БОТАНИКА 10-11 КЛАСС PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
30.06.14 12:35

Пояснительная записка

 

Цель и задачи обучения:

научить:

- методике научно-ботанических исследований (цитологических и гистологических, морфологических, геоботанических) с целью освоения микроскопического строения клетки, тканей и органов растений; определения растений, описания геоботанических площадок;

- определять способы размножения растений,

- владеть информацией о разнообразие и эволюции растительного мира; о значение и использование растений;

- понимать принципы внешнего морфологического и внутреннего анатомического  строения растений;

- выявлять отличительные признаки семейств и принадлежность растений к различным таксономическим единицам;

- выявлять основные факторы среды обитания, влияющие на строение и жизнедеятельность растений.

 

Нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа:

­         Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

­         Законом Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

­         приказом Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

­         приказом Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

­         постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);

­         Приказ №1067 от 19 декабря 2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

 

Рабочая программа составлена на основе

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавров по направлению 111300 – «Садоводство», 110200 – «Агрономия».  Так же на основе УМК по ботанике (Усова Галина Северьяновна, доктор с.х. наук, профессор; Иванова Ирина Анатольевна, канд.с.х. наук, доцент; Титова Лариса Викторовна, канд.с.х. наук, ст. преподаватель. Кирина Ирина Борисовна, канд.с.х. наук, доцент;)

 

Обоснование выбора программ для разработки рабочей программы:

Программа направлена на формирование у учащихся университетского класса полных и четких знаний по морфологии, анатомии растений, систематике грибов, водорослей, высших споровых, голосеменных и покрытосеменных растений, основ экологии растений.

 

Изменения, внесенные в примерную авторскую программу:

Изменений  в данную программу не вносились.

 

Место предмета в базисном учебном плане.

Новый учебный предмет «Ботаника» изучается в 10-11 классе способствует расширению и углублению знаний по данному предмету. Актуальность этого курса обусловлена нарастающей значимостью экологических проблем и осознанием роли человека в охране окружающей среды.

Количество часов

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 10-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 11-м классе основной школы из расчета 1 учебных часа в неделю.

Лабораторных работ в 10 классе- 10

Лабораторных  работ в 11 классе- 10

 

Формами организации занятий являются:

  • комбинированный урок,
  • урок изучения нового материала,
  • урок контроля знаний,

Технологии обучения:

Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения, здоровьесберегающих технологий, дифференцированное обучение, инновационных технологий. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся и развивающемся обществе, формирование у него способностей к саморазвитию. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.  Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт).

Формирование  ключевых компетенций обучающихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Формы контроля:

 

устный опрос (УО), письменный опрос (ПО), тестирование (Т), фронтальный опрос (ФО), самоконтроль (СК), самостоятельная работа (СР), контрольная работа (КР), практическая работа (ПР), защита проекта (ЗП) .

Уровень подготовки выпускников по биологии:

умения:

- на основе современных достижений анатомии, морфологии, систематики и экологии растений определить таксономическую принадлежность растений к классам, подклассам, порядкам, семействам, родам и видам;

- идентифицировать жизненные формы растений,

- определять принадлежность к культурным, рудеральным, сорным, антропогенным и другим группам  растений;

- оформлять гербарий;

- описывать фитоценозы и агроценозы.

иметь навыки:

- самостоятельной работы с литературой, поиска современных методов научных исследований в области анатомии и экологии растений;

- работы с микроскопами, с временными и постоянными препаратами, диаграммами и формулами цветков; гербарными образцами;

- работы с определителями, определения растений, создания гербария;

- описания геоботанических площадок.

Используемый учебник:

. Громов А.А., Коновалова Н.Д., Поламарчук П.Г. Практикум по ботанике (Морфология и анатомия).- Уч. пособие Оренбург: ОГАУ, 2005.

 

Содержание разделов дисциплины в 10 классе

1.Введение.

Ботаника- наука о растениях, научная основа агрономии. Разделы и объекты ботаники: компоненты экосистемы. Автотрофные растения (продуценты), гетеротрофные организмы (растения - паразиты и грибы) - редуценты, животные (консументы). Роль растений в природе и жизни человеческого общества.

Часть 1. Анатомия и морфология семенных растений.

 

2. Растительная клетка.

Клетка - структурная и функциональная единица живой материи. История изучения клетки. Основные особенности растительной клетки. Форма и величина клеток. Протопласт, его производные. Цитоплазма, её физико-химические свойства. Цитоплазма, как структурная система. Понятие об элементарной мембране. Классификация органелл по наличию мембран. Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функции. Пластиды - органеллы зеленых растений, их субмикроскопическое строение, пигменты пластид.

Ядро, его физико-химические свойства и строение. Форма, число и размеры ядер. Функции ядра. Производные протопласта, их практическое использование.

Деление клетки. Митоз. Амитоз, мейоз. Их биологическое значение

3. Растительные ткани.

Понятие о тканях. Классификация и строение тканей, их функции. Использование тканей в качестве пищевого, кормового и технического сырья.

4. Вегетативные  и репродуктивные органы растений.

Закономерности строения вегетативных органов.

