БИОЛОГИЯ 10-11 КЛАСС PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
30.06.14 12:33

Пояснительная записка.

 

Главная цель и задачи:

Изучение биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели и задачей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

рабочая программа:

­   Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

­   Законом Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

­   приказом Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

­   приказом Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

­   постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);

­   Приказ №1067 от 19 декабря 2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

Рабочая программа составлена на основе:

Планирование составлено на основе Программы среднего (полного) общего образования по биологии. Х-ХI классы, «Биология: Общая биология. Профильный уровень. 10 и 11 класс.Авторы: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова.

Обоснование выбора программ для разработки рабочей программы:

Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Данный курс призван обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубить их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

Изменения, внесенные в примерную и авторские программы.

Изменения, внесенные в примерную программу

  • Курс 11 класса заканчивается  повторением материала 10 класса с целью обеспечения целостного восприятия и подготовки к ЕГЭ
  • Внесение в раздел «Бионика» в 11классе темы «Биономика как передовая экономическая теория» связано с работой школы как экпериментальной площадки по агробизнес-образованию.

Место предмета в базисном учебном плане.

Изучение курса «Общая биология» в 11 классе базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся. Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся. Программа представляет принципиально обновленное содержание курса «Общая биология», построенное на основе современных достижений биологии.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Также предусматривается рассмотрение вопросов о хронологии жизни на Земле, о биологическом разнообразии как результате эволюции, о биоразнообразии как проблеме устойчивого развития биосферы, о сохранении биологического разнообразия на Земле.                                                                                                                                                                                                                                           Большое внимание в программе уделяется лабораторно-практическим работам и экскурсиям, дискуссиям по новым проблемам и теориям биологии, проведению самостоятельных исследовательских и творческих работ.

 

Количество часов

Программа В.В. Пасечника для 10-11 класса предусматривает изучение общей биологии в количестве 2 часа в неделю (68 часов в год). В федеральном базисном  учебном  плане количество часов рассчитано на 3 часа в неделю в классах, где биология изучается на профильном уровне. Поэтому, опираясь на программу и федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии для10-11 класса (профильного уровня), мною было составлено тематическое планирование, рассчитанное на 102 часа (3 часа в неделю)  для классов, где биология  является профилирующим предметом (204 ч. на 10-11 классы).

 

Количество часов для проведения лабораторных работ:

В 11 классе проводится  4 лабораторные работы:

Л/р. №1 «Изучение морфологических особенностей вида различных растений»

Л/р.  №2 «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора»

Л/р. № 3 « Ароморфозы у растений, идиоадаптация  у насекомых»

Л/р. № 4 «Взаимодействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов»

 

 

 

Формы организации образовательного процесса:

  • фронтальные;
  • Индивидуальные;
  • Групповые;
  • Индивидуально-груповые;
  • Практикумы;

Программой предусмотрено  непродолжительные лабораторные работы, направленных на межпредметные связи, ориентированных  на получение целостного содержательного результата, осмысленного учащимся. Также при выполнении работ предлагается использовать актуальное знание и содержание материала из других предметных областей.

Технологии обучения:

Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения, здоровьесберегающих технологий, дифференцированное обучение, инновационных технологий.  Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся и развивающемся обществе, формирование у него способностей к саморазвитию. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.  Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт).

Программой предусмотрены  лабораторные работы, направленных на межпредметные связи, ориентированных  на получение целостного содержательного результата, осмысленного учащимся. Также при выполнении работ предлагается использовать актуальное знание и содержание материала из других предметных областей.

 

Формирование  ключевых компетенций обучающихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Общая биология» на этапе основного общего образования являются:

•        освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

•        овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;

•        воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

•        использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;

 

Формы контроля:

устный опрос (УО), письменный опрос (ПО), тестирование (Т), фронтальный опрос (ФО), самоконтроль (СК), самостоятельная работа (СР), контрольная работа (КР), практическая работа (ПР), защита проекта (ЗП) .

Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков:

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем

письменного/устного опроса. Изучение каждого раздела курса

заканчивается проведением контрольной работы(итогового теста).Контрольные работы планируются на основе уровневой дифференциации: базовый, повышенный и высокий уровень. В программе предусмотрена подготовка  к ЕГЭ: работа с КИМами.

 

Планируемый уровень подготовки учеников:

Знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
  • действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
  • особенности вида и экосистем (структура);
  • причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.

 

 

Обучение ведется с использованием учебно-методических комплектов:

«Биология: Общая биология. Профильный уровень. 10 класс

Авторы: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова.

«Биология: Общая биология. Профильный уровень. 11 класс

Авторы: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология: Общая биология. Профильный уровень. 10 класс

Авторы: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова

Введение.  (2 часа)

Биология как наука. Методы исследования в науке.

Знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий
  • особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке;

Уметь:

  • вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;

Многообразие живого мира (3 часа)

Уровни организации живой материи. Критерии живых систем.

Знать и понимать:

  • учения (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
  • особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез;

Уметь

  • оценивать: значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере;
  • устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.

Учение о клетке. (40 часов)

Химическая организация клетки. Неорганические вещества в составе клетки. Биологические полимеры белки. Функции белков. Углеводы. Жиры и липоиды. Нуклеиновые кислоты. РНК. Генетический код.

