Педагогам
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДА PDF Печать E-mail
Добавил(а) Григорьева Е.В.   
21.12.16 17:55

В прошлом году Следственный комитет России зарегистрировал 461 самоубийство среди несовершеннолетних. В Федеральном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии имени Сербского говорят, что 10-14 лет — самый опасный возраст для суицидов. «Подросток в это время переживает возрастной кризис, — объясняет руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Центра Сербского Борис Положий. — Из ребенка вылупляется взрослый человек. Все это сопровождается самокопанием, недовольством собой и другими, поиском ответов на вечные вопросы «Кто я? Что могу?». К тому же большинство молодых людей романтизируют смерть. Для них это просто иной способ существования. А современные родители заняты зарабатыванием денег и разучились слушать своих детей, разговаривать с ними. Общение часто строится либо на принципах авторитаризма по системе начальник-подчиненный, либо ребенка просто не замечают — он растет, как сорняк. И посоветоваться о проблемах ему не с кем. Есть и третий вариант, когда взрослые возводят чадо на престол. Что бы подросток ни сделал — все прекрасно и замечательно».

Врачи констатируют, что если c 2002 года количество взрослых суицидов в России постепенно снижается (с 10-го места в мировом рейтинге стран с самым высоким уровнем самоубийств мы переместились на 14-е), то по подростковым положительных тенденций нет. На каждые 100 тысяч детей 10-14 лет приходится 2,5 суицида, среди подростков 15-19 лет —16,3. Среднемировой показатель почти в три раза меньше. Сформировалась и география добровольной смертности.

 

— Мы единственная страна, где различия в частоте суицидов в регионах достигают десятков раз, Нигде больше в мире такого нет. В республиках Северного Кавказа приходится три-четыре случая на 100 тысяч населения, а в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока — до 80-70 суицидов на 100 тысяч».

Целью профилактики суицидального поведения в школе является оптимизация психологического климата, повышение компетентности участников образовательного процесса в области общей профилактики и предупреждение потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой.

Многоплановость проблем, которые требуют решения в процессе социально-психологической работы с подростками группы риска (в том числе суицидального), предполагают участие в этой деятельности разных специалистов: медиков, инспекторов, социальных работников и др.

Центральная роль школы в этом процессе объясняется следующими обстоятельствами:

  • Система образования способна отслеживать судьбу ребенка от 5-6 лет до совершеннолетия;
  • В образовании есть специалисты, которые при некотором целевом обучении, могут квалифицированно выполнять эту работу;
  • В системе образования существует отработанная система повышения квалификации педагогов и специалистов, охватывающая практически все компетенции, связанные с осуществлением социально-ориентированного обучения и комплексной помощи детям разных возрастов;
  • Школа имеет давние традиции (методы, технологии) работы с родителями и при некоторой оптимизации этой деятельности может опосредованно (в некоторых случаях напрямую) влиять на тех родителей, которые неэффективно осуществляют свои родительские функции;
  • Устоявшаяся , проверенная временем система общественного воспитания и образования детей, имеющая свои гуманные цели (ценности) и адекватные решению выше поставленных задач средства, методы и технологии.

Комплексное сопровождение детей группы риска( в том числе по суициду)должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности:

  • Социальная помощь
  • Медицинская помощь
  • Правовая защита и правовой всеобуч
  • Педагогическая поддержка
  • Психологическое сопровождение
  • Обучение навыкам социальной компетентности (умениям общаться, справляться со стрессом, разрешать конфликты, работать в команде, преодолевать трудности и др.)