Корень, его функции. Типы корневых систем, первичное и вторичное строение корня. Зоны корня, метаморфозы корня, их значение. Микориза. Клубеньки.


Содержание разделов дисциплины в 11 класса

Тема1. Вегетативные  и репродуктивные органы растений

Побег, его строение. Понятие о побеге. Рост и развитие побега. Листорасположение. Типы ветвления стебля. Метаморфозы побега.

Стебель. Функции стебля, классификация стеблей. Анатомия стебля. Понятие о стелярной теории. Первичное и вторичное строение стеблей. Строение стеблей однодольных и двудольных  травянистых растений (пучковое, непучковое, переходное). Строение стеблей древесных, голосеменных и двудольных растений. Возрастные изменения в стебле древесного растения. Использование древесины.

Лист, его функции. Части листа. Классификация листьев. Жилкование. Гетерофиллия. Листовая мозаика. Метаморфозы листа. Микроскопическое строение листьев двудольных и однодольных растений, хвоинки. Зависимость строения листьев от экологических условий. Листопад.

Цветок, его части, симметрия, типы завязи. Примитивные и прогрессивные признаки цветка.  Формулы и диаграммы цветков. Растения однодомные и двудомные.

Андроцей. Строение тычинки, микроспорогенез и микрогаметогенез.

Гинецей, классификация. Строение пестика, семязачатков, типы завязи и семязачатков. Мегаспорогенез и мегагаметогенез.

Онтогенез цветка. Цветение. Растения монокарпики и поликарпики. Соцветия, строение, классификация, значение. Опыление, само- и перекрестное опыление. Приспособления к само- и перекрестному опылению.

Оплодотворение. Сущность двойного оплодотворения. Плоды (строение, развитие и классификация плодов). Развитие, строение и типы семян. Прорастание семян. Покой семян, сохранение всхожести. Апомиксис. Полиэмбриония. Значение плодов и семян.

Тема 2. Размножение растений

Понятие о размножении, значение размножения. Размножение: бесполое, вегетативное, половое. Значение вегетативного размножения в природе и агрономической практике. Культура тканей. Понятие о клоне.

Бесполое размножение. Спорогенез. Типы спор. Равноспоровые и разноспоровые организмы.

Половое размножение, гаметогенез. Типы полового размножения.

Чередование поколений и смена ядерных фаз в цикле развития растений.

Тема 3. Введение в систематику

Задачи и методы систематики и флорографии. Бинарная номенклатура. Таксономические единицы в систематике. Классификация, номенклатура, филогенетика. Краткая история систематики. Объекты ботаники.

Тема 4. Царство Грибы

Отдел Грибы - Mycota. Общая характеристика, строение, размножение. Классификация грибов. Низшие грибы. Классы, представители, значение. Высшие грибы, их отличие от низших. Классы: Аскомицеты, Базидиомицеты (характеристика, представители, особенности размножения), значение. Роль грибов в природе и значение человека.

Отдел Слизевики – Myxomycota. Общая характеристика, представители, значение.

Отдел Лишайники - Lichenes. Особенности строения и размножения. Представители. Роль в природе, использование человеком.

Тема 5. Царство Растения. Водоросли

Общая характеристика. Характерные признаки низших и высших растений. Классификация растений.

Общая характеристика, классификация. Отделы: Красные (Багряные) водоросли - Rhodophyta, Зеленые водоросли -Chlorophyta, Диатомовые - Diatomophyta, Бурые водоросли - Phaeophyta. Эволюция водорослей. Чередование ядерных фаз. Распространение и экология водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.

Тема 6. Высшие споровые растений

Общая характеристика высших растений. Происхождение и классификация высших растений. Высшие споровые и семенные растения.

Классификация, размножение. Чередование ядерных фаз.

Отдел Проптеридофиты – Propteridophyta. Общая характеристика и место в эволюции высших растений.

Отдел Моховидные – Bryophyta. Общая характеристика и классификация. Экология мхов, их роль в заболачивании и торфообразовании.

Отдел Плауновидные -Lycopodiophyta. Общая характеристика и классификация. Равноспоровые и разноспоровые плауны. Значение плаунов.

Отдел Хвощевидные - Equisetophyta. Общая характеристика. Значение хвощей.

Отдел Папоротниковидные - Polypodiophyta. Общая характеристика, классификация. Строение и жизненные циклы. Водные папоротники как представители разноспоровых папоротников. Значение папоротников.

Тема 7. Семенные растения

Эволюционные связи с высшими споровыми растениями. Биологические преимущества семенных растений. Классификация и значение.

Отдел Голосеменные (Сосновые) - Gimnospermae (Pinophyta).

Происхождение, общая характеристика, классификация. Классы Саговниковые, Гинкговые, Роль хвойных в растительном покрове, хозяйственное использование.

Отдел Покрытосеменные (Магнолиофиты) - Angiospermae (Mag-noliophyta) - высшая ступень эволюции растений. Общая характеристика. Происхождение Покрытосеменных. Теории происхождения цветка.

 

Тема 8. Систематика Покрытосеменных

Основные системы Покрытосеменных. Отдел Покрытосеменные (Магнолиевые) – Angiospermae (Magnoliophyta). Деление на классы, сравнительная характеристика классов.

