Январь 2019

«900 легендарных дней» PDF Печать Email
Написано   
30.01.19 14:17

День воинской славы России, ежегодно отмечаемый 27 января, вписан в историю государства как окончание одного из самых жестоких противостояний у северной столицы нашего государства. О том, что происходило в городе в это время – с его жителями, улицами, историей – сняты десятки документальных и художественных фильмов, написаны книги. Несмотря на то, что Ленинград не был сдан врагу, победа над неприятелем досталась ему слишком дорогой ценой – официально около семисот тысяч его жителей погибли от обстрелов, голода и болезней. В память о мужестве и самоотверженности защитников города, стойкости его жителей учрежден этот День воинской славы России.

27 января — особая дата в истории нашей страны. 75 лет назад, 27 января 1944 года была прорвана блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 долгих дней и ночей. Юбилею прорыва блокады Ленинграда классные руководители  1-11 классов провели час истории «900 легендарных дней».

Вниманию учащихся была сельской библиотекой представлена книжная и фотовыставка «900 легендарных дней», наглядно показывающая ребятам тяжелую жизнь ленинградцев в те нелегкие для всей страны времена. Библиотекарь  рассказал ребятам о тяжелых испытаниях, выпавших на долю жителей осажденного закрытого города Ленинграда: о голоде и холоде, о детях и женщинах, работавших наравне с мужчинами на заводах, о защите и обороне Ленинграда советскими солдатами.

Ребята отвечали на вопросы викторины "Блокада Ленинграда" и познакомились с рассказами и стихами других авторов, посвященных героическому Ленинграду.

В заключение мероприятия минутой молчания дети почтили память ленинградцев, погибших во время блокады.

 


«Я, конечно, вернусь…» День памяти В.Высоцкого PDF Печать Email
Написано   
30.01.19 12:49

В Старохмелевской школе  прошел день памяти Владимира Семёновича Высоцкого, посвященный 81-летию со дня  его рождения. Здесь собрались  почитатели таланта мастера авторской песни, поэта, актёра.

К памятному дню подготовлена выставка–монолог «Я, конечно, вернусь…»,  на которой кроме книг, статей из журналов, посвященных жизни и творчеству В.С. Высоцкого, его сборников стихов и прозы, были представлены кассеты, пластинки, диски с записями песен и фильмов с участием Высоцкого.

Большой интерес вызвала презентация «Заколдованный дикий край В.Высоцкого». Участники мероприятия познакомились с основными этапами его творческой жизни, узнали много интересных сведений о Высоцком как разноплановом талантливом актёре театра и кино. Молодых людей  заинтересовали любопытные случаи из детства и школьной жизни, а также истории со съёмок кинокартин. Некоторые из ребят впервые прикоснулись к поэзии Владимира Высоцкого.

В ходе мероприятия были прослушаны стихи и песни поэта. Познакомились с книгами: В. Высоцкий «Поэзия и проза»,  М. Влади «Владимир, или Прерванный полет», Высоцкий В.С. «Четыре четверти пути».

 


Об организации образовательной деятельности в условиях понижения температуры воздуха в зимний период PDF Печать Email
Написано   
21.01.19 14:30

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Ул. Советская, 108, г. Тамбов,  392000

Тел. 72-37-38, факс 72-30-04

E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

ОГРН 1026801159880

ИНН 6831008360, КПП 683101001

15.01.2019 № 1.02-15/84

На № ____________ от ______________

 

 

 

 

Руководителям органов   местного

самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих       управление в сфере образования

 

директорам

общеобразовательных организаций, подведомственных управлению образования и науки области

 

Об организации образовательной деятельности

в условиях понижения температуры воздуха в зимний период

 

В целях  обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся  при резких понижениях температуры воздуха рекомендуется следующий температурный режим для ограничения посещения учащимися  общеобразовательных организаций   в зимний период:

1. При температуре минус 25 градусов  (при слабом и умеренном  ветре) рекомендуется не посещать занятия учащимся 1-9 классов общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности;  1-4 классов -  в городской местности;

при температуре минус 25 градусов (при сильном ветре) рекомендуется не посещать занятия учащимся 1-9 классов общеобразовательных организаций вне зависимости от места их расположения;

2. При температуре  минус 27 градусов (при слабом и умеренном  ветре) рекомендуется не посещать занятия  учащимся 1-9 классов  вне зависимости от места расположения общеобразовательной организации;

при температуре  минус 27 градусов (при сильном ветре) рекомендуется не посещать занятия  учащимся 1-11 классов  общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности;

3. При температуре  минус 28 градусов и ниже рекомендуется не посещать занятия учащимся 1-11 классов вне зависимости от места расположения общеобразовательной  организации.

