Творческая работа учащегося. ОЧЕРК «Основатели морского флота и искусства морского боя в России». PDF Печать E-mail
Добавил(а) Добрынина М.П.   
21.10.11 13:37

ОЧЕРК «Основатели морского флота и искусства морского боя в России».


Пальцева Анна,14 лет.
МОУ Старохмелевская СОШ,

Мичуринского района ,
ученица 8 класса.

93756  Тамбовская область,  Мичуринский район , с. Старое                          Хмелевое  , ул. Белаховой , 78   МОУ Старохмелевская СОШ.

 

Добрынина Марина Петровна
учитель МОУ Старохмелевской СОШ.
тел. 64316.













 

 

Россия всегда была и по сей день остаётся великой морской державой.

 

Российский флот - любовь и гордость страны, которая  явила миру целую плеяду талантливых флотоводцев,  кем по праву гордится наше Отечество, кто своим опытом , мастерством и беспримерными подвигами создавал его морскую славу.

Это адмиралы Пётр Михайлов(Пётр 1) и Фёдор Апраксин, Григорий Спиридов и Василий Чичагов, Дмитрий Сенявин и Михаил Лазарев, Павел Нахимов и Владимир Корнилов, Григорий Бутаков и Степан Макаров, Николай Кузнецов, Сергей Горшков и Федор Ушаков.

Среди этих замечательных имен, на мой взгляд, самыми великими являются Петр 1 и Федор Федорович Ушаков. О них я и хочу рассказать. Благодаря их деятельности  Россия  за очень короткое время превратилась в могучую морскую державу.

Как же все начиналось?

Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже 17-18 вв. главным препятствием для экономического и социального развития русского государства.

Первый русский боевой корабль был создан при Алексее Михайловиче. Его построили по проекту голландского судостроителя полковника Корнелиуса Ванбуковена."Орёл" представлял собой совершенное по тем временам судно. Его длина составляла 24,5 м, ширина-6,5 м, а осадка-1,5 м.Корабль был вооружён 22 пушками. Экипаж насчитывал 22 матроса и 35 стрельцов. Своё название боевое судно получило в честь государственного герба.

Сын Алексея Михайловича, Пётр 1 отлично понимал ,  что успешное   решение  первостепенной и исторически важной задачи-выхода к Балтийскому и Чёрному морям- зависит только от хорошо организованных совместных действий армии и флота. В итоге за неслыханно короткий срок(с ноября 1695 года по май 1696 года)в городах, расположенных по берегам рек, впадающих в Азовское море, были построены 36-пушечные корабли "Апостол Пётр" И "Апостол Павел", 4 брандера, 23 галеры, 1300 морских лодок, плотов и стругов.

Пётр Великий, создавая в конце 17 века - в начале 18 века военно-морской флот, пригласил в Россию немалое количество моряков-иностранцев .Военные советники и эксперты (выражаясь языком современности)-англичане, голландцы, испанцы ,  датчане, норвежцы, представители других морских держав того времени- везли в Россию не только свой боевой опыт. Вместе с ними на первые корабли царя Московского пришли и многочисленные традиции, много лет существовавшие  в море. Многие из этих традиций не забыты и до наших дней.

Количество заимствований из иностранных флотов на кораблях под Андреевским флагом было огромным. И это неудивительно. Ведь своих военно-морских традиций Россия не имела. А иностранцы, приходившие служить под русский флаг и за русское золото, старались обустроить свою   службу так, чтобы она не отличалась от того уклада, который им был привычен  на протяжение многих лет. И если обратиться к военно-морской терминологии петровского времени, то легко заметить ,что русский язык занимал в ней не самое почётное место- впрочем , это было характерно для всех отраслей тогдашней повседневной жизни.

"Флот слово есть французское. Сим словом разумеется множество судов водных, вместе идущих или стоящих, как воинских, так и купецских", - писал Пётр.

Но жизнь моряков на суше и на море складывалась не только из иностранных, но и чисто российских деталей. Неслучайно же Морской устав Петра ни разу не упоминает о первенстве "старшего класса" перед молодым Русским флотом.

Не стоит забывать о таких, безусловно, положительных традициях, как  коллективность в принятии важных решений,  взаимной  выручке. Они ведь тоже чисто российские, выстраданные сотнями лет.

