ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА "Психологическая азбука для начальной школы" PDF Печать E-mail
Добавил(а) Григорьева Е.В.   
05.02.13 14:15

 

Пояснительная записка.

Актуальность. Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний   о себе, своих личных и возрастных  особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.

Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современного парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в  особом культурно-образовательном пространстве, способствующему  психологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.

Новизна. В связи с вышесказанным,  считаю целесообразным психолого-педагогическое сопровождение ФГОС, основанное на практике психологического просвещения и возможно даже обучения с 1 класса школы.

Нормативные документы для разработки программы

v Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273  «Об образовании в Российской Федерации»

v ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года

v Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)

v О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)

v Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)

 

Основная цель - научить ребенка использовать психологические знания для  быстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.

Задачи:

Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки

Снижение уровня школьной тревожности

Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований

Формирование психологической готовности к обучению, работа над  личностными, регулятивными и коммуникативными  УУД

Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностых отношений со сверстниками и взрослыми

Формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.

 

Программа внеурочной деятельности  «Психологическая азбука для младших школьников» рассчитана

на 4 учебных года 135  учебных часов

 

Режим занятий:

1 год обучения: 33 учебных часа (1 час в неделю), так как учебный год первоклассника короче.

2 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

3 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

4 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

 

Возраст: 6 – 10 лет.

 

Длительность занятий: 30 -40 минут. 30 минут в 1 классе, во 2-4 классах – 40 минут.

 

Педагогические средства

  1. Специально организованная среда
  2. Специально организованные занятия.
  3. Физкультминутки.
  4. Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
  5. Работа с книгой.
  6. Инсценировки
  7. Праздники и соревнования.
  8. Диагностика и контроль.

 

Формы работы.

Тренинги

Беседы и дискуссии

Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)

Релаксационные упражнения

Психигимностические этюды и элементы.

Работа с книгой

Работа с притчами

 

 

 

 

Планируемые результаты и формы контроля.

Основные результаты

  • Ø Низкий  уровень тревожности
  • Ø Высокая и нормальная самооценка
  • Ø Позитивное отношение к себе и своей личности
  • Ø Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами
  • Ø Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.

Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:

  • Умение осознавать требования учителя и соответствовать им
  • Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами
  • Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы
  • Умение общения и достойного поведения с одноклассниками
  • Навыки коллективной деятельности.

 

Формы контроля:

  • Тестирование (групповое или индивидуальное) (тест тревожности Спилберга, социометрия, анкетирование «Личностный рост обучающихся»)
  • Применение проективных методик диагностики (н-р, «Школа зверей»)
  • Наблюдение  и ведение индивидуальных карт.

 

 

 

Воспитательные  результат  внеурочной деятельности по уровням

Воспитательные результаты

Приобретение школьником социальных знаний

(1 уровень)

 

Формирование ценностного отношения к реальности

(2 уровень)

Получение самотоятеьного общественного действия

(3 уровень)

Формы внеурочной деятельности

 

Социальная проба: тренинг, психогимнастика (1-2 год обучения)

 

 

 

 

КТД: инсценировки, выступления

(3-4 год обучения)

 

 

 

Социальный проект (находиться вне данной программы. Но планируется в следующей ступени программы для среднего звена)

Уровни сформированности УУД по годам обучения

На момент поступления в школу

На момент окончания 1 класса

На момент окончания 2 класса

На момент окончания 3 класса

У выпускников начальной школы

Личностные УУД

Проявляет самостоятельность в игровой деятельности. Пытается оценивать себя и свои поступки

Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстников.

Проявляет самостоятельность в некоторых видах учебной деятельности. Оценивает  деятельность литературных персонажей пытается обосновывать свои мысли

 

Проявляет самостоятельность в учебной деятельности, оценивает поступки детей и взрослых, аргументирует свой ответ

Понимает цель обучения, планирует результат своей деятельности способен работать на результат с отсрочкой его достижения.

Открыто относиться ко внешнему миру, не всегда чувствует уверенность в своих силах

Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности

Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует свою уверенность не только в игровой деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям

Относиться открыто ко внешнему миру, чувстует уверенность в своих силах в учебной деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям в учебной деятельности

 

Умеет адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх.  В  игре способен вести переговоры. Пытается сдерживать свои эмоции

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции

Взаимодействует со взрослыми и сверстниками на основе любой совместной деятельности умеет договариваться о совместных действиях и плане совместной деятельности

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми даже не имея совместной деятельности, имея целью достигнуть какой-либо личной цели (Н-Р, получить нужную информацию, совершить покупку)

 

Ориентируется в социальных ролях умеет выстраивать межличностные взаимоотношения.

В рамках игры обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему

Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему

Обсуждает проблемы возникающие в интересующей его сфер, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых

Обсуждает проблемы , избегает конфликты, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых о том. Что для него важно

Умеет находитьвыход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве, обмене коллекций и т.п.