  Read More...


Статистика обращений граждан за 3-4 квартал 2018 г PDF Печать Email
Написано   
14.01.19 12:09

Анализ рассмотрения обращений граждан,

поступивших в Старохмелевской филиал

МБОУ Новоникольской СОШ в 2018 году

(3-4 квартал)

 

Показатели

Количество

%

Число поступивших обращений

15

100

В том числе:

жалоб

0

 

предложений

5

33,4

вопросов

9

60

заявлений

1

6,6

 

Последние обновления за 14.01.19 12:10
 


Педагогический проект «Развитие интереса обучающихся к урокам технологии путем обновления методов, средств и приемов технологического обучения на уровне современных требований» PDF Печать Email
Написано   
07.01.19 01:40

 


 

Педагогический проект
«Развитие интереса обучающихся к урокам технологии путем обновления методов, средств  и приемов технологического  обучения
на уровне современных требований»

 

 

 


 

Актуальность

Уроки   технологии на сегодняшний день один из основных, где ребята создают собственные образовательные продукты. Технология - дает детям знания и умения, как вести хозяйство. У  предмета очень важное воспитательное значение. Он учит тому, что дети будут передавать своим детям и внукам.

Но, к сожалению, в современных условиях подростки и молодежь, не имея четких нравственных ориентиров, все чаще отдают предпочтение легким заработкам, бездуховному времяпровождению, погоне за удовольствиями, исповедуют культ “успеха”. Компьютеры, сотовые телефоны, интернет заменили им  занятия рукоделием, конструированием.

Последние обновления за 07.01.19 01:45
 


Проект «Формирование интереса к историческому прошлому страны через издательскую деятельность» PDF Печать Email
Написано   
07.01.19 01:30

 


ПРОЕКТ
«Формирование интереса к историческому прошлому страны через издательскую деятельность»



Актуальность

 

 

Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим,
Это нужно не мёртвым, это нужно живым!

 

Гипотеза

Отражение работы школы по программе патриотического воспитания «К 70-летию Великой Победы» в печатной продукции школьного издательства будет способствовать формированию у детей уважения к своей стране, к ее истории, национальным традициями и богатой культуре.

Цель проекта

Способствовать формированию чувства патриотизма, гражданской культуры подрастающего поколения через отражение в издательской деятельности исторических событий, знакомство с участниками Великой Отечественной войны.

Методические задачи —Расширить  знания учащихся о памятных датах Великой Отечественной войны —Способствовать воспитанию любви к Родине, гражданской культуры, духовному развитию личности учащихся  —Развивать навыки научно-поисковой работы у школьников —Развивать  литературные способности учащихся, открывать литературные таланты —Развивать навыки работы в настольных издательских системах —Формировать положительную Я - концепцию у учащихся посредством групповой творческой деятельности

Целевые группы

Руководитель - заведующий филиалом

Осуществляет разработку проекта, организует деятельность коллектива по его реализации, обеспечивает повышение методического мастерства участников через организацию семинаров, практикумов по теме проекта, проводят мониторинг процесса осуществления проекта

Учащиеся 1 - 11 классов

Участвуют в издательской деятельности, патриотических конкурсах различного уровня, посещают факультативные занятия, кружки, участвуют в проектной и исследовательской деятельности.

Родители

Оказывают помощь в организации и проведении мероприятий, являются активными участниками различных акций по плану проекта, постоянные читатели школьной газеты

Педагоги дополнительного образования, учителя

Осуществляют практическую реализацию проекта, осуществляют интеграцию основного и дополнительного образования, обеспечивают условия для раскрытия индивидуальности  учащихся, при работе над проектом

 

—

Последние обновления за 07.01.19 01:39
 


Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках технологии и во внеурочное время PDF Печать Email
Написано   
07.01.19 01:27


Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках технологии и во внеурочное время

 

Манаенкова Татьяна Александровна,

учитель технологии Старохмелевского филиала МБОУ Новоникольской СОШ,

руководитель муниципального ЦДНВ Мичуринского района

 


 

Современное общество характеризуется как общество потребления, где во главу угла поставлены материальные блага. Глубокий духовный кризис, меркантилизм, эгоизм стали его характерными чертами. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Люди всё больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

Обратив  взор к истории Государства Российского, к своим истокам, мы увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Уход в воспитании от культурно-исторических, православных, родовых традиций и обычаев одна из причин нравственного опустошения личности. Чтобы  вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимо духовно здоровая семья и школа.