Лабораторная работа. Изучение каталитической активности ферментов

Метаболизм – основа существования живых организмов. Анаболизм. Биосинтез белка. Катаболизм. Фотосинтез. Хемосинтез.

Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка. Органоиды эукариотической клетки. Органоиды цитоплазмы. Клеточное ядро. Хромосомный набор клетки. Деление клеток. Особенности строения растительной клетки. Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Лабораторные работы

Наблюдение клеток растений, животных, грибов под микроскопом, их изучение и описание

Изучение плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке

Изучение фаз митоза в клетках корешка лука

Знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза);
  • особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

Уметь:

  • устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум  и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
  • самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.

 

Размножение и развитие организмов. (14 часов)

Размножение организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. Мейоз.

Индивидуальное развитие организмов. Краткие исторические сведения. Эмбриональный период развития. Эмбриогенез. Постэмбриональное развитие. Биогенетический закон. Развитие организмов и окружающая среда.

 

 

Знать и понимать:

  • особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
  • особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

Уметь:

  • приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
  • аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;

 

Основы генетики и селекции. (41 часа)

Основные понятия генетики.

Закономерности наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследования признаков. Первый закон Менделя. Второй закон Менделя. Цитологические основы законов Менделя. Закон чистоты гамет. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, связанных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие неаллельных генов.

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость. Классификация мутаций. Фенотипическая изменчивость. Норма реакции Изучение изменчивости растений и животных.

Основы селекции. Создание пород животных и сортов растений. Разнообразие и продуктивность культурных растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Методы селекции. Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. Биотехнология.

Лабораторные и практические работы.

Решение генетических задач.

Построение вариационного ряда и вариационной кривой

Описание фенотипа комнатных растений.

Сравнительная характеристика пород (сортов)

Итоговое повторение (5 часов)

Основные свойства живой материи. Возникновение жизни на Земле. Химическая организация клетки. Строение и функции клетки. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Генетика. Селекция.

Знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;)

Уметь:

  • приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

11 класс (102ч, 3чвнеделю)

«Биология: Общая биология. Профильный уровень. 11 класс

Авторы: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова

Введение 1ч.

Эволюционное изучение 25 ч.

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез.

Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза.

Главные направления эволюционного процесса.

Современное состояние эволюционной теории. Методологическое значение эволюционной теории. Значение эволюционной теории в практической деятельности человека. Дарвинизм. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая ин­дивидуальная изменчивость и избыточная числен­но.Основные закономерности эволюции.Макроэволюция .Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация

  • живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования;
  • примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза;
  • схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные работы:

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Приспособленность организмов к среде обитания.

Ароморфозы и идиоадаптации.

Требования к уровню подготовки обучающихся:Знать история эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка,эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции.

Возникновение и развитие жизни на Земле 15ч.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации Основные черты эволюции животного и растительного мира.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Демонстрация.

Схемы развития царств живой природы.

Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

живых организмов.

Демонстрация

  • окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах;
  • репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Требования к уровню подготовки обучающихся:Знатьроль изменчивости в эволюционном процессе. Факторы эволюции.

Пути и направления эволюционного процесса. Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Антропогенез (11ч)

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homosapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Демонстрация

  • моделей скелетов человека и позвоночных животных;
  • модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.

Требования к уровню подготовки обучающихся:Знать роль изменчивости в эволюционном процессе. Факторы эволюции.

Пути и направления эволюционного процесса. Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Биосфера, её состояние и эволюция 35ч.

Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Биотические факторы среды. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Смена биоценозов.

Демонстрация

  • таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы;
  • схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;
  • влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
  • модели-аппликации «Биосфера и человек»;
  • карт заповедников нашей страны.

Лаб. раб. «Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов.»

Требования к уровню подготовки обучающихся:Знатьбиосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода и азота).Роль живых организмов в биосфере.

 

Повторение материала за 10класс (17ч)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование.

«Биология: Общая биология. Профильный уровень. 10 класс

Авторы: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова

(102 часа/ 3 раза в неделю)

 

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

 

 

1

2

3

4

 

 

Введение.

2

 

 

  1. 1.

Биология как наука.

1

Лекция-беседа

 

 

  1. 2.

Методы исследования в науке.

1

УО

 

 

Глава 1. Многообразие живого мира

3

 

 

 

  1. 3.

Уровни организации живой материи.

1

ФО

 

 

  1. 4.

Критерии живых систем.

1

Т

 

 

  1. 5.

Обобщение по теме.

1

СР, УО

 

 

Раздел II. Учение о клетке.

40

 

 

 

Глава 3. Химическая организация клетки

15

 

 

 

  1. 6.

Неорганические вещества в составе клетки.

1

УО

 

 

  1. 7.

Углеводы.

1

УО

 

 

  1. 8.

Жиры и липоиды.

 

1

ФО

 

 

  1. 9.

Биологические полимеры - белки. Функции белков.

2

ФО

 

 

  1. 10.

Нуклеиновые кислоты. РНК. Генетический код.

2

ФО

 

 

  1. 11.

Атф

1

ПО

 

 

  1. 12.

Семинар1 по теме: «Химическая организация клетки»

1

ВК,СК

 

 

  1. 13.

Семинар2 по теме: «Химическая организация клетки»

1

ВК,СК

 

 

  1. 14.