Морской устав , например, давал право опытным офицерам высказывать своё мнение о предстоящей боевой операции:

"Если от вышних офицеров указами что повелено будет; а против

того кто имеет припомнить нечто, через которое он часть ЕГО

ВЕЛИЧЕСТВА интерессу более вспомощи или спасаемое как

несчастие и вред отвратить, тогда он должен сие честно своему

командиру донесть , или, когда он во время к тому иметь

будет, мнение своё и Генералу Адмиралу, или вышнему

начальнику самому с покорномтию объявить. Буде же его

доношение не за благо изобретено будет, тогда долженствует он

то чинить, что ему повелено будет"

Некоторые традиции ведут свою историю и от самого Петра либо связываются с ним.

Как известно, на кораблях Русского флота вставали очень рано. Рано и обедали. А после обеда команде полагался сон, причём отношение к отдыху экипажа было более чем почтительное. Вот что пишет об этом известнейший российский писатель-маринист Константин Станюкович (1843-1904):

"От двенадцати до двух часов по полудни команда отдыхает,

расположившись на верхней палубе. На корвете тишина,

прерываемая храпом. Отдых матросов бережётся свято. В

это время нельзя без особой крайности беспокоить людей. И

вахтенный офицер отдаёт приказания вполголоса, и боцман не ругается.

 

Не все, впрочем, спят. Улучив свободное время, несколько

человек ,  забравшись в укромные уголки, под баркас или в тень

пушки, занимаются своими работами: кто шьёт себе рубашку, кто

тачает сапоги из отпущенного казённого товара".

Но всё-таки главной традицией, привитой Петром Великим, было отношение к морю. Вот что писали современники в этой связи о пристрастиях первого российского императора:

"Карточной игры, охоты и тому подобного он не жалует, и

единственную его потеху, которую он резко отличается от всех

других монархов, составляет плавание по воде. Вода, кажется,

настоящая его стихия,  и он нередко катается по целым дням на

буере или шлёпке... Эта страсть доходит в царе до того,

что его от прогулок по реке не удерживает никакая погода: ни

дождь, ни снег, ни ветер. Однажды когда река Нева уже стала и

только перед дворцом оставалась ещё полынья, окружностью не

более сотни шагов, он и по ней катался взад и вперёд на

крошечной гичке"

Особое отношение у Петра было  к его первому кораблю-знаменитому ботику, до сих пор сохраняемому в Центральном военно-морском музее Санткт-Петербурга как старейшая российская военно-морская реликвия.

Достоверной   информации о происхождении  этого  небольшого суденышка (по некоторым данным, оно именовалось "Святой Николай")нет, но исследования сходятся на том , что он прибыл в Россию приблизительно в 1640 годах, а затем долгое время лежал в одном из сараев дворцового села Измайлово. В мае 1688 года ботик отремонтировали, после чего Пётр катался на нём по Яузе и в Просяном пруду, причём как на вёслах, так и под парусом.

Последний раз на плаву ботик был в августе 1723 года, когда он встречал молодой Балтийский флот. На руле был Пётр Великий, в роли квартирмейстера и под именем Петра Михайлова. На вёслах сидели вице-адмиралы Пётр Сиверс ( умер в 1742 году ) и Томас Гордон (умер 1741 году ),контр-адмиралы Наум Сенявин (умер в 1738 году ) и Томас Сандерс ( умер в 1743 ).Вице-адмирал Александр Меньшиков (1673-1729) исполнял обязанности лотового. Фельдцейхмейстер флота Кристиан Отто (умер в 1725 году ) был канониром. Командовал ботиком 62-летний генерал-адмирал Фёдор Апраксин (1661-1728 ) . Ботик на буксире торжественно прошёл вдоль колонны боевых кораблей; ему салютовало более полутора тысяч орудий, на что судёнышко отвечало выстрелами из своих мелкокалиберных пушечек.

Учитывая роль ботика в создании флота, который, одержав ряд блистательных побед над шведами, прочно утвердился на Балтийском море и способствовал достижению победы в Северной войне, Пётр 1 отдал указ, обязывающий все торжества на воде в день заключения Ништадтского мира начинать смотром кораблей и участия в нём ботика. Однако после смерти Петра 1 этот указ был предан забвению. Лишь в 1761 году в Петропавловской крепости по проекту архитектора Александра Виста был сооружён павильон "Ботный дом".

Ботик всего лишь несколько раз покидал свой "дом". При праздновании столетия Санкт-Петербурга 16 мая 1803 года "дедушка русского флота" находился на шкафуте стоявшего в Неве 110-пушечного корабля "Гавриил".

В 1872 году ботик проделал  в железнодорожном вагоне длительное путешествие в Москву, где открывалась Политехническая выставка, посвящённая двухсотлетию со дня рождения Петра Великого.