Но, к сожалению, в наш век «высоких технологий и сверх скоростей» ребенок мало общается со своей семьей: родители заняты зарабатыванием денег, бабушки-дедушки живут отдельно и часто тоже работают, ребенок полдня в школе, а после занят современными техническими средствами, современной культурой. Нарушается процесс общения, теряется связь времен, родовые традиции угасают, возникает непонимание и забвение.

Постановка проблемы

  • Ослабление роли семьи в вопросах воспитания обучающихся.
  • Современный школьник живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Они ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  • Ориентация  большинства представителей молодого поколения на нетрадиционные для России ценности (потребительства, развлечений, безразличного или негативного отношением к прошлому своей страны, ее культурному наследию).

Гипотеза: процесс духовно-нравственного воспитания школьников будет  эффективен, если:

  • оно будет вестись и на уроках (в том числе технологии), и во внеурочное время через  разнообразные формы  деятельности;
  • на уроках технологии способствовать формированию творческого отношения к сохранению и возрождению  народных традиций;
  • использовать личностно и социально-значимые учебно-творческие задания разного уровня сложности, которые позволят  увеличить эмоциональную восприимчивость школьников.

Противоречия

Между потребность общества в духовно-нравственном развитии и потребительским отношением к жизни, насаждаемым СМИ;

Между знанием школьниками моральных норм и правил и их практическом применении;

Между эстетическими нормами и личными желаниями ребенка;

Между опорой в работе учителей на православные устои и традиции семьи и низким уровнем духовно-нравственной культуры родителей, устранением семьи от воспитания детей

Цель: формирование духовно-нравственных качеств учащихся на   основе   культурно-исторических традиций России через интеграцию основного и дополнительного образования по технологии.

Задачи:

1) Повышение положительной мотивации школьников к духовным ценностям.

2) Воспитание личности, способной объективно оценивать происходящее и строить

3) Формирование  устойчивых духовно-нравственных качеств личности школьника.

4) Поддержка   родителей,   стремящихся   к   духовно-нравственному воспитанию детей.

Ожидаемые результаты

  • Духовное обогащение
  • Толерантное отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь
  • Приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине»
  • Развитие  интереса к ценностям православной   культуры нашего  Отечества
  • Усиление социальных мотивов и познавательного интереса
  • Охват детей вовлеченных в проектную и исследовательскую деятельность
  • Охват детей, участвующих в творческих конкурсах, мероприятиях, в интеллектуальной деятельности.
  • Появится готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе

ВЫВОДЫ

Работа над проектом способствовала духовному обогащению учащихся, развитию  интереса к ценностям православной   культуры нашего  Отечества. Усилились социальные мотивы и познавательный интерес школьников. Увеличился охват детей вовлеченных в проектную и исследовательскую деятельность, участвующих в творческих конкурсах, мероприятиях, в интеллектуальной деятельности.

Таким образом, полученные результаты   позволяют   сделать   вывод  о  том,  что  цель  достигнута,  поставленные задачи решены. Проект оптимизирует образовательный  процесс,  является  малозатратным,  выполним   без   дополнительных условий реализации.

Информационные ресурсы

1)     Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11

2)     Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2

3)     Великие  православные  праздники.   Сост. :  Глаголева  О.  – М.:  ОЛМА-ПРЕСС, 2001

4)     Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях .-М., 2007

5)     Лаврентьева Л.С., Ю.И.Смирнов. Культура Русского народа. С-Пб,."Паритет", 2005.

6)     Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6.

7)     Похлебкин В.В. Из истории русской кулинарной культуры. М., Центрполиграф, 2002.

8)     Степкинаю О.В. Месецеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день,РИПОЛ классик, 2007.

