"Работа с одаренными детьми в ГПД" Печать
Добавил(а) Патутина Н.Н.   
10.04.14 11:38

Слайд №1

Я познакомлю вас с организацией работы с одаренными детьми в группе продленного дня.

 

Слайд №2

В настоящее время в школе работают четыре ГПД, целиком охватывающие учащихся с 1 по 5 классы  частично 6-8 классы.

 

Слайд №3

Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде).

По данным психологов с годами резко снижается процент одаренности  среди детей: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к семнадцати только 15-20%. Необходимо развивать задатки и способности детей, иначе они постепенно угаснут в следствие  невостребованности.

 

Слайд №4

Одаренность определяется в основном 3 взаимосвязанными параметрами:

- опережающим развитием познания;

- психологическим развитием;

- физическими данными.

Трудности в работе с одаренными детьми:

  1. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя зачастую приводят к тому, что ученика почти перестают спрашивать: учитель уверен, что он и так знает. А когда он видит, что его активность не нужна, то переключается на что-нибудь постороннее – отвлекается. Т.о. особые возможности одаренных детей остаются как бы невостребованными.
  2. От одаренных детей часто требуют отличных отметок. А отметки снижают за плохой почерк, плохое поведение, не по форме выполненное задание. В некоторых семьях снижение отметок воспринимается как драма.
  3. Трудности во взаимоотношениях со сверстниками: чтобы не оказаться отверженным, одаренный ребенок старается быть «как все».
  4. Трудности по таким предметам как физкультура, технология. Другие ученики могут быть не лучше, но они не привлекают к себе такого пристального внимания.
  5. Выбор игр : юные интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы , когда их сверстники – к более подвижным и веселым играм.

 

Слайд №5

Работа с одаренными детьми в ГПД строится по следующим направлениям:

- создание благоприятных условий (организационных, педагогических, психологических);

- методическое обеспечение работы через внедрение передовых методических разработок в практику воспитателей ГПД, повышение профессионального мастерства, обмен опытом на заседаниях ШМО;

- организация различных мероприятий по работе с одаренными детьми: конкурсы, олимпиады, Неделя начальных классов и многое другое.

 

Слайд №6

Среди многообразия форм работы можно выделить следующие:

  • Индивидуальный и дифферинцированный подход к учащимся на каждом занятии ГПД.
  • Ø Дополнительные занятия с одаренными учащимися после уроков согласно индивидуальному плану работы, включающие  в себя подготовку к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;
  • Ø Ученики нашей школы постоянно принимают участие в конкурсах различного уровня: муниципальных «Дорога глазами детей», областных «Красота Божьего мира», интеллектуальном «Муравей», международных «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП» и другие;
  • Ø Посещение предметных и творческих кружков по способностям.
  • Ø Использование современных ИКТ. И как результат этого  -  проектная деятельность учащихся. Гиперссылка

Я предлагаю вашему вниманию  проект ученика  2 класса Данилова    Андрея, который был подготовлен им в рамках реализации областного проекта «Шаги к лидерству», руководитель проекта – педагог ДО Шатрова Н.Н.

  • Ø Создание детских портфолио. Эта необходимость диктуется введением новых ФГОС начального общего образования.

 

Слайд №7

Работа будет приносить хорошие результаты только в том случае, если она ведется в системе. Воспитателями ГПД  разработана система  программных мероприятий, включающих в себя как работу с академически одаренными детьми, так и с детьми, проявляющими себя в творчестве, спорте и общественной деятельности.

 

Слайд №8

Ведущими формами учебной деятельности в ГПД являются

коллективная и самостоятельная деятельность.

Учитель может варьировать различные формы учебной деятельности учащихся в процессе самоподготовки: индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах и группах и т.д., т.е. управлять формами взаимодействия, сотрудничества учащихся в условиях учебного общения.

Организация учебной деятельности на самоподготовке предполагает регуляцию общения между учителем и учащимися, между учениками, внутри группы, между учителем и одним учеником во время консультации. Кроме того, это  систематическая работа педагога по преодолению трудностей объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается ученик при самостоятельном выполнении домашних заданий.

 

Слайд №9

Для развития академических способностей детей проводились нетрадиционные формы уроков – уроки – КВН, сказки, путешествия с применением технологий дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.

Развитие творческих способностей учащихся предполагает включение их  во внеурочную деятельность. Это различные мероприятия, которые рассчитаны на развитие логики, мышления, эрудиции.

 

Слайд № 10

Одним из путей реализации работы с одаренными детьми в ГПД было создание клуба по интересам «Мозаика». 100% охват обучающихся дополнительным образованием позволяет им проявить себя в различных видах деятельности.

Это занятие в творческом объединении «Информационная культура», включение учащихся в исследовательскую деятельность.

Это участие в работе школьный творческих объединений. Гиперссылка.

Учащиеся занимаются в танцевальной студии «Гармония», посещают Воскресную  школу, обучаются  у преподавтелей музыкальной школы вокалу и игре на фортепиано.   На  базе нашей школе дополнительное образование реализуется по  направленностям: научно-техническая направленность – «Информационная культура», социально-педагогическая – «Путешествие в страну Чистоговорию», «Шаги к лидерству», эколого-биологическая – «Азбука природы», физкультурно-спортивная – хореографическая студия «Гармония», художественно-эстетическая направленность – «Оригами и геометрия», «веселое тесто», «Волшебный мир бумаги».

Пятеро учащихся моего класса в прошлом году принимали участие в региональном проекте «Умный градЪ».

 

Слайд № 11

В ходе работы с одаренными детьми в ГПД планируется развитие познавательной, творческой активности и, как следствие, формирование положительной мотивации. Это должно привести к повышению качества знаний по предметам и на высшем уровне – к формированию ключевых компетентностей обучающихся.

 

Слайд №12

Была разработана диагностика учебных достижений учащихся,  составлены и используются в повседневной работе памятки по применению здоровьесберегающих технологий,  накоплены методические разработки внеклассных мероприятий, уроков, предметных недель, проектные работы учащихся.  Они размещены на сайте школы.

Выступили     на педагогическом совете «Основные направления работы с одаренными детьми» на тему: «Индивидуальная работа с одаренными детьми через систему дополнительного образования». На заседании круглого стола, посвященному теме «Построение индивидуальной траектории развития школьников» -  выступление «Учет психологических особенностей школьников при построении индивидуальной траектории».

 

Слайд №13

Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Учащиеся кружка успешно выступают в конкурсах различного уровня.

.   Главное правило организации работы с одаренными детьми через систему ДО -  создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).