ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ ЛЕСНИЧЕСТВЕ «ЛЕСНОЙ РОДНИК» PDF Печать E-mail
Добавил(а) admin   
03.03.18 15:50

ПОЛОЖЕНИЕ     О ШКОЛЬНОМ ЛЕСНИЧЕСТВЕ

«ЛЕСНОЙ РОДНИК»

1.  ВСТУПЛЕНИЕ

Школьное лесничество - добровольное объединение учащихся  Старохмелевского филиала МБОУ Новоникольская СОШ, создаваемое в целях воспитания у учащихся заинтересованного, бережного отношения к природе, умения осуществлять на практике мероприятия, направленные на восстановление и рачительное использование ресурсов лесных экосистем и ландшафтов, расположенных в лесной зоне, расширения и углубления знаний и практических навыков в области лесоводства, ботаники, географии растений

2.  ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА

образовательные:

-   изучение леса как природного биогеоценоза;

- экологическое образование школьников с использованием достижений современных биологических, географических и технических дисциплин, лесной экологии, лесного хозяйства, практики постоянного пользования лесом с учетом концепции устойчивого развития общества и природы;

- приобретение навыков совместной опытно-исследовательской работы   обучающихся и специалистов лесного хозяйства в области изучения закономерностей функционирования и динамики лесных экосистем, оценки экологического состояния сообществ и их биологического разнообразия;

- оказание практической помощи в деле сохранения и восстановления лесных ресурсов страны в районе расположения школы.

воспитательные:

- воспитание у обучающихся бережного отношения к лесу и его обитателям, сознательного подхода к восприятию экологических проблем в области природопользования, устойчивой мотивации к решению актуальных задач по воспроизводству лесных ресурсов, их многоцелевому устойчивому использованию;

профориентационные:

- подготовка к осознанному выбору профессии, через совместную деятельность работников лесного хозяйства при участии в проведении лесохозяйственных мероприятий;

агитационно-пропагандистские:

- проведение лесоохранной агитации и пропаганды.  

 

Это   могут быть мероприятия по охране лесов от насекомых-вредителей леса (выявление очагов заболеваний), участие в посеве и посадке лесных пород деревьев, кустарников, сборе, хранении и посеве семян полезных для леса и лекарственных растений, в выращивании посадочного материала, сборе лекарственного сырья, семян древесных и кустарниковых пород, экологической пропаганде с целью приумножения  лесных богатств и сокращения экстенсивных  методов их использования, участие в создании природных заказников и заповедников.

3.    ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА

3.1. Работа школьного лесничества осуществляется в соответствии с действующим законодательством:

- Конституцией Российской Федерации;

- Федеральным законом " Об образовании";

- Лесным кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82- ФЗ "Об общественных объединениях";

- другими нормативно-правовыми актами;

- настоящим положением о школьном лесничестве.

3.2. Школьное лесничество организуется из числа учащихся 7-9 классов по совместному решению  дирекции школы  и администрации лесохозяйственного предприятия или иного типа природоохранного учреждения.

3.3. Территория школьного лесничества делится на лесохозяйственные участки и обходы по принципу, принятому в лесничествах лесохозяйственных  предприятий.

3.4. Школьное лесничество работает в течение круглого года в соответствии с учебно-производственным планом, обсужденным на общем собрании школьного лесничества и утвержденным директором школы и руководителем лесохозяйственного предприятия. В план  включены основные разделы:

- теоретическая и практическая подготовка,

- опытническая и исследовательская работа,

- эколого-воспитательная, культурно-массовая и спортивная работа.

3.5.  Содержание работы школьного лесничества  соответствует задачам воспитания и обучения, производственной деятельности базового предприятия, заданиям по исследовательской тематике научных учреждений, учебных заведений, специалистов лесного хозяйства, учителей.

3.6. Члены школьного лесничества могут привлекаться к выполнению следующих мероприятий:

- посадка и посев леса, уход за лесными культурами, лесосеменными плантациями, закладка питомников, дендрологических участков, уход за ними, выращивание посадочного материала, озеленения населенных пунктов и т.д.

-участие в проведении мероприятий по охране лесов, выявлении очагов повреждения леса насекомыми-вредителями и болезнями.

- осуществление экологического мониторинга территории школьного лесничества.

- охрана полезных птиц, насекомых, зверей, сбор кормов для зимней подкормки, изготовление и развешивание искусственных гнездовий, кормушек.

- сбор лекарственного сырья, семян древесных и кустарниковых пород, восстановление хозяйственно-ценных, лекарственных, редких и исчезающих растений.

- выявление и охрана памятников природы.

- изучение природы, проведение тематических экскурсий, походов, проведение фенологических наблюдений, опытнической и исследовательской работы по заданию ученых, специалистов научно-исследовательских учреждений, опытных станций, заповедников.

