PDF Печать E-mail
Добавил(а) Патутина Н.Н.   
09.02.09 21:13

Доклад «Развитие различных видов самостоятельной деятельности ученика»

Январь 2009 г.

«Под самостоятельной работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств» (И.Ф.Харламов).

Проблема формирования учебной самостоятельности актуальна на современном этапе развития начального образования. Это объясняется тем, что учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.

На начальной ступени обучения в деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий. То есть, главная задача учителя – это формирование компонентов учебной деятельности. При этом под формированием понимается не «насильственная» деятельность «извне», а создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащихся. Роль педагога состоит еще и в том, чтобы подбирать для их реализации необходимые средства и приемы.

Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы: наличие задания учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия учителя; активность учащихся.
Основными этапами организации самостоятельной учебной деятельности младших школьников, как на уровне учителя, так и на уровне ученика, являются:

Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся

1. Актуализация знаний.
Целеполагание. Мотивация к предстоящей деятельности. Организация целеполагания. Представление о результате предполагаемой деятельности. Осознание цели предстоящей деятельности. Представление результата.
2. «Открытие нового знания». Предложение учащимся самим составить план деятельности. Реализация плана. Коррекция деятельности. Осуществление деятельности. Контроль над промежуточными результатами. Самопроверка. Коррекция деятельности. Осмысление причин неудач деятельности.
3. Первичное закрепление. Создание банка заданий по «новому» способу действий. Проговаривание вслух алгоритма действий.
4. Решение задач на повторение. Организация самостоятельной деятельности учащихся с целью отработки нового способа действия. Самостоятельное выполнение тренировочных упражнений.
5. Саморефлексия (самоконтроль и самооценка). Организация индивидуальной работы по выявлению и исправлению ошибок. Создание ситуации успеха для каждого ученика. Самоконтроль и самооценка полученных результатов.

Наиболее эффективным видом самостоятельной работы является самостоятельная работа творческого характера. Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности является мотивация, в основе которой у учащихся начальной школы лежит учебно-познавательный интерес.

Например, задание по математике: дана последовательность из нескольких рядов чисел. Не меняя расположения чисел, надо поставить знаки арифметических действий и скобки так, чтобы в результате получилась единица.
1 2 3 = 1
1 2 3 4 = 1
1 2 3 4 5 = 1
1 2 3 4 5 6 = 1
1 2 3 4 5 6 7 = 1
1 2 3 4 5 6 7 8 = 1
Каждое выражение они решают как совершенно новое, методом проб и ошибок, ориентируясь на внешние признаки, т.е. тип учебно-познавательного интереса – по содержанию.
На уроках русского языка с 1 класса практикуется такой вид самостоятельной работы, как диктант с элементами творчества, Суть его состоит в следующем: учащиеся дописывают диктуемый учителем текст, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами.

Например, 
1. Капитан …. наблюдал за китом.
2. Кит всю ночь плыл за … и вздыхал.
3. Мы его назвали … .
4. У него огромная и длинная … .
5. … крошечные.
Слова для справок: (И, и)ван, (С, с)ергеевич,(М, м)орозов, к.рабль, (Г, г)игант, г.лова, гла.ки.

Не мене полезным видом самостоятельной работы считаю составление орфографических таблиц по аналогии с учебником. Например, на уроке открытия нового знания по теме «Падежные окончания имен существительных» составляется таблица с учащимися под руководством учителя коллективно. Затем учащимся предлагается составить таблицу самостоятельно для других падежей имен существительных. После самостоятельной работы учащиеся сверяют свои ответы по учебнику и делают вывод о правильности выполненной работы. Так на уроке формируется интерес к самостоятельному открытию нового знания.

Кроме рассмотренных заданий учащиеся выполняют следующие виды самостоятельных работ:
? самостоятельные работы по образцу – работа выполняется по аналогии с предложенным образцом;
? самостоятельные работы с указанием их выполнения – работа выполняется после обстоятельной инструкции учителя;
? самостоятельные работы вариативного характера – есть возможность выбора написания работы.

Практика организации самостоятельной работы позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности:
o Наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы.
o Разработка планирования заданий самостоятельной работы как по форме, так и по содержанию.
o Соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся.
o Соблюдение оптимальной продолжительности самостоятельной работы (не более 15-20 минут) при проектировании урока.
o Последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся.
o Четкое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой.
o Стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности.
o Разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.

Сегодня, когда уровень развития ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с начальной школы. 


Последние обновления за 11.05.10 17:19