Семинар3 по теме: «Химическая организация клетки» Л.р.1 Изучение каталитической активности ферментов.

1

ВК,СК

 

 

  1. 15.

Устный зачет по теме «Химическая организация клетки».

1

зачет

 

 

  1. 16.

Контрольный тест

1

Т

 

 

  1. 17.

Решение задач по биохимии

П Р

 

 

Глава 5. Строение и функции клеток

15

 

 

 

  1. 18.

Прокариотическая клетка.

1

Л

 

 

  1. 19.

Эукариотическая клетка.

1

ФО

 

 

  1. 20.

Наружние структуры клетки.

1

ФО

 

 

  1. 21.

Органоиды эукариотической клетки.

2

УО

 

 

  1. 22.

Клеточное ядро.

1

УО

 

 

  1. 23.

Хромосомный набор клетки.

1

ФО

 

 

  1. 24.

Деление клеток.

1

ПО

 

 

  1. 25.

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

Л

 

 

  1. 26.

Лабораторный практикум.

Л.р.2Особенности строения растительной, грибной и животной клетки.

Л.р.3Изучение плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке

Л.р.4Изучение фаз митоза в клетках корешка лука

2

ПР

 

 

  1. 27.

Семинар1 по теме: «Строение и функции клеток»

1

ВК,СК

 

 

  1. 28.

Семинар2 по теме: «Строение и функции клеток»

1

ВК,СК

 

 

  1. 29.

Семинар3 по теме: «Строение и функции клеток»

1

ВК,СК

 

 

  1. 30.

Зачет по теме «Строение и функции клеток».

1

зачет

 

 

  1. 31.

Тестирование по теме: «Строение и функции клеток»

1

Т

 

 

Глава 4. Метаболизм

10

 

 

 

  1. 32.

Метаболизм – основа существования живых организмов

1

УО

 

 

  1. 33.

Катаболизм.

1

УО

 

 

  1. 34.

Фотосинтез.

1

УО

 

 

  1. 35.

Хемосинтез.

1

УО

 

 

  1. 36.

Анаболизм. Биосинтез белка

1

УО

 

 

  1. 37.

Семинар1 по теме: «Метаболизм»

1

ВК,СК

 

 

  1. 38.

Семинар2 по теме: «Метаболизм»

1

ВК,СК

 

 

  1. 39.

Семинар3 по теме: «Метаболизм»

1

ВК,СК

 

 

  1. 40.

Зачет по теме.

1

Т

 

 

  1. 41.

Контрольный тест

1

Т

 

 

Раздел III. Размножение и развитие организмов.

14

 

 

 

Глава 6. Размножение организмов

3

 

 

 

  1. 42.

Бесполое размножение.

1

УО

 

 

  1. 43.

Половое размножение

1

ФО

 

 

  1. 44.

Мейоз.

1

Т

 

 

Глава 7Индивидуальное развитие организмов

 

  1. 45.

Онтогенез.Краткие исторические сведения.

1

СР, ФО

 

 

  1. 46.

Эмбриональный период развития.

1

зачет

 

 

  1. 47.

Эмбриогенез.

1

ФО

 

 

  1. 48.

Постэмбриональное развитие

1

ФО

 

 

  1. 49.

Биогенетический закон.

1

ПО

 

 

  1. 50.

Развитие организмов и окружающая среда.

1

ФО

 

 

  1. 51.

Семинар1 по теме: «Индивидуальное развитие организмов»

1

УО

 

 

  1. 52.

Семинар2 по теме: «Индивидуальное развитие организмов»

1

Б

 

 

  1. 53.

Семинар3 по теме: «Индивидуальное развитие организмов»

1

УО

 

 

  1. 54.

Зачет по теме «Индивидуальное развитие организмов».

1

УО

 

 

  1. 55.

Тестирование по теме: «Индивидуальное развитие организмов»

1

Т

 

 

Раздел IV. Основы генетики и селекции.

41

 

 

 

Глава 8. Основные понятия генетики

 

 

 

  1. 56.

Основные понятия генетики

1

ФО

 

 

Глава 9. Закономерности наследования признаков

20

 

 

 

  1. 57.

Гибридологический метод изучения наследования признаков

1

Л

 

 

  1. 58.

Первый закон Менделя.

1

ФО

 

 

  1. 59.

Второй закон Менделя.

1

ФО

 

 

  1. 60.

Цитологические основы законов Менделя. Закон чистоты гамет.

1

ФО

 

 

  1. 61.

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования.

1

ПР

 

 

  1. 62.

Решение задач на моно-,дигибридное скрещивание

1

ПР

 

 

  1. 63.

Анализирующее скрещивание.

1

СР

 

 

  1. 64.

Хромосомная теория наследственности.

1

ФО

 

 

  1. 65.

Решение задач на промежуточное наследование и анализирующее скрещивание.

1

ПР

 

 

  1. 66.

Сцепленное наследование генов.

1

УО

 

 

  1. 67.

Решение задач на сцепленное наследование

1

ПР

 

 

  1. 68.

Генетика пола. Наследование признаков, связанных с полом.

1

УО

 

 

  1. 69.

Решение задач на сцепление с полом

1

ПР

 

 

  1. 70.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов

1

ФО

 

 

  1. 71.

Взаимодействие неаллельных генов.

1

УО

 

 

  1. 72.

