company logo

Авторизация



Урок окружающего мира во 2 классе "Какие бывают животные?" PDF Печать E-mail
Добавил(а) Патутина Н.Н.   
13.12.11 11:58

Тема урока:  Какие бывают животные?

Цель: обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы.

Задачи:

- учить различать группы животных по их характерным признакам;

- развивать речь, мышление учащихся через сравнение, обобщение; развивать умение выделять главное, расширять кругозор учащихся;

- воспитывать гуманное отношение к живому, прививать нормы поведения в природе.

 

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок – начинается урок. Сегодня нам с вами предстоит очень трудная работа: познакомиться друг с другом, провести урок и научиться новому. Ну что, в путь?

2. Сообщение темы и цели урока

Для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, давайте отгадаем кроссворд  «Узнай меня!»

 

Жаба          кот

Лиса           окунь

Сова           мышь

Слон          лев

 

 

 

- Итак, о ком же мы будем говорить сегодня?

- На нашей планете существует огромное  количество самых разных животных. И наша задача сегодня – ответить на вопрос – какие же бывают животные? А кто из вас знает, как называется наука, изучающая животных?  (На доске написать «зоология»).

3. Актуализация знаний

В прошлом учебном году мы уже изучали отличительные признаки некоторых групп животных. Оказывается, их различают по числу ног и по покрову на теле. У вас на партах лежат листочки с изображениями животных. Их всех можно разделить на четыре группы. Посмотрите внимательно и подумайте, как это можно сделать? А теперь самостоятельно раскрасьте ту группу  животных, которая вам больше понравилась.

- Кого раскрасили? (Беседа)

4. Работа по учебнику

- Давайте откроем наши учебники на с.   . Прочитайте тему нашего урока. Рассмотрите первую большую картинку. Кто на ней изображен?

- А какой отличительный признак этой группы животных вы выберете на маленькой картинке?

(Заполнение таблицы)

Название группы

Признаки

Рыбы

Плавники, чешуя

Птицы

2 ноги, 2 крыла, перья

Насекомые

6 ног

Звери

4 ноги, шерсть

 

1)- Итак, первая группа животных – рыбы, их отличительные признаки – наличие плавников и чешуи.

Занимательный материал.

Мы знаем, что рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды.

Очень занимательная летающая рыба. Она стремительно плывет, очень энергично двигая своим хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров.

Еще более необычная рыба – лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле! К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 м.

- Прочитаем об этом в учебнике.

2) Вторая группа животных – птицы. Тело покрыто перьями, две ноги, два крыла.

Занимательный материал.

…Какая из летающих птиц самая большая? Самая большая птица из живущих на Земле птиц вообще не умеет летать. Это африканский страус. Он достигает 2,5 м в высоту и весит более 135 кг. Это была бы тяжелая работа – поднять в воздух такую птицу.

Скорость полета у разных птиц очень различается.

Домашний голубь пролетает около 96 км в час, а самая маленькая птичка на Земле –  колибри от 80 до 88 км в час.

- Прочитаем об этом в учебнике.

3) Третья группа животных – насекомые, отличительная черта – наличие шести ног.

Занимательный материал.

…На нашей планете живет 2 млн. видов насекомых, более, чем всех остальных животных, да и растений вместе взятых. Они обитают в почве, на земле и в воде, в воздухе – везде.

Самое большое насекомое – бабочка орнитоптера с Соломоновых островов. Размах ее крыльев около 30 см.

Длина жука – голиафа 20 см (рассмотреть по линейке).

Наряду с великанами есть и крошки. Так, длина жука трихоптерикса равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!

Скорость полета насекомых невелика. Пчела пролетает 10 – 20 км в час, шмель – 3,5, муха – 2, златоглазка – всего лишь 0,5 км. Зато слепни летят с быстротой до 40 км в час, бабочки бражницы – около 60 км.

- Прочитаем об этом в учебнике.

4) Четвертая группа – звери. Их тело покрыто шерстью,  у них четыре ноги.

