Программа сопровождения класса предшкольной подготовки PDF Печать E-mail
Добавил(а) Григорьева Е.В.   
27.04.15 20:26

Наша школа расположена в небольшом селе недалеко от Мичуринска и нас нет детского дошкольного учреждения. Поэтому дети, поступающие в класс предшкольной подготовки никогда не занимались с педагогами и росли в семейной обстановке, порой  изолированно от других детей такого же возраста. Все это накладывает определенный отпечаток на совокупный психологический портрет нашего дошкольника. Основной чертой детей стало отсутствие навыков общения  и совместной игры со сверстниками и огромная разница между уровнем общей осведомленности разных детей. Поэтому одной из важнейших задач работы психологической службы  и педагога класса на этом этапе становится обучение навыкам общения не только со взрослыми, но и со сверстниками, формирование навыков  разнообразной совместной деятельности. Все эти навыки формируются не только, да и не столько на уроке, сколько на переменах и во время совместных игр. В течение учебного года проходит  изучение особенностей познавательной деятельности дошкольников в соответствии с программой «Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет»

Работа с родителями дошкольников призвана помочь  им, а через них и  самим дошкольникам формировать положительную мотивацию к обучению, обогатить  детское сознание необходимым багажом знаний об окружающем их мире и дать им больше навыков самостоятельной творческой деятельности.

 

Цель: обеспечение готовности к школе

Задачи сопровождения:

- ранняя диагностика возможных нарушений

- коррекция нарушений в развитии

- формирование навыков общения и взаимодействия в коллективе сверстников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников

«Здравствуй, школа!»

Пояснительная записка

Начало школьного обучения – закономерный этап в жизни каждого ребенка. Как помочь дошкольнику подготовиться к системному школьному обучению, какие навыки следует сформировать для того, чтобы шестилетний малыш не испытал чрезмерных нагрузок и не ощутил на себе  весь «букет» дезадаптационных расстройств.

Кроме того если ребенку трудно учиться, если он идет в школу  со страхом и приносит с занятий замечания и  получает плохие оценки своей работы. Все это  отрицательно сказывается на микроклимате в семье. И ежедневные сборы ребенка в  школу могут превратиться  в пытку для всей семьи.

Цель программы: подготовить старшего дошкольника к обучению в первом классе по ФГОС.

Задачи:

1)                           формировать учебную мотивацию дошкольников

2)                           развивать познавательную активность

3)                           осуществлять профилактику нарушений осанки и нарушений зрения

4)                           развивать навыки общения со сверстниками и педагогом

 

Краткое содержание программы:

Упражнения на развитие слуховой памяти

Упражнения на развития мелкой моторики рук

Дыхательные упражнения

Графические диктанты

Упражнения на развитие зрительно-пространственных координаций

Интеллектуальные игры и упражнения.

Упражнения для профилактики нарушений зрения и осанки

Игры на усвоение навыков взаимодействия со сверстниками

Формы организации занятий:

Группа детей 10-12 человек работает под руководством педагога 25-30 минут 1 раз в неделю.

Для занятий необходима тетрадь в крупную клетку и набор методических карточек для педагога.

Задания можно модифицировать и использовать индивидуально.

 

Ожидаемые результаты.

Развивающий эффект проявляется в интересе к разноплановым занятиям, этот интерес формирует познавательную активность старших дошкольников. Упражнения на мелкую моторику готовит ручку ребенка к письму; упражнения на профилактику нарушений осанки формируют навыки правильной посадки за партой, задания на координацию движений обеих рук развивают возможности мозга и творческой активности дошкольника.

Планирование занятий.

Сентябрь. 1) Диагностика показателей готовности ребенка к школе и прогнозирование  возможных трудностей на основе «методики раннего прогнозирования школьных трудностей у детей 5-6 лет»  М.М. Безруких

2)Занятия № 1-3.

Октябрь. 1) Занятия № 4-7.

 

Ноябрь. 1)Занятия № 8-10

Декабрь. 1) Занятия № 11-14.

Январь. 1) Занятия № 15-17.

 

Февраль. 1) Занятия № 18-21.

Март. 1) Занятия № 22-24.

Апрель. 1) Занятия № 25-28.

Май. 1) Занятия № 29-30.

2) Тестирование по программе Н.Семаго «Психолого-педагогической готовности школьников к обучению»// газета «Школьный психолог» №9, 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа родительского лектория

 

Пояснительная записка.

 

Программа лектория для родителей дошкольников направлена на распространение  психолого-педагогических знаний среди родителей.

Цель: помочь родителям подготовить детей к школьному обучению

Задачи:

  1. познакомить родителей с современными  данными психологической и педагогической науки
  2. обучить родителей навыкам эффективного взаимодействия с дошкольниками
  3. развивать навыки совместной деятельности педагогов и родителей.

Режим лектория: 2-3 лекции в месяц.

Сентябрь. 1) Методика прогнозирования школьных трудностей у детей 6-7лет. (по методике М,М.Безруких)

Октябрь. Беседа «Как растет ребенок».

Беседа «Осторожно: развивается мозг».

Беседа «Внимание: внимание!»

Ноябрь. Беседа «Зачем школьнику улыбка или немного об эмоциональном развитии».

Беседа «От слова к слову».

Беседа «Что такое память и как она развивается».

Декабрь. Беседа «Еще раз о здоровье».

Беседа «Что такое адаптация к школе?»

Январь. Беседа «Здоровье и адаптация к школе».

Беседа «Хочу все знать и уметь».

 

Февраль. Беседа «Поговори со мной».

Беседа «Полезные привычки».

Беседа «Детский рисунок»

 

Март. Беседа «Почему не сбываются большие ожидания?»

Беседа «Пора ли в школу?»

Май. Индивидуальные консультации по результатам обучения и тестирования.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе». Автор-составитель Ю.В.Останкова. - Волгоград: Учитель,, 2007.
  2. «Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет / авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова. – Волгоград: Учитель, 2012
  3. Г.А. Широкова, Е.Г Жадько Практикум детского  психолога  / Серия «Психолгический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2005
  4. «Как подготовить ребенка к школе» М.М.Безруких, С.П.Ефимова, М.Г. Князева, «Арктоус», Тула, 1997,
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие:В 2 кн. – М,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001
  6. Газета «Школьный психолог» Изд. «Первое сентября»