Положительно относиться к себе и окружающим. Отзывчив к переживаниям другого человека

Понимает чувства других людей и сопереживаетим,понимает оценки учителей своим и чужим поступкам

Способен сочувствовать и сопереживать, принимает оценку своим поступкам от сверстников

Доброжелательно реагирует на замечания способен исправиться в ответ на  предложение взрослого

Строит свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки

Регулятивные УУД

Проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности

Принимает и сохраняет учебную задачу

С помощью педагога ставит учебную задачу

Способен сам поставить  задачу в творческой деятельности связанной с учебной

Ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Умеет выбирать себе род занятий и выстраивать внутренний план действий в игровой деятельности

Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную

Совместно с учителем учитывает выделенные педагогом ориентиры для построения внутреннего плана действия в учебном материале

Способен самостоятельно выстроить внутренний план действий в некоторых видах учебной деятельности

Самостоятельно определяет ориентиры в новом материале, прогнозирует результат учебной деятельности

Проявляет умения произвольности предметных действий

Овладевает способами самооценки выполнения действий

Адекватно принимают оценку своей деятельности со стороны

Планирует свои действия совместно с учителем, анализирует проблемы и результат

Умеет планировать поледовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом резельтата предыдущего действия

Коммуникативные УУД

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми на основе общей деятельности

 

Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

Формируются навыки совместной учебной деятельности над проектом: выполнение роли, заданной учителем, помощь товарищам по проекту

Планирует учебное сотрудничество совместно с учителем, принимает участие в контроле чужой деятельности, осуществляет рефлексию

Планиреут учебное сотрудничество со сверниками: участвует в распределении ролей, составлении плана деятельности, обсуждении результатов. рефлексии

Проявляет любопытство ко всему новому и необычному

Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность

Умеет задавать вопросы, чем проявляет свою любознательность, умеет слушать

Умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми в поисках интересующей информации

Способен поставить задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации

Способен договариваться, учитывать интересы других в игровой деятельности

Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою

Частично владеет навыками преодоления конфликта

Чувствуя приближения конфликта способен его избежать или быстро нивелировать

Владеет способами разрешения конфликта, может стать посредником в разрешении

Тематический план.

Первый год обучения

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

Характеристика видов деятельности

Аудиторных

Неаудиторных

1

Профилактика

дезадаптации

8 часов

7

1

Беседа, коллективное рисование, экскурсия по школе

2

Профилактика страхов и агрессии

12

12

 

Элементы тренига, психогимнастические этюды, артерапевнические приемы.

3

Развитие   творческого потенциала

11

11

 

Беседы, тренинги, коллективные коллажи, психогимнастические элементы

4

Подведение  итогов года

2

1

1

Праздник с чаепитием. Тестирование итогов за год

 

Итого

33

31

2

 

 

Второй год обучения.

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

Характеристика видов деятельности

Аудиторных

Неаудиторных

1

Повторение изученного в прошлом году

4 часа

3

1

Беседа, коллективное рисование, экскурсия по школе

2

Знакомство с психологией

1

1

 

Рассказ, обсуждение

3

Мотивы

6

6

 

Рассказ, беседа, тренинг

4

Память

7

7

 

Рассказ, тестирование, тренинг

5

Мышление

9

9

 

Рассказ, диагностика, развивающие упражнения.

6

Эмоции

5

4

1

Рассказ, беседа, обсуждение, психогимнастические упражнения

7

Подведение  итогов года

2

1

1

Праздник с чаепитием. тестирование с целью диагностики на конец года

 

Итого

34

31

3

 

Третий год обучения.

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

Характеристика видов деятельности

Аудиторных

Неаудиторных

1

Я и школа.

4 часа

3

1

Беседа, коллективное рисование, экскурсия по прилегающей к школе территории.

2

Добро и зло

10

9

1

Беседы, анализ действий сказочных персонажей и героев рассказов. Поездка в театр

3

Какой у меня возраст?

5

5

 

Рассказ, обсуждение и систематизация знаний

4

Я и общество

6

6

 

Рассказ, беседа с обсуждением, тренинг общения

5

Кто я? Какой Я?

7

6

1

Поездка в музей, психогимнастика, творческая работа, подготовка инсценировки

6

Подведение  итогов года

2

1

1

Праздник с инсценировкой сказки о школьнике и школе. Тестирование с целью диагностики на конец года

 

Итого

34

30

4

 

Четвертый год обучения.

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

Характеристика видов деятельности

Аудиторных

Неаудиторных

1

Я и школа.

4 часа

3

1

Беседа, коллективное рисование, экскурсия по школе

2

Характер

7

7

 

Рассказ, диагностика, обсуждение характеров литературных героев, работа с притчей, тренинг работы над своим характером

3

Что для меня важно?

