Программа дополнительного образования детей по английскому языку "Подружись с английским языком" PDF Печать E-mail
Добавил(а) Григорьева Е.В.   
09.09.15 19:05

Пояснительная записка

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют не только повышения коммуникативной компетенции школьников, но и  формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся на как можно более ранних этапах обучения.

Актуальность. В современных условиях возросла значимость изучения иностранного языка. Сейчас изучение иностранного языка в школе начинается уже со второго класса. Столь раннее начало обучения пугает родителей и даже учителей. Новые учебники предъявляют высокие требования к 7-8летним малышам. Трудности на начальном этапе обучения иностранному языку способны лишить ребенка интереса к предмету сделать занятия  в классе безрадостными.

Кроме того, наиболее благоприятным возрастом для начала изучения иностранного языка наши отечественные психологи (А.А. Леонтьев, Е.И.Негневицкая и др.) считают возраст 5-6 лет. В Европе, согласно международного семинара при Совете Европы (г. Грац, 1998) полагают, что изучение иностранного языка следует начинать с 6 лет.

Все больше ребят  стремиться уже с малых лет совершенствовать свою речь на иностранном  языке. Интерес  к языку рождает желание узнать о странах, говорящих на другом языке, их обычаях, традициях и культуре. Желание рассказать о себе и своей стране, рождает необходимость самому побольше узнать о своей стране и обычаях и традициях своей Родины.

Именно с этой целью разработана авторская  программа «Подружись с английским языком». В ней осуществлена попытка связать на раннем этапе обучения изучение  иностранного (английского)  языка со знакомством с иноязычными традициями в сопоставлении с русскими ( в других регионах нашей страны можно внести в программу обычаи и традиции коренных жителей региона).

Новизна. Современная  методика преподавания иностранного языка ставит во главу угла  коммуникативную цель обучения. С этой точки зрения  именно ранний  возраст  представляет уникальные возможности, так как  у детей 5-6 лет преобладает игровая мотивация. А она, в свою очередь способно сделать коммуникативно полезными любые языковые единицы.

Программа направлена на подготовку ребенка к дальнейшему системному изучению английскому языку. Занятия являются устным подготовительным этапом к обучению чтению и письму.

Раннее обучение иностранному языку развивает ребенка всесторонне. У него улучшается память, сообразительность, развивается наблюдательность. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, задачи обучения тесно связаны с миром, в котором живет ребенок. Это мир сказок, стишков, песенок, где царит любознательность и желание поиграть со сверстниками.

 

Отличительные особенности данной программы. Программа «Подружись с английским языком» основана на когнитивно- коммуникативном подходе, цель которого – формирование коммуникативной компетенции. При этом особый акцент делается на нравственное развитие  ребенка, привлекаются так же приемы мультисенсорного  подхода. Данная программа направлена на формирование положительной познавательной мотивации.

Программа предназначена для коллективной работы с детьми. Но упражнения рассчитаны на  осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.

 

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"
  • ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
  • О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)

Цель курса: развитие  личности ребенка  и его интереса к иноязычной культуре

 

Для достижения этой цели решаем следующие задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

1 год обучения

1)формировать первичные навыки диалогической и монологической речи на английском языке;

2)обучать пониманию несложной, небольшой по объему и доступной по содержанию речи на английском языке

 

1)развивать речевой слух, память, внимание, мышление.

2)развивать языковую догадку,

3)развивать творческие способности

4)развивать навыки межличностного общения на иностранном языке

1)воспитывать интерес и уважение к культуре других народов

2)прививать правила поведения на уроке

3)воспитывать умения вести игру по правилам

 

2 год обучения

1)расширить словарный запас, развивать навыки диалогической и монологической речи на английском языке;

2)обучить пониманию несложной, небольшой по объему и доступной по содержанию речи на английском языке

 

1)развить речевой слух, память, внимание, мышление.

2) развить языковую догадку,

3) развить творческие способности

4) развить навыки межличностного общения на иностранном языке

1)воспитать интерес и уважение к традициям и обычаям других народов на материале сказок, потешек, поговорок и т.п.

