PDF Печать E-mail
Добавил(а) Манаенкова Т.А.   
06.02.10 19:14

Организация учебно-исследовательской работы школьников, как нетрадиционного метода преподавания

Усиление практической направленности содержания курсов естественно – научного цикла требует развития самостоятельности и инициативы учащихся. Эти качества могут быть реализованы через использование нетрадиционного метода преподавания – организацию учебно-исследовательской работы учащихся. Именно Учебно-исследовательская деятельность побуждает ученика к активной мыслительной деятельности, способствует стремлению к самостоятельному приобретению знаний.


Простейшим звеном учебно-исследовательской деятельности является урок – конференция. На этом этапе учащиеся получают первые навыки в работе с научно – популярной литературой, учатся отбирать материал, соответствующий содержанию поставленных целей, анализировать литературные источники. Приобретаемые умения пригодятся им не только во время учебы в школе, но и в дальнейшей деятельности.


Планируя уроки-конференции, я определяю их место в процессе обучения. Это может быть предваряющий урок для введения в тему и актуализацию вопроса или заключительный итоговый урок. В любом случае такому уроку предшествует серьезная предварительная подготовка. Я вместе с учащимися намечаю круг вопросов, составляем план поиска нужного материала.
При подборе тем работ я предъявляю повышенные требования к практической значимости, актуальности и новизне исследования. Это способствует серьезному отношению к учебно-исследовательской работе, формированию опыта творческой деятельности.
Как правило, они с удовольствием выполняют эту работу, стараются в строго определенное время сообщить максимум интересной и полезной информации.


В 9 классе для дальнейшего развития исследовательской деятельности я провожу деловые игры. Деловая игра создает типичную жизненную ситуацию, в ходе которой учащиеся находят правильную линию поведения и оптимальное решение проблемы. Деловые игры я использую для развития познавательного интереса учащегося, их творческих способностей, умения решать проблемы. У них формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, внимательно выслушивать сторонников и оппонентов.
Деловая игра строится на постановке и разрешении конкретной проблемы, возможности творческого поиска ее решения, а также способствует организации самостоятельной, исследовательской, практической работы учащихся на основе имеющихся знаний.
Формы деловой игры, которые я провожу, разнообразны: совет бригадиров, репортаж с места событий, заочная экскурсия на завод, совещание, заседание суда. 
Итогом учебно-исследовательской является школьная научно – практическая конференция. На секциях естественных и гуманитарных наук оцениваются выполненные учебно-исследовательские работы учащихся. Специально созданные комиссии из опытных преподавателей анализируют работы и выбирают лучшие из них.
Рассказывая об опыте использования в педагогической деятельности такого нетрадиционного метода, как учебно-исследовательская работа, было бы несправедливо умолчать о роли учителя как организатора, вдохновителя, непосредственного руководителя работы.
Моя роль заключается не только в готовности помочь в решении творческих задач и коррекции деятельности ученика. Она дополняется умением выбрать интересную тему и подсказать направление исследования, предвидеть реальность достижения результатов и вовремя предотвратить возникновение ощущения бесполезности выполняемой работы.
Учебно-исследовательская работа способствует расширению кругозора учащихся, приобретению опыта первого публичного выступления, требующего владения техникой речи, коммуникативной культуры и других качеств, так необходимых развивающейся личности.
Проведение учебно-исследовательских работ требует больших усилий как со стороны ученика, так и меня. Отрадно заметить, в этом плане достигнуто плодотворное единство, а значимость учебно-исследовательской работы как нетрадиционного метода преподавания ни у кого не вызывает сомнения.  

Никитина А.С.

Последние обновления за 08.05.10 09:51