7

6

1

Беседа, обсуждение и систематизация знаний, постройка индивидуальной цели и подбор средств ее реализации

4

Эмоции

7

7

 

Виды эмоций, способы выражения эмоций, диагностика, тренинги

5

Общение в школе

7

7

 

Тренинги общение, подготовка инсценировки

6

Подведение итогов

2

1

1

Праздник с инсценировкой сказки о школьнике и школе. Тестирование с целью диагностики на конец года

 

Итого

34

31

3

 

 

Содержание занятий

 

Первый год обучения.

Профилактика дезадаптации. Знакомство друг с другом. Знакомство с учителями других классов, директором, завучем, библиотекарем, техслужащими и их обязанностями в школе, кто и как может помочь юному обучающемуся, за что и как могут наказать. Выработка правил поведения в классе и школе и осознанное их принятие каждым ребенком. Качества трудолюбивого человека и школьника. Мотивация одобрения и потребность в знаниях.

Профилактика страхов и агрессии. Выяснение  индивидуальной структуры страха.  Способы борьбы со страхом. Тренинги, психогимнастические этюды.трудности в учебе. Мотивация достижения успеха и избегания неудач.

Развитее творческого потенциала. Магия воображения. Воображение – мир, которого нет?. Широта воображения. Мечта и  фантазия. Творческое воображение. Творчество. Звуковое воображение, зрительное воображение, обонятельное воображение, осязательное воображение.

Подведение итогов года. Диагностика результатов занятий. Праздничное чаепитие.

 

Второй год обучения.

Повторение изученного в прошлом году. Вспоминание правил поведения в школе, ее работников и их должностных обязанностей,  учащихся других классов. Экскурсия по школе. Значение знаний в жизни человека. Прилежный ученик. Правила трудолюбия.

Знакомство с психологией. Психология – наука о внутреннем мире человека. Психологические знания. Цель и задачи уроков психологии.

Мотивы. Мотивация учения и познания. Мотивационный конфликт «хочу - могу - надо». Мотивационный конфликт в учебной деятельности. Способы преодоления мотивационного конфликта.

Память. Виды памяти. Упражнения для развития процессов памяти. Некоторые мнемические приемы: рифма, парные ассоциации, группировка. Виды образной памяти : слуховая, зрительная, вкусовая и тактильная. Двигательная память, эмоциональная память. Причины, влияющие на  продуктивность памяти.

Мышление. Диагностика особенностей мышления. Работа с упражнениями стимулирующими мышление. Работа по развитию некоторых мыслительных операций: сравнение, выделение общего, обобщение, классификация, анализ и синтез простейших изображений.

Эмоции. Эмоции и чувства. Виды эмоций. Позитивные и негативные эмоции. Эстетические и моральные чувства. Способы  управления эмоциями и чувствами психогимнастика и арттерапия.

Подведение итогов года. Диагностика результатов занятий. Праздничное чаепитие.

Третий год обучения.

Я и школа. Зачем мы учимся? Качества, которые помогают добиться успехов в учебе. Школьный этикет и саморегуляция школьника. Коллективный рисунок на ватмане (или коллаж из детских рисунков) «Школа моей мечты». Экскурсия на пришкольный участок с беседой о возможностях прилегающей территории  для организации школьного досуга и исследовательской деятельности. Правила поведения на свежем воздухе.

Добро и зло. Хорошие и плохие поступки – так ли все однозначно. Хорошие и плохие качества личности:  корысть и бескорыстие,  послушный – непослушный,  вежливый – грубый,  добрый – злой.  Работа с текстом. Анализ ситуаций и нравственных дилемм.

Какой у меня возраст?. Возрастная периодизация. Особенности каждого возраста. Плюсы и минусы детства и взрослости. Значимость каждого этапа в жизни человека. Особенности взаимоотношения с малышами,взрослыми и стариками. Вежливость, дружба, уход, помощь.

Я и общество. Я –мальчик. Я – девочка.  Женские и мужские социальные роли. Я - ребенок. Я – родитель.  Социальные роли в семье. Я – ученик Я – учитель. И другие социальные роли в обществе. Профессиональная деятельность как социальная роль .

Кто я? Какой Я? Творческая работа «Я вчера, сегодня, завтра» «Я» реальное и «Я» идеальное. Индивидуальность. Творчество как способ самовыражения. Работа над инсценировки, начиная с выбора темы.

Подведение итогов года. Диагностика результатов занятий. Выступление с инсценировкой в школе. Анализ итогов выступления.

 

Четвертый год обучения.

Я и школа. Зачем нужно учиться? Воля как качество необходимое для успешной учебы.. Коллективный рисунок на ватмане (или коллаж из детских рисунков) «Школа будущего». Экскурсия на природу. Беседа – природа как учебник жизни. Правила поведения на природе.

