company logo

Авторизация



Статья "Развитие творческого мышления и познавательных способностей обучающихся" PDF Печать E-mail
Добавил(а) Патутина Н.Н.   
13.12.11 12:03

Патутина Н.Н.

Развитие творческого мышления и познавательных

способностей  обучающихся на уроках окружающего мира

В ФГОС начального общего образования сформулирован социальный заказ общества школе: нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и переучиваться, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений. Для успешного выполнения этой задачи в основу обучения закладывается системно-деятельностный подход. Таким образом, сейчас перед школой поставлена проблема необходимости развития индивидуальных способностей учащихся, создание благоприятных условий для формирования творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, уметь пользоваться на практике общеучебными умениями.

Именно познавательная и творческая деятельность развивает логическое мышление, память, речь, воображение, поддерживает  интерес к учению, т.е. формирует общеучебные интеллектуальные умения. Поэтому я стала работать над методической темой «Развитие творческого мышления и познавательных способностей  на уроках окружающего мира» и поставила перед собой следующую цель: развитие познавательных способностей учащихся, их интеллекта и творческого мышления через различные мыслительные операции, через развитие природоведческого кругозора детей, через приемы развивающего обучения.

В своей работе применяю следующие пути формирования творческих способностей: деятельностный подход в обучении и воспитании; реализация принципа воспитывающего обучения, предполагающего, что обучение и воспитание – единый процесс; создание атмосферы, благоприятной появлению новых идей и мыслей.

Атмосфера творчества на уроке создается путем: выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека; выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию; создание ситуации успеха.

Важную роль в творческом развитии учащихся, в повышении умения доказывать, прогнозировать ситуацию играет решение познавательных задач, размышление над проблемными вопросами. Под задачами понимают такие учебные задания, в которых от учащихся требуется найти ответ на вопрос, исходя из условия задачи. В доказательных ответах учащиеся имеют дело с самостоятельными обобщениями и конкретизацией понятий, анализом – синтезом, сравнением и систематизацией знаний. Для решения познавательных задач необходимо самостоятельно добывать знания. Этому помогают памятки, например:

  1. Что известно? 2. О каких известных явлениях идет речь? 3. Какова причина описываемого явления?  Она одна или несколько причин? 4. Найдя причины, можно ли ответить на вопрос задачи?

Содержание этой памятки помогает учащимся логически размышлять. Например, при решении задачи: «Кожа – самый обширный орган человека. Она защищает внутренние части тела от  различных повреждений, от холода и жары, от болезнетворных бактерий. На холоде кожа бледнеет, а от жары – краснеет. Почему это происходит?».

  1. Наружный покров тела – кожа – самый обширный орган человека. Кожа защищает внутренние части тела от  различных повреждений, от холода и жары. 2. На холоде кожа бледнеет, а во время жары – краснеет. 3. На холоде кровь устремляется вглубь тела, чтобы согреть внутренние органы, и кожа бледнеет. Во время жары кровь поступает в капилляры на поверхности кожи. При этом из организма удаляется избыток тепла, кожа краснеет.

По своему содержанию задачи, применяемые на уроках окружающего мира, разнообразны. Часть их требует чисто теоретических знаний, а часть основана на результатах наблюдений практического характера. Кроме того, еще можно выделить следующие задачи: задачи на доказательство; задачи на сравнение; задачи – обобщения. Условия некоторых задач допускают, что ученики могут чего-то не знать, но найдут правильное решение, выстроив цепочку логических рассуждений и проведя необходимый анализ.

Важным структурным элементом творческого развития обучающихся являются рисунки. Они нацелены на раскрытие основных идей познавательных задач, обеспечивая их наглядное выражение. При работе с рисунками у учащихся конкретизируются общие представления, формируются умения находить в рисунках необходимые объекты, обобщать, делать выводы. Наша школа работает в режиме полного дня, осуществляя интеграцию основного и дополнительного образования школьников. Работа с детьми во второй половине дня в творческом объединении «Азбука природы» помогает мне в использовании  этого структурного элемента – рисунка. Занятие делится на две составляющие части – теоретическую и практическую, где дети и осуществляют изобразительную деятельность по заданной познавательной задаче.

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Основными составляющими творческой личности младшего школьника являются:  уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости; отсутствие боязни показаться странным и необычным; способность быть самим собой. Таким образом, можно сделать вывод, что система обучения и воспитания в начальной школе создает условия для развития личности, готовой к грамотному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию и помогает становлению творческой, духовно и культурно насыщенной, диалогичной, толерантной, патриотической личности ребенка, что соответствует поставленной цели.

 

 



Работает под управлением Joomla!. Designed by: blog hosting semi-dedicated hosting Valid XHTML and CSS.