Класс Двудольные (Магнолиопсиды) - Dicotyledoneae (Magnoliopsida).

Подкласс Магнолииды - Magnoliidae. Семейства Магнолиевые - Magnoliaceae, Нимфейные – Nymphaeaceae, Лавровые – Lauraceae, Перцевые – Piperaceae.

Подкласс Ранункулиды - Ranunculidae. Семейства: Барбарисовые – Berberidaceae, Лютиковые -Ranunculaceae, Маковые - Papaveraceae.

Подкласс Кариофиллиды - Caryophyllidae. Семейства: Гвоздичные -Caryophyllaceae , Маревые - Chenopodiaceae, Гречишные - Polygonaceae.

Подкласс Гамамелиды - Hamamelidae. Семейства: Буковые - Fagaceae, Берёзовые - Betulaceae.Ореховые – Juglandaceae.

Подкласс Дилленииды - Dilleniidae. Семейства Тыквенные - Cucurbi-taceae, Вересковые - Ericaceae, Капустные (Крестоцветные) - Brassicaceae (Cruciferae), Мальвовые - Malvaceae.

Подкласс Розиды - Rosidae. Семейства: Крыжовниковые - Grossulariaсеае, Розовые - Rosaceae, Бобовые - Fabaceae, Рутовые - Rutaceae, Льновые -Linaceae , Виноградные - Vitaceae, Сельдерейные (Зонтичные) - Apiaceae (Umbelliferae),

Подкласс Ламииды - Lamiidae. Семейства: Пасленовые - Solanасеае, Вьюнковые - Convolvulaceae , Повиликовые,  Бурачниковые - Boraginaceae, Норичниковые -Scrophulariaceae, Яснотковые (Губоцветные) -Lamiaceae (Labiatae),

Подкласс Астериды - Asteridae. Семейство Астровые (Сложноцветные) - Asteraceae (Compositae).

Класс Однодольные (Лилиопсиды) - Monocotyledoneae (Liliopsida)

Подкласс Лилииды - Liliidae. Семейства: Лилейные - Liliaceae , Луковые - Аlliасеае, Амариллисовые - Amaryllidaceae, Ситниковые, Орхидные - Orchidaceae, Осоковые - Сурегасеае, Мятликовые (Злаки) - Poaceae (Gramineae)

Подкласс Арециды - Arecidae. Cемейство Пальмы - Palmaceae, семейство Рогозовые – Typhaceae.

 

Тема 9. География и экология растений. Флора и растительность

Флора. Ареалы растений и типы ареалов. Понятие  о флористическом районировании Земного шара. Антропофиты. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

Растительность. Распределение растительности в зависимости от климатических условий зоны. Понятия зональной, интразональной и азональной растительности. Растительность СНГ, как зональная система.

Тема 10. Экология растений

Общая экология и экология растений. Разделы экологии.

Аутэкология. Классификация экологических факторов (абиотические, биотические, антропогенный). Их влияние на растения.

Правило  лимитирующих факторов и пределы выносливости. Экологические группы растений по отношению к свету, воде, почве. Зоохорные и зоофильные растения. Взаимовлияние растений. Понятие об аллелопатии.

Жизненные формы растений, как результат приспособления к экологическим факторам (классификация жизненных форм по  К. Раункиеру).

Синэкология – экология растительных сообществ. Понятие о фитоценозе, его структура, классификация. Влияние фитоценозов на среду обитания.

Агроценозы, их отличие от естественных сообществ. Создание высокопродуктивных агроценозов.

 

 

 

5.  Лабораторный практикум 10 класс

№ п/п

Наименование лабораторных работ

1

Устройство микроскопа, правила обращения с ним. Строение растительной клетки. Изготовление временных препаратов.

2

Движение цитоплазмы в листе элодеи. Пластиды.

3

Запасные питательные вещества.

4

Клеточная стенка, её видоизменения. Поры.

5

Покровные и основные ткани.

6

Проводящие ткани, проводящие пучки. Млечники.

7

Образовательные ткани.

8

Механические и выделительные ткани

9

Морфология и метаморфозы корня, зоны корня. Клубеньки на корнях бобовых, микориза.

10

Первичное микроскопическое строение корней. Вторичное строение корней и корнеплодов.

Тематический план

 

Наименование  темы

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Надцарство Ядерные организмы. Царство Грибы

5

3

Царство Растения. Водоросли

3

4

Высшие споровые растения

4

5

Семенные растения. Отдел Голосеменные (Сосновые)

4

6

Отдел Покрытосеменные

2

7

Систематика Покрытосеменных

10

8

География и экология растений. Флора и растительность

4

Всего:

34

 

Учебно-тематический план

урока

Наименование  темы урока.

Кол-во часов

Форма контроля

Введение.

2

 

  1. 1.

Введение в ботанику. Значение растений в природе и жизни человеческого общества.

1

Л

 

  1. 2.

Автотрофное и гетеротрофное питание. Многообразие мира растений.

1

Л

 

Основы учения о клетке.

16

 

  1. 3.

Клетка - структурная и функциональная единица живой материи.

1

Л.р.

 

  1. 4.