Характер. Понятие  о характере. Черты характера. Формирование характера. Психологические портреты героев сказок. Работа с притчей. Черты характера помогающие и мешающие в обучении. Нет плохих и хороших характеров. Тренинг по коррекции негативных черт характера. Психогимнастика и ролевые игры.

Что для меня важно. Жизненные ценности и ориентиры. Учимся ставить цель в деятельности. Анализ сказки «Как Иван –царевич за чудом ходил?».  Какие средства пошли на достижение цели. Средства установления добрых взаимоотношений. Слова как проявление отношения к людям. Правила вежливости.

Эмоции. Виды эмоций. Позитивные и негативные эмоции. Регуляция эмоций с помощью воли. Способы выражения эмоций вербальные и невербальные. Распознавание эмоций. Сопереживание. Психогимнастика.

Общение в школе. Учитель ученик. Проблемы и решения. Инсценировка трудных ситуаций. Пути разрешения. Отношение со сверстниками, коллектив и его структура. Диагностика. Взаимоподдержка. Взаимопомощь. Общие интересы. Упражнения на сплоченность коллектива. Общая деятельность. Инсценировка, репетиции.

Подведение итогов года. Диагностика результатов занятий. Выступление с инсценировкой в школе. Анализ итогов выступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В.Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2011. – С.224
  2. Проектирование программы формирования универсальных учебных действий. Методические рекомендации. [Текст] / авт.-сост. Е.И.Агаркова,  Е.В.Калмыкова, С.А. Кравцова, М.И. Шиняев. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.36
  3. Нормативное правовое и методическое обеспечение введения федерального образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации. [Текст] / сост. : Г.А.Шешерина,  И.В.Клемешова, Т.С.Дюкова, О.С.Воронкова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.78
  4. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения. [Текст]  / авт.-сост. Г.А.Шешерина, Е.И.Агаркова,  В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.65
  5. Развитие потенциальных возможностей учащихся на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов. [Текст]  / авт.-сост. В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.87
  6. Рахманкулова, Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. [Текст] /  Р.   Рахманкулова// газета «Школьный психолог» №18/2003
  7. Психологическое здоровье – основа личностного развития школьников. Методические рекомендации по реализации программы учебных занятий по психологии для учащихся общеобразовательной школы. [Текст] /авт.-сост.: Петров В.Б., Воеводкина Л.Н., Вязавова Н.В., Лепихова М.В., Молоканова М.С., Невзорова Г.В., Чернышова В.М. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – С.67
  8. Яковлева. Е. программа развития творческого потенциала личности учащихся первого класса. [Текст]/ Е.Яковлева// газета «Школьный психолог», 2006
  9. Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникационных навыков. [Текст] /авт.-сост. Е.Д.Шваб // Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы).  – Волгоград: Учитель, 2007, С.85
  10. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. [Текст] / Е.А.Алябьева –М. : ТЦ Сфера,2006. – С.88
  11. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами.. Пособие для педагогов. – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.64
  12. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Книга для родителей. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.32
  13. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 2 класс. Учусь понимать себя.  [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.32
  14. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 3 класс. Учусь понимать других. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.38
  15. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 4 класс. Учусь общаться. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.48
  16. К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для дошкольников. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»
  17. К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для первоклашек. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»
  18. К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для второклашек. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»

 

 

 

 

 

 

 

Материально-технические средства обучения.

v Ковер

v Диванные  подушки для каждого ребенка

v Бумага для рисования

v Костюмы для перевоплощения и инсценировок

v Краски, карандаши, фломастеры

v Пластилин или глина (масса для лепки)

v Ноутбук

v Проектор

v Интерактивная доска

v Музыкальный центр

v Телевизор и DVD

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старохмелевской филиал МБОУ Новоникольская СОШ

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагога-психолога

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Направление внеурочной деятельности: социальное.

Автор-составитель:

Учитель английского языка

педагог-психолог

Григорьева Елена Валерьевна

 

 

 

 

 

Тамбовская область Мичуринский район с. Старое хмелевое

2013год

 

Пояснительная записка.

Актуальность. Современная система образования ставит приоритетную задачу полноценного развития ребенка, которую возможно решить только при наличии у ребенка психологических знаний   о себе, своих личных и возрастных  особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.

Школьные годы являются сенситивным периодом для приобщения человека к психологической культуре. В современного парадигме образования акцент сделан на социализацию подрастающего поколения, но социализация как процесс освоения социально-культурного опыта и формирования социальной компетентности будет продуктивным и полноценным только в  особом культурно-образовательном пространстве, способствующему  психологическому здоровью личности. Ибо только здоровая личность способна проявлять познавательную активность и адекватно реагировать на изменения в нашем быстроменяющемся мире.

