Программа по профилактике эмоционального выгорания у педагогов PDF Печать E-mail
Добавил(а) Григорьева Е.В.   
27.04.15 20:14

Пояснительная записка.

Как отмечалось на Европейской конференции ВОЗ (2005г.) от профессиональных стрессов страдают более всего работники образования, около 60% ежегодно обращаются к медикам и психологам с проблемами, которые связаны с профессиональным выгоранием.

Многим знакомо такое состояние, когда в самый неподходящий момент наваливается усталость, при одной мысли о работе возникают тошнота и головная боль, а люди вызывают раздражение. Именно так проявляются первые симптомы профессионального выгорания у людей социономических профессий, которые предполагают работу с людьми.

Исследования по проблеме профессионального выгорания в 70-х годах прошлого века по запросу практики. Руководство Американской службы психологической и социальной поддержки населения стало получать жалобы на неэффективность работы своих сотрудников, их раздражительность и вспыльчивость. Изучение этого феномена привело медиков и психологов к открытию особой формы «стресса общения», которую американский психиатр Х. Дж. Фрайнберг в 1974 году предложил называть «выгорание». В качестве основного «стрессора» рассматривались люди, с которыми в силу профессиональных обязанностей общались клиенты, пациенты, ученики. Это люди связанные с:

  1. медицинским обслуживанием (врач: медсестра)
  2. обучением и воспитанием (учитель, воспитатель, гувернер, тренер)
  3. бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант)
  4. правовой защитой (юрист, участковый).

Психологи  выявили ряд симптомов, которые могут указвать на «профессиональное выгорание». На психосоматическом уровне уровне это:

  • Усталость;
  • Утомление;
  • Истощение;
  • Бессонница;
  • Пищевые нарушения.

Симптомы проявления личностных особенностей:

  • Негативное отношение к ученикам
  • Злоупотребление кофе или табаком
  • Негативная Я-концепция
  • Упаднические настроения
  • Переживание зависимости от людей и обстоятельств.

Выделяют 3 основных фактора, способствующие профессиональному выгоранию:

  1. организационные:

- организация рабочего пространства

- отсутствие позитивной оценки со стороны руководства и коллег

- ненормированный рабочий день

- низкий социальный статус профессии

- авторитарный стиль руководства

  1. ролевые:

- конфликт ролей (семья или работа)

- несогласованность совместных действий сотрудников на фоне конкурентных отношений между ними

- психологическая несовместимость с работой или коллегами.

  1. личностные:

- перфекционизм

- излишняя эмоциональность в сочетании с зависимостью от мнения окружающих

- мотивы деятельности и ее значимость ( если работа в собственных глазах выглядит незначимой, то выгорание развивается быстро).

Синдром включает три основных компонента:

  • эмоциональное истощение – состояние хронической усталости, опустошения и снижения эмоционального фона
  • деперсонализация – это утрата своего «Я», обезличивание, конформизм, отказ от самостоятельных решений
  • редукция  - обесценивание своих собственных профессиональных  достижений.

Все вышесказанное позволяет увидеть то, на что может и должна быть направлена работа по профилактике профессионального выгорания у педагогов.

Цель программы: создание условий для профилактики профессионального выгорания педагогов.

Задачи:

  • создание  удобного рабочего места для каждого педагога
  • создание атмосферы взаимного уважения внутри коллектива  педагогов и положительного отношения администрации к работникам
  • индивидуальная помощь по решению личностных проблем педагогов (конфликт ролей и т.д.)
  • просвещение педагогов по проблемам профессионального выгорания (педсоветы и совещания, ШМО).

В связи с тем, что на профилактику и «лечение» профессионального выгорания положительно влияют  длительные летние каникулы, ежегодный мониторинг этого состояния планируется на конец ноября - начало декабря. Каждого календарного года. по итогам мониторинг начитается индивидуальная работа с педагогам, нуждающимися в помощи. Для этой работы наиболее подходит кабинет психологической разгрузки, где проводятся тренинги по преодолению деперсонализации личности  и редукции личных достижений.

Основное содержание:

  • профилактический лекторий для педагогов
  • диагностика
  • консультации администрации по организации благоприятных условий труда и индивидуального подхода к педагогам
  • тренинговые занятия с педагогами по требованию.

Темы для лектория:

v    Профессиональное выгорание как процесс. Вниз по лестнице отчуждения

v    Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания?

v    Внутренние ресурсы устойчивости педагога к профессиональному выгоранию

v    Мое рабочее место и профессиональное выгорание.

Тренинговые упражнения по коррекции профессионального выгорания:

  1. Я в порядке – Ты в порядке
  2. Как выйти из драматического треугольника (или как не быть жертвой)
  3. Саморегуляция эмоционального состояния
  4. Самопрограммирование и самоприказы
  5. Способы отстранения
  6. Психотехники в работе над собой.

У каждого педагога есть две важнейшие задачи:

Во-первых, обучение и воспитание;

Во-вторых, забота о себе и своем развитии, без которой быть устойчивым к выгоранию просто невозможно. Сгореть на работе, это очень непрофессионально.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. Педагогический университет «Первое сентября 2011
  2. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, учет и отчетность / сост. И.В.Возняк и др. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014
  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие:В 2 кн. – М,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001
  4. Газета «Школьный психолог» Изд. «Первое сентября»