Интегрированный урок. «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов» Печать
Добавил(а) admin   
13.01.16 14:26

Тема урока. Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов

Цель урока: познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии времён ВОВ, показать её роль в победе над фашистами (на примере творчества К. Симонова, М. Исаковского, А. Твардовского, О. Берггольц).

 

 

Задачи урока:

  • определить роль поэзии и музыки  в годы Великой Отечественной войны
  • развивать воображение и речь учащихся посредством слушания музыкальных произведений, чтения и анализа стихотворений.
  • прививать интерес к поэтическому творчеству, воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, любви к Родине, уважение к прошлому своего народа.

 

Тип урока : урок - концерт (комбинированный)

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методические приёмы: слово учителя, презентации и сообщения учащихся, чтение                      стихотворений наизусть, их краткий анализ.

 

Оборудование: ИКТ, портреты поэтов, презентация, видео ролик о войне.

Эпиграф к уроку.

 

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

 

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Вадим Шефнер

.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня  наш урок будет не совсем обычный , так как мы совершим с вами путешествие во времени и вспомним великие, и в то же время страшные события, которые произошли в нашей стране 70 лет назад.

А воссоздать события давних лет, лучше понять их нам помогут фотографии, сохранившиеся до наших дней, некоторые архивные аудиозаписи, поэзия, музыка.

3. Актуализация знаний

Эпиграфом к занятию нам послужат строчки из стихотворения Вадима Шефнера «Слова».Это стихотворение было написано уже после войны (1956 г.) и не о войне. Оно написано о могучей силе Русского Слова.

Проблемный вопрос:

- В чём кроется сила Русского Слова?

- Нужна ли была поэзия и музыка солдатам на войне?

Видеофрагмент к уроку о войне

Слайд№1 -15 Показ слайдов в сопровождении песни

« Священная война»

Начало войны. Обращение Левитана к народу. Песня «Священная война» Василия Лебедева-Кумача

Учитель.

Уже на третий день войны  текст этой песни был опубликован в газете» Известия» .Она стала  символом сплочения народа в беспощадной борьбе с врагом. Через некоторое время эту песню назвали «Гимном сражающегося народа»

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка и слова песни?

- Какую войну наш народ назвал «Священной войной». Почему?

- К кому обращается автор стихотворения?

Ответ учащихся

Эта песня вызывает чувства тревоги за свою страну, чувства ненависти к врагу . Войну 1941-1945 автор называет «Священной войной», потому что на Руси защита Родины, своей семьи всегда считалось святым долгом. Наш народ выступил против фашистских захватчиков, которые без объявления войны вторглись на нашу землю, мы не могли поступить иначе.

Совместно с учителем учащиеся формулируют тему и цель  урока, опираясь на эпиграф, видеофрагмент, аудиозаписи, которые прослушали и материал домашнего задания .

Слайд№16 (тема и цель урока.)

Работа в группах

Учитель

Задание 1 группе

-Когда мы говорим война, какие ассоциации с этим словом нам приходят в голову? Запишите их

Примерные ответы учащихся (смерть, боль, потери близких, горе, голод, страх и т.д.)

Задание 2 группе

-Запишите ассоциации  со словом поэзия?

Примерные ответы учащихся (жизнь, любовь, радость, вечер, лето, соловьи и т.д.)

Анализ выполненной работы.

4. Изучение нового материала.

Учитель.

Казалось бы эти два понятия, война и поэзия, далеки друг от друга и в тоже время они связаны незримой нитью. За эту нить крепко держится русский солдат, безумно любящий свою Родину, свой народ и также безумно ненавидящий войну и тех, кто её развязал.

В смертельной схватке с врагом, когда  казалось выжить невозможно , бойцы выживали, благодаря стихам и песням, которые поднимали их боевой дух и укрепляли веру в победу. Многие солдаты учили стихотворения поэтов-фронтовиков  наизусть и повторяли их как молитву перед боем.

А в минуты отдыха песни и стихи позволяли расслабиться, напоминали о доме, о родных и любимых людях.

-Ребята, знаете ли вы сколько поэтов и писателе принимали участие в Великой Отечественной войне? И были ли среди них те ,кто получил звание Героя Советского Союза? ( Ответы учащихся) Подробнее об этом нам расскажет Сушков Илья.

