюда привело?

2. Какая у вас семья?

3. Расскажите мне о ваших отношениях.

4. Когда и в связи с чем возникают конфликты?

5. Как Ваш муж реагирует на ваши с сыном конфликты?

6. Как младший сын реагирует на ваши конфликты?

7. Как Вы считаете, в чем причина конфликтов с сыном?

8. А как ты считаешь, из-за чего Вы с мамой ругаетесь?

9. А в чем видит причину конфликтов Ваш муж?

10. А происходили ли когда-либо улучшения или ухудшения ситуации, и с чем они, по Вашему мнению, были связаны? (маме и ребенку).

11. Чем именно вызвано обращение для психологической консультации? Что привело к нему именно сейчас, а не раньше или позже?

12. Когда, в связи с чем и как ваши отношения с сыном (с мамой) стали ухудшаться, стали возникать конфликты?

13. Где именно это происходит?

14. Кто еще принимает участие в конфликтных ситуациях?

15. Что говорит и делает сын?

16. Что говорит и делает мама?

17. Что Вы думаете и чувствуете в это время?

18. Что думает и чувствует в это время ваш сын?

19. Что думают и чувствуют в это время ваш муж, младший / старший ребенок? (те же вопросы  ребенку).

20. Чем эта ситуация окончилась?

21. Какие она имела последствия?

22. На что оказала влияние?

23. Какие конкретные поступки вашего сына заставляют Вас беспокоиться?

24. Вспомните ваши совместные радости, какие качества Вы больше всего цените в вашем ребенке?

25. Есть ли что-то, чтобы Вы хотели поменять в ваших отношениях с ребенком?

26. Подумайте о том, какие требования Вы могли бы предъявить своему ребенку  и на какие уступки пойти со своей стороны в ответ на принятие этих требований?

27. Как ты думаешь, что тебе мешает отстоять свою точку зрения?

28. Что бы ты хотел изменить в отношениях с мамой (с родителями)?

29. С чем связаны твои самые радужные воспоминания из детства?

30. Есть ли какие-то поступки, о которых ты сожалеешь?

31. Какие требования ты мог бы предъявить своей маме и на какие уступки пойти со своей стороны в ответ на принятие ей этих требований?

ЛИСТ ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

(заполняется психологом после первичного приема клиента)

Ф.И.О. клиента ______________________________ Пол ____ Возраст ____

1. Описание проблемной ситуации, жалобы клиента

 

Жалобы:

 

2. Данные о клиенте и его семье, история проблемы.

 

3. Актуальное состояние клиента (наблюдение специалистом и/или со слов клиента).

 

4. Факторы риска (угроза суицида, риск физического насилия, риск деструкивного поведения. Алкогольная или наркотическая зависимость).

Риск деструктивного поведения)

5. Анализ, идентификация проблемы (формулирование гипотез).

 

6. Возможные цели работы. Предварительный план работы. Достигнутая договоренность о работе. Поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее. Развитие навыков конструктивного общения.

 

7. Проведенные мероприятия, психологические вмешательств - установление контакта с подростком и его мамой (5-10 мин)

- запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации (5 минут);

- диагностическая беседа: поиск причин трудностей (25-30 минут);

- интерпретация:

- словесно высказанная гипотеза о возможных причинах трудностей подростка (5-10 минут);

- реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей (20-25 минут);

- обсуждение дальнейшей психологической работы (5 минут).

 

Вопросы:

- Какие проблемы привели Вас ко мне?

- Что бы Вы хотели получить (понять, изменить в себе) в результате нашей встречи?

- Расскажите, как развивался Ваш ребенок. Нет ли у него хронических заболеваний? Не стоит ли он на учете у какого-то врача?

- Расскажите о своей семье, о значимых для Вас событиях (как положительных, так и отрицательных), которые происходили с Вами в течение жизни.

- Как Вы думаете, у всех семей существуют проблемы подобные той, с которой Вы ко мне обратились?

- У кого-нибудь из членов семьи был период в жизни, когда он по каким-либо причинам стоял на учете в ОВД?

- Что привело, по Вашему мнению, к возникновению ситуации, по поводу которой Вы оказались здесь?

- Как мама узнала о том, что случилось?

- как развивались твои отношения со сверстниками в детском саду, в школе?

- Если представить себе что поведение Вашего ребенка – это своего рода привлечение к себе внимания, то чье внимание она хочет на себя обратить в первую очередь?

- Были ли у Вас конфликты с мужем в семье, во время развития ребенка?

- Случаются ли конфликты сейчас? Кто бывает их инициатором?

- как твой отец реагирует, что он делает, когда мама высказывает ему какие- то претензии, свое недовольство, начинает с ним ругаться?

- Не видишь ли ты сходства между своими и папиными действиями на мамины замечания?

-Если с тобой что-то происходит (случается) в жизни, у кого в семье ты ищешь поддержку?

- Какие поступки Вашего ребенка заставляют Вас беспокоиться?

-Есть ли поступки в твоей жизни, о которых ты сожалеешь?

- Подумай: Что бы ты хотела получить от родителей? Чего тебе не хватает?

- Между тобой и мамой существуют разногласия. Ты не хочешь принимать мамину сторону (ее точку зрения), мама не согласна с твоим выбором. Давайте попробуем найти в Ваших разногласиях что-то общее. Что это может быть?

- На какие уступки со своей стороны готова пойти ты Ю.? Не отвергать все одним махом, как будто для тебя ничего не приемлемо, а что на самом деле можно сделать? (Мама говорит, что надо попросить прощение). Это мама говорит. А ты как считаешь? (Я не готова).

- Если бы в Вашей жизни произошло чудо (например, волнующая вас ситуация разрешилась), то кто воспринял бы его положительно, а кто отрицательно, или реакция была бы одинаковой? Как бы Вы себя тогда чувствовали? Что-то изменилось в Вашей жизни? Опишите свои ощущения.

 

  1. 9. Рекомендации клиенту.

Продолжение работы. Диагностика (предположительные методики для диагностики )

 

Подпись специалиста______________________

 

Дата________________