Цитоплазма, ее физико-химические свойства. Понятие об элементарной мембране.

1

Л.р.

 

  1. 5.

П.Р. №1 Устройство микроскопа. Правила обращения с ним. Строение растительной клетки. Изготовление временных препаратов.

1

П.р.

 

  1. 6.

Классификация органелл по наличию мембран.

1

Л.р.

 

  1. 7.

П.Р. № 2. Движение цитоплазмы. Пластиды в листьях элодеи и традесканции, в плодах перца и рябины.

1

П.р.

 

  1. 8.

Основные органеллы цитоплазм, их строение и функции.

2

Л.р.

 

  1. 9.

П.Р. №3 Запасные питательные вещества (крахмал, белки, жиры). Реакции на запасные питательные вещества.

1

П.р.

 

  1. 10.

Ядро, его физико-химические свойства и строение.

2

Л.р.

 

  1. 11.

Форма, число и размер ядра.

1

Л.р.

 

  1. 12.

П.Р. № 4. Клеточная стенка и её видоизменения. Простые поры в кожице плода перца. Окаймленные поры в древесине сосны.

1

П.р.

 

  1. 13.

Деление клеток: амитоз, митоз, мейоз.

2

Л

 

  1. 14.

Понятие о митотическом цикле. Биологическое значение митоза и мейоза.

1

Л

 

  1. 15.

Контрольная работа по клетке.

1

К.р.

 

Ткани

14

 

 

  1. 16.

Ткани растений. Классификация  и строение тканей, их функции.

1

Л

  1. 17.

П.р. № 5. Первичные покровные ткани (эпидерма листьев ириса, герани). Перидерма стебля бузины.

1

П.р.

 

  1. 18.

Использование тканей в качестве пищевого, кормового и технического сырья.

1

Л

 

  1. 19.

Проводящие ткани и проводящие пучки.

1

Л.р.

 

  1. 20.

П.Р. № 6. Проводящие ткани, проводящие пучки в стеблях кукурузы, тыквы, ландыша, папоротника. Членистые млечники в черешках листа фикуса.

1

П.р.

 

  1. 21.

Образовательные ткани. Первичная меристема.

1

Л

 

  1. 22.

П.Р. № 7 Верхушечная почка побега элодеи

1

П.р.

 

  1. 23.

Основные ткани.

1

Л

 

  1. 24.

П.Р. № 8 Поперечный срез стебля рдеста, свежий клубень картофеля

1

П.р.

 

  1. 25.

Механические ткани

1

Л

 

  1. 26.

П.р. № 9 Свежие отрезки черешка листа свеклы и стебля герани кусочки мякоти плода груши

1

П.р.

 

  1. 27.

Система выделительных тканей

1

Л

 

  1. 28.

П.р. №10 Кусочки древесины сосны, поперечный срез ветки сосны

1

П.р.

 

  1. 29.

Контрольная работа по тканям

1

К.р.

 

Органография и анатомия вегетативных органов

36

 

 

  1. 30.

Закономерности строения вегетативных органов. Органы аналогичные и гомологичные.

1

Л

 

  1. 31.

Метаморфозы вегетативных органов.

1

Л

 

  1. 32.

Корень, его функции. Типы корней и корневых систем.

2

Сам. р.

 

  1. 33.

П.р № 11. Корень. Морфология и метаморфозы корня. Зоны корня. Клубеньки на корнях бобовых растений. Гаустории.

1

П.р.

 

  1. 34.

П.р №12 Зоны корня. Первичное микроскопическое строение корня. (ирис) Заложение камбия

1

Л.р.

 

34

 

 

Лабораторные работы 11 класс

1

Низшие грибы: Оомицеты (фитофтора), Зигомицеты (мукор). Высшие грибы. Аскомицеты: дрожжи, сферотека, спорынья.

1

2

Высшие Базидиальные (белый, шампиньон, головни, ржавчина злаков).

1

3

Низшие растения: Зеленые, Диатомовые, Бурые, Красные водоросли.

1

4

Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные. Смены ядерных  фаз циклы развития, морфологическое строение.

1

5

Папоротниковидные, Голосеменные.

1

6

Семейства: Магнолиевые, Лютиковые, Крыжовниковые.

1

7

Сем.: Розоцветные, Бобовые, Сельдерейные, Льновые, Рутовые, Виноградные.

1

8

Сем.: Тыквеные, Капустные, Мальвовые, Маревые, Гречишные, Гвоздичные.

1

9

Семейства: Пасленовые, Бурачниковые, Норичниковые, Яснотковые. Астровые.

1

10

Семейства: Осоковые, Ситниковые, Орхидные, Мятликовые.

1

Всего

10

Тематический план 11 класс

 

Тема

К-во часов

Лекции

1

Царство Грибы. Общая характеристика классов, строение, размножение, значение.

2

2

Отдел Водоросли. Общая характеристика, строение, размножение, значение.

2

3

Высшие споровые растения. Происхождение, эволюция тела, бесполое размножение и половое, классификация (мхи, плауны, хвощи и папоротники).

2

4

Отдел Голосеменные. Класс: Саговниковые, Гнетовые, Гинкговые, Хвойные.

