Агробизнес

В соответствии с приказом  Управления образования и науки Тамбовской области № 2170 от 06.09.2011 «Об открытии областных опытно-экспериментальных площадок по агробизнес - образованию» с 2011 – 2012 учебного года Старохмелевской филиал МОУ Новоникольской СОШ стал участником по внедрению в образовательный процесс непрерывного агробизнес-образования.

На начало сентября 2011  года на основании рекомендаций по введению тем, разделов, модулей, способствующих развитию непрерывного агробизнес-образования, в содержание рабочих программ были внесены изменения.  На курсах при ТОИПКРО «Современные подходы к реализации технологического образования школьников»  отучились учителя технологии, истории и педагог дополнительного образования. На взгляд администрации  эти изменения прошли безболезненно, т.к. большая часть материала была выведена в рамки дополнительного образования. Этому способствовало то, что в школе пролицензированы почти все направленности – это 23 образовательные программы дополнительного образования.  Есть другой вариант реализовывать агробизнес-образование через элективные курсы.  В учебный план на 2012 – 2013 учебный год включены элективные курсы. 

В начальной школе все темы агробизнес-образования изучаются в рамках работы творческого объединения эколого-биологической направленности «Азбука природы» - руководитель Патутина Н.Н. В школе работают три группы, обучающихся по программе «Азбука природы» с введением основ агробизнес-образования  первого года обучения. Это обучающиеся 4 и 3 класса. Занятия проводятся один раз   в неделю. Все 11 тем программы агробизнеса включены в раздел «Природа – наш дом».

Большинство занятий творческого объединения состоят из двух частей: теоретической и практической (изобразительной). Дети с помощью изобразительных средств подводят итог: рисуют то, что они узнали на занятии, о чем задумались, что вызвало наибольший интерес. Кроме того, при проведении занятий использую ИКТ: презентации,  дополнительный  иллюстративный материал.

Темы агробизнеса, в частности экологическая безопасность страны, были затронуты и при проведении воспитательных мероприятий: литературно-музыкальных праздников «Времена года: осень», «Времена года: зима».

Введение  программы непрерывного агробизнес-образования является актуальным и своевременным: уже в младшем школьном возрасте дети приобщаются  к основам экономики, учатся быть хозяином, а не просто потребителем. Предполагается, что  занятие на тему «Оценка экологического воздействия и ущерба» будет проводиться конкретно по местному материалу, совместно с учениками старших классов (творческое объединение «Основы агрохимии»).

Модель непрерывного агробизнес-образования

 

В основной школе функционировало НОУ  работающее по программе социально-педагогической  направленности «Исследовательская работа школьников». Педагог  Болдырихина Валентина Никитична. На занятии учащиеся знакомились с развитие лидерского потенциала и предпринимательских способностей.

Успешно  внедряются элементы агробизнеса  в «Основы агрохимии» - программу дополнительного образования. Цель программы: усиление экологической подготовки учащихся основной школы через расширение информации о почвах, их свойствах, удобрениях и их применении в сельскохозяйственном производстве. Развитие познавательного интереса учащихся к химии и создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля в дальнейшем обучении. Основные результаты работы: обучающиеся расширили знания о процессах, происходящих в зелёном растении, сформировали представление о специфических свойствах почв и их роли в природной среде и о роли минеральных удобрений и воды в почвенном питании растений.

Содержание программы «Основы агрохимии» с элементами агробизнеса позволяет показать учащимся значение химических знаний для успешного ведения сельского хозяйства: повышения плодородия почв, урожая сельскохозяйственных культур, продуктивности животноводства.

Это позволяет показать учащимся значение химических знаний для успешного ведения сельского хозяйства: повышения плодородия почв, урожая сельскохозяйственных культур, продуктивности животноводства. Вопросы, изучаемые в данном курсе, актуальны и интересны. Их знание поможет в производстве конкурентоспособных продуктов питания, улучшении качества питания людей, снижении стоимости пищевых продуктов. Содержание занятий по этому курсу отражает связь теории с практикой, включает элементы занимательности, что способствует положительной мотивации обучения.

В рамках этих тем изучались вопросы: «Трансформация, миграция и аккумуляция загрязнителей в почвах» и  «Определение содержания тяжелых металлов в почвах Мичуринского района» «Роль качества воды в сельскохозяйственном производстве», «Источники и виды загрязнения воды», «Пути очистки вод», «Вредные ингредиенты в составе сельскохозяйственной продукции (тяжелые металлы») и другие.

Реализация  системы непрерывного агробизнес-образования на уроках обществознания,  занятиях творческого объединения « Твой выбор – право!» затрагивает   важных проблем:  понятие государственной аграрной политики, ее стратегия; проблемы современного аграрного производства в России и мире; проблема продовольственной безопасности и  ее организационное решение; современная стратегия развития села в рамках концепции устойчивого развития сельских территорий; реализация программ аграрного развития в Тамбовской области. Также рассматриваются основы предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Целью является: сформировать у учащихся представление  о государственной аграрной политике, проблемах современного аграрного производства в России и мире, механизмах и путях их решения.

В рамках занятий творческого объединения «Твой выбор – право!» (11 класс) было проведено 64 занятия.

В 10 классе на занятиях ИГЗ по обществознанию провелось 34 занятия.

Занятия  в 10 -11 классах состояли из теоретической и практической частей. На занятия готовился лекционный, раздаточный материалы, проводились занятия с использованием ИКТ.   Выполняя практические задания проводились дискуссии, писались экономические эссе и сочинения, готовили презентации.

Старшеклассники (10-11 кл.) при подготовке работали с дополнительной литературой, подбирали материалы из периодической печати, использовали Интернет- ресурсы.

По обществознанию в 6, 8, 9 классах темы по агробизнесу были изучены в 3 и 4 четвертях.

Таким образом, изучая темы агробизнеса, учащиеся развивали экономический образ мышления, учатся разрешать проблемы рационального домашнего хозяйства, знакомятся с вопросами гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности и т.д.

На уроках технологии  в 6 классе  рассмотрен  модуль «Доходы семьи. Семейный бюджет» (10 часов). 8 класс  - «Трудовая деятельность».

В школе слабая база для проведения химического эксперимента, нет пришкольного участка. Поэтому проектная деятельность на тему «Создание и производство лекарственной продукции на аптекарских пришкольных участках» пришлось заменить на   тему «Основные виды токсикантов, источники поступления их в окружающую среду и продукцию сельского хозяйства»,  по которой формируется банк данных, идет изучение этой проблемы на школьном уровне.