«Декоративно-прикладное творчество, отразившееся в народных традициях. «Садок»». PDF Печать E-mail
Добавил(а) Манаенкова Т.А.   
09.05.10 19:26

Мое самое интересное занятие
«Декоративно-прикладное творчество, отразившееся в народных традициях. «Садок»».


Цель: осуществить контроль уровня знаний, умений, навыков полученных по разделу «Бумажная пластика. Технология изготовления цветов способом холодной обработки бумаги».


Задачи:
- Совершенствовать умение детей изготавливать объемные изделия;
- Способствовать формированию умений и навыков использования способов и приемов работы при изготовлении изделий в технике бумажной пластики;
- Способствовать развитию сотворчества, художественного вкуса;
- Содействовать развитию образной памяти и продуктивного воображения;
- Совершенствовать желание и умение сотрудничать. 
- Способствовать формированию интереса к народным традициям;
- Обеспечить в ходе занятия соблюдение правил техники безопасности.

Демонстрационные материалы: цветы изготовленные детьми, иллюстрации поэтапного изготовления «Садка», схемы изготовления цветов из креповой и гофрированной бумаги.
Инструменты и материалы: цветная креповая бумага, клей ПВА, ножницы, проволока, палочки.

План
I. Организационно-подготовительная часть 
1. Сообщение цели занятия, 
2. Сообщение о работе объединения. 
II. Основная часть 
1. Беседа о традициях русского народа, показ иллюстрации, 
2. Практическая деятельность: 
а) планирование предстоящей работы, 
б) инструктаж по технике безопасности, 
в) самостоятельная работа. (Беседа о цветах).
III .3аключительная часть 
1. Оценка проделанной работы
2. Самоанализ детьми «своего» дела

Ход занятия

I. Организационно-подготовительная часть 
На земном шаре обитают сотни тысяч видов растений. И почетное место среди них занимают цветы. Трудно себе представить, как обеднела бы наша жизнь, погрустнела планета Земля, если бы исчезли на ней цветы. Они — символ любви и верности, символ уважения и вечной памяти. Цветы — самое скромное и красивое украшение нашего жилища. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение. К великому сожалению, живые цветы не долговечны. Но люди могут творить чудеса. Они научились создавать искусственные цветы, подражая самой природе. Это — большое искусство, со своими строгими правилами и законами, которые позволяют добиваться максимального сходства, раскрывать природную красоту каждого цветка, подчеркивая его характерные детали и особенности (Приложение 1).
Обладая наблюдательностью, вкусом, хорошо освоив методику окраски, обработки лепестков, тычинок, листьев, можно сделать любой цветок. А освоив искусство цветоделия, нужно научиться правильно, на основе пропорций и гармонии, составлять букеты. Этому мы с вами учились целый год: познакомились с различными видами художественной обработки бумаги, подробно останавливались на изготовлении декоративных цветов из креповой бумаги (Приложение 2).
- В чём её достоинства и превосходство над цветной бумагой и картоном (она легко придаётся форме, изделие получается объёмным, за счёт этих качеств, цветы получаются как живые)
- Сегодня на занятии вы продемонстрируете, как овладели технологией изготовления цветов, имеющих природную гофрированную структуру. Но для начала вспомним, что нужно для изготовления цветка?
- Тема нашего занятия: «Декоративно-прикладное творчество, отразившееся в народных традициях». Она напрямую связана с цветами, а занятие наше пройдет в виде посиделок. Пригашаю вас, добры молодцы и красно девицы, на завалинке посидеть – отдохнуть.
Педагог включает музыку: слышится растяжные звуки гармони, легкое посвистывание, если есть возможность можно пригласить гармониста, учителя музыки. Педагог предлагает детям окунуться в прошлое, вспомнить как раньше на Руси проводили свободное время юноши и девушки, ведь в то время не было телевизора и компьютера. Чем же занималась молодежь, как себя развлекала? Девочки наряжаются в яркие сарафаны. На голове у них венки из полевых цветов. Мальчики. подпоясывают широкие рубахи алым поясом, на голове у них картуз с цветком.
- А знаете ли вы, ребята, как бывало то в старину. Устанет честной народ после тяжелого трудового дня, а вечером отдыхают: разговоры разговаривают, сказки сказывают, гадают. Они все праздники церковные знали, посты соблюдали, родителей почитали.
II. Основная часть
1. Беседа: «Садок»
- Что как ни праздники ведут нас в прошлое, знакомят нас с традициями, приметами старины. Праздники продолжают жить и в наши дни. Интерес к ним растёт, изучаются народные обряды.

