Печать E-mail

Раздел V. Организация внеклассной деятельности.

Внеурочная и внешкольная деятельность школы выстраивается на основе интересов всего школьного коллектива и отдельных его подразделений.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учеб­ные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расши­ряющееся воспитательное пространство.

За последние годы школа ставила перед собой следующие основные цели и задачи воспитательного процесса:

  • повышение эффективности работы по воспитанию гражданственности и патриотизма; формирования готовности подрастающего поколения к защите Отечества, действия в экстремальных ситуациях;

  • воспитание нравственных качеств учащегося, воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению;

  • рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через деятельность детско-юношеской организации школы и ученического самоуправления;

  • усиление роли семьи в воспитании детей и привлечении ее к организации воспитательного процесса в школе.

Решения всех вышеперечисленных задач должно было способствовать развитию воспитатель­ной системы школы, в основе которой - совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям.

Основные направления развития воспитания

  • гражданско-патриотическое и правовое воспитание;

  • спортивно-оздоровительная работа, трудовое и экологическое воспитание;

  • художественно-эстетическое и развитие познавательной деятельности;

  • работа с учащимися группы « риска »;

  • педагогическое сотрудничество педагогов и родителей;

  • нравственное воспитание и организация школьного самоуправления.

Главная доминанта воспитательного процесса - ориентация детей на вечные абсолютные цен­ности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Они охва­тывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспи­тания.

На каждом этапе реализации воспитательной работы были поставлены следующие цели и задачи:

1.«Великую Землю мы Родиной нашей зовем» - гражданско-патриотическое и правовое воспитание

  • формирование у учащихся сознания активного гражданина, обладающего политической культурой;

  • воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания;

  • приобщение детей к культуре предков, возрождение народных традиций.

2. «Твори добро на всей земле» - нравственное воспитание и организация школьного самоуправления.

  • организация мероприятий, способствующих воспитанию нравственных качеств учащихся, повышение воспитательного потенциала обучения;

  • рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через деятельность детско-юношеской организации школы и ученического самоуправления, сохранения лучших школьных традиций.

3. «Учась играя, мы творим и дерзаем!»- художественно-эстетическое воспитание и раз­витие познавательной деятельности.

  • дальнейшее развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся,

  • создание условий для их творческой самореализации.

  • развитие игровых видов деятельности, открывающих больше возможности для самопознания детей.

4. «Чтобы тело и душа были молоды»- спортивно-оздоровительная работа, трудовое и экологическое воспитание.

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремле­ния к здоровому образу жизни.

5. «Родительский дом - начало начал» - педагогическое сотрудничество педагогов и родителей.

  • усиление роли семьи в воспитании детей и привлечении её к организации воспитательного процесса в школе,

  • максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой лич­ности,

  • организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций.

6. «Работа с учащимися группы «риска»- своевременно содействовать оказанию психо­лого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам с девиантным поведением.

Анализируя воспитательную работу за 2008/09 учебный год, хочется сказать, что год был сложный, насыщенный, много было разных накладок, но с поставленными задачами мы в целом справились.

 

В 2008/09 учебный год был объявлен «Годом семьи». В классах прошли уроки на тему: «Своей семье я говорю спасибо!»

 

В школе работало МО классных руководителей. Каждый, работая с классом, как воспитатель взял для себя определенную тему по самообразованию в воспита­тельной работе и построил свой воспитательный план, отталкиваясь от этой темы. МО класс­ных руководителей работало над воспитательной проблемой: «Совершенствование воспитательной работы в рамках личностно-ориентированного обучения».

 

В течение 2008/09 уч.г. было проведено 5 заседаний, на которых рассматривались следующие вопросы:

 

  • «Воспитывать- что и как?» (дискуссия)

  • «Целеполагание в воспитательном процессе школы.»

  • «Почему дети сопротивляются воспитанию.» (семинар)

 

На заседаниях заслушивались доклады, выступления, проводились тренинги.

 

В течении всего уч. года кл. руководители проводили по графику открытые воспитательные часы и внеклассные мероприятия.

 

К данной работе кл. рук. подошли творчески. Кл. часы получились по форме проведения и по глубине содержания разные. Но главное, что дети проявили в них инициативу, активность, организаторские способности. После каждого открытого воспитательного мероприятия был проведен его анализ: названы положительные моменты и указаны недостатки, даны рекомендации для их исправления. В конце учебного года был проведен самоанализ работы кл. рук. За год подведены итоги, на­значены методы и способы их реализации.

 

Проведено анкетирование «Влияние обучения в школе на здоровье обучающихся.», по результатам которого мы постараемся в содружестве с учителями, родителями преодолеть имеющиеся проблемы .

 

В конце учебного года был проведен мониторинг эффективности деятельности кл. руководителей. По результатам которого из 11 кл . рук. - 3 человека имеют высокий уровень эффективности дея­тельности и 6 - выше среднего. Это очень высокие показатели.

 

Ознакомившись с анализом работы классных руководителей, хочется сказать, большая воспи­тательная работа проведена за этот год, несмотря на все трудности и сложности. Классные руководители грамотно анализируют свою работу. Начиная с поставленных целей воспитания, направлений, указывая различные формы и методы работы. Дают полный анализ развития учебно-воспитательного процесса, характеризуя класс в целом, так - в отдельности каждого ученика. Отличают достижения детей, их недостатки, дают сравнительный анализ, проводят анкетирования, мониторинги.

 

 

 

В 2008-2009 уч. г. стержнем нашей воспитательной работы стали КТД. В них участвовали ученики, учителя, по возможности родители, хотя функции у всех были разные.