2) воспитать правильное поведение во время групповых игр и соревнований

3)формировать умения играть роль в мини спектакле.

Авторская учебная программа «Подружись с английским языком» рассчитана   на 2 учебных года (124 учебных часа).

 

 

 

Режим занятий:

1 год обучения: 66 учебных часа (2 часа в неделю при продолжительности учебного года 33 недели).

2 год обучения: 66 учебных часа (2 часа в неделю при

продолжительности учебного года 33 недели).

 

Возраст: 5 – 7 лет.

Длительность занятий: 30 минут

 

Педагогические средства ( формы и методы обучения)

  1. Специально организованная среда
  2. Специально организованные занятия.
  3. Физкультминутки.
  4. Игры (словесные, подвижные, музыкальные, сюжетно-ролевые, мультисенсорные, пальчиковые, с куклами и игрушками)
  5. Инсценировки
  6. Праздники и соревнования.
  7. Работа с родителями.
  8. Диагностика и контроль.

 

 

Формы работы.

  • Разучивание стихов, рифмовок, песенок.
  • Инсценировки изучаемого с использованием мультисенсорного подхода.
  • Игры (словесные, подвижные, музыкальные, сюжетно-ролевые, мультисенсорные, пальчиковые, с куклами и игрушками)
  • Работа с магнитофоном.

 

 

Примерная структура занятий.

Каждое занятие курса имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на английском языке. Которое постепенно запоминается детьми. Затем  проводиться речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка на английском языке. В основной части занятия в игре с куклами и другими игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце занятия  ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы на уроке используется магнитофон и кассеты с записями стихов и песен на английском языке.

 

Предполагаемый результат обучения.

Первый год обучения.

К концу  1 года обучения дети должны знать 35 -40 слов на английском языке, 10 готовых речевых образцов:

Я …(имя).

Мне … (возраст).

Я вижу…

Я умею…

Я люблю…

Я имею…

Я могу…

Сколько тебе лет?

Как тебя зовут?

Умеешь ли ты?

Есть ли у тебя?

А также 7-10 стихов, рифмовок, песен.

 

Второй год обучения.

 

Словарный запас детей к концу второго года обучения должен составить  около 100 слов. Речевые образцы: 15-17 выражений утвердительного и вопросительного типа. Дети должны уметь  рассказать о себе, семье, игрушке в 4-6 предложениях; построить диалог по 3-4 реплики от ребенка; рассказать стихотворение и спеть песенку на английском языке.

 

Воспитательные результаты обучения.

Воспитательные результаты

Приобретение школьником социальных знаний

(1 уровень)

Формирование ценностного отношения к реальности

(2 уровень)

Получение самостоятельного общественного действия

(3 уровень)

Формы внеурочной деятельности

Социальная проба:

Диалоги с одноклассниками и куклами)

 

 

КТД: инсценировки, выступления

(в конце года)

 

 

 

Социальный проект (находиться вне данной программы)

 

 

Формируемые УУД

Первый год обучения

Внимательное отношение к звучащей речи, навыки элементарного речевого этикета, умение разыгрывать диалоги по образцу и опоре, умение эмоционально инсценировать песенку, стихотворение; умение взаимодействовать с партнерами по диалогу или групповой игре, инсценировке; умение поздравить с праздником родных и близких в соответствии с этикетом.

Второй год обучения

Речевое внимание и элементарный  речевой этикет, умение вести диалог, поздравить с праздником или днем рождения в соответствии с общественными нормами. Уважительное отношение к семейным  и национальным традициям людей, бережное отношение к живой природе, забота о питомцах, умение работать в группах, умение договариваться.

 

 

 

Формы проверки результатов освоения программы

 

Первый год обучения

В виде игрового занятия

Второй год обучения

В виде игрового занятия

 

Учебно-тематический план.

 

Первый год обучения.

 

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего

Количество часов

Теория

Практика

1

Знакомство

9

4

5

1.1

Знакомство с предметом занятий

1

1

-

1.2

Привет!