Решение задач на взаимодействие генов

2

ПР

 

 

  1. 73.

Генетика человека. Л.Р.: Составление родословных.

ПР

 

 

  1. 74.

Зачет  по теме «Закономерности наследования признаков».

1

УО

 

 

  1. 75.

С.Р. генетические задачи

1

Т

 

 

Глава 10. Закономерности изменчивости

9

 

 

 

  1. 76.

Наследственная изменчивость.

1

УО

 

 

  1. 77.

Классификация мутаций.

2

ФО

 

 

  1. 78.

Фенотипическая изменчивость.

1

ИО

 

 

  1. 79.

Лр:Описание фенотипа комнатных растений

1

ЛР

 

 

  1. 80.

Норма реакции.Лр: Построение вариационного ряда и вариационной кривой

1

ПР

 

 

  1. 81.

Изучение изменчивости растений и животных.

1

ИО

 

 

  1. 82.

Семинар по теме.

1

СК,ВК

 

 

  1. 83.

Тест по теме «Закономерности изменчивости».

1

Т

 

 

Глава 11. Основы селекции

11

 

 

 

  1. 84.

Создание пород животных и сортов растений. Разнообразие и продуктивность культурных растений.

1

УО

 

 

  1. 85.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

ФО

 

 

  1. 86.

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости

1

ФО

 

 

  1. 87.

Методы селекции

1

ФО

 

 

  1. 88.

Селекция растений и животных

1

УО

 

 

  1. 89.

Л.РСравнительная характеристика пород (сортов)

1

ПР

 

 

  1. 90.

Селекция микроорганизмов.

1

УО

 

 

  1. 91.

Достижения и основные направления современной селекции.

1

ПР

 

 

  1. 92.

Биотехнология

1

СР

 

 

  1. 93.

Cсеминар  по теме

1

ВК, СК

 

 

  1. 94.

тест

Т,

 

 

Раздел V. Итоговое повторение

5

 

 

 

  1. 95.

Основные свойства живой материи

1

ФО

 

 

  1. 96.

Химическая организация клетки.

1

ФО

 

 

  1. 97.

Метаболизм

1

ФО

 

 

  1. 98.

Строение и функции клетки.

1

ФО

 

 

  1. 99.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

1

ФО

 

 

ИТОГО

102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование.

«Биология: Общая биология. Профильный уровень. 11 класс

Авторы: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова

Наименование раздела программы

Всего часов

Тема урока

Количество часов

Форма контроля

1

Введение

1

Изучение общих биологических закономерностей

1

УО

2

Эволюция

8

Эволюционное представление до Ч. Дарвина. Возникновение учения Дарвина.

1

УО

3

Основные положения теории Дарвина. Движущие силы эволюции.

1

ФО

4

Возникновение синтетической теории эволюции.

1

УО

5

Доказательства эволюции органического мира (Морфологические, эмбриологические).

1

УО

6

Доказательства эволюции органического мира (Палеонтологические, биогеографические, молекулярные).

1

УО

7

Вид. Популяция.

1

ПО

8

Критерии вида.

1

УО

9

Обобщение.

1

Т

10

Механизмы эволюционного процесса.

17

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

1

УО

11

Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида».

1

СР

12

 

 

Естественный отбор –направляющий фактор эволюции.

1

УО

13

Межвидовая борьба. Эффективность отбора.

1

УО

14

Формы естественного отбора.

1

ФО

15

Стабилизирующая форма отбора.

1

УО

16

Искусственный отбор.

1

ФО

17

Дрейф генов – фактор эволюции.

1

УО

18

Изоляция – эволюционный фактор.

1

УО

19

Приспособленность – результат действия факторов эволюции.

1

ФО

20

Совершенство приспособлений и их относительный характер.

1

УО

21

Лабораторная работа «Приспособленность организмов к среде обитания».

1

СР

22

Видообразование.

1

ПО

23

 

Основные направления эволюционного процесса.

1

УО

24

Идиоадаптация.

Общая дегенерация.

1

УО

25

Лабораторная работа «Ароморфозы и идиоадаптации».

1

СР

26

Обобщение.

1

Т

27

Возникновение жизни на Земле.

3

Развитие представлений о возникновении жизни.

1

УО

28

Современные взгляды на возникновение жизни.

1

ФО

29

Обобщение.

1

УО

30

Развитие жизни на Земле.

12

Развитие жизни в криптозое (Архей).

1

ФО

31

Развитие жизни в криптозое (Протерозой).

1

УО

32

Развитие жизни в раннем палеозое.

1

ПК

33

Развитие жизни в позднем палеозое.

1

УО

34

Развитие жизни в мезозое (Триас).

1

УО

35

Развитие жизни в мезозое (Юра, мел).

1

ПК

36

Развитие жизни в кайнозое.

1

УО

37

Многообразие органического мира.

1

УО

38

Принципы систематики.

1

ФО

39

Классификация организмов.

1

ФО

40

Клеточная форма. Эукариоты.

1

УО

41

Обобщение.

1

Т

42

Происхождение человека.

11

Происхождение человека.

1

УО

43

Ближайшие "родственники" человека среди животных.

1

УО

44

Эволюция приматов.

1

УО

45

Австралопитеки – предки человека разумного?

1

УО

46

Первые представители рода Homo (человек умелый).

1

УО

47

Первые представители рода Homo(чело-век прямоходящий).