Педагог накануне занятия некоторым воспитанникам (Лизавете, Марии, Варваре) дает задание подобрать сказания о цветах, праздниках, свадебных обрядах, сообщаем о намерении использовать материал в ходе занятия. Комната в которой проходит занятие имеет декорации в виде крыльца крестьянского дома, вдали виднеются стога сена почти закончились полевые работы.
Варвара: Ой, девоньки, а вы знаете, а подруженьку-то нашу, Аришку, посватали. Жених с родней на запой в дом невесты ходил. На запое о дне свадьбы договорились. На покров свадьбу сыграют. 
Лизавета: Покров — первое зазимье. Покров — покровитель свадеб. Если Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб.
Педагог: Так как свадьба требовала значительных расходов, то в деревнях девушек выдавали замуж обычно тогда, когда уже закончились полевые работы.
- Самым подходящим временем для этого считался Покров Пресвятой Богородицы. В этот день всякая девушка-невеста считала непременным долгом побывать в церкви и поставить свечку перед образом Покрова Богородицы (верили, что девушка, первая поставившая свечу, и замуж выйдет раньше всех). Кроме этого перед образом Покрова читались особые молитвы: «Батюшка Покров, мою голову покрой. Матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее». Такую же самодельную молитву читали девушки и отходя ко сну: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом».
- Сегодня мы с вами узнаем об обрядах, которые позднее перекочевали в Россию, полюбились из-за своей красоты, а может быть причиной были смешенные браки. 
- В празднике этом, который называется свадьба, использовали такой обряд, как «садок продавать». На второй день свадьбы молодожены продавали искусственные цветы, которые были оформлены в «садок». Деньги, вырученные от продажи цветов, были первым капиталом молодой семьи. Делали «садок» подружки невесты, цветы подбирались не бессмысленно, использование каждого цветка было определено его магическими свойствами. Вероятно, подружки невесты должны были знать и символику цветов. Покупая цветок, гости желали молодым любви, богатства, счастья, поэтому «садок» считали символом любви и крепости семейной жизни. Именно он, отражает, на мой взгляд, декоративно-прикладное творчество в народных традициях. 
- Подружки невесты брали за основу высокий репейник и изготавливали «Садок», обматывали ствол цветными лентами, прикрепляли бумажные цветы, сделанные своими руками с любовью и теплом.
Мария: А давайте девоньки Аришке такой садок сделаем, какого еще никто не видывал. Пусть в нем цветы необычные будут, они ей счастье принесут.
Варвара: Слышала я, девоньки, что на другом конце земли «садок – то» по другому величают. Приехал к нам в гости брат отцов он на ихней свадьбе побывал и вот что рассказал: после венчания садилися за стол. На стол подали приженцы треугольные (пирожки с луком), пшенник, драчёну, оладьи, огурцы, капусту, ну и другое. За столом рядили курник – на куст репейника накручивали разноцветную бумагу, ленточки. Курник выкупают: тому, кто отламывает веточку курника и даёт за нее деньги, невеста подносит стакан вина. 

Мария: Давайте к делу приступать. Я васильки буду делать. Кто со мно?
Лизавета: А мне по душе лилия белая.
Варвара: Роза мой любимый цветок. Кто ко мне присоединится?


2.Практическая деятельность

Дети самостоятельно разбиваются на 3 группы, садятся за столы и приступают к работе, Начинается практическая часть занятия, во время которого педагог инструктирует детей, напоминает как правильно выполнить цветы Приложение 4 «Мастер – класс по изготовлению цветов). 

