ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ЧИТАЮТ? PDF Печать E-mail
Добавил(а) Григорьева Е.В.   
28.08.13 18:16

Утверждение, что современные дети не читают не более, чем миф. Дети очень разные. Верно лишь утверждение. Что современным детям меньше нравиться читать, чем их сверстникам 20-30 лет назад. И для этого есть объективные причины. Психолог Екатерина Мурашова, в частности считатет, что дело в общем ускорении темпов жизни, смене общественных ценностей, приведшей к изменению отношения к книге вообще. А главное причина кроется в скорости информационного потока, к которой наш современник привыкает с детства. И все же дело не только в этом. Педагоги и психологи сходятся в том, что ЧТЕНИЕ –ОГРОМНЫЙ ТРУД. Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы сразу оба полушария головного мозга. И если одна из зон «тормозит» или «пробуксовывает», весь процесс … теряет смысл. И тогда чтение превращается для ребенка в жуткое наказание. Дошкольник или младший школьник  напряженно складывает буквы в слова, но не понимает смысла прочитанного. В более старшем возрасте можно наблюдать аналогичный процесс. Когда подросток ухватывает не только внешнюю фабулу событий, не «прочитывая» подтекст, не понимая философию автора и т.д.

К сожалению, некоторые современные родители, сами привыкшие получать большую часть информации из электронных носителей, всерьез считают, что чтение книг, особенно художественных, для ребенка не обязательно, важнее – знать, где найти нужную информацию и уметь это сделать быстро. Однако, благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память и воображение ребенка. Не говоря уже о том, что чтение играет важную роль в формировании личности и нравственном воспитании. Кроме того, педагоги начальной школы с тревогой отмечают, что мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном  и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.

Педагог Татьяна Ильина хорошо обосновывает еще одну причину, по которой дети не любят или не приучены читать. Эту причину можно назвать социальной, семейной или педагогической, и звучит она просто: НЕ БУДЕТ ЧИТАТЬ РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ НЕ ВИДИТ РЯДОМ ЧИТАЮЩЕГО ВЗРОСЛОГО  - МАМУ ИЛИ ПАПУ.  Специалисты бьют тревогу – сегодня не мало семей, в которых книг нет вообще.

Другой вариант – когда книжные полки ломятся под тяжестью прекрасно иллюстрированных, хорошо изданных энциклопедий по любым отраслям знаний. Ребенка, с интересом их «проглатывающего» нельзя назвать читающим. Он, конечно, может поразить своей интуицией, но при этом ему может оказаться сложно пересказать цепочку событий в самом простом рассказе.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

За советом обратимся к психологу Екатерине Мурашовой. Она рекомендует:

  1. Забудьте про комиксы и журналы с наклейками. Читайте вслух маленькому ребенку детскую классику Льва Толстого и Константина Ушинского, сказки разных народов. Приучайте ребенка  и к вяловатым описаниям Бианки, и к сухой политизированности Родари, и к явной социалистической риторике Носова.
  2. Начиная с 5-6 лет переходите к историческим повестям для детей (например, «История первобытного мальчика»), рассказам о животных и сентиментальным повестям (например, Лидия Чарская). Лет  до восьми, не бросайте читать ребенку вслух, даже если он уже бегло читает учебник и хрестоматию. Интересные книжки им еще не осилить.
  3. С 8 лет начинайте проявлять хитрость, которая заключается в том, что чтение обрывается на самом интересном месте, у вас вдруг появляются неотложные дела,  а книжка остается лежать на краю стола. Вряд ли эксперимент пройдет с первой или даже пятой книжкой. Но когда-нибудь наступит такой момент, что ребенок устанет ждать и возьмет книгу сам.
  4. Дальше задача родителей подсовывать осторожно и настойчиво все новые книжки. Случайно обнаруженные в шкафу или вдруг выпавшие из ящика стола. Для начало это должен быть именно тот жанр, к которому принадлежала «первая» книга ребенка.
  5. Постепенно расширяйте палитру жанров.

Наши дети - очень талантливые. Надо только помочь их талантам раскрыться. А еще они очень добрые, способные к сочувствию.

Как и мы когда-то, они также безутешно плачут над бедной собачкой и умершим от тоски по ней львом, грустят над полуграмотным письмом без адреса Ваньки Жукова, и впервые узнают войну «на вкус», переживая сюным бойцом Ваней Солнцевым все его трагические потери.