2

5

Филлогенетические системы покрытосеменных Гросгейма, Тахтаджана. Характеристика класса Однодольных и Двудольных. Подкласс Магнолииды. Подкласс Ранункулиды. Сем.:  Барбарисовые, Лютиковые, Маковые. Подкласс Кариофилиды:Гвоздичные.

2

6

Подкласс Гаммамелидиды. Сем-ва: Крапивные, Коноплевые, Буковые, Березовые. Подкласс Дилленииды. Сем-ва: Тыквенные, Капустные, Мальвовые.

2

7

Подкласс Розиды. Подкласс Ламииды. Подкласс Астериды

2

8

Подкласс Лилииды. Лилейные, Ирисовые, Амариллисовые, Луковые

2

9

Флора, растительность. Флористическое районирование Земли.

2

10

Аутэкология. Учение об экологических факторах. Синэкология. Понятие о фитоценозе. Структура и динамика фитоценозов.

2

Всего

20

Учебно-тематический план 11 класс.

урока

Наименование  темы урока.

Кол-во часов

Форма контроля

1 .

Корень, его функции. Типы корней и корневых систем.

2

Сам.Раб.

2.

П.р № 11. Корень. Морфология и метаморфозы             корня. Зоны корня. Клубеньки на корнях бобовых растений. Гаустории.

1

П.Р.

3.

П.р №12 Зоны корня. Первичное микроскопическое строение корня. (ирис) Заложение камбия

1

. Л.Р.

4

П.р. №13  Вторичное строение корня (корнеплоды: морковь, редька, свекла).

1

л

5

Обобщение по теме: «Корень»

1

К.р.

6.

Понятие о побеге. Функции стебля.  Понятие о стелярной теории.

2

Л.

7.

Почки, их строение и классификация.

1

Л.

8.

П.р. № 14 Стебель. Морфология и метаморфозы побега. Типы ветвления.

1

П.р.

9.

Возрастные изменения в стебле древесного растения.

1

Л.р.

10.

П.р. № 15Строение стеблей травянистых однодольных (кукуруза, ирис) и двудольных (кирказон, лен) травянистых растений.

1

П.р.

11.

П.р. № 16 Строение стеблей древесных растений (липы, сосны).

1

П.р.

12.

Лист, его функции и строение. Классификация листьев.

2

Л

13.

Лист. Морфология и метаморфозы листа. Листорасположение. Гетерофиллия. Листовая мозаика.

1

Л

14.

П.р. № 17 Микроскопическое строение листьев двудольных (камелия) и однодольных (ирис) растений,  хвоинка сосны.

1

П.р.

15.

Листопад. Влияние экологических факторов на строение листа.

1

Л.р.

16.

Понятие о размножении, типы размножения. Значение размножения в природе и агрономической практике.

1

Л

17.

Чередование поколений с изоморфной и гетероморфной сменой поколений.

2

Л

18.

Цветок, его функции, значение цветка. Морфологическое и анатомическое строение цветка. Морфология цветка. Написание формул и диаграмм цветка.

2

Сам. р.

19.

Классификация соцветий.

1

Сам. р.

20.

П.р. № 18 Анатомия цветка. Строение завязи, пыльника, семяпочки, типы семяпочек, типы гинецея. Микроспорогенез, макроспорогенез, гаметогенез

1

П.р.

21.

Тестирование по вегетативным органам

1

Т.

22.

Плод, его функции, формирование, значение плодов. Строение и типы плодов.

2

Л

23.

П.р. № 19 Строение, типы плодов

1

П.р.

24.

Семя, его функции. Формирование и строение семян. Классификация семян. Значение семян в природе и жизни человека.

2

Л.р.

25.

Жизнеспособность семян. Распространение плодов и семян. Условия произрастания семян.

 

1

Сам. р

26.

П.р. № 20 Строение, типы семян, проростков.

1

П.р.

27.

Тестирование по клетке и вегетативным органам

1

Т.

28.

Введение

2

 

29.

Краткая история систематики. Задачи и методы систематики и флорографии.

1

Л.

30.

Классификация, номенклатура, филогенетика.

1

л

 

Надцарство Ядерные организмы. Царство Грибы

5

 

31.

Низшие грибы, классы, представители, значение.

1

л

 

32.

П.р. №1 Низшие грибы: Оомицеты (фитофтора), Зигомицеты (мукор).

1

П.р.

 

33.

Высшие грибы, классы, представители, значение.

1

л

 

34.

П.р. №2 Высшие грибы. Аскомицеты: дрожжи, сферотека, спорынья.

1

П.р.

 

35.

Обобщение по теме: «Грибы»

1

-

 

Царство Растения. Водоросли

3

 

 

36.

Общая характеристика. Характерные признаки низших и высших растений. Классификация растений

1

л

 

37.

П.р. №3 Низшие растения: Зеленые, Диатомовые, Бурые, Красные водоросли

1

П.р.

 

38.

Обобщение по теме: «Водоросли»

-

 

Высшие споровые растения

4

 

 

39.

Происхождение, эволюция тела, бесполое размножение и половое.

1

л

 

40.

Классификация (мхи, плауны, хвощи и папоротники).

