PDF Печать E-mail
Добавил(а) Манаенкова Т.А.   
09.01.10 21:10

Выступление «Методы стимулирования учебной деятельности»

Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться.

Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению.

На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашел необычное решение. Он получает хорошую оценку, его хвалят, просят дать пояснения, на нем некоторое время сосредотачивается внимание класса. Такая ситуация может иметь большое значение.

Во-первых, у ребенка возникает прилив энергии, он стремится еще и еще раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе.

Во-вторых, успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу.

Если научиться управлять такими ситуациями, то можно влиять не только на отдельных учащихся, но и одновременно на целый класс. Младшие школьники склонны считать самым главным то, за что их хвалят или ставят в пример, поэтому содержание похвалы и ее формулировка имеют большое значение в зависимости от тех задач, которые стоят перед учителем: тщательность выполнения домашних заданий, настойчивость в поиске решения, усвоение каких-либо знаний. Таким образом, ситуация успеха помогает учителю решать важнейшие задачи обучения и воспитания.

В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческое задание, проблемные вопросы и т.д. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников, так как они знают материал, с удовольствием добывают новую информацию, прислушиваются к советам учителя. А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходится и говорить об их успехах. Редкие вспышки активности у таких учеников проходят бесследно, их гасят пробелы в знаниях, отсутствие интереса в получении информации.
Нередко и сам учитель не замечает, как проявляется активность у таких учеников, потому что они могут не тянуть руку, на лице нет следов сосредоточенности и внимания, отсутствует деловое оживление. Учитель может не заметить на общем фоне класса, как мелькнет слегка удивленный взгляд, ребенок прислушивается прекращает разговор. Следовательно, ситуации успеха для таких школьников надо создавать искусственно.

Ситуации успеха не возникают главным образом потому, что учащиеся не располагают нужными знаниями. В любом учебном материале можно найти трудные и легкие, интересные и непривлекательные, важные и менее важные моменты. Учитель должен предложить для начала легкое и занимательное задание, не обращая внимание на его важность. Пусть ребенок познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свое силы. Это позволит учителю незаметно (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка) повысить требования к нему.

Таким образом, доступное, интересное содержание учебного материала способствует возникновению ситуации успеха. При этом условии достижение ученика будет относительным по сравнению с хорошо успевающими учащимися, но для самого ученика оно будет значительным. Если учитель оценит его относительно достижений более успешных одноклассников, то эффект воздействия сильно уменьшится. Ученику не будет доставлять радости похвала, если он «все равно хуже». С другой стороны, преувеличение успеха создает впечатление несправедливости, когда хвалят за неодинаковые успехи в работе. Чтобы этого не происходило, нужно сравнивать школьника не с другими учениками, а с его прежними работами, т.е. оценивать продвижение.

Из всего изложенного можно заключить, что создание ситуации успеха является важнейшим стимулом в формировании положительного отношения к учению.

Рассмотрим другие методы стимулирования учебной деятельности младших школьников.

У многих учащихся уже в начальной школе возникают проблемы с учебной успеваемостью и учителями. И это порой вовсе не связано с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями.

Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации.

Рассмотрим основные методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости.

1. Содержательные:

1) Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:
- эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);
- аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный);
- деловой;
- необычный;


2) использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
- важность отдельных частей;
- трудность, сложность (простота, доступность);
- новизна, познавательность материала;
- историзм, современные достижения науки;
- интересные факты, противоречия, парадоксы;


3) показ значимости знаний, умений:
- общественной;
- личностной;


3) межпредметные связи.

2. Организационные (посредством организации деятельности):

1) целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач;
2) предъявление требований к учащимся:
- по содержанию, к дисциплине, к работе;
- по форме: развернутые алгоритмы, свернутые ( указания, замечания, мимика), единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные;
3) характер деятельности ( копирующий, репродуктивный, творческий);
4) создание ситуаций различного характера:
- интеллектуального ( проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия);
- игрового (познавательной игры, соревнования);
-эмоционального (успеха, увлеченности темой);
5) анализ ошибок и оказание необходимой помощи;
6) контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка;
7) четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.

3. Социально-психологические ( посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания).

1) показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся;
2) проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения;
3) проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.);
4) организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

Последние обновления за 11.05.10 17:22