Олимпиада в 7 классе "Словарное богатство русского языка" PDF Печать E-mail
Добавил(а) Черникова П.В.   
19.12.09 10:47

Олимпиада "Словарное богатство русского языка"

7 класс

 

Подготовила и провела учитель

русского языка и литературы

Черникова П.В.

2008\2009 уч.год

Форма проведения мероприятия: олимпиада

Цели мероприятия

обучающая: повторение и закрепление курса лексики русского языка

развивающая: формирование умений и навыков грамотной речи

воспитательная: прививание интереса к родному языку

 

 

Ход мероприятия

  • Организационный момент
  • Сообщение учащимся темы и целей проводимого мероприятия
  • Вступительное слово

Нам дан во владение

самый богатый, меткий, могучий

и поистине волшебный русский язык.

К. Г. Паустовский

Ребята, не случайно эпиграфом нашего сегодняшнего мероприятия служат слова К. Г. Паустовского. Он отразил в этих строчках всю мощь, мудрость и красоту нашего родного языка.

Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражается в словах.

Богатство русского языка проявляется прежде всего в лексике и фразеологии.

Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь. Будучи средством общения, язык тесно связан с жизнью общества. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке. Наиболее чуток в этом отношении словарный состав языка. Некоторые слова ушли из широкого употребления, потому что ушли из жизни те понятия и явления, которые они обозначали. Появились новые слова, обозначающие новые явления и понятия. Изменилось значение целого ряда слов.

Мы с вами знаем, что слово – основная единица языка. Есть в русском языке однозначные и многозначные слова, у слов может быть прямое и переносное значение. Существует большое количество омонимов, синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов, фразеологизмов и заимствованных слов.

Так вот, сегодня я предлагаю вам показать, насколько вы знакомы с лексикой вашего родного языка. Знаете ли вы, как богат наш русский язык?

Учащимся раздаются задания 1 тура олимпиады.

Тур 1

  1. 1. Найдите синонимы к слову сражение. Какой из них употреблен в значении «ожесточенная кровавая битва»?
  • Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные.
  • – Я, - говорит, - на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь…
  • – Куда это ты в такую рань поднялся? – говорят братья. – Отдохнул бы после такого побоища! («Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»)
  1. 2. Объясните значение выделенных слов, найдите в них общий корень и отметьте в нем чередование звуков:
  2. 3. К выделенным словам подберите близкие по смыслу слова, которые употребляются в современном литературном языке.
  • Глянул царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал! Положил каравай на золотое блюдце, понес отцу.
  • Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать – кто серебром, кто золотом, кто шелком.
  • Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золоченая карета, парой гнедых коней запряжена. («Царевна-лягушка»)
  • Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

  • Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалеча наконец

Воротился царь-отец.

  • Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

  • Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали.

(А. С. Пушкин)

  1. 4. Найдите прилагательные со значением «очень большой по размеру», попробуйте подобрать к ним антонимы.
  2. 5. Слово блестеть может употребляться со значением 1) издавать блеск, светиться, сверкать 2) сверкать, обнаруживая какие-либо чувства (о глазах). Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?
  3. 6. Среди приведенных ниже существительных найдите синонимы к словам бесчувственность, подобострастие, надменность.
  • Громадные залы, возведенные прихотью вьюг, сотнями тянулись непрерывной грядой, освещенные северным сиянием; и самый большой простирался на много-много миль.
  • Посреди самого большого снежного зала, бесконечного и пустого, сверкало замерзшее озеро.
  • И она улетела, а Кай остался один в необозримом пустынном зале… (Г. Х. Андерсен)
  • Глазенки так и блестят, как звездочки.
  • Поглядел вверх: звезды высоко в небе  блестят…
  • Вгляделся, видит – ружья блестят… (Л. Н. Толстой)

Спесь, раболепие, холодность, равнодушие, угодливость, высокомерие.

