Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей PDF Печать E-mail
Добавил(а) Григорьева Е.В.   
27.04.15 20:24

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного образования. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

Психологические особенности одаренных детей обуславливают определенные акценты в понимании основных целей обучения и воспитания, которые  определяются как формирование знаний, умений и навыков в определенных предметных областях, а также создание условий для познавательного и личностного роста и развития учащихся с учетом их дарования.

В качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью выделяем следующие:

  1. Развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение будет иметь)
  2. Создание индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей)
  3. Обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

 

Экспериментальная площадка по интеграции основного и дополнительного образования в рамках школы полного дня имеет  ряд особенностей позволяющей эффективно работать на выявление и развитие одаренности

  • Дети находятся в школе до 16-17 часов
  • Имеется большое количество творческих объединений по всем направлениям
  • Имеется возможность встречи с родителями в удобное для них время
  • Возможно наблюдение за деятельностью учащихся во внеурочное время

 

 

Педагог-психолог имеет возможность не только применять традиционные методы работы, но и

  • Наблюдение и анализ творческой деятельности учащихся
  • Коррекция индивидуальных проблем  во внеурочное время
  • Возможность дополнительного личного контакта с родителями

 

ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА:

Первый этап – диагностико - организационный  (сентябрь-октябрь)

Цель: выявление детей с одаренностью.

Он включает в себя:

  1. Диагностику обучающихся, родителей и педагогов с целью выявления одаренных детей
  2. изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одарен¬ных детей
  3. разработка индивидуального плана деятельности для каждого ребенка с учетом его способностей и предпочтений (в среднем и старшем звене необходим учет профиля обучения индивидуальных профилей с помощью проекта «Телешкола»)
  4. прикрепление учащихся к педагогам, которые будут курировать их индивидуальное обучение и рост.

 

Второй этап - практический связан с непосредственной работой с одаренными учащимися в школе.

Цель: развитие способностей одаренных детей по индивидуальной траектории

На этом этапе планируется:

  1. работа с учащимися в соответствии с индивидуальной траекторией развития, поэтапный контроль индивидуальных успехов в обучении
  2. работа с учащимися в кружках и секциях направленная на  развитие общих и творческих способностей обучающихся
  3. отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показа­телей каждого ребенка;
  4. отслеживание результативности, работа с «Портфолио»
  5. систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
  6. пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагно­стических методик;
  7. педагогическая, психологическая, валеологическая и социальная под­держка одаренных детей.

Третий этап - итогово - аналитический ( апрель-май)

Цель: проанализировать результаты работы с детьми.

На этом этапе предполагается:

  1. сравнительный анализ и обобщение результатов развития    одаренных
    детей;
  2. мониторинг личных достижений учащихся;
  3. анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
  4. определение проблем, возникших в ходе работы с каждым отдельным одаренным ребенком
  5. построение перспективного плана на будущее обучение предусмотрев решение возникших проблем, совместное обсуждение с ребенком этого плана.

 

Одаренные дети в начальной школе.

Содержание деятельности:

Диагностика одаренности начинается с первых дней в школе. С наблюдения за особенностями поведения и адаптации в коллективе сверстников, с бесед с родителями. Последние видя нашу заинтересованность в развитии талантов своего малыша охотно помогают наблюдать за ним и его деятельностью дома. Начальная школа – важный этап в развитии задатков и способностей детей. Выявление и развитие творческой одаренности  у учащихся начальной школы происходит также через кружки и творческие конкурсы.

В целом этапы работы в течение учебного года подчиняются изложенной выше циклограмме деятельности.

РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Работа с учащимися начальных классов нацелена в первую очередь на выявление задатков обучающихся.

В  этой работе участвует не только классный руководитель, но и педагог-психолог.

