Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека PDF Печать E-mail
Добавил(а) Прохоркина Е. А.   
28.12.09 10:20

Тема урока: « Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека».

 

Цель урока: сформировать целое представление об экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы.

 

Задачи урока:

?     рассмотреть вопросы загрязнения атмосферы, почв, природных вод;

?     знать правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания людей;

?      уметь использовать в работе  полученные знания и делать выводы;

?     развивать чувство причастности к решению экологических проблем, чувство ответственности гражданина за судьбу своей малой и большой Родины.

 

Оборудование урока: учебники, тетради, карточки, мультимедийный проектор.

 

Ход урока:

  1. 1.     Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Сегодня на уроке мы будем решать с вами серьёзные проблемы.

 

  1. 2.     Сообщение темы и целей урока

Тот, кто не делает добро,

когда имеет возможность делать его, будет страдать сам.

 

- Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на вопрос: «Экологическое равновесие – это важно или нет?».

- Мы узнаем, в чём конкретно проявляется природное равновесие и обобщим наши знания, какое влияние оказывает человек на природу.

 

  1. 3.     Повторение пройденного материала

- Давайте с вами вспомним, что изучает наука экология? (связь между живыми существами и окружающей средой).

  • Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
  • Экология – наука о среде обитания.

 

- А что такое экосистема?

Экосистема – это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом.

  • Экологическая катастрофа - это быстро происходящая цепь событий, приводящих к трудно обратимым или необратимым процессам в окружающей природной среде, делающих невозможным ведение хозяйства любого типа, определяющих опасность тяжёлых заболеваний, или даже смерть людей

 

- Я раздала вам на парты листы с кроссвордом. Заполните кроссворд а затем мы его проверим.

 

 1. Весь мир, в котором мы живем? (Природа)

 2. Как на земле называется существо, обладающее сознанием и разумом? (Человек) .  

 3. Как называют природу, включающую в себя солнце, воздух, воду, камни? (Неживая)

4. Какие живые организмы способны, поглощая углекислый газ, вырабатывать кислород? (Растения)

5.  Как одним словом можно назвать насекомых, зверей, птиц, змей и лягушек? (Животные)

6. Как называют природу, объединяющую растения, грибы, животных и человека? (Живая)

 

- Мы с вами разгадали кроссворд, а теперь подумайте и скажите, как связаны между собой человек и природа?

- Всё в природе взаимосвязано – животные и растения, растения и человек, человек и животные, живая и неживая природа. Ничто не существует обособлено, все компоненты природы тесно взаимосвязаны между собой, влияют и зависят друг от друга. Поэтому и говорят, что в природе существует «равновесие».

 

  1. 4.     Изучение новой темы

- Что же такое равновесие?

- В словаре Ожегова даётся такое определение равновесия.

 

Равновесие – это устойчивое соотношение между чем либо.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ — в природе, относительная устойчивость видового состава живых организмов, их численности, продуктивности, распределения в пространстве, а также сезонных изменений, биотического  круговорота веществ и др. биол. процессов в любых природных сообществах.…

 

- Мы с вами узнали, что в природе существует экологическое равновесие. Но почему, же в настоящее время так много и так часто говорят о том, что природное равновесие нарушается? Кто стал виновником этого?

 

- Приведите примеры нарушения человеком экологического равновесия. 

 

Например: уничтожение хищных птиц приведет к тому, что увеличится количество грызунов. А если увеличится численность грызунов, то пострадают растения. Истребление хищников из числа птиц приведет к увеличению численности насекомоядных птиц.

 

- Но есть и другие причины, которые ведут к нарушению природного равновесия (загрязнения, деятельность человека, вырубка лесов, осушение водоёмов).

 

- Давайте с вами решим такую задачку.

 

Экологическая задача.

Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо на одного человека. В городе из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько деревьев должно быть, чтобы обеспечить город кислородом в 900 000 человек?

 

- Есть у русского народа пословица «Как аукнется, так и откликнется».

 

- Это очень подходит к нашему сегодняшнему уроку. Если по вине людей нарушается экологическое равновесие, это оборачивается против самих людей. Ведь природа и люди неразрывно связаны между собой.

 

- А сейчас мы с вами рассмотрим, к чему могут привести загрязнение биосферы, воды, почв, атмосферы и  как это влияет на экологическое равновесие.

