выступление на семинаре психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетнихС PDF Печать E-mail
Добавил(а) Григорьева Е.В.   
04.04.14 19:58

Я педагог-психолог Старохмелевского филиала МБОУ Новоникольская СОШ. В нашем учреждении давно ведется системная работа с несовершеннолетними, выстроена четкая система взаимодействия со всеми заинтересованными лицами. Но сегодня я хочу рассказать о психологической составляющей этой проблемы.

Слайд 1. Каждый ребенок индивидуален и неповторим. Это признают многие взрослые. Как и то, что индивидуальность ребенка следует учитывать и развивать. Но случается, что дети или подростки начинают совершать проступки, отклоняющиеся от общепринятых норм, и ребят относят к группе «трудновоспитуемых» со всеми вытекающими отсюда последствиями, часто не разбирая причин, побудивших ребенка к совершению не одобряемых обществом поступков, не разбираясь в них.

 

Слайд 2. В настоящее время проблема отклонений в поведении детей и подростков приобрела угрожающие размеры. Ее актуальность настолько велика, что она перестала быть предметом профессиональной деятельности только специалистов правоохранительных органов. К работе с такой категорией детей сегодня привлекается все дольше число специалистов, особенно системы образования.

 

Слайд 3. Трудновоспитуемость означает отклонение в поведении и психике ребенка, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей и других взрослых.

Причинами отклоняющего поведения являются:

  1. проблемная семья
  2. акцентуации характера
  3. низкий статус в коллективе сверстников.

 

Слайд 4. Соответственно  и дети, именуемые «трудными», представляют собой достаточно разнородную группу. В ее состав входят:

  1. дети с минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Изначально это дети гиперподвижные (СГДВ), но не преодолевшие болезнь с возрастом. У них постепенно сформировались акцентуации характера или устойчивые негативные качества личности. В общении и работе с такими детьми пожжет понадобиться не только помощь педагога-психолога, но и врача психоневролога.
  2. одаренные дети, с трудом переживающие свои проблемы с коллективом сверстников или не сумевшие себя реализовать, что возможно в малокомплектных школах или семьях с проблемами общения внутри семьи.
  3. самая большая группа – это дети из «трудных» семей. Безнадзорные или воспитанные в гиперопеке, не имеющие положительного образца поведения в обществе, страдающие порой и из=за того, что несут на своих плечах бремя отрицательного отношения ко  всей семье. И нередко совершают правонарушения в целях помочь семье или домочадцам.

 

Слайд 5. Большое значение в работе с «трудными» детьми и их семьями имеет психологическая помощь в решении различных проблем и, в целом, психолого-педагогическое сопровождение работы с такими детьми и подростками. Психолого-педагогическое сопровождение несет на себе несколько направлений деятельности:

  • диагностика особенностей личности каждого ребенка, с целью выработки индивидуального подхода к нему и его проблемам, а также помочь ребенку в так необходимом в подростковом возрасте процессе самопознании и самореализации, помочь поставить цель и подобрать средства ее достижения
  • коррекционно-развивающая работа поможет ребенку сформировать правильные навыки общения (!) и социализации в целом, помочь с самоопределением в профессии.
  • Консультирование всех заинтересованных  сторон. И в первую очередь родителей. А  уже потом педагогов и самих учащихся.

 

Слайд 6. Консультации один из наиболее распространенных методов работы с трудными семьями. Это очень важная форма на первом этапе работы с ребенком.

Во время консультации я стараюсь рассмотреть сложившуюся ситуацию в трех плоскостях:

  1. причинной (почему ты это сделал?)
  2. целевой (зачем?)
  3. ценностно-смысловой (ради чего?)

Вот  пример, ребенок ученик  5 класса регулярно бьет своих одноклассников.

Почему? Потому что они его обижают или потому что родители  с такой же регулярностью наказывают его дома?

Зачем? Чтобы защитить себя или чтобы избавиться от агрессии, которую получил дома.

Ради чего? Чтобы не смеялись или чтобы таким образом привлечь к себе и быть услышанным.

Другой пример. Подросток периодически уходит из дома и пропускает занятия.

Почему? Потому что трудно учиться , а дома заставляют? Или  потому что дома постоянные конфликты и у ребенка нет покоя?

Зачем?  Чтобы жить как хочется? или чтобы не мешать жить родителям? Или  чтобы показать родителям, что унего тоже есть свое мнение и с ним нужно считаться?

Ради чего? Чтобы почувствовать свободу и независимость? Найти тех. Кто понимает? Или найти себя? Почувствовать себя нужным и принимаемым таким как есть?

 

Слайд 7. В каждом конкретном случае важно понять, какой смысл кроется в поступке трудного подростка, но зачастую не осознается им. Хотят ли услышать его родители, готовы ли измениться сами, или они готовы назвать своего ребенка «трудновоспитуемым» и отойти в сторону со словами «Делайте с ним, что хотите, а мы справиться не можем».

