PDF Печать E-mail
Добавил(а) Никитина А.С.   
19.12.09 11:31

Классный час "Курить – здоровью вредить"

Побороть дурные привычки
лучше сегодня, чем завтра.

О. Де. Бальзак.

 

Цель: в игровой и познавательной форме познакомить учащихся с историей возникновения табакокурения, его отрицательным воздействием на организм человека,; воспитывать у учащихся негативное отношение к курению, определить возможные меры борьбы с вредной привычкой; развивать стремление к здоровому образу жизни.

 

Оформление класса

 

  1. Рисунки учащихся класса о вреде курения.
  2. Стенд «Информация к размышлению.
  3. Результаты анкет.
  4. Музыкальное сопровождение. Музыка на мотив песен: «Шоколадный заяц»

«У меня сестренки нет…»

«Песенка кота Леопольда»

  1. Высказывания о вреде курения.

 

Учитель: Нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества – никотине. Вы, наверное, не раз слышали о вреде курения. Сегодня на нашей встрече мы поговорим об этой несерьезной забаве. Узнаем некоторые факты из истории табака, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка.

 

Из истории…

До XVI столетия Азия, Африка и Европа не имели ни малейшего представления о табаке. Впервые с этим растением познакомились члены команды Христофора Колумба, когда высадились в 1492 году на одном из островов Америки. Европейцы увидели, что жители острова из сухих листьев какого-то растения свертывали длинные трубки, один конец которой брали врот, а другой поджигали и втягивали через рот образующийся дым, выпуская его изо рта и носа. Этот сверток из сухих листьев растения они называли табако

После нескольких затяжек почти все краснокожие теряли сознание и падали как мертвые.

Европейцы не понимали, какое удовольствие находят индейцы в этом занятии. Ведь дым от этого растения имеет отвратительный запах, индейцы пьянеют и становятся психически ненормальными.

После второго похода Христофора Колумба семена табака были завезены в Испанию, а оттуда – во все уголки земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака – привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.

В Россию табак завезен английскими купцами в конце XVI века. Однако в начале табак не получил широкого распространения в России, т.к. из-за неосторожности курящих в Москве и других городах часто случались пожары. Царь Михаил Федорович не только запретил курить, но и вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2 раза – резали носы, уши, ссылали Сибирь.

Петр I отменил запрет на употребление табака, по его мнению, это способствовало принципам западной цивилизации.

Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные листья использовались как лечебное вещество.

Курение табака, а также применение его в качестве лекарства часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставило правительства разных стран вести борьбу с курением.

Несмотря ни на что, табак продолжает до сих пор свое победоносное шествие по Земле.

 

Учитель. Что же заставляет нас начинать курить? Данные статистики таковы:

-         55% начинают курить в возрасте 16-19 лет, когда у человека нет еще жизненного опыта, и он легкомысленно относится к своему будущему здоровью;

-         18% мужчин и 19% женщин – из-за баловства;

-         26% мужчин и 29% женщин – из-за любопытства;

-         16% женщин и 3% мужчин – с целью похудеть;

-         4% - по личным мотивам;

-         17% мальчиков и 6% девочек – из-за подражания взрослым.

Вместе: Мы курим сигареты

И дым вдыхаем едкий,

И все из-за родителей,

Чтоб было убедительней:

Мы взрослые, не дети!

 

Песня на мотив «У меня сестренки нет…»

Я у мамочки живу, я у папочки живу,

Каждый день я в школу прихожу.

Я уроки не учу и к доске не выхожу,

Сплю, когда за партою сижу.

 

У меня силенок нет,

У меня здоровья нет,

А болезней тех невпроворот.

Что же будет на земле

Через сто ближайших  лет,

Если мода на куренье не пройдет.

Стал иметь я бледный вид,

Потерял я аппетит.

И лицо желтеет с каждым днем,

Только ведь без табака не могу прожить пока.

Ну, а все причины в том.

А в итоге столько бед

Из-за этих сигарет

Стыдно, что в 16 лет

Стал я как столетний дед.

И не справлюсь

С пачкой сигарет.

 

Учитель. Результаты анкетирования учащихся класса.

 

Воздействие табака и табачного дыма на организм человека.

При выкуривании одной пачки сигарет средней крепости с общей массой табака 20г образуется 0,0012г синильной кислоты, приблизительно столько же сероводорода, 0,22г пиридиновых оснований, 0,18г никотина, 0,64г аммиака, 0,92г оксида углерода (II) и не менее 1г табачного дегтя. В последнем содержится около сотни химических веществ, в том числе радиоактивный изотоп калия, мышьяк и ряд канцерогенов.