2

1

1

1.3

Меня зовут…

3

1

2

1.4

Как поживаешь?

2

1

1

1.5

Я мальчик, а ты

1

-

1

1.6

До свидания

1

-

1

2

Мои игрушки

8

1

7

2.1

Игрушки

1

1

-

2.2

У меня есть

2

-

2

2.3

У меня нет

2

-

2

2.4

Давай поиграем

2

-

2

2.5

Пожалуйста

1

-

1

2.6

Спасибо

1

-

1

3

Радуга-дуга

8

1

7

3.1

Радуга

1

1

-

3.2

Цвета

1

-

1

3.3

Какие у тебя игрушки

2

-

2

3.4

Множественное число имен существительных

2

-

2

3.5

Я вижу …

2

-

2

4

Учусь считать

8

1

7

4.1

Пошли пальчики считать

1

1

-

4.2

Я считаю до 5

1

-

1

4.3

Мои книги, мои тетради

2

-

2

4.4

Я считаю до 10

2

-

2

4.5

Сколько тебе лет?

2

-

2

5

Я люблю

5

-

5

5.1

Моя любимая игрушка

1

-

1

5.2

Рассказ о любимой игрушке

2

-

2

5.3

Давай подружимся

2

-

2

6

Игры на свежем воздухе

8

1

7

6.1

Во что поиграть вместе?

2

1

1

6.2

Я умею, я могу

2

-

2

6.3

Что ты делаешь хорошо

2

-

2

6.4

Я играю, мы играем

2

-

2

7

Мой питомец.

8

1

7

7.1

Домашние любимцы

2

1

1

7.2

Мне нравиться большой кот

2

-

2

7.3

Моя собачка любит играть в футбол

2

-

2

7.4

Расскажи о собачке

2

-

2

8

Повторение

7

7

8.1

Давайте познакомимся

1

-

1

8.2

Мой друг Петя

1

-

1

8.3

Драматизация сказки

9

-

9

9

Итоговое занятие

1

1

Итого

66

9

57

 

Второй год обучения.

 

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

В том числе

Теория

Практика

1

Повторение

5

1

4

1.1

Знакомство

2

1

1

1.2

Мои игрушки

1

-

1

1.3

Радуга-дуга, я считаю

1

-

1

1.4

Давай поиграем

1

-

1

2

Моя семья

7

1

6

2.1

Мама, папа, я

2

1

1

2.2

Братья и сестры

1

-

1

2.3

Бабушка и дедушка

2

-

2

2.4

Мой дядя, моя тетя

2

-

2

3

День рождения

9

1

8

3.1

Обычаи и традиции

1

1

-

3.2

Времена года

1

-

1

3.3

Месяцы года

2

-

2

3.4

Как пригласить на день рождения

2

-

2

3.5

Подарки, подарки

2

-

2

3.6

Мой день рождения

1

-

1

4

Рождество и Новый год

11

1

10

4.1

Новогодние традиции

1

1

-

4.2

Санта Клаус и подарки

2

-

2

4.3

Подготовка к празднику

8

-

8

5

Руки, ноги и хвосты

10

1

9

5.1

Животные наши друзья

1

1

-

5.2

Части тела

2

-

2

5.3

Лицо или морда

2

-

2

5.4

Описание животного

2

-

2

5.5

Я его боюсь

2

-

2

5.6

У тебя есть собака?

1

-

1

6

Мои друзья.

10

1

10

6.1

Пословицы и поговорки о дружбе

2

1

1

6.2

Мой друг похож

2

-

2

6.3

Семья моего друга

2

-

2

6.4

Во что поиграем?

2

-

2

6.5

Диалог о друге

1

-

1

6.6

Рассказ о друге

1

-

1

7

Повторение

10

-

10

7.1

Моя семья

1

-

1

7.2

Рождество и день рождения

1

-

1

7.3

Животные и люди

1

-

1

7.4

Инсценировка. Подготовка и выступление.

