Конспект урока по ОБЖ "Туши пожар, пока в беду не попал". PDF Печать E-mail
Добавил(а) Прохоркина Е. А.   
07.12.09 11:33

Тема: "Туши пожар, пока в беду не попал".

 

Цель урока: создание условий для овладения правилами безопасного поведения.

 

Задачи:

а) знать:

- об основных причинах и последствиях пожара;

- об основных мерах пожарной безопасности в быту;

- о правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения;

б) уметь:

- правильно действовать в случае пожара в доме;

- эвакуироваться из горящего здания;

в) иметь представление:

- об основных поражающих факторах пожара, воздействующих на людей;

- об огнестойкости строительных конструкций.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

Мы знаем с вами, что огонь бывает добрый, и бывает злой.

Без доброго огня обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами, гонит холод, гонит мрак.

 Он приветливое пламя поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен, и за то ему почет,

 Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.

 

Да, огонь бывает разный, бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотистый, огонь добрый, огонь злой.

Злой огонь – огонь пожара,

Злой огонь – огонь войны.

От безжалостного жара дни темны, поля черны.

Жители земного шара, граждане любой страны,

Злой огонь тушить должны.

 

2. Изложение программного материала.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об одной из самых распространенных опасных ситуаций, которая может случиться в жилище – о возгорании и пожарах. А сделаем мы это вместе с героями стихотворения “Кошкин дом”.

- Помните?!

 

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся Кошкин дом!

Загорелся Кошкин дом,

Идет дым столбом!

 

- Пожар в доме – это большая беда.

- А давайте назовем причины, по которым мог возникнуть пожар в доме кошки. - Назовите наиболее частые причины пожаров.

- детские шалости с огнем;

- короткое замыкание в электросети;

- оставленные включенными без наблюдения утюг и другие электроприборы;

- неосторожное обращение с открытым огнем, свечами, бенгальским огнем возле новогодней елки, на балконе;

- чистка одежды бензином, использование бензина для разжигания печки (на даче);

- курение в постели, в сарае, на сеновале;

- брошенная в траву, в урну непотушенная спичка или сигарета;

- оставленные без контроля горящая свеча, газовая горелка;

- отсутствие контроля в зоне сварочных работ в течение пяти часов после их завершения;

- перегрев телевизора, его запыленность и размещение в нише мебельной стенки;

- хранение на балконе или в теплых помещениях пороха, лаков, красок, других легковоспламеняющихся жидкостей; попадание на балкон непотушенных окурков и спичек с верхних этажей;

- сушка предметов одежды, разогревание красок и лаков над газовой плитой;

- близкое размещение бумажных абажуров, газет, синтетических и других горючих материалов к лампам, печкам, электрокаминам;

- неосторожность в обращении с фейерверками, хлопушками, петардами; большое число мощных электроприборов, включенных в одну розетку, использование тройников.

 

- По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал к Прометею большой орел и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню. В древние времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в костре или очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающий пожар требуются нечеловеческие усилия, огромные средства и силы.

- Кто виноват?

- Чаще всего в пожаре виноваты сами пострадавшие, ведь для возникновения пожара необходимо всего два основных условия – источник и топливо, плюс что-то третье, относящееся к категории “не судьба”. Источником огня в квартире может быть искра, спичка, перегрев вследствие электрического, химического или иного нагрева, и даже разряд атмосферного электричества. С топливом в квартире тоже проблем нет. Газ, пыль, захламленные кладовки и антресоли, горючая бытовая химия и предметы интерьера, включая бытовую технику.

- Ну, давайте дальше вспоминать стихотворение

 

Загорелся Кошкин дом,

Идет дым столбом.

 

- Ребята, а вы знаете, что ядовитый дым – это опасный спутник огня, основной поражающий фактор пожара.

- Чем же он опасен для организма человека?

- А какие еще поражающие факторы пожара вы знаете?

- Ребята, в случае возникновения пожара в жилище какие должны быть действия человека?

- Что необходимо делать?

1. Вызови пожарную охрану по телефону 01.

Если телефона нет, зови на помощь.

2. Покинь горящее помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики)

3. Встречай пожарных.

4. Если огонь небольшой, то можно попробовать справиться с ним самостоятельно.

- А как же поступила кошка? Помните?

 

Кошка выскочила

Глаза выпучила

Бежит курочка с ведром

Заливать Кошкин дом,

А лошадка с фонарем,

А собачка – с помелом

Серый заюшка – с листом

Раз! Раз! И огонь погас.

 

- А вы какие знаете средства тушения пожаров?

- Объясните свой выбор (электроприборы нельзя тушить водой).