1

УО

48

 

 

Появление человека разумного.

1

ПО

49

Кроманьонцы.

1

УО

50

Факторы эволюции человека.

1

УО

51

Человеческие расы.

1

ПО

52

Обобщение.

1

Т

53

Экосистемы.

19

Предмет экологии. Экологические факторы среды.

1

УО

54

 

Взаимодействие популяций разных видов.

1

ПО

55

Мутуализм.Нетрализм.Коминсализм.

1

УО

56

Понятие о сообществе и экосистеме.

1

ПО

57

Примеры экосистем.

1

УО

58

Законы организации экосистем

 

УО

59

Законы биологической продуктивности

 

УО

60

Поток энергии и цепи питания.

1

ФО

61

Продукция экосистем.

1

ФО

62

Свойства экосистем.

1

ПО

63

Смена экосистем.

1

УО

64

Смена экосистем под воздействием человека

1

УО

65

Агроценозы.

1

ПК

66

Отличия агроценозов от биоцонозах.

1

ПК

67

Экология и практическая деятельность человека.

1

УО

68

Экология как научная основа природопользования

1

УО

69

Применение экологических знаний в практической деятельности человека.

1

ФО

70

Применение экологических знаний в рыболовстве и рыбоводстве.

1

УО

71

Обобщение по теме: «Экосистемы».

 

1

Т

72

Понятия о биосфере.

7

Состав и функции биосферы

1

УО

73

Распространение жизни в биосфере.

1

УО

74

Круговорот углерода

 

1

УО

75

Круговорот азота

1

ПО

76

Биогеохимические процессы в биосфере

 

УО

77

Обобщение по теме: «Биосфера»

1

ФО

78

Влияние деятельности человека на биоценозы. Ноосфера.

1

ФО

79

 

 

 

 

Биосфера и человек.

Ноосфера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение материала 10 класса

7

Природные ресурсы и их использование. Проблемы рационального пользования, охраны природы.

1

УО

80

Глобальные экологические проблемы.

1

ПО

81

Заказники, заповедники, памятники природы.

1

УО

82

Работа над проектами по теме: «Глобальные экологические проблемы. Охрана природы.»

1

УО

83

Бионика. Биономика как передовая экономическая теория. Формы живого в природе и их промышленные аналоги

1

УО

84

17

Обобщение по теме: «Биосфера и человек.»

1

УО

85

Зачет

1

УО

86

Химический состав клетки.

1

ПО

87

Тест: «Химический состав клетки»

1

УО

88

Структура клетки.

1

УО

89

Типы организации живых организмов.

1

УО

90

Тест: «Структура клетки.»

1

УО

91

Обмен веществ и превращение энергии.

1

УО

92

Пластический обмен.

1

ФО

93

Тест: «обмен веществ и энергии»

1

ФО

94

Размножение и индивидуальное развитие организмов

1

УО

95

 

Основные понятия генетики. Тест: «индивидуальное развитие организмов."

1

ПО

96

Решение задач.

1

УО

97

Закономерности изменчивости

1

Т

98

Методы современной селекции.

1

ФО

99

Особенности селекции растений и животных.

1

ФО

100

Методы биотехнологии

1

УО

101

Тест: «генетика и селекция»

1

УО

102

Обобщение материала за 11 класс

2

УО

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

Знать и понимать:

  • основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере);
  • действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы;
  • особенности вида и экосистем (структура);
  • причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.

Уметь (владеть способами деятельности):

  • приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции;
  • приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
  • оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере;
  • аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас;
  • выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами;
  • устанавливать взаимосвязи: движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • правильно использовать составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • исследовать, изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
  • самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.

 

Литература и средства обучения.

Основные источники:

Планирование составлено на основе Программы среднего (полного) общего образования по биологии. Х-ХI классы, автор В.В.Пасечник, Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев; Москва, Дрофа, 2002 год.

Учебник: «Общая биология», А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, Москва, «Дрофа»,2012  год.

 

 

Дополнительные источники:

  1. Ардатовский Т.Д. Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами для подготовки к единому государственному экзамену по биологии. 1 и 2 части. Изд-во «Учитель», Волгоград,2003..
  2. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н., «Эволюция органического мира» (Факультативный курс) , 1991 г.
  3. Кучменко В.С., Г.С.Калинова и др. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии», Москва, «Дрофа» 2001.
  4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., «Основы биологии», курс для самообразования, 1992г.
  5. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., «Общая биология», учебное пособие, Москва, «Высшая школа»,1986.
  6. Мишина Н.В. «Задания по общей биологии для самостоятельной работы по общей биологии», пособие для учащихся, Москва, «Просвещение»,1980.
  7. Реймерс Н.Ф., «Популярный биологический словарь», 1991 г
  8. Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 классы». Методическое пособие. Москва, «Дрофа», 2001.

9. Т. И. Чайка. Поурочные планы /Волгоград, изд. «Учитель» 2005

10. И. Н. Пименова, А. В. Пименов. Лекции по общей биологии /Саратов,           изд. «Лицей» 2003

11. Мухамеджанов И.Р. Тесты, блицопросы по общей биологии: 10 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007

12. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному  экзамену: Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.

13.Интернет – ресурсы;

www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»;

www.bio.nature.ru – научные новости биологии;

www.tanya..ru – сайт для учителей биологии.