Новизна. В связи с вышесказанным,  считаю целесообразным психолого-педагогическое сопровождение ФГОС, основанное на практике психологического просвещения и возможно даже обучения с 1 класса школы.

Нормативные документы для разработки программы

v Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273  «Об образовании в Российской Федерации»

v ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года

v Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)

v О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)

v Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)

 

Основная цель - научить ребенка использовать психологические знания для  быстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме.

Задачи:

Формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки

Снижение уровня школьной тревожности

Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований

Формирование психологической готовности к обучению, работа над  личностными, регулятивными и коммуникативными  УУД

Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностых отношений со сверстниками и взрослыми

Формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.

 

Программа внеурочной деятельности  «Психологическая азбука для младших школьников» рассчитана

на 4 учебных года 135  учебных часов

 

Режим занятий:

1 год обучения: 33 учебных часа (1 час в неделю), так как учебный год первоклассника короче.

2 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

3 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

4 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

 

Возраст: 6 – 10 лет.

 

Длительность занятий: 30 -40 минут. 30 минут в 1 классе, во 2-4 классах – 40 минут.

 

Педагогические средства

  1. Специально организованная среда
  2. Специально организованные занятия.
  3. Физкультминутки.
  4. Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
  5. Работа с книгой.
  6. Инсценировки
  7. Праздники и соревнования.
  8. Диагностика и контроль.

 

Формы работы.

Тренинги

Беседы и дискуссии

Игры (словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)

Релаксационные упражнения

Психигимностические этюды и элементы.

Работа с книгой

Работа с притчами

 

 

 

 

Планируемые результаты и формы контроля.

Основные результаты

  • Ø Низкий  уровень тревожности
  • Ø Высокая и нормальная самооценка
  • Ø Позитивное отношение к себе и своей личности
  • Ø Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами
  • Ø Сплоченный классный коллектив обучающихся с положительной мотивацией к обучению.

Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:

  • Умение осознавать требования учителя и соответствовать им
  • Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами
  • Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы
  • Умение общения и достойного поведения с одноклассниками
  • Навыки коллективной деятельности.

 

Формы контроля:

  • Тестирование (групповое или индивидуальное) (тест тревожности Спилберга, социометрия, анкетирование «Личностный рост обучающихся»)
  • Применение проективных методик диагностики (н-р, «Школа зверей»)
  • Наблюдение  и ведение индивидуальных карт.

 

 

 

Воспитательные  результат  внеурочной деятельности по уровням

Воспитательные результаты

Приобретение школьником социальных знаний

(1 уровень)

 

Формирование ценностного отношения к реальности

(2 уровень)

Получение самотоятеьного общественного действия

(3 уровень)

Формы внеурочной деятельности

 

Социальная проба: тренинг, психогимнастика (1-2 год обучения)

 

 

 

 

КТД: инсценировки, выступления

(3-4 год обучения)

 

 

 

Социальный проект (находиться вне данной программы. Но планируется в следующей ступени программы для среднего звена)

Уровни сформированности УУД по годам обучения

На момент поступления в школу

На момент окончания 1 класса

На момент окончания 2 класса

На момент окончания 3 класса

У выпускников начальной школы

Личностные УУД

Проявляет самостоятельность в игровой деятельности. Пытается оценивать себя и свои поступки

Проявляет самостоятельность в разных видах детской деятельности, оценивает деятельность и поступки не только свои, но и своих сверстников.

Проявляет самостоятельность в некоторых видах учебной деятельности. Оценивает  деятельность литературных персонажей пытается обосновывать свои мысли

 

Проявляет самостоятельность в учебной деятельности, оценивает поступки детей и взрослых, аргументирует свой ответ

Понимает цель обучения, планирует результат своей деятельности способен работать на результат с отсрочкой его достижения.

Открыто относиться ко внешнему миру, не всегда чувствует уверенность в своих силах

Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует уверенность в своих силах во внеурочной деятельности

Относиться открыто ко внешнему миру, чувствует свою уверенность не только в игровой деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям

Относиться открыто ко внешнему миру, чувстует уверенность в своих силах в учебной деятельности, умеет адаптироваться к новым ситуациям в учебной деятельности

 

Умеет адаптироваться к динамично меняющемуся миру, способен сделать личностный выбор на основе норм морали

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх.  В  игре способен вести переговоры. Пытается сдерживать свои эмоции

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через совместную игровую или учебную деятельность. Способен договариваться и учитывать интересы других, сдерживает свои эмоции

Взаимодействует со взрослыми и сверстниками на основе любой совместной деятельности умеет договариваться о совместных действиях и плане совместной деятельности

Взаимодействует со сверстниками и взрослыми даже не имея совместной деятельности, имея целью достигнуть какой-либо личной цели (Н-Р, получить нужную информацию, совершить покупку)

 

Ориентируется в социальных ролях умеет выстраивать межличностные взаимоотношения.