Некоторые курильщики полагают, что сигаретные фильтры освобождают дым от содержащихся в нем частиц, делают его безвредным, к сожалению, это не так: фильтры изготовлены из специально обработанных сортов бумаги и задерживают не более 20% содержащихся в дыме веществ. Таким образом, подавляющая масса веществ при сухой перегонке табака поступает в легкие и через слизистые попадает в кровь. Температура табачного дыма около 55-60 градусов, значит, температура  воздуха попадающего в рот, ниже температуры дыма. Такие значительные перепады температуры во время курения отражаются на состоянии зубной эмали. Со временем на ней появляются трещины – « входные ворота для микробов», в результате чего зубы у курящих начинают разрушаться раньше, чем у не курящих. Зубы желтеют от табачного дегтя, и появляется стойкий  неприятный специфический запах.

Раздражаются слюнные железы. Наступает усиленное выделение слюны, которую курильщики вынуждены сплевывать. А часть слюны  вместе с ядовитыми веществами попадает в организм, действует на слизистую оболочку желудка, вызывая потерю аппетита и боли в области желудка (хронические гастриты, язвы).

Постоянное курение, как правило, сопровождается бронхитом, хроническое раздражение слизистой оболочки голосовых связок сказывается на тембре голоса. Он теряет звучность и чистоту. Коварное действие синильной кислоты:  проникая в кровь, она снижает способность клеток воспринимать кислород из протекающей крови, наступает кислородное голодание. Нервные клетки больше всего нуждаются в кислороде, они первыми страдают от действия синильной кислоты. То есть курение сопровождается весьма неприятными ощущениями и патологическими реакциями организма.

 

(Опыт о вредном действии табака)

 

В результате проведенных во всем мире научных исследований сделано несколько важных выводов:

-         Табак – один из самых мощных канцерогенов для человеческого организма. Большинство видов рака легких, глотки, гортани, полости рта, пищевода, а также поджелудочной железы вызваны курением.

-         Среди больных раком гортани, курящих 96%.

-         Рак пищевода у курящих  встречается в 11 раз чаще, чем у некурящих.

-         От рака легких курящие умирают в 10-15 раз чаще.

-         После каждой выкуренной  сигареты повышается давление крови, увеличивается число сердцебиений. Сигаретный дым вызывает сужение сосудов периферических артерий, способствует развитию тромбов. Повышает риск появления инфаркта миокарда.

-         Курение повышает вероятность возникновения сахарного диабета и ухудшает его течение.

-         Среди курильщиков чаще встречается язва желудка и двенадцатиперстной кишки.

-         Курение негативно влияет на кожу. У курильщиков наблюдается более ранняя и сильнее выраженная морщинистость лица.

-         Каждая выкуренная сигарет сокращает жизнь на 15 минут. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. 13 секунд.…  За год – это 2,5 млн. человек.

 

Учитель. Известно, что даже те ребята, которые хорошо знают о вреде курения и не хотят начинать курить, все-таки закуривают вместе со своими друзьями.

Кому труднее всего отказать, если будет предложено закурить, - взрослому, компании курящих сверстников или близкому другу?

Ответы учащихся.

Учитель. Давайте проиграем ситуации, в которых один ученик предлагает закурить, а другой отказывается. Суть этой игры заключается в отработке очень важного психологического навыка. Он может пригодиться не только в конкретном случае, но и в любой жизненной ситуации, если человеку предлагают сделать то, чего он не хочет. Как суметь отказать, чтобы не поссориться.

 

Класс следит за диалогом двух учеников и потом высказывает свое мнение о том, кто был убедительнее, кто победил в споре, и похоже ли это на реальную ситуацию.

 

Диалог 1.

-         Давай закурим!

-         Мне нельзя.

-         Почему?

-         Меня родители увидят.

-         А мы отойдем за угол.

-         Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно.

-         Ну, ты же не умрешь от одной сигареты?!

-         А я «наши» сигареты не курю.

-         У меня иностранные.

-         А я от спичек не прикуриваю.

-         А у меня зажигалка.

-         Нет, меня увидят родители.

-         А мы пойдем в подвал.

-         В замешательстве и не знает что ответить.

Ваше мнение?

Учитель. По-моему, ни разу не был использован очень существенный аргумент: «Я не хочу!».

Диалог 2.

-         У меня есть сигареты. Давай покурим!

-         Ой, что ты, я не могу!

-         А почему?

-         От меня будет пахнуть табаком.

-         Ну и что?

-         Родители узнают.

-         А ты к ним не подходи.

-         Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит. А родители спросят: «Почему это собака от тебя убежала? Ты что курила?».

-         А ты надушись.

-         Тогда родители почувствуют запах духов и спросят, почему я так надушилась.

-         Не знает, что еще предложить.

Ваше мнение.

Учитель. В этом случае девочка придерживалась пусть довольно фантастической и причудливой, но вполне определенной версии.

Диалог 3.

-На, кури!

Я не буду.

А что тогда сюда пришел?

Просто так.

Ну, тогда иди отсюда!

