кризис первоклассника PDF Печать E-mail
Добавил(а) Григорьева Е.В.   
21.10.10 12:17

Первый учебный год может стать серьезным испытанием как для

самого ребенка, так и для родителей. Не зря психологи

называют этот период кризисным.  Как преодолеть его без

неприятных последствий?

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач требующих мобилизации его  интеллектуальных и физических сил. Изменяется социальный статус бывшего малыша, происходит переоценка ценностей.  И у половины детей(чаще у шестилеток) формирование «внутренней позиции школьника» идет либо с опозданием, либо со значительными перкосами. А ведь именно в первом классе закладывается основа дальнейших отношений ребенка со школой. Ответственность за то, чтобы этот процесс прошел правильно, лежит большей частью на родителях. Ведь в развитии школьных стрессов зачастую виноваты именно они.

Первый год обучения ребенка в школе. Наступает своеобразный испыта­тельный срок для семьи. Во-первых, именно в этот период требуется максимальное уча­стие родителей в жизни ребенка. Во-вторых, начинают четко проявляться все воспитатель­ные недоработки. В-третьих, при наличии благих намерений и отсутствии психологи­чески грамотного подхода сами родители нередко становятся виновниками стрессов у детей.

Ситуация первая.

Ребенок быстро потерял интерес к школе, отка­зывается туда ходить. На уговоры отвечает грубо­стью, на принуждение - агрессией.

Привыкая к новым условиям и требованиям, ребенок прохо­дит несколько этапов адапта­ции.

«Физиологическая буря». Так называют первые 2-3 недели обучения. На изменение при­вычного режима и условий ор­ганизм отвечает напряжением практически всех своих сис­тем, расходуется значитель­ная часть ресурсов. Именно поэтому осенью первоклашки чаще болеют.

Неустойчивое приспособле­ние. Организм ребенка выраба­тывает приемлемые, близкие к оптимальным, способы реаги­рования.

Относительно устойчивое приспособление. Организм ре­агирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Период адаптации варьирует от 2 до 6 месяцев в зависимо­сти от индивидуальных осо­бенностей ученика. Это нужно учитывать, прежде чем при­нимать решительные меры. Главная задача - помочь ребен­ку принять «позицию школьни­ка».

  • Чаще беседуйте о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что бу­дет, если никто не станет их со­блюдать. Только беседы долж­ны проходить в ненавязчивом тоне.
  • Поиграйте дома с первокласс­ником в школу, существующую только по правилам, которые нравятся ему самому, или со­всем без правил.
  • Старайтесь  понять     чувства ребенка и выразить уважение к ним: его эмоциональная сфера еще слишком уязвима.
  • Запаситесь   терпением:   чем меньше негативных эмоций вы проявите  сейчас, тем  больше вероятность, что все эти про­блемы останутся в данном воз­растном периоде.

 

 

 

 

 

СИТУАЦИЯ ВТОРАЯ

Ребенок постоянно болеет или стремится сказаться больным, только чтобы не ходить в школу, не делать уроки.

Родители и даже педагоги склон­ны недооценивать сложность периода физиологической адап­тации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям меди­ков, многие дети к концу первой четверти худеют, артериаль­ное давление либо понижается (признак утомления), либо по­вышается (признак переутом­ления). Неудивительно, что многие жалуются на головную боль, усталость и другие недо­могания. Вспомните об этом, прежде чем упрекать ребенка в лени и отлынивании от своих новых обязанностей, а также обратите внимание на его здо­ровье. Например, обычный, каза­лось бы, насморк (если у ребенка аденоиды, хронический ринит, гайморит) затрудняет носовое дыхание, а значит, мозг недопо­лучает кислород и ребенок бы­стро утомляется. По возможности, снизьте пси­хологическую нагрузку: вторую половину дня такому ребенку лучше проводить дома, а не на продленке, желателен и двухча­совой дневной сон.

  • Физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных про­гулках   на   свежем   воздухе   и продолжительном ночном сне (10-11 часов).
  • Оказывайте   ребенку   психо­логическую поддержку: он дол­жен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные труд­ности.
  • Поддерживайте   первокласс­ника в его попытках справить­ся с возникшими трудностями, чаще показывайте искреннюю веру в его возможности.

 

 

 

СИТУАЦИЯ ТРЕТЬЯ.

Ребенок стал мрачным, замкнутым, не хочет ни с кем общаться.

В эмоциональной сфере ребенка происходят серьезные измене­ния. В дошкольном возрасте, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, ко­нечно, испытывал обиду или до­саду, но это не так кардинально влияло на становление его личности в целом. Теперь же он уже способен обобщать события и делать выводы. И череда неудач (в учебе, в общении) может при­вести к формированию устой­чивого комплекса неполноцен­ности.   Такое  «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом скажется на формиро­вании самооценки ребенка. Эта особенность психики де­тей учтена в школьном обучении: в первый год учебы им оценок не ставят.

  • Учитывайте  это  обстоятель­ство и вы: старайтесь замечать малейшие достижения ребенка и оценивать его поступки, а не самого школьника.
  • Поддерживайте активные по­пытки   преодолеть   различныетрудности.
  • Покажите ребенку, что вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя.
  • Когда он успокоится, попро­буйте вместе проанализировать причины   и последствия сло­жившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае.
  • Затем можно перейти к обсуждению того, как можно ис­править положение теперь, ка­кие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать сим­патии одноклассников.

 

 

 

Статья  составлена  по материалам газеты «АВС».