В рамках игры обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересующую его тему

Обсуждает проблемы возникающие в учебной игровой деятельность, может поддержать разговор на интересующую его тему

Обсуждает проблемы возникающие в интересующей его сфер, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых

Обсуждает проблемы , избегает конфликты, с интересом обсуждает интересующие его вопросы, расспрашивает взрослых о том. Что для него важно

Умеет находитьвыход из конфликтной ситуации, договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве, обмене коллекций и т.п.

Положительно относиться к себе и окружающим. Отзывчив к переживаниям другого человека

Понимает чувства других людей и сопереживаетим,понимает оценки учителей своим и чужим поступкам

Способен сочувствовать и сопереживать, принимает оценку своим поступкам от сверстников

Доброжелательно реагирует на замечания способен исправиться в ответ на  предложение взрослого

Строит свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе взаимопонимания и поддержки

Регулятивные УУД

Проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности

Принимает и сохраняет учебную задачу

С помощью педагога ставит учебную задачу

Способен сам поставить  задачу в творческой деятельности связанной с учебной

Ставит учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Умеет выбирать себе род занятий и выстраивать внутренний план действий в игровой деятельности

Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности из игровой деятельности в учебную

Совместно с учителем учитывает выделенные педагогом ориентиры для построения внутреннего плана действия в учебном материале

Способен самостоятельно выстроить внутренний план действий в некоторых видах учебной деятельности

Самостоятельно определяет ориентиры в новом материале, прогнозирует результат учебной деятельности

Проявляет умения произвольности предметных действий

Овладевает способами самооценки выполнения действий

Адекватно принимают оценку своей деятельности со стороны

Планирует свои действия совместно с учителем, анализирует проблемы и результат

Умеет планировать поледовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, вносит изменения в план с учетом резельтата предыдущего действия

Коммуникативные УУД

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми на основе общей деятельности

 

Имеет первоначальные навыки работы в группе: совместное обсуждение правил, распределение ролей.

Формируются навыки совместной учебной деятельности над проектом: выполнение роли, заданной учителем, помощь товарищам по проекту

Планирует учебное сотрудничество совместно с учителем, принимает участие в контроле чужой деятельности, осуществляет рефлексию

Планиреут учебное сотрудничество со сверниками: участвует в распределении ролей, составлении плана деятельности, обсуждении результатов. рефлексии

Проявляет любопытство ко всему новому и необычному

Умеет задавать вопросы, проявляет не только любопытство, но и любознательность

Умеет задавать вопросы, чем проявляет свою любознательность, умеет слушать

Умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми в поисках интересующей информации

Способен поставить задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации

Способен договариваться, учитывать интересы других в игровой деятельности

Умеет выслушать и понять точку зрения другого, отстаивать свою

Частично владеет навыками преодоления конфликта

Чувствуя приближения конфликта способен его избежать или быстро нивелировать

Владеет способами разрешения конфликта, может стать посредником в разрешении

Тематический план.

Первый год обучения

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

Характеристика видов деятельности

Аудиторных

Неаудиторных

1

Профилактика

дезадаптации

8 часов

7

1

Беседа, коллективное рисование, экскурсия по школе

2

Профилактика страхов и агрессии

12

12

 

Элементы тренига, психогимнастические этюды, артерапевнические приемы.

3

Развитие   творческого потенциала

11

11

 

Беседы, тренинги, коллективные коллажи, психогимнастические элементы

4

Подведение  итогов года

2

1

1

Праздник с чаепитием. Тестирование итогов за год

 

Итого

33

31

2

 

 

Второй год обучения.

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

Характеристика видов деятельности

Аудиторных

Неаудиторных

1

Повторение изученного в прошлом году

4 часа

3

1

Беседа, коллективное рисование, экскурсия по школе

2

Знакомство с психологией

1

1

 

Рассказ, обсуждение

3

Мотивы

6

6

 

Рассказ, беседа, тренинг

4

Память

7

7

 

Рассказ, тестирование, тренинг

5

Мышление

9

9

 

Рассказ, диагностика, развивающие упражнения.

6

Эмоции

5

4

1

Рассказ, беседа, обсуждение, психогимнастические упражнения

7

Подведение  итогов года

2

1

1

Праздник с чаепитием. тестирование с целью диагностики на конец года

 

Итого

34

31

3

 

Третий год обучения.

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

Характеристика видов деятельности

Аудиторных

Неаудиторных

1

Я и школа.

4 часа

3

1

Беседа, коллективное рисование, экскурсия по прилегающей к школе территории.

2

Добро и зло

10

9

1

Беседы, анализ действий сказочных персонажей и героев рассказов. Поездка в театр

3

Какой у меня возраст?

