PDF Печать E-mail

ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ

1. Общие положения

1.1. Данное Положение определяет уровень базисных требований к библиотеке,

1.2. При разработке данного положения составлено с учетом Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации, законами Российской Федерации "Об образовании" и "О биб­лиотечном деле", нормативными правовыми актами (в т.ч. регламентирующими и определяющими порядок функционирования библиотек).

Конкретное положение о библиотеке вступает в силу после его утверждения директором МОУ СОШ

1.3. Деятельность библиотеки организуется и осуществляется в соответствии с Российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившим­ся в обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры.

1.4. Библиотека школы, являющаяся его структур­ным подразделением, обладает фондом разнообразной литературы, которая пре­доставляется во временное пользование физическим и юридическим лицам.

Библиотека способствует формированию культуры личности учащихся и позво­ляет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитатель­ного процесса.

1.5. Библиотека доступна и бесплатна для читателей: учащихся, учителей и других работников школы. Удовлетворя­ет также запросы родителей на литературу и информацию по педагогике и образо­ванию с учетом имеющихся возможностей.

1.6. Государственная или иная цензура в деятельности библиотек не допускается.

1.7. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной инфор­мации, перечень основных услуг и условия их представления библиотеками опреде­ляются в правилах пользования библиотекой.

2. Задачи библиотеки.

2,f. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.

2.2. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользо­вателя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

2.3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных техно­логий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества.

3. Базисные функции библиотеки

3.1. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образо­вательном процессе.

Основные функции библиотеки — образовательная, информационная, культур­ная.

3.2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами общеобразовательного учреждения.

Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд: учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических из­даний для учащихся; научно-педагогической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников; профессиональной литературы для  библиотечных работников.

Фонд библиотеки состоит из книг, периодических изданий, брошюр и др. Состав фонда, его экземплярность варьируются в зависимости от контингента учащихся, специфики обучения (при не­обходимости фонд комплектуется литературой на языках народов Российской Фе­дерации и иностранных языках).

3.3. Обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале и по межбиблио­течному абонементу, а также в библиотечных пунктах, создаваемых в учебных ка­бинетах.

3.4. Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных осо­бенностей читателей: каталогов и картотек на традиционных и машиночитаемых носителях, справочно-информационного фонда.

Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, роди­телей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащи­мися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации.

3.5. Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы.

3.6. Организация дифференцированного, персонифицированного обслужива­ния читателей с максимальным учетом интересов пользователя. Обслуживание чи­тателей, нуждающихся в литературе в каникулярное время.

3.7. Библиотечно-информационное обслуживание с учетом специфики регио­на, района, и запросов читателей.

Библиотека может выполнять функции специализирован­ного центра: учебных, информационных,  а также центра общения, релак­сации, психологической поддержки и других.

3.8. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и об­служиванию читателей в соответствии с установленным порядком.

3.9. Проведение в установленном порядке факультативных занятий, уроков и круж­ков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, ведение профориентационной работы для получения специальности библиотекаря, библиографа.

3.10. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и мас­совых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).

3.11. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самооб­разования и профессионального образования.

3.12. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и бла­гоприятных условий для обслуживания читателей.

3.13. Участие в работе ведомственных (межведомственных) библиотечно-инфор­мационных объединений, взаимодействие с библиотеками региона с целью эффек­тивного использования библиотечных ресурсов.

 

3.14. Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.

3.15. Исключение из библиотечного фонда, перераспределение и реализация непрофильной и излишней (дублетной) литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Организация в установленном порядке продажи списанных из основного и учебного фондов книг и учебников.

3.16. Систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки.

3.17. Выполнение на коммерческой (договорной) основе дополнительных библиотечно-информационных услуг, составление трудоемких письменных библиографичес­ких справок, списков литературы и др.

3.18. Формирование библиотечного актива, привлечение читателей (в т.ч. уча­щихся) к управлению библиотекой, их участие в работе совещательного органа — библиотечного совета и актива читателей.

3.19. Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном поме­щении.

3.20. Организация работы по сохранности библиотечного фонда.

4. Организация и управление. Штаты

4.1. Основное условие открытия библиотеки — это наличие первоначального фонда, стабильного источника финансирования для комплектования литературы, штатной единицы, ответственной за сохранность фонда и обслуживание читателей, а также соответствующих санитарным нормам помещения и оборудования.

4.2. Руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет директор, который утверждает нормативные и технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки.

Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки, и в первую очередь за комплектование и сохранность ее фонда, а также создание ком­фортной среды для читателей.

4.3. Ряд функций управления библиотекой делегируется директором штатному работнику библиотеки (заведующему, биб­лиотекарю).

4.4. За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает заве­дующий библиотекой (библиотекарь), который является членом педагогического кол­лектива, входит в состав педагогического совета.

4.5. Библиотека составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсужда­ются на педагогическом совете и утверждаются директором.

Годовой план библиотеки является частью общего годового плана учебно-вос­питательной работы МОУ СОШ №23.

4.6. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы школы, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутрибиблиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день, в который библиотека не обслуживает читателей.

4.7. Штаты библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими норматив­ными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.

4.8. Библиотечные работники подлежат аттестации в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, должны удовлетворять тре­бованиям соответствующих квалификационных характеристик и обязаны выполнять Положение МОУ СОШ № 23 и Положение о библио­теке.

4.9. Научно-методическое руководство библиотекой осуществляется Центральной библиотечно-информационной комиссией Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации через Государственную научную педагогическую библиотеку им. К.Д. Ушинского Российской академии образования, выполняющую роль отраслевого научно-мето­дического и информационного центра для библиотек общеобразовательных и ряда других образовательных учреждений, а также региональные методические центры, образованные на базе библиотек отдельных образовательных учреждений в регио­нах. Методическую помощь библиотекам в работе с детьми и юношеством могут оказывать на договорной основе также библиотеки, подведомственные Министер­ству культуры Российской Федерации.

5. Права, обязанности и ответственность

5.1. Библиотека имеют право:

5.1. 1. Самостоятельно определять содержание и формы своей деятельности в соответствии с задачами, приведенными в настоящем Положении;

5.1.2. Разрабатывать правила пользования библиотекой и другую регламенти­рующую документацию;

5.1.3. Устанавливать в соответствии с правилами пользования библиотекой вид и размер компенсаций ущерба, нанесенного пользователями библиотеки.

5.2. Библиотечный работник имеют право:

5.2.1. Участвовать в управлении общеобразовательным учреждением согласно Типовому положению;

5.2.2. На свободный доступ к информации, связанной с решением поставлен­ных перед библиотекой задач: к образовательным программам, учебным планам, планам работы школы и его структурных подразде­лений;

5.2.3. На поддержку со стороны региональных органов образования и админис­трации школы в деле организации повышения квали­фикации работников библиотек, создания необходимых условий для их самообра­зования, а также для обеспечения их участия в работе методических объединений библиотечных работников, в научных конференциях, совещаниях и семинарах по вопросам библиотечно-информационной работы;

5.2.4. На участие в работе общественных организаций;

5.2.5. На аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нор­мативных актах Правительства Российской Федерации;

5.2.6. На все виды льгот для работников образования и культуры и дополнитель­ную оплату труда, предусмотренных законодательством;

5.2.7. На ежегодный отпуск в 28 рабочих дня и на дополнительный оплачивае­мый отпуск (до 12 рабочих дней) в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локаль­ными нормативными актами;

5.2.8. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.

5.3. Библиотечные работники несут ответственность за:

5.3.1. Соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством Российской Федерации о труде и коллективным договором;

5.3.2. Выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением;

5.3.3. Сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действу­ющим законодательством.