9)     Энциклопедия праздников/Автор-составитель Н.В. Чудакова.- М.: Э68 Издательство АСТ-ЛТД, 2005.-256с. С ил.

 

Последние обновления за 07.01.19 01:27
 


Развитие внутреннего туризма и музейной работы в школах Мичуринского района как эффективное средство духовно-нравственного и патриотического воспитания PDF Печать Email
Написано   
07.01.19 01:20


Развитие внутреннего туризма и музейной работы
в школах Мичуринского района как эффективное средство
духовно-нравственного и патриотического воспитания

 

Манаенкова Татьяна Александровна, руководитель муниципального

Центра духовно-нравственного воспитания школьников Мичуринского района

 


 

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа. Проблема модернизации духовно-нравственного воспитания в системе образования напрямую связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий.

Сегодня мне хочется отметить особую роль школьных музеев в этом процессе.  В современных условиях  она  стала значительно возрастать. Это связанос тем, чтонаправления музейной  работы достаточно обширны, а следовательно они активизировать образовательный, воспитательный процесс, обновить его содержание, внедрить новые технологии.

Школьный  музейявляется одной из ведущих форм работы по духовно-нравственному   воспитанию учащихся в процессе учебной и внеурочной деятельности школьного коллектива. Музейная деятельность способствует развитию творческой личности в освоении исторического прошлого нашей Родины, сохранению русских национальных традиций. Школьный музей является эффективным средством развития личности ребенка. В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, востребованными современностью. В рамках реализации ФГОС школьный музей - прекрасная площадка для организации внеурочной деятельности обучающихся.

В рамках своего выступления хочу отметить вклад в эту деятельностьшкольных музеев Мичуринского района.

В 2005 году в МБОУ Новоникольская СОШ  создан музей боевой и трудовой славы «Наследие».Одним из ключевых направлений работы музея стало  приобщение учащихся к духовно-нравственным аспектам, а также поднятию духа патриотизма в современных условиях.  Придя в школьную Комнату Славы, учащиеся увидят много интересного и познавательного. Экспонаты — подлинники военных лет: осколок снаряда, ствол пулемета, земля, которая привезена школьниками из городов - героев.

В школе создано музейное объединение, которое  принимает активное участие в  школьных, районных и областных мероприятиях.Работа музея направлена на исследование и изучение конкретных человеческих судеб.  История  села  Новоникольского неразрывно связана с именами участников Великой Отечественной войны – заслуженным работником сельского хозяйства России - Владимиром Алексеевичем Волковым и Героем Советского Союза Иван Иванович Фирсовым. Учащиеся школы активно ведут  поисковую работу, собран большой материал  о подвиге и доблести разведчицы Тамары Дерунец, поддерживается связь с родственниками.

С 2006 года в школе  открыта  музейная комната "ПАМЯТЬ — ДОЛГ» в Глазковском филиале МБОУ Кочетовской СОШ. Профиль музея историко - патриотический.  В музейной комнате представлена достаточно большая  информация о нашем земляке Шерстове Н.Н.

В  2015 году состоялось торжественное открытие школьного музея в Гололобовском филиале МБОУ Кочетовской СОШ, на котором  присутствовали почетные гости из Мичуринска,Тамбова, Москвы. Экспозиция школьного музея посвящена жизни и творчеству нашего земляка, художника Дмитрия Родионовича  Панина, близкого друга и соратника нашего всемирно известного художника,   уроженца г.Козлова (Мичуринска) — А.М.Герасимова. За период работы школьного музея  была проведена большая работа по оснащению музейной комнаты новыми экспонатами. В 2016 году школьный музей был паспортизирован и занесён во всероссийский  реестр школьных музеев,   как мемориально-музейная комната Д.Р.Панина. На базе школьного музея работает музейный совет и  группа юных экскурсоводов, которые проводят экскурсии  для всех желающих, познакомится с творчеством художника.  В течение  учебного года здесь проходят уроки   искусства,  конкурсы, встречи  и концерты.

Самый знаменитым в Мичуринском районе  является музейно-образовательный комплекс "Школьный музей" расположенный в Староказинском филиале. В условиях  школы он функционирует с 1995 года  по настоящее время и включает в себя:
Зал Боевой Славы, Историко-просветительский музей имени Ивана Герасимовича Рахманинова, Этнографический музей «Русская изба».