5

5

 

Рассказ, обсуждение и систематизация знаний

4

Я и общество

6

6

 

Рассказ, беседа с обсуждением, тренинг общения

5

Кто я? Какой Я?

7

6

1

Поездка в музей, психогимнастика, творческая работа, подготовка инсценировки

6

Подведение  итогов года

2

1

1

Праздник с инсценировкой сказки о школьнике и школе. Тестирование с целью диагностики на конец года

 

Итого

34

30

4

 

Четвертый год обучения.

№ п/п

Название  раздела

Количество часов

Характеристика видов деятельности

Аудиторных

Неаудиторных

1

Я и школа.

4 часа

3

1

Беседа, коллективное рисование, экскурсия по школе

2

Характер

7

7

 

Рассказ, диагностика, обсуждение характеров литературных героев, работа с притчей, тренинг работы над своим характером

3

Что для меня важно?

7

6

1

Беседа, обсуждение и систематизация знаний, постройка индивидуальной цели и подбор средств ее реализации

4

Эмоции

7

7

 

Виды эмоций, способы выражения эмоций, диагностика, тренинги

5

Общение в школе

7

7

 

Тренинги общение, подготовка инсценировки

6

Подведение итогов

2

1

1

Праздник с инсценировкой сказки о школьнике и школе. Тестирование с целью диагностики на конец года

 

Итого

34

31

3

 

 

Содержание занятий

 

Первый год обучения.

Профилактика дезадаптации. Знакомство друг с другом. Знакомство с учителями других классов, директором, завучем, библиотекарем, техслужащими и их обязанностями в школе, кто и как может помочь юному обучающемуся, за что и как могут наказать. Выработка правил поведения в классе и школе и осознанное их принятие каждым ребенком. Качества трудолюбивого человека и школьника. Мотивация одобрения и потребность в знаниях.

Профилактика страхов и агрессии. Выяснение  индивидуальной структуры страха.  Способы борьбы со страхом. Тренинги, психогимнастические этюды.трудности в учебе. Мотивация достижения успеха и избегания неудач.

Развитее творческого потенциала. Магия воображения. Воображение – мир, которого нет?. Широта воображения. Мечта и  фантазия. Творческое воображение. Творчество. Звуковое воображение, зрительное воображение, обонятельное воображение, осязательное воображение.

Подведение итогов года. Диагностика результатов занятий. Праздничное чаепитие.

 

Второй год обучения.

Повторение изученного в прошлом году. Вспоминание правил поведения в школе, ее работников и их должностных обязанностей,  учащихся других классов. Экскурсия по школе. Значение знаний в жизни человека. Прилежный ученик. Правила трудолюбия.

Знакомство с психологией. Психология – наука о внутреннем мире человека. Психологические знания. Цель и задачи уроков психологии.

Мотивы. Мотивация учения и познания. Мотивационный конфликт «хочу - могу - надо». Мотивационный конфликт в учебной деятельности. Способы преодоления мотивационного конфликта.

Память. Виды памяти. Упражнения для развития процессов памяти. Некоторые мнемические приемы: рифма, парные ассоциации, группировка. Виды образной памяти : слуховая, зрительная, вкусовая и тактильная. Двигательная память, эмоциональная память. Причины, влияющие на  продуктивность памяти.

Мышление. Диагностика особенностей мышления. Работа с упражнениями стимулирующими мышление. Работа по развитию некоторых мыслительных операций: сравнение, выделение общего, обобщение, классификация, анализ и синтез простейших изображений.

Эмоции. Эмоции и чувства. Виды эмоций. Позитивные и негативные эмоции. Эстетические и моральные чувства. Способы  управления эмоциями и чувствами психогимнастика и арттерапия.

Подведение итогов года. Диагностика результатов занятий. Праздничное чаепитие.

Третий год обучения.

Я и школа. Зачем мы учимся? Качества, которые помогают добиться успехов в учебе. Школьный этикет и саморегуляция школьника. Коллективный рисунок на ватмане (или коллаж из детских рисунков) «Школа моей мечты». Экскурсия на пришкольный участок с беседой о возможностях прилегающей территории  для организации школьного досуга и исследовательской деятельности. Правила поведения на свежем воздухе.

Добро и зло. Хорошие и плохие поступки – так ли все однозначно. Хорошие и плохие качества личности:  корысть и бескорыстие,  послушный – непослушный,  вежливый – грубый,  добрый – злой.  Работа с текстом. Анализ ситуаций и нравственных дилемм.

Какой у меня возраст?. Возрастная периодизация. Особенности каждого возраста. Плюсы и минусы детства и взрослости. Значимость каждого этапа в жизни человека. Особенности взаимоотношения с малышами,взрослыми и стариками. Вежливость, дружба, уход, помощь.