Стебель цветка. Стебель — основа цветка. Он должен быть достаточно прочным и жестким, так как на нем располагаются, кроме распустившегося цветка, листья и бутоны. Прежде чем приступить к изготовлению цветов, нужно научиться обвивать репейник бумагой (рисунок 1).

Лепестки, листья, тычинки. Основным материалом для изготовления цветов является гофрированная бумага. Чтобы сделать какой-нибудь цветок, нам вовсе не нужно иметь выкройку его деталей: лепестков, листьев, чашелистиков, так как у нас хорошо развит глазомер, и мы уже свободно владеем ножницами. Все бумажные цветы изготавливаются почти одинаково (Приложение 3). Разница заключается только в форме лепестков, а порядок сборки один и то же. Сначала обрабатываем лепестки, затем делаем сердцевину (тычинки), потом крепим листочки. Прежде чем приступить к работе восстановите в памяти или посмотрите в справочных изданиях цветы, которые будете делать. Это вам поможет. 
Василек сделаем из синей бумаги. Тычинки делаются из гофрированной и плотной бумаги. Вы¬режем полоску в виде клина. Внизу проведем прямую линию, отступив от края на нужное расстояние в зависимости от величины цветка. Сверху до линии сделаем разрезы через 5—7 мм (шаблон 4). Затем бумажные полоски протянем между большим пальцем правой руки и краем закрытых ножниц или линейки так, чтобы они свернулись в ко¬лечки. Потом заготовку накручивает на толстую проволоку или палочку по спирали. Далее вырежем заготовки лепестков в виде треугольников. Сложим их вдвое и вырежем по краям зубчики (шаблон 1,2). Будем приклеивать лепестки по кругу на сердцевину, несколько ниже тычинок. Из зеленой бумаги вы¬режем листочки. Проволоку надо будет обмотать полоской зеленой бумаги и прикрепить листочки.

Розу надо делать из тонкой бумаги. Сначала вырезаем лепестки, штук пятнадцать-двадцать (шаблон 3). Наружные лепестки должны быть больше, чем внутренние. Лепесткам при¬дадим плавный естественный изгиб. Для этого несколько раз протянем их между большим пальцем правой руки и краем закрытых ножниц так, чтобы они слегка «закудрявились». Сборку начинаем с самых ма¬леньких лепестков. Располагаем их как сердцевину цветка. Каждый новый слой лепестков обмазываем клеем ПВА. Когда цветок собран, приклеим чашелистик (шаблон 6), обмотаем бумагой и прикрепим листья.

 

Лилию надо делать из тонкой белой бумаги. Сначала вырезаем лепестки, штук шесть (шаблон 5). Наружные лепестки должны быть такого же размера как внутренние. Лепесткам при¬дадим плавный естественный из¬гиб. Для этого вытягиваем их большими пальцами рук. Сборку начинаем с тычинок, которые делаем из кручиной гофрированной бумаги или салфеток желтого или коричневого цвета. Располагаем их как сердцевину цветка. К ним приклеиваем первые три лепестка, второй слой располагаем между лепестками первого слоя. Когда цветок будет собран, обмотаем бумагой и прикрепим листья.
Некоторые из вас могут сделать свой волшебный цветок - цветок счастья. Каким он будет? Цветок счастья необычен, советы здесь неуместны, я полагаюсь на ваш опыт. 
- Как вы уже поняли из презентации изготавливать мы будем именно те цветы, о которых шла. А говорили мы сегодня о розах, васильках, лилиях. Еще нам понадобятся цветы калины и приречной мяты. У нас они есть в засушенном виде и в конце занятия мы с вами оформим их в букет. Цветы калины восславляли невинность дивчины а приречная мята добавлялась для жизни семейной: вечной, богатой. Всем, интересно узнать, каким будет наш «садок». Приступим к работе.
(Во время работы девочки рассказывают легенды о цветах, сказания).
Беседа о цветах
- Каждый цветок, сделанный вручную, имел свое предназначение:

Мария: Лилия белая - или кувшинка - цветок русалки. Нежная и очаровательная белая кувшинка - это не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей много волшебных свойств. Ее наделяли свойствами охранять людей, она могла дать силы и одолеть врага, оградить от бед и напастей. Кувшинку вкладывали в ладанку и носили ее как амулет. Белая кувшинка издревле считалась символом красоты, милосердия и непорочности невесты.