- организация музеев и уголков природы.

- пропаганда идей охраны природы, участие в смотрах, конкурсах, слетах, тематических праздниках, викторинах и т. д.

3.7. Лесохозяйственные и другие практические работы в течение учебного года члены школьного лесничества выполняют во внеурочное время.

4. РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА

4.1. Общее руководство организацией работы школьного лесничества осуществляется совместно образовательным учреждением и лесохозяйственной организацией органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений.

4.2.Непосредственное руководство школьным лесничеством осуществляет педагог образовательного учреждения и специалист лесохозяйственной организации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений.

Руководители школьного лесничества несут ответственность за организацию и постановку работы в школьном лесничестве, создание безопасных условий труда его членов, соблюдение ими правил техники безопасности и охраны труда; обеспечивают необходимые условия для труда и отдыха членов школьного лесничества.

5. ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЫ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО (ПРИРОДООХРАННОГО) ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА

5.1. Руководство школы и лесохозяйственного (природоохранного) предприятия:

- осуществляют общее руководство школьным лесничеством. Директор школы  и руководитель  лесохозяйственного (природоохранного) предприятия утверждают план работы школьного лесничества, они в равной степени несут ответственность за постановку работы в школьном лесничестве, создание безопасных условий труда, соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии, обеспечение необходимых условий для быта и отдыха;

- создают условия для успешного выполнения всего комплекса работ в соответствии с учебно-производственным планом работы школьного лесничества;

- подбирают и закрепляют за школьным лесничеством постоянный участок леса, оказывают необходимую помощь в проведении простейшего лесоустройства территории школьного лесничества;

- выделяют помещения для работы школьного лесничества и проведения теоретических и практических занятий, организации уголка природы, уголка профориентации.

5.2.  Директор образовательного учреждения :

- выделяет педагогического работника, ответственного за работу школьного лесничества;

- при необходимости направляет учителей для проведения воспитательной и оздоровительной работы с членами школьного лесничества.

6.     УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫМ ЛЕСНИЧЕСТВОМ

6.1.  Высшим  органом самоуправления школьного лесничества является общее собрание  его членов, которое проводится не реже двух раз в год.

6.2. Общее собрание членов школьного лесничества:

- избирает из своего состава Совет школьного лесничества, лесничего, помощников лесничего, мастеров леса, лесников. В состав Совета также входят  педагог и представитель лесохозяйственного предприятия - специалист лесного хозяйства, осуществляющие непосредственное руководство деятельностью школьного лесничества,

- обсуждает и принимает план работы,

- обсуждает вопросы технологической дисциплины членов школьного лесничества.

6.3. Совет школьного  лесничества:

- руководит деятельностью школьного  лесничества,

- совместно с лесохозяйственным предприятием и администрацией школы участвует в разработке проекта учебно-производственного плана работы на год,

-  организует и периодически подводит итоги выполнения принятых обязательств,

- обсуждает работу и в необходимых случаях поведение отдельных членов лесничества,

- отчитывается о работе на общем собрании членов школьного лесничества.

6.4. Лесничий и помощник лесничего  отвечают за выполнение плана работы, распределение объектов труда, организацию контроля и учета в лесничестве, соблюдение режимов труда и отдыха, дисциплины, выполнение обязательств.

Мастер леса направляет и контролирует работу на своем участке в лесничестве, организует сеть постов при проведении рейдов и проверок, проводит разъяснительную работу, мобилизует лесников и других членов лесничества на выполнение обязательств, следит за соблюдением установленного режима дня, дисциплины и техники безопасности.

Текущей работой обхода руководит лесник. Он распределяет работу между членами школьного лесничества, следит за ее выполнением, учитывает производственный труд, организует соревнования и взаимопомощь.

7. ОХРАНА ТРУДА

7.1. Члены школьного лесничества должны проходить обучение по технике безопасности в виде вводного и первичного инструктажа на рабочем месте, стажировки и повседневного инструктажа на рабочем месте, ежеквартального повторного инструктажа и ежегодного курсового обучения. Обучение проводится соответствующими специалистами лесного хозяйства и территориальных природоохранительных органов Минприроды России.

Члены школьного лесничества допускаются к работе после проверки их знаний по технике безопасности.

При применении труда школьников должны соблюдаться требования по охране труда, предусмотренные действующим законодательством.

Рабочий день членов школьного лесничества не должен превышать 4 часов, а общая продолжительность труда в период летних каникул - двух - трех недель.

7. 2. Учителя, специалисты лесного хозяйства, привлекаемые к руководству работой школьного лесничества, осуществляют контроль за соблюдением трудового и природоохранного законодательства, правил, норм, инструкций по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.