Музейно-образовательный комплекс «Школьные музеи» является одной из ведущих форм работы по патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся в процессе учебной и внеурочной деятельности школьного коллектива.

В  1992 году стараниями   заслуженного учителя  России Коновой Татьяны Дмитриевны при активном   участии  школьников,  учителей,  родителей и местных   жителейбыл открыт фольклорно-этнографический музей  «Русская изба» (1992 год). Здесь  можно познакомиться с   культурой и бытом старинного тамбовского села.

С 1995 года функционирует Музей просветителя Ивана Герасимовича Рахманинова. Благодаря работе типографии И.Г. Рахманинова село Старая Казинка считается одним из  провинциальных  очагов русской культуры 18 века. В 1978 году Старая Казинка была включена в «Свод памятников культуры РСФСР».  С 1995 года проходят ежегодные музыкально-литературные праздники, посвященные памяти Ивана Герасимовича Рахманинова.Состоялось 20 Рахманиновских литературно-музыкальных праздников. Премии просветителя удостоены 54 деятеля литературы, культуры

Комната  Боевой Славы – одна из составных частей Комплексного Музея Экспозиционный комплекс «ЗАЛ БОЕВОЙ СЛАВЫ» в том виде, в котором он есть в настоящее время,  был открыт в мае 2010 года, в дни празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. В этом же году «За активную героико-патриотическую работу среди молодёжи»  Совет Тамбовской ассоциации общественных объединений ветеранов Тамбовщины наградил Музей Боевой славы Почётной грамотой.

 

ВЫВОД:Школьный музей сегодня  является центром духовно - нравственного воспитания учащихся школы.  Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, хранит  традиции, которые накапливаются и обновляются, обеспечивает  создание среды, благоприятной для творческого развития.  Обучающиеся школы здесь становятся экскурсоводами, историками, исследователями. Об этом свидетельствуют их победы и победы учителей на конкурсах различного уровня: Областной конкурс музеев «380 лет Тамбовской области», областные и районные смотры музеев, конкурс «it-старт», на котором был представлен виртуальный музей Д.Р.Панина.

Имея  прекрасное наследие мы должны знакомить детей не только с историей своего села, но  и рассказывать о Мичуринском районе в целом. Этому способствует внутренний туризм.  Возможности, которые имеет современный школьник на самом деле велики. Использую школьные автобусы мы можем попасть  в любой уголок Мичуринского района, где нас встретят добродушные учителя истории, музейные работники, юные экскурсоводы и с сердечной теплотой и трепетом поведают о своей малой Родине, земляках, погибших в годы ВОВ, традициях. Очень приятно, что в Мичуринком районеобучающимся представляется возможность  прикоснуться к истории родного края.

 



 

Последние обновления за 07.01.19 01:22
 


«Интегрированные уроки как средство духовно-нравственного становления обучающихся» PDF Печать Email
Написано   
07.01.19 01:19


«Интегрированные уроки
как средство духовно-нравственного становления обучающихся»

 

 

Манаенкова Т.А., учитель технологии

Старохмелевского филиала  МБОУ Новоникольской СОШ Мичуринского района

 


 

Духовно-нравственное возрождение России невозможно без развития соответствующей системы образования и воспитания. Без духовно-нравственного воспитания невозможно быть культурным и образованным человеком, понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, нельзя развить высоконравственную гражданскую позицию, пробудить чувство патриотизма, осознать необходимость жить нравственно. Духовная среда нашего общества сегодня не способствует нравственному воспитанию детей. Человеку еще предстоит научиться культурно пользоваться свободой. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому духовно-нравственное воспитание детей - насущная потребность нашего времени. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью.

Одним из путей решения этой проблемы – органичное вплетение духовно-нравственного воспитания в процесс обучения разным учебным дисциплинам. Одной  из интересных и перспективных форм организации учебной деятельности учащихся стали в моей практике нетрадиционные интегрированные уроки.

Интеграция в образовании   является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности.

Основная задача интегрирования в сфере образования - не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира.

Сегодня преподавание многих школьных предметов не обходится без искусства, наблюдается тенденция осуществлять образование в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства. Школяр Л.В. отмечает, что «эта инновационная тенденция позволит обеспечить формирование у детей целостной картины мира в гармонии абстрактно-логического и образного мышления».