  1. 7. Подберите синонимы (2-3) к прилагательному легкий в следующих словосочетаниях: легкий чемодан, легкая задача, легкое наказание, легкий фильм.
  2. 8. Выпишите антонимы из данных предложений. Что антонимы вносят в нашу речь?
  3. 9. Распределите синонимы на две группы(разговорные/просторечные и стилистически нейтральные): говорить – тараторить, бить – колотить, дать – сунуть – всучить, смеяться – прыскать, украсть – стянуть.
  • Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет. (М. Ю. Лермонтов)
  • Кипренский писал ни хорошо, ни плохо – что-то погасло внутри. (К.Г. Паустовский)

10. Вспомните значение историзмов, не пользуясь словарем: князь, помещик, городничий, губерния, волость, пансион, редут, рекрут, драгуны, кольчуга.

После проверки и коллективного обсуждения ошибок и недочетов учащимся, ответившим на наибольшее количество вопросов 1 тура,  предлагаются задания 2 тура.

 

Тур 2

  1. 1. Определите значение глагола пройти:
  • Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел.
  • Вот как прошла гроза, везде по деревне ручьи бегут.
  • С тех пор прошла про Жилина слава, что он мастер. (Л. Н. Толстой)
  1. 2. Объясните значение архаизмов: надобно, глаголить, ведать, очи, чело, уста, зеницы.
  2. 3. Объясните значение фразеологизмов: во все лопатки, за тридевять земель, сердце кровью обливается, хоть кол на голове отеши, не в коня овес, белены объелся, между двух огней, не солоно хлебавши, валять дурака, мокрая курица.
  3. 4. Какое значение имеет слово худая в следующих предложениях?

Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки, была женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой – предвещанием несчастной жизни. (И. С. Тургенев)

  1. 5. Объясните значение выделенных слов. Для какой речи они характерны?

Кто-то по соседству, лихоимец жадный,

У крестьян землицы косячок изрядный

Оттягал, отрезал плутовским манером.

(Н.А. Некрасов)

  1. 6. В приведенных ниже предложениях найдите фразеологизмы и объясните их значение.
  • Язык чесался до такой степени, что иногда мальчик, чтобы не начать болтать, с силой сжимал себе пальцами губы.
  • Дедушку все еще не выпускали… Но, как видно, старик умел держать язык за зубами, так как Терентия до сих пор не трогали. (В. П. Катаев)
  1. 7. Прочитайте предложения, объясните значение выделенных фразеологизмов.
  2. 8. Объясните значение слов спешиться, пришпорить. Разберите их по составу, подберите к ним родственные слова.
  3. 9. Объясните значение следующих крылатых выражений:
  • Он закричал во все горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз.
  • К прошлому для него все пути заказаны, прежняя жизнь отрезана для него навсегда.
  • Петины приключения не стоили выеденного яйца!
  • Петя понял, что попал впросак.
  • Все эти люди на своем веку довольно хлебнули горя и на собственной шкуре испытали, «почем фунт лиха». (В. П. Катаев)
  • Что с возу упало, то пропало.
  • Любишь кататься – люби и саночки возить.
  • Бедность – не порок.
  • Счастливые часов не наблюдают.
  • А Васька слушает да ест.
  • Любви все возрасты покорны.

Учащиеся, справившиеся с данными заданиями, получают задания 3 тура.

Тур 3

  1. 1. Подберите синонимический ряд фразеологизмов, имеющих значение 1) «один другого не лучше», 2) «исчез, скрылся».
  2. 2. Подберите фразеологизмы, противоположные данным по семантике: рукой подать, кот наплакал, жить душа в душу.

 

  1. 3. Подберите примеры фразеологических синонимов к выражениям: усердно, примерно трудиться; внезапное, бесследное исчезновение кого-либо.
  2. 4. Определите лексические значения слова игла.
  3. 5. Приведите примеры переносных значений слова золотой.
  4. 6. Почему брак – «супружество» и брак – «изъян в изделии» являются омонимами?
  5. 7. Можно ли считать омонимами слова замо?к  и за?мок , грипп [гр'ип] и гриб [гр'ип], (русская) печь и печь (пироги)? Почему?
  6. 8. Подберите фразеологизмы к антонимам: быстро – медленно, далеко – близко, румяный – бледный.

 

  • Подведение итогов. (Награждаются учащиеся, выполнившие верно наибольшее количество заданий. Предлагается высказать свое мнение о пользе и результатах прошедшего мероприятия).

 

Последние обновления за 08.05.10 10:27