 

  • День Знаний
  • Урок «Своей семье я говорю спасибо.»
  • Месячник «Внимание на дорогах»
  • Осенние праздники.
  • День пожилых людей.
  • Дни здоровья.
  • День самоуправления.
  • День матери.
  • Акции «Сделай мир добрее.»
  • Новогодние праздники.
  • День Защитников Отечества: месячник оборонно-массовой работы;
  • Масленица
  • Педагоги, родители и я –весёлые друзья
  • День птиц
  • Мама, папа, я – читающая семья
  • Акция « Безопасные дороги детям»
  • Вахта Памяти
  • День Победы
  • Последний звонок
  • Операция «Живая Земля»
  • «Безопасное колесо»
  • Выпускной бал

 

С чувством гордости отмечаю то, что на протяжении 5-и лет наш лагерь дневного пребыва­ния «Стахис» входит в число лучших лагерей района. Здесь у нас наработана прочная система, которая с каждым годом совершенствуется, дополняется.

 

Большая спортивная работа проводилась в этом учебном году. Спортсмены нашей школы стали призёрами многих районных соревнований:

 

  • настольный теннис (1-4 места)

  • мини-футбол (1 место)

  • «Русские шашки» (2 место)

 

Успешно и плодотворно проводилась в этом году работа по предупреждению правонарушений среди учащихся.

 

Работа с трудными детьми ведётся по нескольким направлениям:

 

  • изучение семьи;

  • изучение ребёнка;

  • определение обобщённого показателя социального благополучия (по И.Дементьевой);

  • комплексная экспресс диагностика педагогической запущенности детей;

  • индивидуальные беседы.

 

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа проходила с учащимися начальной школы, имеющими проблемы в обучении.

 

В течение года был проведён ряд мониторингов:

 

  • сочинение о школе;

  • мониторинг доверия и активности;

  • мониторинг учебных интересов учащихся;

  • мониторинг взаимодействия педагогов и учащихся;

  • мониторинг ПАВ;

  • мониторинг тревожности;

  • мониторинг «Интересы и досуг»;

  • мониторинг ЗОЖ.

 

В школе работает Совет по профилактике правонарушений среди учащихся. В процессе работы классные руководителя стараются занять «трудных» детей кружковой и общественной работой. Посещаются «неблагополучные семьи», проводится индивидуальная работа с роди­телями и детьми из таких семей.

 

Проводятся совместные рейды родителей, учителей, инспектора ПДН. Серьезное внима­ние уделяется диагностической работе, составляются индивидуальные психолого-педагогические карты, проводятся наблюдения за адаптацией 1.5. 10 классов.

 

Приятно отметить, что отмечается снижение коллектива детей, стоящих на учете в ПДН.

 

  • 2006-2007- 4ч.

  • 2007-2008- 2 человека.

  • 2008-2009 – 2 человека

 

В этом году по инициативе учащихся старшего звена в школе проводилась акция «Спорт против наркотиков»

 

В первом полугодии большая работа проводилась в подготовке учителей к аттестации: оформлялись для портфолио результаты мониторингов и тестирования педагогического коллектива. С педагогическим коллективом проводились следующие виды работ:

 

  • - оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности;

  • акцентуация характера учителя;

  • количественная оценка уровня здоровья учителей;

  • лекции, выступления, консультации.

Серьёзная работа велась и с родителями

  • беседы для родителей класса предшкольной подготовки;

  • выступления на классных и общешкольных родительских собраниях;

  • индивидуальные и групповые консультации;

 

В прошедшем учебном году мы продолжили работу ученического самоуправления. В сентябре традиционно прошли выборы учащихся в Актив школы. Обновленный состав Актива спланировал и принял план работы на новый учебный год. В течение года работали 8 центров самоуправления по предложенным и утвержденным Активом планом работы. Осенью состоялся слет детской организации. Дробышев С. вошёл в Актив детской организа­ции района.

 

Контролировали организацию и проведения конкурса «Самый классный класс», организо­вывались выставки рисунков, плакатов, поделок по различным тематикам, участвовали во многих районных, областных и Всероссийских конкурсах:

 

«В мастерской Деда Мороза», «Дорога глазами детей» - 2 место; «Моя семья», «Юные дарования» и т.д.

 

В целях предупреждения детского травматизма на дорогах, в школе проводится системати­ческая, целенаправленная работа. Вся проводимая в школе работа согласована с отделением ГИБДД Мичуринского РОВД. Разработан совместный план мероприятий по профилактике ДДТТ. Большую помощь оказывает Афанасьева Т. В., инспектор по пропаганде ГИБДД. В этом году мы участвовали в месячнике «Внимание на дорогах»; акциях «Безопасные дороги детям»; «Дорога глазами детей», праздник «Посвящение первоклассников в пешеходы», и т.д.

 

Заняли 1 место в областном конкурсе «Дорога глазами детей», 4 место в районном конкуре «Безопасное колесо», приняли активное участие в областной программе «Зона безопасности».

 

Исходя из выше сказанного, учитывая потребности учащихся и их родителей и необходимость развития в/с школы, в 2008-2009 уч. г. необходимо решать следующие воспитательные задачи:

 

  • воспитание и развитие свободной и талантливой, физически здоровой личности, обогащен­ной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению;

  • развитие чувства гордости за свою страну, через сознание ее исторических ценностей и через примеры героического прошлого:

  • формирование готовности подрастающего поколения к защите Отечества, действия в экстре­мальных ситуациях;

  • рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через деятельность детско-юношеской организации школы и ученического самоуправления;

  • усиление роли семьи в воспитании детей и привлечении ее к организации воспитательного процесса в школе.