PDF Печать E-mail
Добавил(а) Патутина Н.Н.   
19.12.09 10:38

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе

на тему: «Правописание слов с непроизносимой согласной в корне»

2008-2009 учебный год

Цели и задачи:

  1. Развивать умение подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание корня; составлять предложения из слов.
  2. Учить видеть в словах изученные орфограммы, применять соответствующие правила.
  3. Воспитывать интерес к урокам русского языка через  активное вовлечение учащихся в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию обучения.

 

Ход урока:

  1. 1. Оргмомент.
  2. 2. Проверка домашнего задания.
  3. 3. Чистописание. Индивидуальная работа по карточкам.

Лл   Дд   Тт   Вв

- Какие звуки обозначают данные буквы?

- Какая буква лишняя? Почему?

-Запишите эти буквы к себе в тетрадь. Что еще можно сказать про эти буквы?

- Прочитайте про себя предложение, написанное на доске.

Сердце матери лучше солнца греет.

- Что это такое?

- Почему так говорят?

-  Какую орфограмму видите в пословице?

- Запишите пословицу к себе в тетрадь, а _____________ подберет и запишет проверочные слова на доске. Прочитайте проверочные слова. Почему эти слова называются проверочными?

4. Работа над новым материалом.

- Как можно проверить слова с непроизносимыми согласными?

 

1) Фронтальная работа.

На доске записаны слова. Вставить пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.

грус.ный  -                              мес.ный-

радос.ный -                           звез.ный-

2) Запись и разбор предложения.

Поздним вечером мальчик смотрел на звездное небо.

- Какие орфограммы встретились при записи этого предложения?

- Ищем грамматическую основу, выписываем словосочетания, подчеркиваем второстепенные члены предложения.

- Кто сделает все, выписывает слова с непроизносимыми согласными и подбирает проверочные.

- Прочитайте проверочные слова.

5. Физкультминутка.

Чудеса на белом свете –

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали,

Великанами вдруг стали.

Флюгер есть теперь у нас,

Завращается сейчас.

Ветер справа, ветер слева,

Флюгер вертится умело.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом  я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

 

6. Работа над пройденным материалом.

1) Составление однокоренных слов.

- Давайте вместе с вами сочиним сказку про корень  -лес-.  Я начну, а вы мне поможете.  Жил-был корень Лес. Он считал себя самым главным и не хотел ни с кем дружить. Но скоро ему стало скучно. Однажды к нему в домик постучался суффикс  –ок. Подружились они и стали жить вместе.

Какое слово получилось? Запишите. А потом к ним в гости зашла приставка  под-. Зашла, да и осталась в домике Леса навсегда. Запишите полученное слово.  Вдруг раздался громкий стук. Кто там? А это пришел суффикс   -ник. Что же за новое слово получилось?  Запишем и его. А кто может продолжить сказку?

Дети придумывают и записывают однокоренные слова  с корнем   -лес-.

- Давайте сделаем вывод: как пишется корень во всех однокоренных словах?

- Какое слово является проверочным для безударной гласной   Е?

- Один мальчик написал слово «лесной» с буквой Т. Правильно ли он сделал?

 

2) – А как правильно написать слово «поздно»?

- Почему можно ошибиться в записи этого слова?

- Подберите проверочное слово.

- Чтобы не ошибаться, давайте с вами запомним проверочное слово и сделаем звуко-буквеннный разбор этого слова.

ВЫВОД: Звуков меньше, чем букв, потому что в слове есть непроизносимый звук (д).

 

7. Работа над орфограммами.

На доске записаны слова:

Праз.ник, здра.ствуй, чу.ство, в.лна, цв.ток, тр.пинка, гла.ки, дож.ь, кни.ка, д.ревня, .дежда, м.г.зин.

На новогодней ветке висят разноцветные шары, а на шарах написаны орфограммы, которые мы с вами должны повторить. Ученик выходит к доске, читает название орфограммы, говорит правило, ищет и записывает слова на это правило.

 

 

Кто сделает все, придумает и запишет предложение с этими словами.

8. Работа с учебником.

1) Различие проверочных и проверяемых слов.

Выполнение упражнения 297.

 

2) Работа по развитию речи.

Выполнение упражнения 298.

Составление предложений.

- Это текст?

- Какова тема текста?

- Какова основная мысль?

- Как озаглавим?

- Какие слова с непроизносимыми согласными встретились?

 

9. Подведение итогов урока.

- Давайте вместе с вами отгадаем кроссворд.

Отгадавший слово пишет его на доске, остальные записывают слова в тетрадь в строчку через запятую (упр. 300).

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

- Кто скажет правило проверки слов с непроизносимой согласной в корне?

- Сегодня на уроке хорошо работали ___________ и получили оценки.

 

10. Домашнее задание.

Повторить правило на с.125, выполнить упражнение 301.

Самоанализ урока в рамках системы личностно ориентированного образования

1. Цель данного урока направлена на решение задач личностного развития учащихся, а именно воспитывать интерес к урокам русского языка через активное вовлечение в деятельность каждого ученика. (5)

 

2. При подготовке к данному уроку мною были использованы следующие материалы: исходная диагностика личностного развития, уровни обученности и воспитанности учащихся. (4)

 

3. Большинство учащихся выступали на уроке в качестве соавторов и проявили следующие качества: активность, самоконтроль, умение участвовать в диалоге, стремление к взаимопониманию. (4)

 

4. Урок построен таким образом, что ученики были привлечены к постановке задач урока, его организации. В конце урока была организована рефлексия по поводу услышанного и сделанного на уроке. (4)

 

5.При подготовке и проведении урока была создана личностно ориентированная ситуация, соответствующая сфере, в которой хотел бы себя реализовать ученик, т.е. задания носили индивидуальный и дифференцированный характер. (4)

 

6. На уроке были использованы элементы технологии личностно ориентированного обучения: вовлечение учащихся в диалоги, игровые имитации. (4)

 

7. Для более полного проявления личностных качеств воспитанников на уроке была атмосфера доверия и доброжелательности. (5)

 

8. На уроке была проведена физкультминутка, для повышения работоспособности регулярно проводилась смена видов деятельности. (5)

 

 

Средний балл составляет 4,4, что соответствует высокому уровню реализации личностно ориентированного образования на уроке.

 

Последние обновления за 08.05.10 10:18