PDF Печать E-mail
Добавил(а) Манаенкова Т.А.   
09.05.10 21:19

Доклад "Организация культурно - досуговой деятельности молодежи"

 

«Вся человеческая жизнь, распадается на занятие и досуг..,
а вся деятельность человека направлена частью на необходимое
и полезное, частью на прекрасное..».

Аристотель

 

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Организация досуговой деятельности молодежи должна быть культурной и это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг.

Для досуговой деятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется давление на личность молодого человека.

Социологические исследования последних лет свидетельствуют о том, что в условиях так называемого неорганизованного отдыха, когда подросток остается наедине с собой, предпочтение отдается, как правило, пассивным (и добавим: нередко сомнительным по содержанию) досуговым формам. В числе преобладающих способов проведения свободного времени подростки и молодежь называют просмотр телепередач, встречи с друзьями, посещение дискотек, кафе, ком¬пьютерных клубов.

Особенно популярны в часы досуга компьютерные игры. К сожалению, их не миновал отмечаемый многими специалистами «кризис содержания», выражающийся в бессмысленности многих сайтов, глупости «чатовой» болтовни, обилии рекламы и т.д. О содержании компьютерных игр свидетельствуют материалы исследования, профессора А. Федорова - члена Российской ассоциации кинообразования и медиапедагогики.

• Практически все игры, доступные посетителям компьютерных залов, представляли собой интерактивное действие на криминальные, военные, фантастические и спортивные (например, автогонки) темы.
• Только 17% компьютерных игр не содержали никаких сцен насилия (это игры на спортивную тему). 55% игр включали сцены насилия и убийств, в 39% игр содержались эпизоды драк разной степени жестокости, в 35% игр изображались катастрофы.
• В целом 82,7 % компьютерных игр непременно содержали хотя бы один из видов экранного насилия. При этом во многих из них насилие было представлено сразу в нескольких видах, в разных комбинациях.
• Наконец, самый настораживающий вывод ученого: наиболее популярными среди школьников являются игры, содержащих интерактивные сцены насилия; среди выбираемых подростками игр количество игр с убийствами, драками, пытками более чем вдвое превышает число «мирных».
Что же делать в сложившейся ситуации? Как показала практика, путем простого запрета компьютерных игр и телепередач со сценами насилия проблему не решить. Не лучше ли подумать о том, чтобы научить детей иным альтернативам проведения свободного времени, показать им, насколько многообразным, интересным и полезным для человека может быть мир досуга? Что же такое досуг и каковы объективные закономерности его организации?

Что такое досуг?

Говоря об организации досуга, нельзя не рассмотреть само понятие досуг — это время и пространство, находящееся за пределами обязательной (профессиональной, учебной) деятельности человека, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:
* на трудовые функции, учебу, включал дорогу к месту работы, учебы и обратно;
* физиологический отдых (ночной сон);
* оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);
* покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
* неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др.

 

Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.

В будний день доля свободного времени у работающего человека - относительно небольшая величина, 1-3 часа, а в некоторых случаях - несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности. Например, хозяйка нередко использует свой досуг на домашние дела; добросовестный ученик на дополнительные занятия, кто-то может заняться проблемами, связанными с основной работой, а кто-то проведет время, ничего не делая.

Таким образом, человек в состоянии варьировать увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако эти его возможности не безграничны. Если труд и многочисленные заботы выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомлении, люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.

Сколько же времени остается современному молодому человеку на досуг? Оказывается не так уж и мало, (ведь некоторые минимизируют повседневные нагрузки и домашние дела), но при этом важно, чтобы он был правильно организован.

Досуг молодежи, как отмечает Б.А. Титов, локализуется через следующие пространственные формы: культурно-досуговые учреждения, систему образования (основного и дополнительного), дом и улицу.


При этом по мере взросления человек меняет свои досуговые приоритеты.


У подростков на первое место выходят досуговые общности (компании - формальные и неформальные), то есть пальма первенства как бы делится между досуговыми учреждениями и двором, и только потом идут школа и дом.


У юношества, эпицентр досугового общения перемещается в общественные места: дискотеку, кафе, парк - любое «культовое» для той или иной возрастной группы место; в то же время назад отодвигаются двор, школа, официальные культурно-досуговые учреждения и семья.
При всем многообразии досуговых форм (некоторые ученые на¬считывают до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции:

- отдых, 
- развлечение,
- общение, 
- саморазвитие.

Очевидно, что останавливаться только на какой-то одной из них явно недостаточно. 
Между тем, как показывают социологические исследования старшеклассников (Верб Л.Я.), школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.


Вот почему так важно научить детей делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то делать, чего-то достичь.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга молодёжи:
- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг стимулирует творческую инициативу;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;
-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности;

Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:


1. Принцип всеобщности и доступности - то есть возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.
2. Принцип самодеятельности - реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода - предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
3. Принцип систематичности и целенаправленности - предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
4. Принцип преемственности - предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности человека.


Дополнительное образование детей.


В плане наполнения досуга детей социально значимым содержанием значительные возможности имеет дополнительное образование детей. На это нацелены обе его составляющие - и образовательная, и собственно культурно-досуговая деятельность.

При этом образовательная деятельность выполняет прежде всего познавательную и ориентационную функции, культурно-досуговая деятельность - коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности для самопознания, самоопределения, самореализация ребенка, правда, делают это различными способами.