11

-

11

8

Итоговое занятие

1

-

1

Итого

66

6

60

 

 

Содержание занятий.

 

Первый год обучения.

Знакомство. Теория. Этикет  знакомства в русской и английской традиции.

Практика. Приветствие. Умение представиться. Спросить, как зовут и как дела. Рассказать о половой принадлежности. Попрощаться.

Мои игрушки. Теория. Виды игрушек. Правила совместной игры с игрушками. Игрушки  русского народа. Любимые игры и игрушки британских малышей.

Практика. Название некоторых игрушек и игр. Оборот иметь, обладать. Уметь рассказать о том, какие игрушки есть или нет у малыша. Предложить играть в прятки или догонялки. Попросить игрушку поиграть, поблагодарить.

Радуга-дуга. Теория. Цвета радуги, основные цвета, холодные и теплые цвета.

Практика. Названия 6 основных цветов. Уметь строить словосочетания  из названия игрушки и ее цвета. Множественное число имеет существительных. Фраза «Я вижу…».

Учусь считать. Теория. Счет, особенности счета на пальцах в Британии. Римские цифры и руки. Практика. Счет до 10. Школьные  принадлежности. Фразы: «У меня ест 5 карандашей. и 2 ручки. Есть ли у тебя линейка?». Мне … лет. Сколько тебе лет?

Я люблю. Практика. Рассказать о любимой игрушке или игрушках . разыграть расширенный диалог знакомства  рассказывая в нем о возрасте и о любимой игрушке и переспрашивая: «А ты?».

Игры на свежем воздухе. Теория. Польза игр на свежем воздухе и спортивных игр. Традиционные  русские и британские игры на свежем воздухе..

Практика. Название подвижных игр и спортивных игр имеющих интернациональное звучание, глаголы уметь, играть, наречия вместе и хорошо.

Мой питомец. Теория. Британцы моряки и завоеватели новых земель. Питомец как память об отце-путешественнике.  Питомцы на Руси. Питомец и домашние животные.

Практика. Названия питомцев. Описание питомца: размер, цвет, некоторые качества характера, нравится/не нравится, что умеет делать, что любит делать.

Повторение. Практика. Практическое применение языковых и речевых навыков в играх с игрушками и другими ребятами, драматизации простой сказки, например, «Теремок».

 

 

Второй год обучения.

Повторение. Теория. Иностранные языки их многообразие. Язык – душа народа. Пословицы и поговорки как отражение народной души.

Практика. Повторение изученного. Разыгрывание диалогов с куклами и игрушками. Повторение инсценировки. Песенки и стихи, изученные в прошлом году.

Моя семья. Теория. Семья и семейные традиции. Английский традиционный лом и русская изба. Взаимоотношения внутри семьи. Сказочные семьи.

Практика. Название членов семьи. Взаимная любовь в семье. Умения членов семьи. Домашние обязанности детей. Питомцы в доме. Ответственность за младших членов семьи и /или питомца.

День рождения. Теория. Семейные праздники. Традиции празднования дня рождения в России и Британии.

Практика. Месяц рождения и /или время года. Рассказ о дне рождения состоявшемся и / или грядущем. Пригласить на праздник, поблагодарить за приглашение, поздравить с днем рождения.  Рассказать о том, что бы хотел получить в подарок. Песенка о дне рождения.

Рождество и Новый год. Теория. Рождественские традиции в Британии и России. Игры на Рождество. Стихи и песенки.

Практика. Подарки, поздравления. Персонажи Рождественских праздников. Диалог с Сантой. Мечты о подарке. Подготовка к утреннику. Утренник.

Руки, ноги и хвосты. Теория. Животные наши друзья. Человек и животное: что общего?  Животных нужно любить и защищать.

Практика. Название некоторых частей тела животного, человека птицы. Описание с помощью прилагательных обозначающих цвет и размер. Описание умений животных птиц. Выражение своего отношения к животным (симпатия, страх). Играем с животными. Небольшое монологическое высказывание. Диалог о любимом животном.

Мои друзья. Теория. Английские и русские пословицы и поговорки о дружбе. Друг в жизни человека.