Интеграция таких предметов  как технологии,  литературы, изобразительного искусства, музыки данных способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире в целом. Интегрированный учебный процесс способен обогатить и педагогов, повысить уровень их культурного образования. Тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.

Требования к современной системе образования направлены на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. За всю свою историю человечеством накоплен огромный опыт в области культуры и цивилизации. Образование дает возможность постигать человеку этот опыт, через призму новых идей и открытий, расширять свои представления о мире.

В настоящее время резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют истинно культурное образование (театры, библиотеки, музеи).

Существуют проблемы в том, что обучающиеся не видят взаимосвязь, многомерность нашего мира, не умеют переносить знания на практику. Знания, которые получают дети в школе, должны пригодиться им в жизни, они должны уметь их применять. Именно школа должна научить детей любить жизнь, понимать ее ценность, бережно к ней относиться.

Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами, но из  опыта прошлого и настоящего нельзя отбрасывать главное – духовность и гуманизм.

Задача учителя на современном этапе показать области соприкосновения учебных дисциплин, через их реальную связь дать ученикам представление об единстве окружающего мира. Идея межпредметной интеграции может быть одной из попыток решить эту проблему. Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания и стимулируют учащихся к применению знаний в повседневной жизни.

Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Мы, педагоги, должны обязательно учитывать неоценимое влияние искусства на развитие человеческой души.

В условиях снижения нравственных ценностей, духовной культуры молодого поколения перед педагогами стоит нелегкая задача воспитания всесторонне развитой личности, способной на сострадание и сочувствие. Именно искусство (декоративно-прикладное искусство) как никакая другая область деятельности человека способно воздействовать на душу. Каждое из направлений: вязание, бисериплетение, вышивка имеет свои выразительные средства, они по-своему отражают окружающую действительность, своими средствами передают информацию об эпохе, людях, событиях и тем самым расширяют кругозор учащихся, соединяют обучение с эмоционально-нравственным воспитанием.

Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Он носит практическую направленность, так как развивает и реализует творческие способности учащихся через проектную деятельность, так же способствует развитию мышления и эмоционально-личностной сферы обучающегося в процессе учебного содержания.

Инновационными приемами в работе учителя считается оценка и анализ эмоциональной насыщенности работ, выраженной средствами декоративно-прикладного творчества, сопереживание авторскому отношению к изображаемым явлениям. При этом повышается роль восприятия художественного произведения и его влияние на духовно-нравственное воспитание учащихся.

Такие уроки являются эффективным приемом повышения уровня художественно-эстетического сознания с помощью интеграции учебного процесса. Важным моментом самоопределения учащихся является овладение необходимым объемом культурной информации и приобретение собственного опыта культурной деятельности. Повышается самооценка, углубляется процесс рефлексии, появляется стремление повысить уровень самообразования.

Одно из направлений методического обновления уроков - конструирование интегрированных уроков и проведение их на основе интеграции учебного материала с нескольких предметов, объединённого вокруг одной темы. Это междисциплинарная форма учебного процесса, которая базируется главным образом, на теории познания и понимании того, что поиск знания является лучшим способом межпредметного исследования.

Целью уроков, построенных на интеграции содержания, должны быть разностороннее изучение определённого объекта, явления, осмысленное восприятие окружающего, приведение знаний в определённую систему, побуждение фантазии и интереса, развитие позитивно-эмоционального настроения. Привлечение интересного материала даёт возможность с разных сторон познать явление, понятие, добиться целостности знаний.

К.Д.Ушинский считал, что межпредметные связи имеют мировоззренческую роль, способствуют формированию ясных, полных и целостных представлениях об окружающем реальном мире. [3, с.350]. Уроки, включающие межпредметные знания, достигают эффективности, если соблюдаются определённые дидактические условия их проведения: включение интегрированных уроков в тематические и поурочные планы на основе координации содержания, конкретизация задач с использованием интегрированных знаний, последовательное формирование понятий и умений на уроках с общим содержанием, рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности учеников. Интегрированные знания могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа (актуализация спорных знаний), на протяжении всего урока. Таким образом, происходит перенос и обобщение знаний, совершаются мыслительные процессы анализа и синтеза, формируются «комплексы фактов» как стадии в развитии общепредметных понятий.