В чем же специфика культурно-досуговой деятельности? Обычно этим понятием обозначают организацию и реализацию различного рода коллективных творческих дел (массовых досуговых мероприятий) - фестивалей, конкурсов, соревнований, тематических дней и недель, вечеров, экскурсий и т.п.

Понятие культурно-досуговой деятельности могут употребляться в широком и узком смысле слова. В широком смысле в состав культурно-досуговой деятельности следует включать не только названные выше массовые, но и семейные и индивидуальные способы организации детского досуга - от совместных с родителями форм проведения свободного времени (посещение музеев, театров, семейный туризм и др.) до индивидуальных занятий ребенка по интересам (хобби, компьютерные игры, чтение).

Раньше типичным для практики являлась организация культурно-досуговой деятельности на основе простого планирования массовых мероприятий (дел), без должного программно¬го обеспечения данного вида деятельности. Такой подход является следствием недооценки образовательного потенциала культурно-до¬суговой деятельности. Между тем педагогически правильная ее организация может обеспечить достижение вполне определенных целей не только в плане организации отдыха и развлечения детей, но и в отношении их обучения, воспитания, самореализации, приобщения к культуре, в том числе к культуре общения и поведения. Без «обучающих» результатов культурно-досуговая деятельность не может быть сегодня признана в полной мере эффективной.

Полноценное использование богатого социально-педагогическо¬го потенциала культурно-досуговой деятельности предполагает переход от ее планирования к программированию, т.е. построению этого вида деятельности на основе специальных культурно-досуговых программ.
Основные типы культурно-досуговых программ


За основу классификации взяты два фактора: степень соучастия и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделя¬ются шесть типов программ:

• разовая игровая программа;
• конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
• игра-спектакль; 
• театрализованная игра;
• зрелище;
• праздник;
• длительная досуговая программа.

Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н.С. Карпова — педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, дол¬жны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.


I этап — дети от 6 до 10 лет. Это период научения детей опреде¬ленным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких ука¬заний; определенные ограничения как бы очерчивают для них не¬кую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует вебя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми яв¬ляется действие по образцу, а формами ее реализации - всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.


II этап — дети 11-13 лет, им чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга - организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:


• игры на местности,
• игры на восприятие друг друга,
• спортивные игры, туризм,
• вечеринки, праздники,
• встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы),
• мероприятия по зарабатыванию каких-либо благ,
• драматизация.

III этап — дети 14-17 лет. В этом возрасте у подростков формируется чувство идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремления выразить себя; происходит определение жизненных целей личности, складывается мировоззрение осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытно товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать, различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом запросов и интересов.

Это могут быть:

• вечера современной музыки, авторской песни,
• диско-шоу,
• спортивные игры,
• дискуссии,
• тренинги;
• всевозможные формы общественно-полезной деятельное (благотворительные акции; выезды с концертными программам целевые экспедиции — этнографические, экологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те ил иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности.


После всего выше сказанного по логике вещей последует вопрос. А как вы на практике реализуете то, о чем говорили?

Реформирование структур управления досугом.

Реформирование прежних структур управления досугом актуализирует необходимость разработки новой системы регулирования молодежного досуга, адекватной современной социокультурной ситуации. В настоящее время регулирование досуга молодежи следует направить на формирование такого типа досугового поведения, который, с одной стороны, отвечал бы потребностям общества в организации культурного досуга, содействующего развитию личности молодого человека, а с другой - социокультурным потребностям самой молодежи. И в связи с этим администрация школы решила пересмотреть подход к культурно-досуговой сфере. На помощь в этом вопросе пришло дополнительное образование, которое идет в школы. В штатном расписании многих сельских школ появились ставки педагогов дополнительного образования, которых раньше не было. Это позволит открыть в школе молодежный Клуб по интересам, основной целью которого станет социальная поддержка детей и подростков в культурно-досуговой сфере и личностном самоопределении.


Задачи Клуба:


• развитие познавательной мотивации и творческих способностей молодежи
• осуществление воспитательно-профилактической работы по предупреждению правонарушений
• формирование общей культуры и здорового образа жизни
• организация социально-значимого досуга молодежи
• создание условий для самореализации

У школы имеется соответствующая материально-техническая база: спортивный зал, спортивные площадки, аудио и видео аппаратура, компьютерный класс, актовый зал, для того, чтобы осуществлять деятельность в следующих направлениях:
- организационно-досуговое
- социально-педагогическое
- спортивно-оздоровительное
- художественно-эстетическое

Учителями школы разработаны программы художественно-эстетической и научно-технической направленностей. Программы прошли лицензирование. Одна из таких программ «Компьютер – помощник» призвана сделать пассивный компьютерный досуг – увлекательным, познавательным. В программе предусмотрены межпредметные связи информатики с различными дисциплинами, сам программный материал дается в доступной для всех форме.

Налажены связи с учреждениями дополнительного образования: районным Домом детского творчества, сельским Домом культуры, Мичуринским драмтеатром, Центром досуга молодёжи, Мичуринским парком культуры и отдыха, молодёжным центром «Сверстник», ГИБДД, на сегодняшний день в школе работает филиал районной музыкальной школы.


Создание молодежного Клуба позволит не только ученикам школы, но и всей сельской молодежи сделать свой досуг культурным, обеспечит удовлетворение, персональное удовольствие и самовоспитанию личности. 


Последние обновления за 11.05.10 17:29