- А чего нельзя делать при пожаре? (распахивать окна и двери в горящем помещении — кислород способствует горению, а дым его уменьшает; близко подходить к огню из-за опасности взрывов, обрушения конструкций зданий. При больших пожарах образуются воздушные потоки, которые могут затянуть человека в огонь; поддаваться панике и мешать тем, кто тушит пожар, спасает имущество; тушить водой включенные в сеть электробытовые приборы, электрощиты и провода)

- На доске рисунок. Расскажите план действия в данной ситуации:

1) быстро выключить телевизор;

2) засыпать песком, землей

3) накрыть плотной тканью, покрывалом, курткой, ковриком.

- Однако самое лучшее – это не доводить дело до пожара. Для этого нужно не так уж и много – тщательно соблюдать инструкции и правила безопасности, которые прилагаются к любому электроприбору. И не забывайте о признаках возможного загорания электроприборов:

- появление дыма или запаха горелой резины (пластика, дерева);

- сильный нагрев отдельных частей или прибора в целом;

- искрение, вспышки света, треск в приборе или проводе.

- При появлении любого из этих признаков лучше сразу отключить прибор и позвать взрослых.

 

Если вдруг увидишь дым,

Что-то загорается,

Позвони по “01”,

Сразу все уладится!

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жги, не стой –

А залей его … (водой)

 

Ростом спичка-невеличка,

Не смотрите, что мала.

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шалить нельзя!

 

- А теперь немного с вами отдохнём и поиграем в игру.

«ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ!».

?      Кто, услышав запах гари, сообщат о пожаре?

?      Кто, из вас заметив дым, закричит «Пожар! Горим!»?

?      Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?

?      Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?

?       Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?

?      Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!

?      Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

 

3. Закрепление знаний.

- Пора подводить итоги. Кошке помогли надежные и верные друзья. Кошкин дом спасли.

- А мы с вами должны обязательно знать и соблюдать правила пожарной безопасности. И помнить откуда может прийти беда, что может стать причиной пожара.

1. Назовите основные поражающие факторы, воздействующие на людей при пожаре?

2. Перечислите причины пожаров в жилых и общественных зданиях.

3. Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать в доме?

 

Задание:

Расставь листы так, чтобы получилась пословица, отражающая суть системы противопожарной безопасности, да и одно из правил ОБЖ:

От малой искры, да большой пожар.

 

ОТ ИСКРЫ ПОЖАР РОЖДАЕТСЯ.

Упустишь огонь - не потушишь.

 

Спички не тронь, в спичках огонь.

 

Искра мала, да пламень велик.

 

Где огонь, там и дым.

 

Спичка – невеличка, а огонь великан.

 

Задание «Умный пожарный».

Из букв слова безопасность необходимо за 2 минуты  составить как можно больше  слов.

 

Задание «отгадай из какого произведения отрывок и кто автор»

 

А лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли,

Море пламенем горит

Выбежал из моря кит:

« Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите! «

Долго, долго крокодил

 Море синее тушил

      Пирогами и блинами

      И сушёными грибами

     ( « Путаница» К. И. Чуковский)

 

Третий этаж, и четвёртый, и пятый…

Вот и последний, пожаром объятый.

Чёрного дыма висит пелена,

Рвется наружу огонь из окна.

Надо ещё подтянуться немножко.

Парень, слабея. Дополз до окошка.

Встал задыхаясь в дыму,

На карниз, девочку взял

И спускается вниз.

( «Рассказ о неизвестном герое С. Я. Маршак»)

 

 

А недавно две газели

Позвонили и запели:

- Неужели в самом деле

Все сгорели карусели?

- Ах, в уме ли вы, газели?

Не сгорели карусели.

И качели уцелели!

( « Телефон»  К. И. Чуковский)

 

 

Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом,

Сто зевак стоит кругом.

Весь чердак уже в огне,

Бьются голуби в окне.

На дворе в толпе ребят

Дяде Стёпе говорят:

     - Неужели вместе с домом

    Наши голуби сгорят?

    ( « Дядя Стёпа» С. В. Михалков)

 

4. Подведение итогов

Оценки.

Памятки.

 

5. Домашнее задание. Найти и записать в тетради 2 пословицы о пожарах, о противопожарной безопасности.

 

 

 

Загадки

В избе изба, на избе труба,

Зашумело в трубе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идёт (печка).

 

Сидит на крыше всех выше и дымом дышит (печная труба).

 

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает…(огонь)

 

Летела мошка-

Осиновая ножка,

На стог села-

Всё сено съела.  ( Спичка)

 

Мала, да зла  и чуть свечу

А как упаду – много горя принесу (искра).

 

В брезентовой куртке и каске,

Забыв про кольчужную бронь,

Решительно и без опаски

Бросается рыцарь в огонь. (Пожарный).

 

Скачать:
Скачать этот файл (pozar.ppt)"Туши пожар, пока в беду не попал"[Презентация к открытому уроку]1500 Kb