Реализуя систему занятий по психопрофилактике «Психологическая азбука для начальной школы, педагог-психолог осуществляет

•        системную диагностику

•        психолого-педагогическое наблюдение за деятельностью

•        анализ результатов творческой деятельности

•        изучение особенностей личности каждого ребенка

•        консультирует педагога класса

•        консультирует родителей обучающихся

•        совместно с классным руководителем выстраивает индивидуальный  маршрут одаренного ребенка.

 

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

•        выступления на ШМО начальных классов с лекциями по вопросам психологического просвещения :

«Одаренный ребенок как феномен».

«Особенности личности ребенка с интеллектуальной одаренностью»

«Особенности личности ребенка с творческой одаренностью»

«Как развивать задатки одаренного ребенка на уроке и во внеурочной деятельности»

•        Диагностика результатов педнаблюдений педагога за обучающимися с целью выявления задатков и способностей и своевременного выявления проблем межличностного взаимодействия обучающихся

•        индивидуальное консультирование педагогов  по результатом диагностики

•        совместная работа по выстраивания индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка

•        консультации в проблемных ситуациях

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

•        психолого-педагогический лекторий для родителей

•        диагностика творческой одаренности

•        работа по гармонизации внутрисемейных отношений (по необходимости)

•        индивидуальное консультирование по требованию

 

Во время групповых занятий  выявление задатков ребенка происходит в более ранние сроки. В ходе системного обучения проявляются наклонности ребенка к тому или иному виду образовательной деятельности. Особое внимание уделяется детям, которые ведут себя на уроке странно, порой неадекватно, особенно если класс в целом слабый одаренному ребенку в нем бывает скучно и педагогу часто кажется, что одаренный  ребенок, просто лодырь и озорник. В таких случаях  требуется помощь в организации работы с таким учеником.

 

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в среднем звене и старшей школе.

Содержание  деятельности педагога-психолога:

Продолжается диагностика  интересов, способностей и склонностей в форме ежегодных мониторингов.  Педагоги-предметники становятся кураторами  индивидуального развития одаренного ребенка в среднем и старшем звене. Каждый педагог определяет с группу обучающихся, которые интересуются его предметом, и ведет с ними системную дополнительную работу. Не всегда ребята занимаются долго одним и тем же предметом, но такова особенность среднего школьного возраста стремящегося узнать себя и свои силы в разных видах деятельности. К сожалению, бывает так, что один и тот же ребенок востребован несколькими педагогами и его приходится разгружать. Наблюдение и за этой стороной жизни одаренного ребенка проводит психолог.

 

РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.

•        мониторинг личных достижений учащихся

•        диагностика (общая с классом по плану и индивидуальная по требованию)

•        психопрофиликтика в форме фронтального часа психолога

•        выстраивание индивидуального маршрута для одаренного ребенка

•        работа по профилактике фрустрации личности детей утративших одаренность (выровнявшихся со сверстниками).

 

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

•        выступления на ШМО и педсоветах (просветительская тематика и по требованию)

•        диагностика специальной одаренности обучающихся, через тесты, а также посредством диагностики педнаблюдений педагога-предметника

•        индивидуальное консультирование педагога по особенностям личности ребенка

•        индивидуальное консультирование по стратегиям взаимодействия и особенностям работы с данным ребенком

•        совместное формирование образовательного маршрута одаренного ребенка

•        мониторинг уровня нагрузок .

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ .

•        психолого-педагогический лекторий на общешкольных собраниях

•        индивидуальная работа с родителями одаренных обучающихся по выстраиванию доверительных отношений с ребенком в семье,

•        индивидуальная работа с родителями одаренных обучающихся  по формированию внимательного отношения родителей к внутреннему психоэмоциональному состоянию подростка

•        индивидуальное консультирование по требованию.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И.Панютина и др. – Волгоград: Учитель,2008
  2. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, учет и отчетность / сост. И.В.Возняк и др. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001
  4. Газета «Школьный психолог» Изд. «Первое сентября»

 

Последние обновления за 27.12.16 15:00