В 1928 году ботик из Петропавловской крепости перевезли в Петергоф и поместили в бывшем Птичьем вольере. В августе 1940 года   исполком Ленсовета постановил передать судно на вечное хранение в Центральный военно-морской музей, который с тех пор он покидал только с июля 1941 года по март 1946 года для эвакуации в Ульяновск.

Ботик, хранящийся в Санкт-Петербурге, -  это          не единственное сохранившееся до наших дней судно, на котором ходил Пётр. В старинном русском городе Переяславле-Залесском, расположенном в Ярославской области на берегу Плещеева озера, до сих пор можно видеть транспортный бот конца 17 века . "Фортуна"-судно потешной флотилии Петра Алексеевича .Ботик хранится в специальной усадьбе-музее, открытой ещё в 1803 году.

"Фортуна"- последнее сохранившееся судно флотилии из числа строившихся зимой 1691-1692 года и ходивших по некогда глубокому озеру в навигацию 1692 года.

Строительство петровского флота , как известно, началось в Воронеже. Сам  Пётр был незаурядным кораблестроителем, предложившим технические решения, начиная с проектирования и кончая использованием морских судов. Одновременно со строительством кораблей в Петербурге и Кронштадте создавались мощные военно-морские базы, дополненные базой в Эстляндии  ( Рогервик; ныне Палтийски ). В Кронштадте строилась уникальная система каналов и шлюзов,  которая позволяла беспрепятственно  ремонтировать, вооружать и даже хранить в межсезонье на берегу огромные корабли.

Кроме того, Петр посылает за границу 35 молодых людей для обучения морскому делу. Позже,  в декабре 1696 года Петру приходит мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство назвали Великим из-за его многочисленности. Его возглавляли три посла: Лефорт , Головин, Возницын. В числе волонтеров находился Петр Михайлов- под такой фамилией значился царь.

Но главная задача посольства не была выполнена: Голландия отказалась вступить в войну с Турцией на стороне России.

Великое посольство отправляется в Вену, чтобы предотвратить возможность заключения сепаратного мира австрийцев с османами.  Только и это не удалось. Австрия уже вела переговоры о мире с Османской империей.

У Петра теплилась надежда склонить к продолжению войны Вененцию, но тревожные вести из Москвы разрушили все его планы. Царю пришлось возвратиться в Россию.

К весне1699 года из-за границы возвратились все волонтеры. Они прибыли в Воронеж, где их назначали на корабли, готовящиеся к Керченскому походу. В конце апреля Пётр приказывает     К.Крюйсу произвести на корабле "экзерциции, сколько на якоре стоя, то исполнить можно". Стольники в присутствии царя демонстрируют неплохие навыки и сноровку. Что касается умения управлять кораблём и командовать экипажем, то здесь  ученики показывают полную  несостоятельность.

В начале июня 1699 года германский резидент Гвариент доносил своему императору из Москвы: "из числа 72 дворян, посланных для обучения в Италию и Германию, только четверо выдержали экзамен,  сделанный самим государём в Воронеже.

Среди выдержавших экзамен были Ф.Урусов, князь А.Голицин, Ф.Плещеев.  Другим же наука не далась, отправиться в чужие края и оставаться там до приобретения нужных сведений, на свой счёт, или возвратить  выданные на поездку деньги".

Петровское знамя стало расцветом галерного флота, известного с античных времён. Пётр правильно оценил его значение для борьбы с противником в мелководных шхерах Финского и Ботнического заливов.

Флот нуждался в офицерском составе, знающем военно-морское дело, а верфи в кораблестроителях.  Ни тех, ни других в России не было, и царь идёт на необычный шаг - посылает за границу молодых дворян для изучения морского дела.  В декабре1696 года Петру пришла мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство, кроме того, должно быть нанять за границей специалистов на русскую службу, закупить оружие, а также построить для обучения новую партию дворян. Программа их обучения предусматривала овладение минимумом военно-морских знаний, а затем и искусством кораблестроения.

Создание мощного российского флота послужило началом овладения всем морем. В 1710 году при участии морских сил были освобождены Выборг, Рига, о. Эзель, Ревель. В 1713 году со взятием Гельсингфорса шведы были окончательно выбиты из Финского залива.

Итак, Балтийский флот набирал силу. Своему детищу царь уделял исключительное внимание, он частый гость главной базы русского флота, расположенной на острове Котлине. Там он проводил целые недели, усматривал смотры, учебные сражения, упражнял офицеров и матросов  в выполнении морских команд.

