Урок русского языка по теме "Как делаются слова." PDF Печать E-mail
Добавил(а) Сапункова А.Д.   
04.04.12 19:53

 

Урок русского языка

2 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Сапункова Алла Денисовна

Тема: «Как делаются слова. Суффиксы слов называющих предметы.»

Цели: учить понимать механизм образования новых слов, повторить правило написания парных согласных в середине слова перед глухим согласным.

 

Ход урока

1. Орг. момент.

Учитель:

Надеюсь, что этот урок откроет для вас много нового и интересного. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Хорошего вам настроения.

2. Актуализация знаний.

Учитель:

-  Прочитайте отрывок из шуточного стихотворения М. Яснова «Про мамонтов» (упражнение 38).

- Кто такой мамонт? Как вы думаете, есть ли такие слова, как «папонт», «бабонт», «дедонт» и «внучонт». Зачем же поэт их придумал? (Чтобы было весело.)

- От каких других слов образованы эти слова? Покажите это письменно. Какой суффикс вы выделите во всех этих словах? (Суффикс –онт-)

-  Сравните настоящее слово «мамонт» и слово «мамонт» придуманное поэтом. (У них разный состав! Только у того слова, которое придумал поэт, можно выделить суффикс –онт-)

- Спишите текст, вставив нужные буквы. Какое правило вспомнили? (Сочетание ЧК пишем без мягкого знака.)

3.Самоопределение к деятельности.

Учитель:

- Откройте Обратный словарь на букву (упражнение 39). Найдите слова на -КИЙ.

- Какая есть трудность написания всех этих слов? (Это слова с буквой парного согласного в середине слова.)

- Рассмотрите плакат Летучей Мыши. Видно, в чем трудность написания этих слов: в середине слова перед глухими согласными звучат и слышатся глухие звуки, но очень часто пишется буква звонкого согласного. Все эти слова требуют проверки.

- Выполните проверку слов по цепочке. Придумайте проверочные слова для всех слов из списка. Например:

гадкий - гадок                                                                                                                                                                                                                       редкий - редок

сладкий - сладок                                                                                                                                                                    резкий - резок

-  Придумайте пять словосочетаний с этими словами. Запишите их. (Низкий туман, гадкий утенок, сладкий пирог, редкий экземпляр, резкий ветер.)

4. Физкультминутка.

5. Самостоятельная работа с проверкой по цепочке.

Учитель:

-  Прочитайте отрывок из стихотворения А. Омаровой (уп­ражнение 40). Выполните задание самостоятельно.

-  Проверьте сомнительные написания вслух по цепочке. (Не жалея – жалко,слов - слова; говорят - говор, разговор; плов — нет плова; сварить - ваpum; рис -рисинки; белел - белый; к зерну - зёрна.)

6. Закрепление полученных знаний. Работа в печатной тетради: задания 30-31.

Задание 30.

Учитель:

-  Расскажите, как определить окончание в слове. (Чтобы выделить окончание, необходимо изменить слово: нет косички вижу косичку. Та часть слова, которая изменяется, является окончанием.)

- Расскажите, как найти в слове корень? (Чтобы выделить корень, необходимо подобрать родственные слова: косичка, коса (корень кос-).)

- Определите, где словосочетания, а где - предложения. (1-я, 3-я, 4-я строчки - предложения; 2-я, 5-я, 6-я строчки - словосо­четания.)

Задание 31.

Учитель:

-  Впишите в стихотворение словарные слова, поставив их в нужную форму.

(Линейку, пенал, тетрадь.)

7. Рефлексия деятельности.

Учитель:

Чему мы научились сегодня на уроке?

8.Домашнее задание.

Работа в печатной тетради: задание 32.

 

Список использованной литературы:

1. Русский язык. Учебник 2 класс. Чуракова Н.А.

2. Русский язык. Методическое пособие. Чуракова Н. А., Каленчук М. Л., Малаховская О. В., Байкова Т. А.

Последние обновления за 12.04.12 13:36