Лизавета: Роза - Ее называют царицей цветов за несравненную красоту. С давних-давних времен она была общей любимицей. В Древней Греции розами украшали невест, ими усыпали путь победителей, когда они возвращались с войны. Это символом величия и красоты, любви Красота и мистическая притягательность розы привлекла к себе внимание человека. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Роза пользовалась любовью и популярностью у всех народов мира. В Россию роза попала через славянские племена. С нею были связаны празднества русалки, которые позднее приходились на Троицу. Русская роза — шиповник. Даже одна роза – прекрасный подарок. А уж букет роз для невесты, признание ее величия и красоты.

 

Варвара: Василёк - постоянный спутник ржи и пшеницы. Если будут васильки, жизнь у семьи будет богатой. Славяне также знали о целительной силе василька и с древних времен применяли это растение для исцеления ряда заболеваний. 
С васильками у славян связано два праздника: "пошел колос на ниву" - отмечался при появлении колосьев на ниве и "именинный сноп" - проводился в конце лета перед уборкой урожая. Во время праздника молодые девушки и парни собирались на окраине деревни. Они становились в два ряда друг против друга, брались за руки, а по рукам, как по мосту, шла убранная васильками и лентами девочка. Пары переходили из последних рядов впервые до тех пор, пока девочка по их рукам не подходила к ниве. У нивы она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село, где ее дожидались родители. Шествие от села до нивы сопровождалось пением:
Пошел колос на ниву,
На белую пшеницу,
Уродись на лето
Рожь с овсом,
Со дикушей, со пшеницей.
Праздник "именинный сноп" проводился в конце лета, перед уборкой хлебов. Женщины-хозяйки выходили с хлебом и солью зажинать ниву. Вязали первый сноп, украшали его васильками и ставили в красный угол дома. Первый сноп и носил имя именинника.

III .3аключительная часть 
Лизавета: Посмотрите, какой замечательный «Садок» у нас получился (рисунок 2)

Варвара: Аришке наверняка понравится. Я девоньки тоже замуж хочу, я и песню вам спою:
(девушка запевает песню, подружки подпевают).

 

Жду, подруги, от вас я «садочка» 
Из пяти самых лучших цветочков: 
Из роз алых, что жарко пылают, 
И любовь на всю жизнь обещают. 
Из кувшинок и цвета калины, 
Что восславят невинность дивчины. 
Из лесных голубых василечков, 
Чтобы счастливы были денечки,
К ним добавить мяты приречной,
И семейная жизнь будет вечной



Лизавета: А ты погадай на иглах. Возьми две иглы, натри их салом и опустить в стакан с водой. Если иглы потонут, то это плохой признак; если они сойдутся вместе, то будет тебе скорое замужество; если они разойдутся одна против другой, то это означает, что есть препятствия к свадьбе со стороны недоброжелателей; если они разойдутся в разные стороны, то это предсказывает вечную незамужнюю жизнь.
Варвара: Боязно что-то на это гадать, буду лучше Ваньку ждать! А гадать мы с вами будем на девичнике у Арины. 
Педагог: Во время девичника совершались гадательные обряды, на которых определялось будущее невесты и ее подруг. Во время девичника подруги помогали невесте приготовить подарки жениху, его родным, а также окончательно завершить подготовку приданого. 
Ребята, все талантливы, работящие. Я знаю, что многие из них себе уже готовят приданное, украшают свой быт. И я желаю вам всем жить счастливо, родителей почитать, семейные традиции почитать, свой род прославлять.


Спасибо за работу.

Последние обновления за 09.05.10 19:30