Профилактика суицида среди детей, подростков и молодежи, эффективная система сопровождения состоит из:

  1. Организация и мониторинг первичной профилактики (осуществляется зам зав филиалом по УВР)
  2. Раннее выявление и профилактика суицидального поведения в рамках первичной профилактики (осуществляется классными руководителями)
  3. Общешкольный мониторинг предрасположенности к суициду (осуществляется школьным психологом)
  4. Психологическое просвещение педагогов (осуществляется школьным психологом)
  5. Психолого-педагогическое просвещение родителей (осуществляется классными руководителями)
  6. Проведение общешкольной акции «Я выбираю Жизнь» (осуществляется старшей вожатой)
  7. В случае возникновения прецедента внедрить технологию кураторство случая (заключить соглашение с родителями о совместной работе, разрабатывать и реализовывать индивидуальный план сопровождения) (осуществляется совместно).

Основные направления работы, в рамках профилактики суицида, имею несколько профилактических уровней: общая, первичная, вторичная и третичная профилактика.

Общая профилактика

Задачи общей профилактики:

ü    Повышение групповой сплоченности коллективов

ü    Оптимизация психологического климата

Эти задачи могут быть реализованы в следующих формах:

  • Диагностика ученических и педагогических коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата
  • Тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах
  • Групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов
  • Все мероприятия по плану детской организации, направленные на  оптимизацию психологического климата в коллективе
  • Коррекционно-развивающие занятия психолога
  • Мероприятия, направленные на адаптацию обучающихся.

Задачи педагога-психолога на данном этапе.

  1. Изучение особенностей социально-психологического статуса и особенностей адаптации учащихся, с целью своевременной профилактики и эффективного решения возникших проблем (это всегда входит в план работы психолога)
  2. Участие в создании системы психолого-педагогичекой поддержки обучающихся (система профилактического консультирования и индивидуальной диагностики ппо требованию)
  3. Участие в разработке и проведении общешкольных мероприятий и классных часов, целью которых будет содействие формированию положительной Я-концепции, уникальности и неповторимости личности, коммуникативной компетентности, ценностного отношения к жизни и т.п.

Первичная профилактика

Первичная профилактика  осуществляется в отношении детей и подростков группы риска, имеющих в наличии три и более факторов суицидального поведения. И хотя нельзя говорить о том, что эти дети обязательно будут реализовывать суицидальные намерения. Но, учитывая наличие комплекса суицидальных факторов необходимо в отношении этой группы осуществлять профилактические меры.

В первую очередь, необходим комплекс мероприятий, содействующий повышению компетенции педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска, а так же оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В рамках повышения компетентности педагогов и родителей необходимо разработать для них памятки. Необходимо  пригласить детского  психоневролога с лекцией по проблематике депрессии и суицидального риска. По проблемам взаимоотношений с ребенком – лекция психолога и индивидуальное консультирование.

В период первичной профилактики необходимо создание группы под руководством зам зав филиалом  по ВР по сопровождению ребенка группы риска целью которой станет создание индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения.

Задачи психолога на этом этапе:

  1. На основании анализа наблюдений, текущей диагностики, жабол учителей, запросов родителей выделение подростков группы риска, в том числе имеющих комплекс суицидальных факторов
  2. Проведение дополнительной диагностики («Патохарактерологичесий опросник» Личко, «Опросник суицидального риска», «Тест хрустрационной толерантности» (Розенцвейг), «Опросник социально-психологической адаптации» (Роджерса-Даймонда), «Шкала самооценки уровня тревожности» (Спилберга-Ханина), «Опросник агрессивности» (Басса-Дарки), тест Сильвера «Нарисуй историю»)
  3. Анализ диагностических данных с выходом на рекомендации
  4. Участие в разработке и реализации индивидуальных программ сопровождения
  5. Реализация своей доли ответственности с семьей подростка
  6. Разработка памяток для педагогов и родителей.

Вторичная профилактика

Вторичная профилактика осуществляется с группой  учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуацией и высказывающих суицидальные намерения. То есть тех, кто косвенно (через записки, дневниковые записи, словесные ключи) или прямо говорит о желании самоубийства. Основная задача – предотвращение самоубийства. Поэтому необходима большая группа совместно работающих по общему плану педагогов индивидуально составленному  для каждого случая.