Практика. Описание внешности друга. Семья моего друга. Питомцы друга. Во что любит играть. Что у нас общего. Диалог о друге. Небольшое монологическое высказывание.

Повторение. Практика. Практическое применение языковых и речевых навыков в играх с игрушками и другими ребятами, драматизации небольшой  английской сказки, например, «Три поросенка».

 

Методическое обеспечение программы.

Первый год обучения.

Название темы

Формы

занятий

Приемы, методы организации учебного

процесса

Дидактический материал, техническое оснащение

занятий

Формы подведения итогов

Знакомство

Рассказ, игра, выполнение задания по образцу

Словесные, наглядные, игровые, практические

Игрушки, мультимедийный проектор и ноутбук, музыкальный центр и дивиди проигрыватель

Инсценировка

Мои игрушки

Рассказ, беседа, игра, выполнение задания по образцу

Словесные, наглядные, игровые, практические

Карточки, картинки, игрушки, сюжетные картины, мультимедийный проектор и ноутбук

игра-соревнование

Радуга-дуга

Рассказ, беседа, игра, выполнение задания по образцу

Словесные, наглядные, игровые, практические

Карточки, картинки, игрушки, сюжетные картины, мультимедийный проектор и ноутбук,

игра-соревнование

Учусь считать

Беседа, игра, выполнение задания по образцу

Словесные, наглядные, игровые, практические

Карточки, картинки, игрушки, сюжетные картины, мультимедийный проектор и ноутбук

игра-соревнование

Я люблю

Рассказ, беседа, выполнение задания по образцу

Словесные, наглядные, игровые, практические

Карточки, картинки, игрушки, сюжетные картины, мультимедийный проектор и ноутбук

Инсценировка

Игры на свежем воздухе

Беседа, игра, выполнение задания по образцу

Словесные, наглядные, игровые, практические

мультимедийный проектор и ноутбук, музыкальный центр и дивиди проигрыватель

Инсценировка

Мой питомец

Рассказ, игра, выполнение задания по образцу

Словесные, наглядные, игровые, практические

Карточки, картинки, игрушки, сюжетные картины, мультимедийный проектор и ноутбук

игра-соревнование

Повторение

Беседа, игра

Словесные, наглядные, игровые, практические

мультимедийный проектор и ноутбук, музыкальный центр и дивиди проигрыватель

Игровое исследование

 

 

 

 

 

 

Второй год обучения.

Название темы

Формы

занятий

Приемы, методы организации учебного

процесса

Дидактический материал, техническое оснащение

занятий

Формы подведения итогов

Повторение

Беседа, игра

Словесные, наглядные, игровые, практические

мультимедийный проектор и ноутбук, музыкальный центр

игра-соревнование

Моя семья

Рассказ, беседа, игра, выполнение задания по образцу

Словесные, наглядные, игровые, практические

Карточки, картинки, игрушки, сюжетные картины, мультимедийный проектор и ноутбук

игра-соревнование

День рождения

Рассказ, беседа, игра, выполнение задания по образцу

Словесные, наглядные, игровые, практические

Карточки, картинки, игрушки, сюжетные картины, мультимедийный проектор и ноутбук

Инсценировка

Рождество и Новый год

Беседа, игра

Словесные, наглядные, игровые, практические

Карточки, картинки, игрушки, сюжетные картины, мультимедийный проектор и ноутбук

Инсценировка

Руки, ноги и хвосты

Рассказ, беседа, игра, выполнение задания по образцу

Словесные, наглядные, игровые, практические

Карточки, картинки, игрушки, сюжетные картины, мультимедийный проектор и ноутбук

игра-соревнование

Мои друзья

Рассказ, беседа, игра, выполнение задания по образцу

Словесные, наглядные, игровые, практические

Карточки, картинки, игрушки, сюжетные картины, мультимедийный проектор и ноутбук

Инсценировка

Повторение

Беседа, игра

Словесные, наглядные, игровые, практические

мультимедийный проектор и ноутбук, музыкальный центр и DVD проигрыватель

Игровое исследование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для учителя:

  1. Астафьева, М.Д. Игры  для детей изучающих английский язык. [Текст] /М.Д.Астафьева //Библиотека воспитателя. Игры для детей 6-7 лет. – М. : Мозаика-синтез.2009
  2. Астафьева, М.Д. Праздники для детей изучающих английский язык. [Текст] /М.Д.Астафьева //Библиотека воспитателя. Сборник сценариев праздников для детей 6-7 лет. – М. : Мозаика-синтез.2009
  3. Ачкасова, Н.Н. Маша и медведь. [Текст] / Н.Н. Ачкасова//Музыкальная сказка для детей, начинающих изучать английский язык. – М. : Дрофа, 2006
  4. Бородина О.В., Донецкая Н.Б. English is fun [Текст]/ О.В., Бородина Н.Б. Донецкая// Песни на английском языке. – Тамбов :ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2005
  5. Евсеева М.Н. Программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста [Текст] / М.Н.Евсеева – М, :Панорама, 2006
  6. Егорова, Н., Егорова, Ю. Английский для малышей. [Текст] / Н. Егорова, Ю. Егорова. – М, : Астрель, 2007
  7. Земченкова, Т.В. Английский для дошкольников. [Текст] / Т.В.Земченкова // Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем. Старшая и подготовительная группа. – М. : Вако, 2008
  8. Ижогина, Т.И., Бортникова,  С.А. Волшебный английский [Текст] / Т.И. Ижогина,  С.А. Бортникова// Книга для учителя начальной школы. Ростов-на Дону : Феникс, 2003
  9. Клементьева, Т.Б. Счастливый английский. Занимательные игры и упражнения [Текст] / Т.Б. Клементьева. – М, :Дрофа, 1995
  10. Лыкова Л.Л.  Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников [Текст] /  Л.Л.Лыкова – Ярославль: Академия развития, 2006
  11. Нехорошева А.В. Rhyme your English [Текст]/ А.В.Нехорошева// стихотворения для работы на уроках. – Тамбов :ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2005
  12. Родаева О.Е. Английский для детей [Текст] / О.Е.Родаева// программа работы с детьми дошкольного возраста. – Тамбов :ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2007
  13. Скультэ, В. Английский для детей. [Текст] / В. Скультэ. – М. : прогресс,1994
  14. Стайнберг Дж. 110 игр на уроках английского языка [Текст] / Дж. Стайнберг. – М. : Астрель, 2006
  15. Фурсенко С.В. Грамматика в стихах [Текст] / С.В. Фурсенко// М, : Каро, 2006
  16. Шишкова, И.А., Вербовская, М.Е. Английский для дошкольников [Текст] / Н.А.Шишкова, М.Е.Вербовская// Книга для учителя.  -   М. :Росмэн, 2002
  17. Шишкова, И.А., Вербовская, М.Е. Английский для младших школьников [Текст] / Н.А.Шишкова, М.Е.Вербовская// Книга для учителя.   М. :Росмэн, 2002

Литература для обучающихся:

  1. Английские песенки, считалки, дразнилки. Стихотворения матушки Гусыни. [Текст] / книга для чтения детям от 6 месяцев до 7 лет с параллельными текстами на английском и русском языках. – М. : Астрель, 2010
  2. Владимиров В., Окунь М. Английский выучим, играя [Текст] / В. Владимиров, М. Окунь// Учебное пособие  для детей и взрослых. -  Санкт-Петербург: Канон,1999
  3. Егорова Н. Школа Ката да Винчи. Английский для малышей / Наталья Егорова. -  М.: ООО «Издательство Астрель», 2007
  4. Журналы из серии «Волшебный английский» и видео приложение к нему, компании Деагостини.
  5. Мойсик Н. Говори по-английски правильно / Наталья Мойсик. – Ростов н/Д: Феникс, 2014
  6. Степанов В.Ю. Английский в играх, ребусах, шарадах / В.Ю. Степанов. - Ростов н/Д: Феникс, 2014