  • Сообщение учащегося

Учитель.

Поэты с которыми мы познакомимся сегодня, не имеют звания - Герой Советского союза, но их творчество трогало до глубины души  не только военное поколение, но и волнует сердца  ныне живущих, которые мало что знают о войне. Поэтому их стихи являются для нас источником знаний о страшных событиях семидесятилетней давности.

  • Сообщение - презентация  учащегося. Константин Симонов

Краткий анализ стихотворения «Жди меня»

- На какую тему написано стихотворение ?

- Какие чувства, мысли возникли у вас, когда прослушали стихотворение ?

Учитель.

Мы предчувствовали полыханье

Этого трагического дня.

Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.

Родина! Возьми их у меня…

Это стихотворение было написано в июне 1941 года поэтессой –Ольгой Берггольц Оно звучит подобно клятве.

Об Ольге Берггольц, о ее творчестве военных лет уже написано много. Вот как оценил место О. Берггольц в жизни блокадного города один из критиков:

«И разве не достойно удивления хотя бы уже одно то, что голос Великого солдата, каким был в ту пору Ленинград, принадлежал женщине, совсем молодой тогда поэтессе, столь мужественно взявшей на себя такую нелегкую, такую, казалось бы, сугубо «мужскую» роль воина-певца»

  • Сообщение - презентация  учащегося. Ольга Берггольц

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы « Февральский дневник»

Краткий анализ отрывка из поэмы.

- Почему стихотворение названо  « Февральский дневник»

-Какова его тема ?

- К чему призывает поэтесса читателя?

 

  • Сообщение о творчестве Александра Твардовского

 

Выразительное чтение наизусть стихотворения « Я знаю никакой моей вины»

Краткий анализ стихотворения

- Как вы думаете , какая основная мысль стихотворения?

- О чём сожалеет писатель?

 

  • Сообщение о творчестве Михаила Исаковского

Исполнение песни «катюша» учащимися.

- На какую тему написано стихотворение?

Учитель.

Прошло почти 70 лет, как закончилась война. Всё меньше на земле остаётся тех, кому мы обязаны жизнью, кто потом и  кровью добыл нам победу. Но мы , ныне живущие, не позволим времени стереть память о тех  страшных событиях. Мы будем о них говорить с современниками, будем писать о их беспримерном подвиге книги и стихотворения, именами героев будем называть улицы наших сёл и городов, во имя памяти павших  мы сбережём историю Росси для будущих поколений.

Пока жива людская память – жива история, пока жива история – жива любовь к нашему Отечеству, к нашим предкам!

Ребята, а сейчас я хочу предоставить слово нашему юному поэту, который тоже пишет стихи о Великой Отечественной войне.

Выразительное чтение стихотворения.

Ужасы войны.

Когда мы говорим «война»,

Никто из нас не представляет,

Какие ужасы она

Во чреве глубоко скрывает.

И грязь, и скорбь, и вперемежку

В кровавых отблесках идут

Фашистов тысячи в насмешку

На гибель наш народ ведут.

Пробил словно стрелой глубоко

Фашист прям в сердце всю строну.

Страна пошатнулась, замерло око,

Но удержала лучезарную Москву!

Воспрянула страна, и с новой силой

Ударила фашиста прямо в грудь.

Разбила мощного противника Россия,

Ты помни этот подвиг, не забудь!

 

5.Закрепление изученного  материала

Творческое индивидуальное задание: написать синквейн о войне, о поэзии

Выразительное чтение нескольких работ учащихся

 

6. Итог урока. Рефлексия:

 

- Поэт Константин Симонов сказал: “Писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чем-то парадном, торжественном и легком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо все это есть, но писать только об этом – значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне”.

 

Заключительная беседа:

 

- Как вы поняли, почему о войне писать трудно?

- Понравился ли вам урок?

-Какой этап урока вам показался наиболее интересным ?

- Стихотворение какого поэта вызвало у вас наибольшее волнение, переживание ?                                           Почему?

 

7. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Пока жива история – жива любовь к нашему Отечеству, к нашим предкам!»

 

Приложение№1

Последние обновления за 11.02.16 10:01