E-mail

Программа "Одаренные дети"

«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому - и я научусь»


Настоящая программа является частью программы развития школы и предусматривает возможность проводить специальную работу с одаренными детьми с тем, чтобы не сдерживать, а стимулировать развитие наиболее продвинутых школьников, способствовать их обучению, расширять базу познавательных интересов и интеллектуальных умений, дать возможность остальным учащимся работать в режиме освоения образовательного минимума.

Структура программы представлена логикой управленческой деятельности:

  • теоретические основы, анализ;
  • целеполагание;
  • организационная деятельность;
  • контроль и коррекция.

Цель:

  • найти объективную методическую систему работы с детьми с высоким уровнем интеллекта, развития, стремления к познанию в условиях массового образовательного учреждения;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • активизация исследовательской деятельности.

Задачи:


  • создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;
  • разрабатывать и поэтапно внедрять новое содержание образования, прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми;

  • стимулировать творческую деятельность интеллектуально развитых детей;

  • создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального, физического развития одаренных детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебной и поисковой деятельности;

  • способствовать методическому росту учителей, постоянному повышению их квалификации.


Формы и методы:

  • деятельность НОУ осуществляется через заседания предметных секций, лекции, семинары, консультации с научными руководителями;
  • составление программ, разработка проектов и тем исследований;
  • участие в экспедициях, олимпиадах, конкурсах, выставках;
  • проведение семинаров, дискуссий, НПК;
  • выступление с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами.

Принципы реализации программы:

  • гуманистическое основание;
  • антропоцентрический подход;
  • демократизм;
  • систематичность;
  • личностно-ориентированный подход;
  • индивидуализация и дифференциация учебного процесса;
  • интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Направления работы педагогического коллектива

  • Информационно-аналитическое.
  • Организационно-педагогическое.
  • Методическая работа.
  • Создание условий для участия в творческих конкурсах.
  • Подготовка учителей.
  • Диагностическая и коррекционная работа.

Работа с родителями

  • Родители, семья в системе реализации программы.
  • Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы.

Материально-техническое обеспечение реализации программы

  • Комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой.
  • Оснащение учебных кабинетов и классных комнат.
  • Компьютеризация образовательного процесса с целью создания банка данных.
  • Обеспечение необходимыми для работы материалам кружков, секций, клубов.
  • Формирование системы поощрения одаренных детей, учителей.


Условия успешной работы с одаренными учащимися


Создание условий для проявления и развития интеллектуальной одаренности детей.


Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Признание коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.


Организация постоянной работы по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе с целью неуклонного снижения учебной и психологической нагрузки учащихся, охрана здоровья учеников.


Социально-психологическое обеспечение.

  • Расширение и совершенствование деятельности психологической службы в школе.
  • Организация индивидуальной и дифференцированной работы с учителями, направленной на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.
  • Детализация основных направлений работы с одаренными детьми.


Развитие творческого потенциала одаренных детей предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Типичный подход к обучению одаренных – это организация углубленного и ускоренного изучения детьми содержания школьной программы.

В стандартные программы в различной форме включаются более сложные и дополнительные материалы. Но только лишь повышение уровня сложности и увеличение количества материала отнюдь не способствует созданию оптимальных условий развития одаренности.

В обычной школьной программе почти нет творческих заданий. А развитие потребности в творчестве, развитие личностных характеристик способствующих реализации одаренности, также важно при работе с выдающимися детьми, как и повышение их интеллектуального уровня.

В настоящее время разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерства и других творческих личностных качеств. При работе с одаренными детьми целесообразно использовать диалогические формы обучения. Сложившаяся форма общения в процессе обучения (спрашивающий учитель – отвечающий ученик) блокирует активность школьника в постановке вопроса.

В качестве оптимальных условий стимуляции познавательной потребности ребенка как основы развития его способностей, психологи выделяют следующие характеристики процесса обучения:

  1. Высокая самооценка ребенка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах.

  2. Создание соответствующего психологического климата в семье и на уроке. Познавательная потребность может развиваться лишь в условиях радостного отношения к познанию.


В последнее время много говорится об индивидуальных учебных планах. Одаренным ученикам оставляют больше свободного времени, которым они самостоятельно распоряжаются для занятий в соответствии со сложившимися у них склонностями. Индивидуальный учебный план предполагает, что по отдельным учебным предметам одаренному ученику будет позволено не только изучать программу в меньшем объеме, но даже и с меньшей результативностью.

Объединение учащихся, которое стремится совершенствовать свои знания по определенным отраслям науки, расширять свой научный кругозор, приобретать умения и навыки научно-исследовательской, экспериментальной и творческой деятельности во внеурочное время под руководством учителей и других специалистов можно назвать научным обществом (НОУ).

Ожидаемые результаты.

Результатами творческой деятельности НОУ являются: презентации, рефераты, проекты, учебно-экологическая тропа, выступления на школьных конференциях, районных семинарах, конкурсах.

Исследовательская работа ведется в экологическом и краеведческом кружках.
При проведении исследований учащиеся должны изучить и научиться пользоваться всеми доступными компьютерными программами, которые изучаются не только на уроках информатики, но и на дополнительных занятиях.

Возрастные показатели.

Организацию исследовательской работы учащихся в общеобразовательной школе следует выстраивать поэтапно. Целесообразно выделение следующих этапов такой деятельности:

I - подготовительный (3 - 7 класс);
II - развивающий (8 - 9 класс);
III - собственно-исследовательский (10 - 11 класс).

Первый, подготовительный этап предполагает формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса к изучению родного края и выявление наиболее способных к творчеству учеников.

Второй этап предполагает совершенствование у учащихся навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса к краеведению на данном этапе играет деятельность школьных внеклассных объединений.

Заметное влияние на формирование исследовательских навыков ребят оказывает спецкурс "делопроизводство и документоведение", на занятиях по которому ученики осваивают специфику работы с первоисточниками, знакомятся с деятельностью архивов.

Третий, этап является этапом непосредственной научно-исследовательской деятельности учащихся, в ходе которого ведется разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных проектов ребят.

Чтобы исследовательская деятельность учащихся в школе имела постоянную перспективу, необходимо обеспечить преемственность в данной работе. С этой целью учащихся старших классов могут проводить беседы, классные часы, социологическое исследование среды младших школьников, учеников второй ступени.

Важнейшую роль в осуществлении преемственности играют отчетные заседания научного общества учащихся.

Работа школьного НОУ открывается в начале учебного года со знакомства с историей и основными принципами функционирования научного общества учащихся через проведение классных часов в 8-11 классах под названием «история цели и задачи НОУ», а также через школьный печатный орган.

На общем установленном собрании учащихся, проявивших интерес к занятиям в НОУ, происходит формирование предметных секций научного общества. Особая роль отводится формированию секций краеведения, так как в рамках именно этой секции в силу ряда причин, таких, как недостаточная изученность регионального материала, доступность источниковой базы, обращение к близкому и понятному для учащихся материалу, велика вероятность успешности проведения исследовательской работы. На этом же собрании составляется и утверждается план работы на текущий год.

Система НОУ позволяет менять сроки написания работ. Чаще всего создание ученической исследовательской работы занимает не менее одного учебного года, но школьники могут вести изыскания и в течение нескольких лет в зависимости от различных обстоятельств, таких, как сложность избранной темы, отсутствие необходимых данных, многоплановость статистической обработки с обязательной обработкой на компьютере.