14.Журнал Биология в школе

15.    Общая биология  . «1С»  фирма

16.    Попов А.В. «Занимательная биология»-М.: Просвещение, 2010г.

17.    Видиофильмы

18.    Таблицы

19.    Презентации

20.    Наглядный материал

21.    Демонстрационный материал

22.    Коллекции

23.    Доступ Интернет

Календарно-тематическое планирование.

«Биология: Общая биология. Профильный уровень. 10 класс

Авторы: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова

(102 часа/ 3 раза в неделю)

 

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

Дата

 

По плану

Фактич

 

1

2

3

6

4

5

 

Введение.

2

 

1

Биология как наука.

1

Лекция-беседа

 

2

Методы исследования в науке.

1

УО

 

Глава 1. Многообразие живого мира

3

 

 

 

3

Уровни организации живой материи.

1

ФО

 

4

Критерии живых систем.

1

Т

 

5

Обобщение по теме.

1

СР, УО

 

Раздел II. Учение о клетке.

40

 

 

 

Глава 3. Химическая организация клетки

15

 

 

 

6

Неорганические вещества в составе клетки.

1

УО

 

7

Углеводы.

1

УО

 

8

Жиры и липоиды.

 

1

ФО

 

9

Биологические полимеры - белки. Функции белков.

2

ФО

 

10

Нуклеиновые кислоты. РНК. Генетический код.

2

ФО

 

11

Атф

1

ПО

 

12

Семинар1 по теме: «Химическая организация клетки»

1

УО

 

13

Семинар2 по теме: «Химическая организация клетки»

1

УО

 

14

Семинар3 по теме: «Химическая организация клетки» Л.р.1 Изучение каталитической активности ферментов.

1

УО

 

15

Устный зачет по теме «Химическая организация клетки».

1

зачет

 

16

Контрольный тест

1

Т

 

17

Решение задач по биохимии

ПР

 

Глава 5. Строение и функции клеток

15

 

 

 

18

Прокариотическая клетка.

1

Л

 

19

Эукариотическая клетка.

1

ФО

 

20

Наружние структуры клетки.

1

ФО

 

21

Органоиды эукариотической клетки.

2

УО

 

22

Клеточное ядро.

1

Т

 

23

Хромосомный набор клетки.

1

ФО

 

24

Деление клеток.

1

УО

 

25

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

Л

 

26

Лабораторный практикум.

Л.р.2Особенности строения растительной, грибной и животной клетки.

Л.р.3Изучение плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке

Л.р.4Изучение фаз митоза в клетках корешка лука

2

ПР

 

27

Семинар1 по теме: «Строение и функции клеток»

1

ВК,СК

 

28

Семинар2 по теме: «Строение и функции клеток»

1

ВК,СК

 

29

Семинар3 по теме: «Строение и функции клеток»

1

ВК,СК

 

30

Зачет по теме «Строение и функции клеток».

1

зачет

 

31

Тестирование по теме: «Строение и функции клеток»

1

Т

 

Глава 4. Метаболизм

10

 

 

 

32

Метаболизм – основа существования живых организмов

1

УО

 

33

Катаболизм.

1

УО

 

34

Фотосинтез.

1

ФО

 

35

Хемосинтез.

1

УО

 

36

Анаболизм. Биосинтез белка

1

УО

 

37

Семинар1 по теме: «Метаболизм»

1

УО

 

38

Семинар2 по теме: «Метаболизм»

1

ВК,СК

 

39

Семинар3 по теме: «Метаболизм»

1

ВК,СК

 

40

Зачет по теме.

1

ЗАЧЕТ

 

41

Контрольный тест

1

Т

 

Раздел III. Размножение и развитие организмов.

14

 

 

Глава 6. Размножение организмов

3

 

 

42

Бесполое размножение.

1

УО

 

43

Половое размножение

1

ФО

 

44

Мейоз.

1

Т

 

Глава 7Индивидуальное развитие организмов

 

45

Онтогенез.Краткие исторические сведения.

1

СР, ФО

 

46

Эмбриональный период развития.

1

зачет

 

47

Эмбриогенез.

1

Б

 

48

Постэмбриональное развитие

1

ФО

 

49

Биогенетический закон.

1

К

 

50

Развитие организмов и окружающая среда.

1

ФО

 

51

Семинар1 по теме: «Индивидуальное развитие организмов»

1

ИО

 

52

Семинар2 по теме: «Индивидуальное развитие организмов»

1

Б

 

53

Семинар3 по теме: «Индивидуальное развитие организмов»

1

ИО

 

54

Зачет по теме «Индивидуальное развитие организмов».

1

ЗАЧЕТ

 

55

Тестирование по теме: «Индивидуальное развитие организмов»

1

Т

 

Раздел IV. Основы генетики и селекции.

41

 

 

Глава 8. Основные понятия генетики

 

 

56

Основные понятия генетики

1

ФО

 

Глава 9. Закономерности наследования признаков

20

 

 

 

57

Гибридологический метод изучения наследования признаков

1

УО

 

58

Первый закон Менделя.

1

УО

 

59

Второй закон Менделя.

1

УО

 

60

Цитологические основы законов Менделя. Закон чистоты гамет.

1

УО

 

61

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования.

1

УО

 

62

Решение задач на моно-,дигибридное скрещивание

1

ПР

 

63

Анализирующее скрещивание.