К летней компании 1714 года Балтийский флот настолько окреп, что вооружил Петра уверенностью в способности его помириться силами со шведами на море. Флот насчитывал 15 линкоров,  вооружённых 42-74 пушками каждый,5 фрегатов с 18-32 пушками и 99 галер. Указом Петра Первого от 16 ноября 1705 года на кораблях были впервые организованы полки морской пехоты.

К концу первой четверти 18 века Россия стала одной из сильнейших морских держав.13 января 1720 года Петром 1 был издан первый морской устав.

Издание в России Морского Устава как бы подвело определённый итог морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный военно-морской флот.  Пётр использовал всё самое лучшее, что было в западном кораблестроении. Но он прежде всего  учитывал особенности  русского театра войны и мореплавания у берегов Отечества. От европейских флотов флот Петра отличался, прежде всего, тем, что вначале он состоял в основном из гребных судов, различных по размерам и вооружению. Пётр исходил из того, что такие суда просты в постройке, относительно легко управляемы, хорошо используются для поддержки сухопутной армии. Только после победы над Полтавой в России  началось интенсивное строительство линкоров. Только они могли обеспечить России господство в Балтийском море.

К 1725 году русский флот на Балтике был одним из сильнейших флотов. Он имел 48 линкоров и фрегатов,787 галер и других судов. Общая численность команд достигала 28 тысяч человек. С 1716 года на флоте появились гардемарины-выпускники открытой в 1700 году "ШКОЛЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦИОННЫХ НАУК".

Россия, три десятилетия назад  не имевшая ни одного военного корабля, превратилась в могучую морскую державу, располагавшую самым мощным флотом на Балтийском море. Флот надёжно защищал морские рубежи России, в том числе и столицу империи - Петербург.

За период своего царствования Пётр успел сделать для государства Российского очень многое, однако в списке его заслуг перед Отечеством есть титул, который бы он сам оценил более всего, -"отец русского флота".

Благодаря Петру Великому Россия вошла в число сильнейших морских держав.

Морские традиции упрочили и продолжили другие великие флотоводцы России, среди  которых был  Федор Федорович Ушаков.

Тридцатое ноября 2000 года стало поистине историческим для военно-морского флота России. Решением комиссии по канонизации Русской Православной Церкви выдающийся флотоводец Фёдор Фёдорович Ушаков причислен к лику местночтимых святых Саранской епархии.

Принятое решение было непростым. Пожалуй, впервые в российской истории и истории Русской православной Церкви рассматривался вопрос о канонизациии воина-моряка. По этому поводу было много сомнений у мирян, и у священнослужителей. Фёдор Ушаков всегда воспринимался россиянами, в том числе и служителями церкви, как знаменитый флотоводец, и не более, поэтому закономерно возникал вопрос: "А в чём же его святость?"

Своей праведной земной жизнью Фёдор Ушаков явил миру ярчайший образец беззаветного служения Отечеству и своему народу как на поле брани, так и на ниве благотворительности и милосердия, пример православного воина, которому была ниспослана помощь божья.

Свидетельством этой помощи явился небывалый во всей военной истории факт, когда в период русско-турецкой войны 1787-1791гг. флот под командованием Фёдора Ушакова, вдвое уступавший противнику по численности, имел в сто раз меньше потери в личном составе. Небесным Промыслом, не потеряв в сражениях ни одного судна, Ушаков нанёс турецкому флоту невосполнимый урон более чем в 50 судов, отвоевав для России целый Чёрный регион. Так Господь прославил своего праведника за его Веру и Верность.

Адмирал, воспитанный в благочестии, сам воспитал целую плеяду талантливых флотоводцев, офицеров и просто верных сынов своей Родины-воинов Христовых, всегда, не щадя живота своего,  до конца стоявших за Веру и Отечество. По нравственным заповедям адмирала Ушакова Российский Морской флот живёт и ныне.

После оставления своего ратного поприща Фёдор Ушаков, "удалясь от светского шума", обосновал своё жительство в Тамбовской глуши близ Санаксарской обители.

Фёдор Фёдорович Ушаков- самый великий флотоводец России. Он родился в 1745 году. Окончил Морской шляхетный кадетский корпус, и в 1766 году произведён в мичманы. В 1768 году мичмана Ушакова перевели с Балтийского флота в Донскую экспедицию. Там он командовал различными судами Азовской флотилии.

По возвращении на Балтику капитан-лейтенант Ф.Ф.Ушаков командовал рядом кораблей, в том числе императорской яхтой "Штандарт".

