Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы PDF Печать E-mail
Добавил(а) Никитина А.С.   
08.11.11 21:37

Родительское собрание: «Трудности адаптации пятиклассников к новым условиям учёбы»

классный руководитель Никитина А.С.

2011 год

Цель: познакомить родителей с особенностями адаптации детей к         обучению в 5 классе; предложить практические советы по                     адаптации ребёнка к школе»

Ход собрания:

  1. Классный руководитель:

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ре­бенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисципли­ны в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втяги­ваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко ме­няются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят сни­жается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизо­ванными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

 

Причины плохой адаптации в 5-м классе:

1.  Разные требования со стороны учителей-предметников, необхо­димость все их учитывать и выполнять.

  1. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно
    научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а
    также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
  2. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а
    классному руководителю не удается уделить всем необходимое
    внимание.

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к  ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы  — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

 

С точки зрения психологов

 

Подростковый возраст (10 – 15 лет) — период бурно роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.

Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате осознания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Н.К.Крупская, характеризуя этот возраст, говорила, что подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подросток — это ребенок, становящийся взрослым.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) И заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе» Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:

1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.

2. Новообразования младшего школьного возраста — произвольность, рефлексия, мышление в понятиях.

3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми. (Результаты тестирования психологом)

С точки зрения учителей-предметников...

Классный руководитель:

Накануне собрания всем учителям-предметникам, работающим в классе, было предложено ответить на вопросы анкеты, связанной с выяснением их первых впечатлений от работы в нашем классе. В результате качественной обработки данных представляется следующая картина ... (Классный руководитель зачитывает ответы учителей на вопросы анкеты.)

Рекомендации для родителей

•   Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

•   Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.

•   Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

•   Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов,

фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.

•   Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие
двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Актив­ное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

• Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как глав­ных условий сохранения здоровья.

Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

•   Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в

котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего

школьного дня.

•   Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

•   Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек,

дедушек, сверстников).

•   Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

•   Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

•   Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

•   Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

•   Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого

значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

Свод правил для подготовки ребёнка к взрослой жизни

•   Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

•   Попросили — дай, пытаются отнять— старайся защищаться.

•   Не дерись без причины.

•   Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе,

это не стыдно.

•   Играй честно, не подводи своих товарищей.

•   Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у

кого ничего не проси.

•   Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

•   Из-за отметок не плачь, будь гордым.

•   С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах,

они обязательно у тебя будут.

•   Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

•   Старайся быть аккуратным.

•   Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем

домой,

•   Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для

самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если вы, дорогие родители поместите свод этих правил в комнате или рабочем уголке своего ребёнка на видном месте. И желательно в конце недели обращать внимание ребёнка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет и почем

Последние обновления за 08.11.11 21:46