1

СР

 

64

Хромосомная теория наследственности.

1

ФО

 

65

Решение задач на промежуточное наследование и анализирующее скрещивание.

1

ПР

 

66

Сцепленное наследование генов.

1

УО

 

67

Решение задач на сцепленное наследование

1

ПР

 

68

Генетика пола. Наследование признаков, связанных с полом.

1

ПР

 

69

Решение задач на сцепление с полом

1

ПР

 

70

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов

1

ФО

 

71

Взаимодействие неаллельных генов.

1

УО

 

72

Решение задач на взаимодействие генов

2

ПР

 

73

Генетика человека. Л.Р.5 Составление родословных.

ПР

 

74

Зачет  по теме «Закономерности наследования признаков».

1

УО

 

75

С.Р. генетические задачи

1

Т

 

Глава 10. Закономерности изменчивости

9

 

 

76

Наследственная изменчивость.

1

УО

 

77

Классификация мутаций.

2

УО

 

78

Фенотипическая изменчивость.

1

УО

 

79

Л.р.Описание фенотипа комнатных растений

1

ПР

 

80

Норма реакции. Лр7 Построение вариационного ряда и вариационной кривой

1

ПР

 

81

Изучение изменчивости растений и животных.

1

ИО

 

82

Семинар по теме

1

СК

 

83

Тест по теме «Закономерности изменчивости».

1

Т

 

Глава 11. Основы селекции

11

 

 

 

84

Создание пород животных и сортов растений. Разнообразие и продуктивность культурных растений.

1

УО

 

85

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

ФО

 

86

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости

1

ФО

 

87

Методы селекции

1

ФО

 

88

Селекция растений и животных

1

ФО

 

89

Л.Р8Сравнительная характеристика пород (сортов)

1

П

 

90

Селекция микроорганизмов.

1

УО

 

91

Достижения и основные направления современной селекции.

1

УО

 

92

Биотехнология

1

СР

 

93

Cеминар  по теме

1

ВК

 

94

тест

Т

 

Раздел V. Итоговое повторение

5

 

 

 

 

95

Основные свойства живой материи

1

ФО

 

96

Химическая организация клетки.

1

ФО

 

97

Метаболизм

1

ФО

 

98

Строение и функции клетки.

1

ФО

 

99

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

1

ФО

 

ИТОГО

102

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

«Биология: Общая биология. Профильный уровень. 11 класс

Авторы: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова

(102 часа/ 3 раза в неделю)

Тема урока

Коли-чество часов

Дата проведения

Форма контроля

план

факт

 

Введение

 

 

 

 

1

Изучение общих биологических закономерностей

1

4.09

 

УО

 

Эволюция

 

 

 

 

2

Эволюционное представление до Ч. Дарвина. Возникновение учения Дарвина.

1

5.09

 

ФО

3

Основные положения теории Дарвина. Движущие силы эволюции.

1

7.09

 

УО

4

Возникновение синтетической теории эволюции.

1

11.09

 

УО

5

Доказательства эволюции органического мира (Морфологические, эмбриологические).

1

12.09

 

УО

6

Доказательства эволюции органического мира (Палеонтологические, биогеографические, молекулярные).

1

14.09

 

ПО

7

Вид. Популяция.

1

18.09

 

УО

8

Критерии вида.

1

19.09

 

Т

9

Обобщение по теме: «Эволюция.»

1

21.09

 

УО

 

Механизмы эволюционного процесса.

 

 

 

 

10

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

1

25.09

 

УО

11

Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида».

1

26.09

 

УО

12

Естественный отбор –направляющий фактор эволюции.

1

28.09

 

ФО

13

Межвидовая борьба. Эффективность отбора.

 

2.10

 

УО

14

Формы естественного отбора.

1

3.10

 

ФО

15

Стабилизирующая форма отбора.

1

5.10

 

УО

16

Искусственный отбор.

1

9.10

 

УО

17

Дрейф генов – фактор эволюции.

1

10.10

 

ФО

18

Изоляция – эволюционный фактор.

1

12.10

 

УО

19

Приспособленность – результат действия факторов эволюции.

1

16.10

 

СР

20

Совершенство приспособлений и их относительный характер.

1

17.10

 

ПО

21

Лабораторная работа «Приспособленность организмов к среде обитания».

1

19.10

 

УО

22

Видообразование.

1

23.10

 

УО

23

Основныенаправле-ния эволюционного процесса.

1

24.10

 

СР

24

Идиоадаптация.

Общая дегенерация.

1

26.10

 

Т

25

Лабораторная работа «Ароморфозы и идиоадаптации».

1

30.10

 

УО

26

Обобщение по теме: «Механизмы эволюционного процесса.»

1

31.10

 

ФО

 

Возникновение жизни на Земле.

 

 

 

 

27

Развитие представлений о возникновении жизни.

1

9.11

 

ФО

28

Современные взгляды на возникновение жизни.

1

13.11

 

УО

29

Обобщение по теме: «Возникновение жизни на Земле.»

1

14.11

 

ПК

 

Развитие жизни на Земле.

 

 

 

 

30

Развитие жизни в криптозое (Архей).

1

16.11

 

УО

31

Развитие жизни в криптозое (Протерозой).

1

20.11

 

ПК

32

Развитие жизни в раннем палеозое.