В итоге консультирования родители должны осознать, что все мы работаем не с ребенком, а с проблемой и для ее решения необходимы усилия всех сторон – и психолога, и родителей, и самого ребенка. Все мы сотрудники в общем деле.

Важно, чтобы родители приняли следующую идею: «Если вы понимаете и осознаете, значит, вы сможете справиться с ситуацией, вы сможете изменить ее и измениться сами».

 

Примеры:

Ситуация первая. На консультацию пришла ученица 5 класса с мамой. Ее жалоба звучала так: «Последний год девочка стала обманывать и воровать дома деньги». На вопрос, для чего она брала деньги, девочка ответила: «Собирала на сенсорный мобильный телефон. У всех в классе есть, а у меня нет». Без телефона она чувствует себя хуже всех, а с телефоном будет на равных,

Выяснилось, что мама год назад повторно вышла замуж и стала меньше уделять внимания дочери. Как она объяснила6 «До этого мы всегда были вместе, а после замужества я упустила момент». Сейчас дочь не доверяет маме и о своих проблемах не рассказывает. За последний год снизилась и успеваемость в школе.

На вопрос, чего бы ей хотелось, девочка ответила; «Больше быть с мамой, вместе ходить гулять, готовить и убирать дома вместе».

Маме были даны рекомендации;

- Больше общаться с ребенком, делать что-нибудь вместе

- Хвалить ребенка за успехи

- Выделять деньги на карманные расходы.

Обращено внимание мамы на потребность в эмоционально заинтересованном, теплом отношении к ребенку и ее потребностям.

Ситуация вторая.  По словам родителей и учителей этот 14-летний мальчик  прогуливает уроки, уходит из дома, ворует деньги для того, чтобы заинтересовать мальчика  посещением школы, педагоги разработали стратегию привлечения его к общественной деятельности в классе и школе. Его решено было привлечь к участию в школьной самодеятельности и назначить ответственным за спортивную  работу в классе.

При первом разговоре с мамой выяснилось, что она любит своего сына, но считает лентяем, вруном и неряхой.

О себе и своих проблемах мальчик рассказал так. «Я вечно плохой и во всем виноват, то не сделал, то сделал не так, то не тогда. Чтобы где не случилось – я виноват. Я плохой.  Когда мне надоедают упреки, я ухожу из дома и допоздна гуляю на улице с друзьями, которые меня ни в чем не винят и никогда не упрекают». На вопрос чего ты хочешь он ответил «Хочу любви и взаимопонимания. Мама меня не понимает, у нее на меня нет времени. Я хочу. Чтобы никто меня не ругал, а попробовали понять». Маме мыли даны рекомендации: придумать совместные дела, найти время для свободного общения с сыном, чтобы лучше его понимать, постепенно включать егго в решение общих семейных проблем: сначала через их обсуждение за чаем, а потом и в качестве помощника. (сходить за документами, взть справку, отнести документы и т.п.)

Наиболее трудные в практике случаи, когда родители не идут на контакт с педагогами или не прислушиваются к рекомендациям.

 

Слайд 8. Современное положение дел с правонарушениями среди несовершеннолетних требует пересмотра отношения к этой работе. В связи с этим школьные психологи понимают необходимость смещения акцентов с борьбы со следствиями  нарушений социализации в подростковом возрасте на раннюю профилактику девиаций. Существует необходимость выявления психологических причин нарушения личностного и социального развития школьников с целью организации профилактики возникновения подобных проблем и прогнозирования поведения учащихся группы риска. С этой целью в Центре психологической службы комитета по образованию при администрации одного из районов Волгограда была разработана «Психологическая карта учащегося группы риска». Назначение этой карты заключается  в выявлении среди множества способствующих нарушениям поведения факторов тех основных, которые определяют отклоняющиеся поведения в каждом конкретном случае.

 

Создание карты основано на следующих идеях:

  1. идея превентивности.

Он основан на том, что совокупность социально-экономических условий жизни, социальной ситуации развития и конституционально-психологических предпосылок может привести детей на путь совершения правонарушений. Так, например, школьная дезадаптация первоклассника, вызванная нарушением мотивации к обучепнию, в дальнейшем может привести к неблагоприятному течению подросткового кризиса.

 

  1. психолого-педагогическое сопровождение

Предполагает систему индивидуальных и групповых занятий по преодолению индивидуальных проблем развития.

 

  1. экзистенциально-гуманистическая направленность в осуществлении работы.

Предполагает участие заинтересованных взрослых в жизни ребенка.

 

В свое работе в рамках психологической помощи  обучающимся Старохмелевского филиала я стараюсь уделять большее внимание профилактической работе, взаимодействуя с классными руководителями и учителями предметниками. К сожалению, современное положение дел в области психологического сопровождения образовательного процесса  все более снижает возможности современной и без того немногочисленной армии психологов  хоть как-либо влиять на жизнь детей обучающихся в наших образовательных учреждений