На интегрированном уроке решаются дидактические задачи двух и более учебных предметов. При подготовке к такому уроку необходимо знать требования к планированию и организации их проведения:

- познакомиться с психологическими и дидактическими основами протекания интеграционных процессов в содержании образования;

- выделить в программе по каждому учебному предмету сходные темы или темы, имеющие общие аспекты социальной жизни;

- определить связи между сходными элементами знаний;

- изменить последовательность изучения тем, если в этом есть необходимость;

- получить консультации учителя-предметника, если на уроке решаются задачи учебного предмета, который учитель обычно не ведёт;

- тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующих целей;

- моделирование (то есть анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания урока, наполнение его только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;

- выявление оптимальной нагрузки детей впечатлениями.

Основой разработки интегрированных уроков является интегративно-тематический подход, обоснованный Г.Ф. Федорцом.

Межпредметные связи, по Г.Ф.Федорец, имеют следующие функции:

1. Образовательную, позволяющую отбирать и координировать учебный материал в программах смежных предметов. Данная функция нацелена на формирование у учащихся целостной системы знаний в различных областях и единой картины мира.

2. Воспитательную, позволяющую повысить образовательный уровень обучения, что, в свою очередь, усиливает его воспитательную функцию. Данная функция закладывает прочный фундамент научного мировоззрения, позволяет формировать ценностные ориентации личности 4 и нравственно - эстетические идеалы.

3. Развивающую, активизирующую умственную деятельность учащихся, являющуюся средством формирования гибкой системы знаний. Данная функция рассматривается в современной педагогике одним из путей развивающего обучения, ведущим к формированию качественно новых образований в учебной деятельности школьников - межпредметных понятий и умений. [4, с.33 ].

Интегративно-тематический подход - такой подход, когда за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берётся не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины.

Ведущие положения каждой темы, с одной стороны, подчинены ведущим идеям курса, а с другой, раскрывают эти ведущие идеи, т.е. происходит конкретизация ведущих идей предмета в процессе изучения темы.

Особое значение для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках имеют проблемные вопросы, которые содержат видимое или подразумеваемое противоречие. Оно может отражать связь знаний из разных предметов и стать интегрированных вопросом.

Поскольку интеграция - это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чём же он заключается?

В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук.

Наиболее удачно реализуется идея интеграции на уроках технологии литературы, так как литературный текст способствует более яркому и образному восприятию, действительности, а декоративно-прикладное творчество даёт возможность ребёнку выразить своё отношение к литературному произведению в доступной для него форме.

Достоинствами интегрированного урока является большой содержательный объем учебного материала, который требует тщательного отбора литературных и музыкальных произведений; огромная информативность и взаимопроникновение. Все это позволяет выйти на гуманитарную диалоговую технологию, с помощью которой можно решить конкретные задачи урока в режиме конструктивного учебного диалога, создать благоприятный эмоциональный климат на уроке и необходимые условия для развития творческих способностей, а также повысить интерес к предмету.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что проблема внедрения интегрированных уроков в образовательный процесс довольно актуальная и разносторонняя, изучение которой на практике дает возможность воспитывать и развивать духовно-нравственные качества школьников, подойти по новому к построению учебного процесса, к конструированию содержания обучения.

Библиографический список

1. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении и еѐ возможностях в начальном обучении. // Начальная школа. -1990. - №5. - с. 57-60.

2. Советский энциклопедический словарь/Гл.ред.А.М.Прохоров. – 4 изд.- М.: Советская энциклопедия, 1989.- 1632 с., ил., с.500

3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д.Ушинский / Гл.ред. А.М. Еголин / .-М., 1950.-Т.8-350с.

4. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. – Л., 1990. 14 Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост. Е.Ф.Губский.- М.: Инфра-М, 1998, с.181

Последние обновления за 07.01.19 01:20
 


Организация научно-исследовательская деятельности в МОУ Старохмелевской СОШ Мичуринского района PDF Печать Email
Написано   
07.01.19 01:10


Организация  научно-исследовательская деятельности в МОУ Старохмелевской СОШ Мичуринского района
(из опыта работы)

