«Внеклассная работа по английскому языку» PDF Печать E-mail
Добавил(а) Воловикова Г.Н   
02.04.14 13:54

«Внеклассная работа по английскому языку»

Учитель английского языка

Старохмелевского филиала

МБОУ Новоникольской СОШ

Воловиковой Г.Н.

В ребёнке обязательно надо поддерживать

любое его стремление к творчеству,

какими бы наивными и несовершенными

ни были результаты этих стремлений.

 

Современное информационное пространство позволяет школьному учителю осуществлять выбор способов и средств обучения, не ограничиваясь страницами учебника и методического пособия. Обмен мнениями на педагогических семинарах, огромный объём методической литературы разных издательств, встречи с коллегами на методических объединениях – всё это способствует обогащению опыта учителя, помогает разнообразить методы подачи учебного материала и организации внеурочной деятельности учащихся. И каждый раз, опираясь на чужой опыт, учитель непременно создаёт новый, своеобразный стиль педагогического мастерства, характерный только для него и его учащихся.

Сегодня мне хотелось бы поделиться с крупицей того самого учительского опыта, который может быть использован  коллегами для создания собственных методик, стилей, видов преподавательской деятельности.

Речь пойдёт о внеклассной работе с учащиеся по английскому языку. В процессе обучения учебный материал я преподношу детям не только на занятиях, но и в свободное от занятий время, которое дети любят больше всего. Традиционно внеклассная работа организуется в виде кружка или театральной студии, где ставится пьеса на английском языке.

В рамках этого театра осуществляется активация изучаемого учебного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации. В основу репертуара положены не абстрактно выбранные драматические произведения, а языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, грамматический, культуроведческий), изучаемый на учебных занятиях. Актёрами театра являются только те дети, которых я обучаю. Это дети 5 – 8 классов. Я являюсь автором собственных инсценировок, сама пишу тексты на английском и русском языках. Иногда прибегаю к дополнительным источникам информации.

Вся театральная деятельность направлена на достижение основной цели:

- объединить учеников различных возрастных групп с разным уровнем владения английским языком в совместной творческой работе;

- способствовать выработке навыков языкового самовыражения;

- раскрыть индивидуальные творческие способности;

- создать оптимальные условия для творческого самовыражения ребёнка.

Интерес и чувство удовлетворения, радости, которые сопровождают работу детей в театре. В будущем облегчают обучение  английскому языку в урочное время.

Дети с удовольствием участвуют в театральных постановках, инсценировках. Особенно я привлекаю слабых детей, которые отстают от своих сверстников и по этой причине с неохотой посещают мои занятия.

Я подбираю роли и для них, или же они помогают в подготовке костюмов для представлений, а также с декорациями. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволяет мне предлагать им те роли, которые соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей я учитываю не только интересы детей, но и своеобразие их темперамента. Преодолевать застенчивость. Робость можно начинать лишь тогда, когда ребёнок уже привык к ролевому общению, обрёл уверенность в себе. Ребятам, занимающим в жизни положение ведомых, я предлагаю роли главных героев, а лидерам поручаю роли персонажей, находящихся в зависимом положении (младший брат, сестра). Особенно тщательно я отбираю роли для ребят, не пользующихся авторитетом в коллективе. Таким детям я предлагаю роли положительных личностей, имеющих популярность по сюжету игры.

Я считаю, что нельзя заставить ребёнка свободно общаться на английском языке формальным способом. Необходимо создавать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребёнок захотел говорить на английском языке. При этом надо учитывать и естественный страх ребёнка перед говорением на английском языке. Чтобы преодолеть психологический барьер и комплекс зажатости, нужно превратить пассивного ребёнка в активного и творческого участника процесса. На практике часто ребёнок испытывает нехватку языкового опыта, и, чтобы преодолеть это, в свободное от занятий время я использую элементы драматизации, тетрализации и инсценирования.

Дети чувствуют себя маленькими актёрами и с удовольствием приходят ко мне на занятия. Учащиеся часто импровизируют сами, меняют не только от дельные реплики, но и ставят свои собственные сценки.

Для младших школьников важно проводить занятие интересно, чтобы детям нравилось. В таком возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. Дети этого возраста обращают  внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. Учитывая это, на занятиях я использую: игровые приёмы обучения грамматике, обучающие игры (игры по ролям и по правилам). Ролевые игры. Для объяснения учебного материала использую рифмовки, стихи, песни. Головоломки, ребусы, кроссворды, наглядный материал.

Игры способствуют развитию познавательной активности школьников при изучении английского языка, помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры, повышается интерес к предмету.

В ролевых играх дети в элементарной форме знакомятся с технологией театра. Поощряется всякая выдумка, так как в учебных условиях возможности в этом  отношении ограничены, а для изобретательности открываются большие просторы.

Ролевая игра способствует созданию благоприятного психологического климата на занятии, усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся, даёт возможность использовать имеющиеся знания. Опыт, навыки общения в разных ситуациях, сохраняет интерес детей к английскому языку. Часто дети разыгрывают на занятиях сказки по ролям.

Стихи и рифмовки помогают детям быстро и легко усвоить основные правила чтения на английском языке, запомнить английский алфавит, пополнить лексический запас, выучить грамматические правила. Рифмовка не должна быть длинной; содержание должно быть образным, чтобы можно было нарисовать к ней картинку-опору или подобрать игрушку, потому что в младшем школьном возрасте дети лучше запоминают слова, связанные с конкретными образами, действиями, ощущениями; хорошо если рифмовка музыкальная – рифмовки-песенки под музыку лучше запоминаются, поднимают настроение детям.

На протяжении нескольких лет учащиеся нашей школы принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах и занимают призовые места.

С каждым годом желающих принять участие в них становится всё больше и больше.

Одним из главных своих достижений я считаю повышение уровня креативности своих учеников, вовлечение их в процесс осознанного творчества.

Формирование устойчивого интереса к изучению иностранного языка возможно только в условиях творческого подхода к процессу обучения. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. Во многом этому способствует дополнительная воспитательная работа по английскому языку.