В первую очередь следует  оценить степень риска самоубийства. Существует 3 степени риска:

  • Незначительный риск (наличие суицидальных мыслей без определенных планов)
  • Риск средней степени (наличие суицидальных планов без сроков реализации)
  • Высокий риск (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого)

Оценить степень риска можно используя следующие диагностические методики6 «Опросник суицидального риска» (ОСР), «Карта риска суицидальности», «Шкала оценки риска Суицида» (Патерсон), «Шкала безнадежности» (Бек).

Задачи психолога при незначительном риске.

  1. Оказать эмоциональную поддержку
  2. Сфокусировать ребенка на сильных сторонах его личности
  3. Направить к психотерапевту (психиатру)
  4. Наладить постоянные контакты.

Задачи психолога при наличии риска средней степени:

  1. Оказать эмоциональную поддержку
  2. Укрепить желание жить
  3. Обсудить альтернативы самоубийства
  4. Направить к психотерапевту (психиатру)
  5. Связаться с семьей, друзьями.

Задачи психолога при наличии высокого  риска

  1. Постоянно оставаться с ребенком, не оставляя его ни на минуту
  2. Удалить орудия самоубийства (при необходимости)
  3. Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать скорую помощь и организовать госпитализацию
  4. Информировать семью.

Третичная профилактика

Тертичная профилактика предполагает мероприятия, снижающие последствия и уменшающие вероятность парасуицида, социальную и психологическую реабилитацию суицидента и его суицидального окружения.

Наиболее опасным периодом считается 1-3 недели после первой попытки следует оценить:

  • Актуальность конфликта
  • Степень фиксирования суицидальных тенденций
  • Отношение к совершенной попытке.

Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний:

  1. Критичный. конфликт утратил актуальность. Характерно Чувство стыда, страх перед возможным смертельным исходом, рецедив маловероятен.
  2. Манипулятивный. Актуальность конфликта уменшилась. Характерно чувство стыда, страх смерти, но высока вероятность того, что впредь при решении конфликтов суицидент будет прибегать к этому способу.
  3. Аналитический. Конфликт сохраняется актуальным, но суидидальных тенденций нет. Характерно раскаяние за покушение. Подросток ищет способы решения конфликта, если не найдет – возможен рецидив.
  4. Суицидально-фиксированный. Конфликт актуален, сохраняется суицидальные тенденции. Отношение к суициду положительное. Необходима тесная работа с суицидентом и жесткий контроль.

При организации третичных профилактическихмероприятий после фатального суицида направлено на помощь родным и близким  самоубийцы в преодолении боли утраты и для предотвращении подражании и имитации. Работа с несовершеннолетним другом самоубийцы – это разговор с возможной следующей жертвой суицида. Цель этого разговора – снятие запрета на обсуждение причин самоубийства, предотвращение последующей идеализации и романтизации поступка. В разговоре следует употреблять официальную причину «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина». Однако нельзя упоминать средства совершения самоубийства. Друзьям следует разрешить посещение похорон. Но они не должны нести гроб во избежание вторичной травматизации.

Задачи психолога на этом этапе:

  1. Определение типа постсуицидального состояния
  2. Определение шагов дальнейшего сопровождения
  3. Индивидуальная работа с ребенком
  4. Организация работа в коллективе с целью восстановления у ребенка навыки адаптации
  5. Организация консультаций для педагогов и родителей
  6. Мониторинг состояния подростка.

Для более эффективной работы следует включить в группу работающих с детьми педагогов, психиатра (психотерапевта) районной поликлиники, психологов имеющих специальную подготовку по этому вопросу, социального педагога, инспектора по делам несовершеннолетних, активных родителей.

Однако, основная задача профилактики суицида среди детей и подростков – это раннее выявление суицидальных факторов и их устранение

 

 

 

 

 

 

Последние обновления за 21.12.16 18:02
 
<< Начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 Следующая > Последняя >>

Cтраница 1 из 7