1

л

 

41.

П.р. №4 Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные. Смены ядерных  фаз циклы развития, морфологическое строение

1

П.р.

 

42.

Обобщение по теме: «Высшие споровые растения»

1

-

 

Семенные растения. Отдел Голосеменные (Сосновые)

4

 

 

43.

Происхождение, общая характеристика, классификация.

1

л

 

44.

Классы Саговниковые, Гинкговые, Роль хвойных в растительном покрове, хозяйственное использование.

 

1

л

 

45.

П.р. №5 Папоротниковидные, Голосеменные

1

П.р.

 

46.

Обобщение по теме: «Голосеменные»

1

-

 

Отдел Покрытосеменные

2

 

 

47.

Общая характеристика. Происхождение Покрытосеменных.

1

л

 

48.

Теории происхождения цветка.

1

л

 

Систематика Покрытосеменных

10

 

 

49.

Класс Двудольные. Подкласс Магнолииды.

1

л

 

50.

П.р. №6 Семейства: Магнолиевые, Лютиковые, Крыжовниковые.

1

П.р.

 

51.

Подкласс Розиды

1

л

 

52.

П.р. №7 Сем.: Розоцветные, Бобовые, Сельдерейные, Льновые, Рутовые, Виноградные.

1

П.р.

 

53.

Подкласс Дилленииды

1

л

 

54.

П.р. №8 Сем.: Тыквеные, Капустные, Мальвовые, Маревые, Гречишные, Гвоздичные.

1

П.р.

 

55.

Подкласс Ламииды

1

л

 

56.

П.р. №9 Семейства: Пасленовые, Бурачниковые, Норичниковые, Яснотковые. Астровые

1

П.р.

 

57.

Класс Однодольные. Подкласс Лилииды

1

л

 

59.

П.р.№10Семейства:Осоковые, Ситниковые, Орхидные, Мятликовые

1

П.р.

 

География и экология растений. Флора и растительность.

4

 

60.

Флора, растительность. Флористическое районирование Земли.

1

л

 

61.

Аутэкология. Учение об экологических факторах.

1

л

 

62.

Синэкология. Понятие о фитоценозе. Структура и динамика фитоценозов.

1

л

 

63.

Агроценозы, их отличие от естественных сообществ.

1

 

 

64.

Зачет

-

 

Итого

68

 

 

Литература и средства обучения

а) Основная литература:

1. Громов А.А., Коновалова Н.Д., Поламарчук П.Г. Практикум по ботанике (Морфология и анатомия).- Уч. пособие Оренбург: ОГАУ, 2005.

2. Маевский П.Ф. Флора средней полосы европейской части России. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006.

 

б) Дополнительная литература:

  1. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 2003.

2.   Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – Санкт-Петербург, Изд-во: СПХФА, 2003.

3.  Губанов И.А., Киселев К.В., Новиков B.C., Тихомиров В.Н. Определитель сосудистых растений центра европейской России. Изд. 2-ое, дополненное и переработанное. М.: Аргуз, 1995.

4.  Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., СеребряноваТ.И., Шорина Н.И. Ботаника. М.: Высшая школа, 1990.

5.  Жуковский П.М. Ботаника. М.: Колос, -1982.

6.  Жизнь растений. Т.1-6. М.: Просвещение 1974 - 1982.

  1. Маевский П.Ф. Флора средней полосы европейской части СССР. Л.: Колос, 1965.

8. Суворов В.В и др. Пособие к учебной практике по ботанике. М.: 1982.

9.  Хржановский В.Г. Курс общей ботаники. Ч. 1,2. М.: Высшая школа, 1989.

  1. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.: Агропромиздат, 1989.
  2. Хржановский В.Г., Викторов С.В., Литвак П.В., Родионов Б.С., Родман Л.С. Ботаническая география с основами экологии растений (1-ое изд. перераб, и доп.), М.: Колос, 1994.

Средства обеспечения освоения дисциплины.

  1. Таблицы, видео фильмы, морфологии, систематике, фитогеографии, живые и фиксированные растения, планшеты с метаморфозами органов, планшеты по использованию различных растений; гербарий по водорослям, высшим споровым, голосеменным и покрытосеменным растениям;  коллекция шишек, плодов, препараты микроскопических срезов органов растений, слайды, муляжи плодов и цветков. Стенды по грибам, ядовитым и лекарственным растениям, с латинским алфавитом, по происхождению культурных растений, видеокассеты, фотографии растений Тамбовской области и других регионов в электронной форме.

 

Календарно-тематическое планирование 10 класс

урока

Наименование  темы урока.

Кол-во часов

Дата

Форма контроля

По плану

По факту

Введение.

2

  1. 1.

Введение в ботанику. Значение растений в природе и жизни человеческого общества.

1

Л

  1. 2.

Автотрофное и гетеротрофное питание. Многообразие мира растений.

1

Л

Основы учения о клетке.

16

  1. 3.

Клетка - структурная и функциональная единица живой материи.

1

Л.р.

  1. 4.

Цитоплазма, ее физико-химические свойства. Понятие об элементарной мембране.

1

Л.р.

  1. 5.