1

21.11

 

УО

33

Развитие жизни в позднем палеозое.

1

23.11

 

УО

34

Развитие жизни в мезозое (Триас).

1

27.11

 

ФО

35

Развитие жизни в мезозое (Юра, мел).

1

28.11

 

ФО

36

Развитие жизни в кайнозое.

1

30.11

 

УО

37

Многообразие органического мира.

1

4.12

 

Т

38

Принципы систематики.

1

5.12

 

УО

39

Классификация организмов.

1

7.12

 

УО

40

Клеточная форма. Эукариоты.

1

11.12

 

УО

41

Обобщение по теме: «Развитие жизни на Земле.»

1

12.12

 

УО

 

Происхождение человека.

 

 

 

 

42

Происхождение человека.

1

14.12

 

УО

43

Ближайшие "родственники" человека среди животных.

1

18.12

 

ПО

44

Эволюция приматов.

1

19.12

 

УО

45

Австралопитеки – предки человека разумного?

1

21.12

 

УО

46

Первые представи-тели рода Homo (человек умелый).

1

25.12

 

ПО

47

Первые представи-тели рода Homo(чело-век прямоходящий).

1

26.12

 

Т

48

Появление человека разумного.

1

28.12

 

УО

49

Кроманьонцы.

1

11.01

 

ПО

50

Факторы эволюции человека.

1

15.01

 

УО

51

Человеческие расы.

1

16.01

 

ПО

52

Обобщение по теме: «Происхождение человека.»

1

18.01

 

УО

 

Экосистемы.

 

 

 

 

53

Предмет экологии. Экологические факторы среды.

1

22.01

 

УО

54

Взаимодействие популяций разных видов.

1

23.01

 

ФО

55

Мутуализм.Нетрализм.Коминсализм.

1

25.01

 

ФО

56

Понятие о сообществе и экосистеме.

1

29.01

 

ПО

57

Примеры экосистем.

1

30.01

 

УО

58

Законы организации экосистем

 

1.02

 

УО

59

Законы биологической продуктивности

 

5.02

 

ПК

60

Поток энергии и цепи питания.

1

6.02

 

ПК

61

Продукция экосистем.

1

8.02

 

УО

62

Свойства экосистем.

1

12.02

 

УО

63

Смена экосистем.

1

13.02

 

ФО

64

Смена экосистем под воздействием человека

1

15.02

 

УО

65

Агроценозы.

1

19.02

 

Т

66

Отличия агроценозов от биоцонозах.

1

20.02

 

УО

67

Экология и практическая деятельность человека.

1

22.02

 

УО

68

Экология как научная основа природопользования

 

26.02

 

УО

69

Применение экологических знаний в практической деятельности человека.

1

27.02

 

ПО

70

Применение экологических знаний в рыболовстве и рыбоводстве.

1

1.03

 

УО

71

Обобщение по теме: « Экосистемы».

 

1

4.03

 

ФО

 

Понятия о биосфере.

 

 

 

 

72

Состав и функции биосферы.

1

5.03

 

УО

73

Распространение жизни в биосфере.

1

8.03

 

ПО

74

Круговорот  углерода

 

1

11.03

 

УО

75

Круговорот

Азота.

1

12.03

 

УО

76

Биогеохимические процессы в биосфере.

 

15.03

 

УО

77

Обобщение по теме: «Биосфера»

1

18.03

 

УО

78

Влияние деятельности человека на биоценозы. Ноосфера.

1

19.03

 

УО

 

Биосфера и человек. Ноосфера.

 

 

 

 

79

Природные ресурсы и их использование. Проблемы рационального природопользования, охраны природы

1

1.04

 

УО

80

Глобальные экологические проблемы

 

2.04

 

УО

81

Заповедники, заказники, памятники природы.

1

5.04

 

УО

82

Работа над проектами по теме: «Глобальные экологические проблемы. Охрана природы»

1

8.04

 

УО

83

Бионика. Биономика как передовая экономическая теория. Формы живого в природе и их промышленные аналоги

1

9.04

 

УО

84

Обобщение темы «Биосфера и человек»

1

12.04

 

ФО

85

Зачет

1

15.04

 

ФО

 

Повторение материала 10 класса

 

86

Химический состав клетки.

1

16.04

 

УО

87

Тест: «Химический состав клетки»

1

19.04

 

ПО

88

Структура клетки.

1

22.04

 

УО

89

Типы организации живых организмов.

1

23.04

 

Т

90

Тест: «Структура клетки.»

1

26.04

 

ФО

91

Обмен веществ и превращение энергии.

1

29.04

 

ФО

92

Пластический обмен.

1

30.04

 

УО

93

Тест: «обмен веществ и энергии»

1

3.05

 

УО

94

Размножение и индивидуальное развитие организмов

1

6.05

 

УО

95

 

Основные понятия генетики. Тест: «индивидуальное развитие организмов."

1

7.05

 

т

96

Решение задач.

1

10.05

 

ПР

97

Закономерности изменчивости.

1

13.05

 

УО

98

Методы современной селекции.

1

14.05

 

УО

99

Особенности селекции растений и животных.

1

17.05

 

ФО

100

Методы биотехнологии

1

20.05

 

УО

101

Тест: «генетика и селекция»

1

21.05

 

Т

102

Обобщение материала за 11 класс

1

24.05

 

УО