К тому времени  он уже имел богатейший опыт морских походов.  Летом его направили в Херсон, где строились корабли для молодого Черноморского флота, с назначением командиром линейного корабля, получившего название "Святой Павел".Но свой первый орден- Св.Владимира 4 степени - Фёдор Фёдорович получил не за боевые отличия в войнах на море, а за борьбу с эпидемией чумы.

В начале русско-турецкой войны 1787-1791 годов капитан бригадирского ранга Ушаков командовал авангардом севастопольской эскадры. В первый год войны,3 июля, произошло морское сражение у острова Федониси (Змеиный). Турецкий флот состоял из 17 линейных кораблей,8 фрегатов,3 бомбардирских и 18 малых судов, имевших 550 орудий. Ушаков в сражении командовал авангардным отрядом, состоящим из линейного корабля "Святой Павел" и двух фрегатов. Умело маневрируя в ходе 3-часов морской баталии, он сумел внести решающий вклад в победу. Наградой ему стал орден  Св. Георгия 4 класса.

В конце 1788 года Ушакова назначили командующим севастопольской эскадрой, а в марте 1790 года - Черноморским флотом.8 июля того же года он одержал верх над турецким флотом в Керченском морском сражении. Турки были лишены возможности высадить в Крыму десант, и обращены в бегство.

28 августа русский Черноморский флот (10 линейных корвблей,6 фрегатов,21 малое судно) одержал новую победу в морском сражении у острова Тендра. В нём султанский флот опять имел численное превосходство-14 линейных кораблей,8 фрегатов и малых судов.   Неприятель имел преимущество и в силе бортового залпа.

Пользуясь попутным ветром, Ушаков атаковал неприятеля. Это привело турок в паническое состояние, они стали рубить якорные и спасаться бегством в сторону Дуная. В ходе погони турки потеряли затонувшими и плененными несколько кораблей, свыше 5,5 тысяч человек . Потери победителей составили 21 человек убитыми и 25 ранеными. Повреждения кораблей севастопольской эскадры оказались невелики. Флотоводец Ф.Ф.Ушаков был награждён орденом Св.Георгия 11 класса.

31 июля 1791 года русский Черноморский флот нанёс флоту Турции ещё одно поражение у мыса Каликария. Ушаков вновь атаковал неприятеля, стоявшего на якорной стоянке близ берега,  с ходу. Флагманский линейный корабль "Рождество Христово" оказался в самом пекле морского сражения, после чего турки начали повальное бегство в сторону Босфора. За Калиакрию флотоводец был награждён орденом  Св.  Александра Невского. В 1793 году его произвели в вице-адмиралы.

В 1798 году Ушакова во главе эскадры направили на помощь Турции, владениям которой на Средиземноморье угрожала революционная Франция. В конце года Ушаков освободил от французских войск греческие Ионические острова.20 февраля 1799 года перед русской эскадрой капитулировал гарнизон сильной крепости Корфу на одноимённом острове: десантная операция и штурм с моря неприятельских укреплений имели полный успех.

Флотоводец Ф.Ф.Ушаков, награждённый чином адмирала, создал независимую Республику Семи Соединённых островов. После этого он провёл силами своей эскадры несколько рейдов к берегам, занятым французами. Под Неаполем высадился десант, который участвовал в освобождении города от французов.  Были захвачены приморские крепости на итальянских берегах, нарушены морские   коммуникации неприятеля. Русский десантный отряд участвовал в освобождении Рима.

Из Средиземного похода, который длился 2,5 года, адмирал Ушаков вернулся со многими победами, не потеряв в войне на море против французов ни одного корабля. В 1807 году флотоводец ушёл в отставку и через десять лет скончался,  был похоронен у стен Санаксарского монастыря.



 

В годы Великой  Отечественой войны 1941-1945 годов были учреждены орден и медаль Ушакова.

История нашего Отечества свидетельствует, что во главе её армии и флота всегда находились великие военачальники, которые сделали ему честь и добывали славные победы в самых тяжёлых испытаниях. Такие полководцы и флотоводцы становились на века национальными героями, на их примерах воспитываются целые поколения, их именами называются ордена и медали, корабли и полки. Имена великих воителей носят города и  селения, улицы и площади, военно-учебные заведения и школы.

Россия - великая морская держава. Право считаться ею завоёвано поколениями наших соотечественников, чьи мужество и самоотверженность, блистательные победы в морских сражениях стяжали немеркнущую славу стране и её Военно-Морскому флоту.