П.Р. №1 Устройство микроскопа. Правила обращения с ним. Строение растительной клетки. Изготовление временных препаратов.

1

П.р.

  1. 6.

Классификация органелл по наличию мембран.

1

Л.р.

  1. 7.

П.Р. № 2. Движение цитоплазмы. Пластиды в листьях элодеи и традесканции, в плодах перца и рябины.

1

П.р.

  1. 8.

Основные органеллы цитоплазм, их строение и функции.

2

Л.р.

  1. 9.

П.Р. №3 Запасные питательные вещества (крахмал, белки, жиры). Реакции на запасные питательные вещества.

1

П.р.

  1. 10.

Ядро, его физико-химические свойства и строение.

2

Л.р.

  1. 11.

Форма, число и размер ядра.

1

Л.р.

  1. 12.

П.Р. № 4. Клеточная стенка и её видоизменения. Простые поры в кожице плода перца. Окаймленные поры в древесине сосны.

1

П.р.

  1. 13.

Деление клеток: амитоз, митоз, мейоз.

2

Л

  1. 14.

Понятие о митотическом цикле. Биологическое значение митоза и мейоза.

1

Л

  1. 15.

Контрольная работа по клетке.

1

К.р.

Ткани

14

 

  1. 16.

Ткани растений. Классификация  и строение тканей, их функции.

 

1

Л

  1. 17.

П.р. № 5. Первичные покровные ткани (эпидерма листьев ириса, герани). Перидерма стебля бузины.

1

П.р.

  1. 18.

Использование тканей в качестве пищевого, кормового и технического сырья.

1

Л

  1. 19.

Проводящие ткани и проводящие пучки.

1

Л.р.

  1. 20.

П.Р. № 6. Проводящие ткани, проводящие пучки в стеблях кукурузы, тыквы, ландыша, папоротника. Членистые млечники в черешках листа фикуса.

1

П.р.

  1. 21.

Образовательные ткани. Первичная меристема.

1

Л

  1. 22.

П.Р. № 7 Верхушечная почка побега элодеи

1

П.р.

  1. 23.

Основные ткани.

1

Л

  1. 24.

П.Р. № 8 Поперечный срез стебля рдеста, свежий клубень картофеля

1

П.р.

  1. 25.

Механические ткани

1

Л

  1. 26.

П.р. № 9 Свежие отрезки черешка листа свеклы и стебля герани кусочки мякоти плода груши

1

П.р.

  1. 27.

Система выделительных тканей

1

Л

  1. 28.

П.р. №10 Кусочки древесины сосны, поперечный срез ветки сосны

1

П.р.

  1. 29.

Контрольная работа по тканям

1

К.р.

Органография и анатомия вегетативных органов

36

 

  1. 30.

Закономерности строения вегетативных органов. Органы аналогичные и гомологичные.

1

Л

  1. 31.

Метаморфозы вегетативных органов.

1

Л

  1. 32.

Корень, его функции. Типы корней и корневых систем.

2

Сам. р.

  1. 33.

П.р № 11. Корень. Морфология и метаморфозы корня. Зоны корня. Клубеньки на корнях бобовых растений. Гаустории.

1

П.р.

  1. 34.

П.р №12 Зоны корня. Первичное микроскопическое строение корня. (ирис) Заложение камбия

1

Л.р.

34

 

 

Календарно-тематическое планирование 11 класс.

урока

Наименование  темы урока.

Кол-во часов

Дата

Форма контроля

По плану

По факту

1 .

Корень, его функции. Типы корней и корневых систем.

2

4/7.09

Сам.Раб.

2.

П.р № 11. Корень. Морфология и метаморфозы             корня. Зоны корня. Клубеньки на корнях бобовых растений. Гаустории.

1

14.09

П.Р.

3.

П.р №12 Зоны корня. Первичное микроскопическое строение корня. (ирис) Заложение камбия

1

21.09

. Л.Р.

4

П.р. №13  Вторичное строение корня (корнеплоды: морковь, редька, свекла).

1

25/28.09

л

5

Контрольная работа «Корень»

1

9.09

К.р.

6.

Понятие о побеге. Функции стебля.  Понятие о стелярной теории.

2

23.09

Л.

7.

Почки, их строение и классификация.

1

39.09

Л.

8.

П.р. № 14 Стебель. Морфология и метаморфозы побега. Типы ветвления.

1

2.10

П.р.

9.

Возрастные изменения в стебле древесного растения.

1

5.10

Л.р.

10.

П.р. № 15Строение стеблей травянистых однодольных (кукуруза, ирис) и двудольных (кирказон, лен) травянистых растений.

1

9.10

П.р.

11.

П.р. № 16 Строение стеблей древесных растений (липы, сосны).

1

12.10

П.р.

12.

Лист, его функции и строение. Классификация листьев.

2

16/19.10

Л

13.

Лист. Морфология и метаморфозы листа. Листорасположение. Гетерофиллия. Листовая мозаика.

1

23/26.10

Л

14.

П.р. № 17 Микроскопическое строение листьев двудольных (камелия) и однодольных (ирис) растений,  хвоинка сосны.

1

30.10

П.р.

15.

Листопад. Влияние экологических факторов на строение листа.