Учитель. Диалог прекратился. Считается эта ситуация вполне типична. Подросток поставлен перед выбором, курить или лишится расположения друзей, возможен уклончивый ответ типа «Я уже бросил», или «Что-то сейчас не хочется». Такая ситуация затруднительна и связана с высоким риском начала курения.

 

Сказка  «На приеме у Доктора Айболита»

Действующие лица.

Автор 1

Автор 2

Доктор Айболит

Куряка

Автор 1. Добрый Доктор Айболит

Не под деревом сидит.

Он пришел сегодня в школу,

Чтобы дать урок веселый!

Автор 2. Для кого-то – грустный, может,

Он себя узнать поможет,

Остановит от ошибки,

Ваши вызовет улыбки.

Автор 1. Мы, ребята начинаем,

В наш театр приглашаем.

Победить в себе порок

Вам поможет наш урок!

В нашей сказке есть наме

(звенит звонок)

Автор 2. Но уже звенит звонок! Тихо!

(стук в дверь)

Тихо! – В дверь стучится кто-то…

Начинаем наш урок!

(Появляется Доктор Айболит)

Автор 1. Это добрый Доктор Айболит.

Приходи к нему лечится,

С кем беда вдруг приключится.

Всех излечит, исцелит

Добрый Доктор Айболит!

Автор 2. …Но уже звенит звонок!

(стук в дверь)

Тихо, тихо! В дверь стучатся…

Начинаем наш урок.

Автор 1. Пришел к Айболиту Парень молоденький

Из восьмого класса Володенька.

Айболит чувства чуть не лишился

Автор 1. Лишь мальчишка к нему наклонился.

Табачищем несло от парнишки,

Лучше читал бы он книжки.

Д. Айболит. Как ты жить мой дружок, собираешься,

Если ядом таким увлекаешься?

Закоптишь изнутри свои легкие.

Ох, судьба твоя будет нелегкою…

Голос станет осипшим и грубеньким,

Почернеют и выпадут зубоньки,

И печенка, и сердце намаются,

И сосуды твои все сломаются!

Авторы.  Никотином насквозь пропитаешься!

От серьезных проблем – не избавишься!

Д. Айболит. Так что брось ты привычку зловредную,

Пожалей свою мамочку бедную.

Для себя, чтобы жить вдвое дольше,

Дел хороших, чтоб сделать побольше!

Сигарета – путь вредный к наркотикам!

Брось быстрее – не будь сумасбродником!

Не прибавишь ума и здоровья ты,

Позабудешь заветные все мечты!..

И засохнешь, завянешь во цвете лет.

И не мил тебе будет белый свет.

Автор 1. Призадумался парень молоденький

Из восьмого класса Володенька.

Куряка.   Не хочу в старика превращаться,

С папиросой готов распрощаться.

Брошу дурь сигаретную, страшную.

Что играть с нею в игры опасные.

(уходит)

Автор 2. Айболит свой прием завершает.

Мы «спасибом» его провожаем!

Он помог вам от бед исцелится.

Надо только друзья не ленится.

Автор 1. Режим дня выполнять всем  стараться.

И холодной водой обливаться.

Д. Айболит. Сильным вырасти, ловким и смелым.

Воспитать твердость духа и тела.

Автор 2. Ну а главное – вредным привычкам

Ты скажи твердо «нет!»

Только лично.

Д. А.       Пусть они на пути не встречаются.

Вот тогда и не будешь ты маяться.

Вместе:   Долгожителем станешь ты прочным

Попадешь в книгу Гиннеса, точно!!!

 

Пеня на мотив «Шоколадный заяц»

Каждый день в жару и холод я зарядку провожу,

Крепкий дух в здоровом теле – важность мысли докажу!

Мои мышцы, как стальные, всех ко мне вокруг влечет,

Я для всех служу примером, и за это мне почет!

Я румяный и опрятный, очень ладный молодец,

От меня все пышет жаром, говорят я удалец.

Невозможно, очень сложно всем равняться на меня:

Я быка свалю ударом, на скаку схвачу коня!

Припев. Я как герой из сказки и в форме я прекрасной,

Здоровье на все сто-о-о-о!

С болезнями не знаюсь, и спортом занимаюсь,

И пью лишь молоко-о-о-о!

(делает зарядку на фоне музыки)

 

Песня на мотив «Песенка кота Леопольда»

В небесах высоко

Ярко солнце светит.

До чего ж хорошо

Жить на белом свете!

Голова не болит,

Дышится свободно.

Ведь здоровьем модно

Нынче дорожить!

Вокруг нас чудеса:

В космосе ракеты.

Для чего ж нам нужны

Пиво, сигареты?

Дружно нет пропоем

Ядам сигаретным.

Мы без дряни этой

Лучше проживем.

 

Последние обновления за 12.05.10 21:39