 

- И первое что мы с вами рассмотрим – это биосфера и человек.

 

- Что такое биосфера?

  • Биосфера (от греч. bios — жизнь и сфера), область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему.

 

Далее слайд «загрязнение биосферы. Виды загрязнений».

  • Ингредиентное  загрязнение (поступление  в биосферу чуждых ей элементов: газообразные, жидкие, твёрдые)
  • Энергетическое загрязнение (шумовое, тепловое, световое, радиационное, электромагнитное)
  • Деструкционное загрязнение (вырубка лесов, эрозия почв, осушение земель, урбанизация и другое)
  • Биоценотическое загрязнение – воздействие на состав, структуру популяций живых организмов

 

- Какое влияние оказывает человек на биосферу?

- Загрязнение биосферы может привести к необратимым последствиям и такому даже страшному явлению для человека и для всего живого – это мутагенезу, в результате чего могут рождаться уроды и у животных и у людей.

 

Мутагенез (от мутации и ...генез), процесс возникновения в организме наследственных изменений — мутаций.

 

 

- А что такое атмосфера?

- К чему может привести загрязнение атмосферы? (изменение климата, негативное влияние на здоровье человека, различные злокачественные новообразования, «парниковый эффект», разрушение озонового слоя).

 

- Следующий вопрос который мы с вами рассмотрим – это загрязнения почв.

- Что такое почва?

Почва - верхний слой литосферы, обладающий особым свойством — плодородием. Она является результатом преобразования поверхностных слоев литосферы совместным воздействием воды, воздуха и организмов. 

 

- Какие источники загрязнения почв вы знаете?

  • В результате неразумной хозяйственной деятельности человека уничтожается плодородный слой почвы, она загрязняется и изменяется ее состав.
  • Из-за ветровой и водной эрозии, засоления и других подобных причин в мире ежегодно теряется 5-7 млн. га пашен. Только ускоренная эрозия почв за последнее столетие на планете повлекла за собой потерю 2 млрд. га плодородных земель

 

  • Кроме промышленности и сельского хозяйства, источниками загрязнения почвы являются:
  • жилые дома
  • бытовые предприятия
  • бытовой мусор
  • пищевые отходы
  • фекалии
  • строительный мусор
  • пришедшие в негодность предметы домашнего обихода
  • мусор, выбрасываемый общественными учреждениями: больницами, школами, магазинами.

 

- Как эти загрязнения могут сказаться на человеке?

- Загрязнение почв ведёт к таким последствиям, как уничтожение больших гектаров плодородной земли, изменение её состава, а радиоактивные изотопы могут попасть в ткани живых организмов, в результате чего происходит развитие различных болезней.

 

- И последний вопрос который мы с вами рассмотрим – это загрязнение природных вод.

- Какую роль играет вода в жизни человека?

 

  • Известно:
  • вода – самое распространенное неорганическое соединение на Земле. Вода является основой всех жизненных процессов, источником кислорода в главном энергетическом процессе на Земле – фотосинтезе.
  • Состоят из воды:

    -растения на 90%

    -животные на 75%.

  • Потеря живыми организмами 10 – 20% воды приводит к их гибели.  

 

- К чему может привести загрязнение вод?

- Какие меры предпринимают по охране вод?

 

  • Сбережение и более эффективное использование;
  • Очистка сточных вод;
  • Создание водоохранных зон, прилегающих к акваторию;
  • Посадка в прибрежной полосе рек древесно – кустарниковой растительности;
  • Применение технологических процессов, водооборотных циклов;
  • Разработка новых производственных процессов и оборудования, обеспечивающих максимальную утилизацию  и обеззараживание промышленных отходов. 

 

  1. 5.     Закрепление нового материла и подведение итогов урока

 

- Давайте же вспомним, что такое экологическое равновесие?

- К каким проблемам может привести нарушение экологического равновесия?

- Как можно предотвратить процесс нарушения экологического равновесия?

- И давайте с вами ответим на главный вопрос, который мы поставили в начале урока.

- Экологическое равновесие – это важно или нет?

 

  1. 6.     Домашнее задание и выставление оценок

 

Д/З: найти статьи в газетах или интернете о нарушении экологического равновесия и на основе этого материла сделать листовку с призывом сохранения окружающей среды.