Подпрограмма программы развития школы «Школа – территория здоровья» PDF Печать E-mail

Подпрограмма программы развития школы «Школа – территория здоровья»

Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Всё чаще вспоминаются слова классика о том, что «Здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничто». Поэтому и обсуждать эти проблемы стали достаточно часто.

 

Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несёт и система образования. Период взросления человека, приходящийся на время его пребывания в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния его здоровья, при том что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Одним из ответов на этот во многом риторический вопрос станет программа «Школа – территория здоровья», согласно которой здоровьесберегающие технологии делаются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

 

Программа предусматривает решение школой следующих задач:

 

  1. Создание оптимальных гигиенических и экологических условий для образовательного процесса;
  2. организация образовательного процесса, предотвращающего формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.
  3. обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе;
  4. пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;
  5. включение в учебные планы для всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни;
  6. подготовка педагогического коллектива к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;
  7. проведение диагностики и мониторинга динамики состояния здоровья учащихся;
  8. обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укрепить своё здоровье;
  9. проведение работы с родителями учащихся, направленной на формирование в семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

 

 

Принципы здоровьесберегающей педагогики

1.Принцип не нанесения вреда. «No nocere!» - одинаково первостепенно и для медиков, и для учителей, и для родителей.

2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов. Всё происходящее в школе – от разработки планов и программ до проверки их выполнения (включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями и т.д.) – должно оцениваться с позиции влияния на психологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Реализация этого принципа невозможна без проведения мониторинга здоровья учащихся.
3. Принцип триединого представления о здоровье. Необходимо подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. имея в виду неразрывное единство здоровья физического, психологического и духовно-нравственного.
4. Принцип непрерывности и преемственности. Определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в школе не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке. Причём обязателен учёт того, что уже было сделано в рамках организационных мероприятий, так и в учебно-воспитательной работе непосредственно.
5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Задача школьника состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своём здоровье. Задача учителя – максимально содействовать ему в этом стремлении. Одна из граней реализации этого принципа – необходимость индивидуального подхода к учащемуся.
6. Принцип комплексности и междисциплинарности. Только тесное, согласованное воздействие педагогов, психолога и врачей является условием достижения намеченных результатов.
7. Принцип медико-психологической компетентности учителя. Является развитием предыдущего принципа и определяет высокие требования к уровню педагогической и медико-валеологической грамотности. Соответствующей перестройке сознания, ценностных ориентаций у педагогов. Эффективно работающий педагог – это всегда и хороший психолог.
8. Принцип приоритета позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Один из важнейших общепедагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.
9. Принцип приоритета активных методов обучения. Эти методы результативны не только в контексте образовательного процесса, но и с точки зрения здоровьесбережения. Эффект достигается, во-первых, за счёт снижения риска появления у школьников переутомления; во-вторых, за счёт несравненно более гармоничного развития личности в условиях активного включения в процесс постижения таинств жизни, именуемый образовательным.
10. Принцип сочетания охранительной  и тренирующей стратегии. Стимулировать процесс развития личности, формирования, укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма на таком уровне напряжения сил и возможностей, при котором проявление заботы о перспективах развития и жизнедеятельности организма не вступает в противоречие с заботой об актуальном состоянии и здоровье человека.
11. Принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье. Отсутствие у ребёнка. Подростка чувства такой ответственности, по сути, сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья, так как не обеспечивает необходимых педагогических предпосылок для реализации знаний, умений, навыков в ситуации, требующей принятия решений, связанных со здоровьем.
12. Принцип отсроченного результата. Личностные изменения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируются длительно и доступно. Поэтому на старте работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников, необходимо запастись терпением при отсутствии видимых результатов в первые недели и месяцы ожидания изменений.
13. Принцип контроля за результатами. Принцип основан на получении обратной связи. Должен быть реализован как в работе всей школы (проведение диагностики и мониторинга здоровья), так и в работе каждого учителя. Важно, как ученик усвоил, интересно ли ему это, какие мысли и чувства возникают у него в связи с получением новой информации и т.д.

Ограничения в работе педагогов,
связанные со здоровьесберегающими образовательными технологиями
(9 «НЕ»)

 

  1. Не допускать учебные нагрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления.
  2. Не допускать «школьные стрессы».
  3. Не допускать распространения среди учащихся вредных привычек и зависимостей.
  4. Не допускать ошибок в организации физической активности учащихся, профилактике гиподинамии.
  5. Не допускать патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом («школьных болезней»).
  6. Не допускать сбоев в питании школьников во время их пребывания в школе.
  7. Не «забалтывать» проблемы здоровья учащихся.
  8. Не пренебрегать сотрудничеством с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
  9. Не допускать безграмотности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.