Манаенкова Татьяна Александровна,

заместитель директора по УВР

Прохоркина Екатерина Александровна,

учитель ОБЖ МОУ Старохмелевской СОШ


Каждый учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребёнка. Позиция учителей МОУ Старохмелевской СОШ заключается в том, чтобы научить детей не пасовать перед трудностями, совершать выбор, научить учиться самому, отстаивать свою точку зрения. Наша школа представляет современному школьнику профилизацию средней ступени, реализацию виртуальной интернет-школы «Умный град» (куратор Манаенкова Т.А., Прохоркина Е.А.), интеграцию дополнительного и основного образования в рамках работы школы полного дня. Приоритетами  образовательной политики школы стало: достижение социальной компетентности обучающихся, гарантия прав граждан на качественное образование, формирование ключевых компетенций, обеспечение компьютерной грамотности.

Пять  лет учителя МОУ Старохмелевской СОШ ведут не только базовые предметы, элективные  курсы по предмету, но и реализуют программу дополнительного образования «Школа юного исследователя»

Цель программы: формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы. Основными задачами являются: формирование представлений о роли и ценности познания, формирование знаний о структуре, этапах, содержании УИД, развитие умений работать с разными источниками информации. Обучение проводиться в два этапа. Первый этап – теоретические основы курса, второй – практические занятия. Курс заканчивается семинаром или конференцией, на которой часть учащихся выступает с докладами, защищает рефераты, отчеты по НИР. Кроме этого, учебно-исследовательская деятельность школьников используется на многих уроках: биологии и экологии, истории, ОБЖ.

Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроках ОБЖ проявляется в проведение учебного эксперимента, выполнение домашнего задания исследовательского типа, применение исследовательского метода во время интегрированных уроков.

Учителя школы часто прибегают к интегрированным урокам. Они хорошо сказываются на эмоциональном и физическом состоянии школьников. Позволяют  сократить темы внутри предмета, путем их обобщения с темами другими предметов. Например: интегрированный урок (литературы + ОБЖ + история). Образ стихии в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник". При подготовке к уроку класс делится на 3 группы: «литераторы», «историки» и «спасатели». Каждая группа получает индивидуальные задания. «Литераторы» учат наизусть отрывки из поэмы "Медный всадник", готовят конспект о художественно-изобразительных средствах, читают произведения других авторов о наводнении. «Спасатели» изучают материал о способах защиты от наводнений, разрабатывают памятки о поведении человека во время наводнения, готовят презентацию по теме. К уроку ученики разрабатывают отличительный знак своей группы и выпускают газеты, в которых подведены итоги их исследовательской деятельности.

Во внеурочной деятельности учитель ОБЖ использует написание выпускной «экзаменационной работы», исследовательскую практику. Ученики работают над проектами, пишут сочинения. На протяжении двух лет ученики МОУ Старохмелевской СОШ занимают первые места на областном конкурсе творческих работ обучающихся образовательных учреждений Тамбовской области «ВИЧ/СПИД. Знать - значит жить».  На  занятиях «Дружина юного пожарного» воспитанники готовятся к  конкурсам «Пожарный - доброволец: вчера, сегодня, завтра», «Спаси себе сам».

Под учебно-исследовательской деятельностью школьника учителя школы понимают процесс решения школьниками научных и личностных проблем, построение субъективно нового знания. .Педагог консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы. Учащиеся проходят основные этапы исследования:

Например, проект «Здоровье – это здорово!» в предметной проектной деятельности позволяет формировать способности: брать ответственность на себя, совместно принимать решение, извлекать пользу из опыта, уметь решать проблемы, самостоятельно заниматься своим здоровьем. Можно отметить те исследовательские проекты, в которых участвовали учащиеся разных возрастов и уровней компетенций «Один дома», «Один в природе».

Полученный личный опыт убеждает, что при формировании рабочих групп нельзя руководствоваться только субъективным мнением, необходимо проводить и психолого-педагогичекую диагностику. Используя методику Якиманской, мы выявляли оценку учащихся своей творческой деятельности, готовность к самостоятельному исследованию, желание и умение сотрудничать и т. д. На основе полученных данных формировались группы, в которых были учащиеся, как с высоким, так и с низким уровнем развития компетентности. Групповая исследовательская деятельность позволяет наиболее эффективно формировать основные социальные компетентности.

Использование учебно-исследовательской деятельности школьников – это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. А, главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.

 


Показана страница 1 из 5
<< Начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > Последняя >>