Я и общество. Я –мальчик. Я – девочка.  Женские и мужские социальные роли. Я - ребенок. Я – родитель.  Социальные роли в семье. Я – ученик Я – учитель. И другие социальные роли в обществе. Профессиональная деятельность как социальная роль .

Кто я? Какой Я? Творческая работа «Я вчера, сегодня, завтра» «Я» реальное и «Я» идеальное. Индивидуальность. Творчество как способ самовыражения. Работа над инсценировки, начиная с выбора темы.

Подведение итогов года. Диагностика результатов занятий. Выступление с инсценировкой в школе. Анализ итогов выступления.

 

Четвертый год обучения.

Я и школа. Зачем нужно учиться? Воля как качество необходимое для успешной учебы.. Коллективный рисунок на ватмане (или коллаж из детских рисунков) «Школа будущего». Экскурсия на природу. Беседа – природа как учебник жизни. Правила поведения на природе.

Характер. Понятие  о характере. Черты характера. Формирование характера. Психологические портреты героев сказок. Работа с притчей. Черты характера помогающие и мешающие в обучении. Нет плохих и хороших характеров. Тренинг по коррекции негативных черт характера. Психогимнастика и ролевые игры.

Что для меня важно. Жизненные ценности и ориентиры. Учимся ставить цель в деятельности. Анализ сказки «Как Иван –царевич за чудом ходил?».  Какие средства пошли на достижение цели. Средства установления добрых взаимоотношений. Слова как проявление отношения к людям. Правила вежливости.

Эмоции. Виды эмоций. Позитивные и негативные эмоции. Регуляция эмоций с помощью воли. Способы выражения эмоций вербальные и невербальные. Распознавание эмоций. Сопереживание. Психогимнастика.

Общение в школе. Учитель ученик. Проблемы и решения. Инсценировка трудных ситуаций. Пути разрешения. Отношение со сверстниками, коллектив и его структура. Диагностика. Взаимоподдержка. Взаимопомощь. Общие интересы. Упражнения на сплоченность коллектива. Общая деятельность. Инсценировка, репетиции.

Подведение итогов года. Диагностика результатов занятий. Выступление с инсценировкой в школе. Анализ итогов выступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В.Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2011. – С.224
  2. Проектирование программы формирования универсальных учебных действий. Методические рекомендации. [Текст] / авт.-сост. Е.И.Агаркова,  Е.В.Калмыкова, С.А. Кравцова, М.И. Шиняев. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.36
  3. Нормативное правовое и методическое обеспечение введения федерального образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации. [Текст] / сост. : Г.А.Шешерина,  И.В.Клемешова, Т.С.Дюкова, О.С.Воронкова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.78
  4. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения. [Текст]  / авт.-сост. Г.А.Шешерина, Е.И.Агаркова,  В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.65
  5. Развитие потенциальных возможностей учащихся на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов. [Текст]  / авт.-сост. В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.87
  6. Рахманкулова, Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. [Текст] /  Р.   Рахманкулова// газета «Школьный психолог» №18/2003
  7. Психологическое здоровье – основа личностного развития школьников. Методические рекомендации по реализации программы учебных занятий по психологии для учащихся общеобразовательной школы. [Текст] /авт.-сост.: Петров В.Б., Воеводкина Л.Н., Вязавова Н.В., Лепихова М.В., Молоканова М.С., Невзорова Г.В., Чернышова В.М. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – С.67
  8. Яковлева. Е. программа развития творческого потенциала личности учащихся первого класса. [Текст]/ Е.Яковлева// газета «Школьный психолог», 2006
  9. Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникационных навыков. [Текст] /авт.-сост. Е.Д.Шваб // Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы).  – Волгоград: Учитель, 2007, С.85
  10. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. [Текст] / Е.А.Алябьева –М. : ТЦ Сфера,2006. – С.88
  11. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами.. Пособие для педагогов. – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.64
  12. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Книга для родителей. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.32
  13. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 2 класс. Учусь понимать себя.  [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.32
  14. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 3 класс. Учусь понимать других. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.38
  15. Безруких, М.М., Макеева, А.Г., Филиппова,Т.А., Все цвета, кроме черного. Рабочая тетрадь 4 класс. Учусь общаться. [Текст] / М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова// В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами... – М. : Вентана-Графф, 2002. – С.48
  16. К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для дошкольников. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»
  17. К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для первоклашек. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»
  18. К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для второклашек. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»

 

 

 

 

 

 

 

Материально-технические средства обучения.

v Ковер

v Диванные  подушки для каждого ребенка

v Бумага для рисования

v Костюмы для перевоплощения и инсценировок

v Краски, карандаши, фломастеры

v Пластилин или глина (масса для лепки)

v Ноутбук

v Проектор

v Интерактивная доска

v Музыкальный центр

v Телевизор и DVD