1

9.11

Л.р.

16.

Понятие о размножении, типы размножения. Значение размножения в природе и агрономической практике.

1

13.11

Л

17.

Чередование поколений с изоморфной и гетероморфной сменой поколений.

2

16/20.11

Л

18.

Цветок, его функции, значение цветка. Морфологическое и анатомическое строение цветка. Морфология цветка. Написание формул и диаграмм цветка.

2

23/27.11

Сам. р.

19.

Классификация соцветий.

1

30.11

Сам. р.

20.

П.р. № 18 Анатомия цветка. Строение завязи, пыльника, семяпочки, типы семяпочек, типы гинецея. Микроспорогенез, макроспорогенез, гаметогенез

1

4.12

П.р.

21.

Тестирование по вегетативным органам

1

7.12

Т.

22.

Плод, его функции, формирование, значение плодов. Строение и типы плодов.

2

11/14.12

Л

23.

П.р. № 19 Строение, типы плодов

1

18.12

П.р.

24.

Семя, его функции. Формирование и строение семян. Классификация семян. Значение семян в природе и жизни человека.

2

21/25.12

Л.р.

25.

Жизнеспособность семян. Распространение плодов и семян. Условия произрастания семян.

 

1

28.12

Сам. р

26.

П.р. № 20 Строение, типы семян, проростков.

1

11.01

П.р.

27.

Тестирование по клетке и вегетативным органам

1

15.01

Т.

28.

Введение

2

 

29.

Краткая история систематики. Задачи и методы систематики и флорографии.

1

18.01

Л.

30.

Классификация, номенклатура, филогенетика.

1

22.01

л

Надцарство Ядерные организмы. Царство Грибы

5

31.

Низшие грибы, классы, представители, значение.

1

25.01

л

32.

П.р. №1 Низшие грибы: Оомицеты (фитофтора), Зигомицеты (мукор).

1

29.01

П.р.

33.

Высшие грибы, классы, представители, значение.

1

1.02

л

34.

П.р. №2 Высшие грибы. Аскомицеты: дрожжи, сферотека, спорынья.

1

5.02

П.р.

35.

Контрольная работа «Грибы»

1

8.02

-

Царство Растения. Водоросли

3

 

36.

Общая характеристика. Характерные признаки низших и высших растений. Классификация растений

1

12/15.02

л

37.

П.р. №3 Низшие растения: Зеленые, Диатомовые, Бурые, Красные водоросли

1

19.02

П.р.

38.

Контрольная работа «Водоросли»

22.02

-

Высшие споровые растения

4

 

39.

Происхождение, эволюция тела, бесполое размножение и половое.

1

26.02

л

40.

Классификация (мхи, плауны, хвощи и папоротники).

1

1.03

л

41.

П.р. №4 Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные. Смены ядерных  фаз циклы развития, морфологическое строение

1

5.03

П.р.

42.

Контрольная работа «Высшие споровые растения»

1

8.03

-

Семенные растения. Отдел Голосеменные (Сосновые)

4

 

43.

Происхождение, общая характеристика, классификация.

1

12.03

л

44.

Классы Саговниковые, Гинкговые, Роль хвойных в растительном покрове, хозяйственное использование.

 

1

15.03

л

45.

П.р. №5 Папоротниковидные, Голосеменные

1

19.03

П.р.

46.

Контрольная работа «Голосеменные»

1

2.04

-

Отдел Покрытосеменные

2

 

47.

Общая характеристика. Происхождение Покрытосеменных.

1

5.04

л

48.

Теории происхождения цветка.

1

9.04

л

Систематика Покрытосеменных

10

 

49.

Класс Двудольные. Подкласс Магнолииды.

1

10.04

л

50.

П.р. №6 Семейства: Магнолиевые, Лютиковые, Крыжовниковые.

1

12.04

П.р.

51.

Подкласс Розиды

1

16.04

л

52.

П.р. №7 Сем.: Розоцветные, Бобовые, Сельдерейные, Льновые, Рутовые, Виноградные.

1

17.04

П.р.

53.

Подкласс Дилленииды

1

19.04

л

54.

П.р. №8 Сем.: Тыквеные, Капустные, Мальвовые, Маревые, Гречишные, Гвоздичные.

1

23.04

П.р.

55.

Подкласс Ламииды

1

24.04

л

56.

П.р. №9 Семейства: Пасленовые, Бурачниковые, Норичниковые, Яснотковые. Астровые

1

26.04

П.р.

57.

Класс Однодольные. Подкласс Лилииды

1

л

59.

П.р.№10Семейства:Осоковые, Ситниковые, Орхидные, Мятликовые

1

30.

П.р.

География и экология растений. Флора и растительность.

4

7.05

 

60.

Флора, растительность. Флористическое районирование Земли.

1

8.05

л

61.

Аутэкология. Учение об экологических факторах.

1

10.05

л

62.

Синэкология. Понятие о фитоценозе. Структура и динамика фитоценозов.

1

14.05

л

63.

Агроценозы, их отличие от естественных сообществ.

1

15.05

 

64.

Зачет

17.05

-

Итого

68

21.05

 

 

Последние обновления за 30.06.14 12:37