Занимательный материал.

– Какое животное живет дольше всех? Среди млекопитающих обычно слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд – чуть более 60 лет. Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни. Известно много случаев, когда они прожили более 50 лет.

А вот другие, не подвергаемые сомнению факты долголетия:

Бегемот – 41 год.

Носорог – 40 лет.

Медведь – 34 года.

Обезьяны – более 20 лет.

Кошки около 23 лет.

Собаки – 22 года.

Эти данные относятся к отдельным особям животных.

- Прочитаем об этом в учебнике.

5. Работа над новым материалом

1) Знакомство с земноводными

В воду плюхнулась лягушка,

А за ней – еще подружка.

А потом еще одна –

Донырнули все до дна.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Слышим снова голоса,

Это, видно, два дружка

Голосят им с бережка.

Пусть они себе живут,

И концерты нам дают.

Польза есть от лягушат –

Мошек, комаров едят.

 

- О ком это стихотворение? Лягушки, жабы.

- Давайте подумаем, к какой группе животных мы их отнесем? Давайте попробуем определить по таблице.

- Давайте выделим основные признаки сами. Сколько ног? Какие кожные покровы? (Записать)

- Где живут?

- Поэтому и получили свое название – земноводные. Сюда же еще относятся тритоны.

 

2) Знакомство с пресмыкающимися

- Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется « Пресмыкающиеся».  Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде ( болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вообще отсутствуют.

(Заполнить таблицу до конца)

Физкультминутка

Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час.

1, 2, 3, 4 – мышки дернули за гири.

Тут раздался страшный звон – мышки бросились бегом!

 

3) Обобщение по таблице

Учащиеся читают по таблице названия групп, признаки и приводят свои примеры.

 

6. Закрепление изученного материала

1) Отгадай загадку!

Отгадка + к какой группе относится

Живёт спокойно, не спешит.

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет …

 

У маленькой животинки

Сто серебристых

Монеток на спинке.

 

Лежит верёвка,

Шипит плутовка,

Брать её опасно –

Укусит. Ясно?

 

Скачет зверушка:

Не рот – а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Кто это?...

Деловитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком..

 

У меня ходули –

Не страшит болото.

Лягушат найду ли –

Вот моя забота.

1.

Шелестя, шурша травой, проползает шнур живой,

Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел. (Змея)

2.

Пушистой, маленькой хозяйке

Морозы не страшны:

Приберегла она на ветках

Сушёные грибы .  (Белка)

3.

Окраской - сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Зовут её  … .  (ворона)

4.

Я- пятнистая букашка,

По оранжевой спине

У меня одни кругляшки нарисованы везде.

Если в руки попаду -

Извините, обману:

Сразу, вроде без сознанья,

Я на спинку упаду.   (Божья коровка)

 

2) Игра «Кто лишний?»

Картинки с изображениями животных.

 

7. Проверка полученных знаний - тест

Учащиеся работают самостоятельно.

 

 

 

 

8. Рассказ о Всемирном фонде дикой природы.

 

- Кто изображён на картинке? (панда)

- Что за буквы написаны внизу?

Ученик  читает по карточке:

ВСЕМИРНЫЙ ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ- крупнейшая международная организация, которая  занимается разработкой и реализацией проектов по охране редких и исчезающих видов животных, природных экосистем, устойчивому развитию, природоохранному законодательству, а также природоохранному просвещению и образованию. Фонд основан в 1961 году. Эмблемой фонда является панда, нарисованная одним из организаторов фонда, биологом и художником Питером Скоттом. Задача фонда состоит в том, чтобы предотвратить нарастающую деградацию природной среды планеты.

 

9. Работа по учебнику

- Части каких животных вы видите  на рисунке папы?

 

10. Итог урока

- Что вам сегодня запомнилось на уроке?

– Что нового узнали?

– Что повторили?

11. Оценки за урок, домашнее задание

 



Работает под управлением Joomla!. Designed by: blog hosting semi-dedicated hosting Valid XHTML and CSS.