ГЕОГРАФИЯ 10-11 КЛАСС PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
30.06.14 12:20

Пояснительная записка.

 

Главная цель: дать общее представление о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения.

Изучение  географии  10-11 классах направлено на достижение следующих задач:

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

­           Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

­          Законом Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

­          приказом Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

­          приказом Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

­          постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);

­          Приказ №1067 от 19 декабря 2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

Сведения о программе:

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии, авторской программы по географии (6-10 классы) под редакцией И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:

Реализация предложенной программы обеспечивает выполнение требований государственного образовательного стандарта, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта, основного общего образования, определяет базовый уровень содержания и объём часов, отвечает требованиям Министерства образования.

Изменения, внесенные в примерную и авторские программы, нацелены на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; передавать информацию; планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать.В своей программе курс экономической и социальной географии мира для 10 класса  я разбил  на два года обучения в 10 и 11 классах по одному часу в неделю, согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Определение места и роли учебного курса:

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Информация о количестве часов:

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах по 1 часу. В том числе на проведение практических работ в 10 классе отводится 12 часов, контрольных работ – 6, в 11 классе  практических работ – 9.  Контрольные работы проводятся в виде тестирования. В 11 классе планируется вместо контрольных работ уроки обобщения материала,  уроки-семинары, защита проектов.

Формы организации образовательного процесса:

классно-урочная: урок,  зачет, консультация, практическая работа, лекции, семинар.

Групповая: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые

творческие задания, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

Индивидуальная: работа с литературой или электронными источниками

информации, письменные упражнения; выполнение индивидуальных заданий, творческих работ.

Технологии обучения:

технология уровней дифференциации, информационно-коммуникационные технологии,

проектное обучение, проблемное обучение, игровые технологии, развивающее обучение,

индивидуальная работа со слабоуспевающими, здоровьесберегающие технологии.

Механизмы  формирования ключевых компетенций обучающихся:

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, формирование умений различать факты, причины, следствия;

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

Виды и формы контроля:

Устный опрос (УО), письменный опрос (ПО), тестирование (Т),   беседа (Б), семинар ( С),

фронтальный опрос (ФО), работа с  картой( К) ,   самостоятельная работа (СР), контрольная работа (КР), практическая работа (ПР), групповой контроль( ГК), разработка проекта ( РП).

 

Планируемый уровень подготовки выпускников:

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение  сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Результаты обучения:

Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне занимает рубрика «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Формирование умений предусматривает также применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены практико-ориентированные умения, необходимые, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Информация об используемом учебнике:

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира 10 кл., М., Просвещение, 2010.

Экономическая и социальная география мира – общественная географическая наука. Она изучает развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом, в  отдельных регионах и странах.

Учебник состоит из трех частей. Первая из них посвящена общей, вторая – региональной экономико-географической и социально-географической характеристике мира. Третья часть посвящена характеристике глобальных проблем человечества, цель которой – обобщение знаний.

Содержание рабочей программы 10 класс

Введение (1 ч)

Предмет и структура экономической и социальной географии мира, уровни и методы её изучения. Источники географических знаний. Н.Н. Баранский и А.И. Витвер - основоположники отечественной  экономической и социальной географии зарубежных стран.

Общая экономическая и социальная география мира (29 часов)

Современная политическая карта мира (5 часов)

Политическая карта мира. Основные этапы формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в новейший период.

Многообразие стран современного мира. Дифференциации стран современного мира: географическая, политическая; экономическая и социальная. Типы стран современного мира. Крупнейшие станы мира по площади территории и численности населения. Виды стран по географическому положению: приморские, внутриконтинентальные, полуостровные, островные, страны-архипелаги. Типология стран по уровню экономического развития: развитые (страны ”Большой Семёрки”, малые высокоразвитые страны Европы, страны переселенческого капитализма ), социалистические страны, страны с переходным типом экономики, развивающиеся страны ( ключевые, новые индустриальные, нефтеэкспортирующие, отстающие в развитии, отсталые аграрные).

Политическая география. Государственное устройство стран. Зависимые (колонии ) и независимые (суверенные) страны. Страна. Государство. Виды стран по формам правления (монархия, республика, государство Британского Содружества) и административно-территориальному устройству (унитарные, федеративные, конфедерация). Виды монархий (конституционные, абсолютные, теократические) и республик (президентская и парламентская). Геополитика. Международные отношения. ”Горячие точки” планеты. Проблема сохранения мира и борьбы с международным терроризмом. Международные организации и их виды: универсальные, политические, военные и экономические. Крупнейшие универсальные, политические и военные международные организации: ООН, ОБСЕ, ЛАГ, ОАГ, НАТО. Страны - члены НАТО. Движение Неприсоединения. Неприсоединившиеся и нейтральные страны. Анализ политико-географического положения стран и регионов мира.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте стран различных типов.

2. Составление таблицы ”Государственный строй стран мира”.

3. Характеристика политико-географического положения одной из стран мира.

Учащиеся должны знать: основные географические понятия и термины:  государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации.

Учащиеся должны  уметь: наносить на контурную карту страны с  республиканской и монархической формой правления.

География мировых природных ресурсов.

Загрязнение и охрана окружающей среды.(8 часов)

Географическая оболочка и географическая среда. Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Виды природных ресурсов по исчерпаемости: исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые.

Минеральные ресурсы мира. Характерные черты размещения минеральных ресурсов. Страны – лидеры по запасам основных видов минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного и бурого угля, железных, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота, фосфорного сырья, калийных солей и алмазов. Сырьевая проблема человечества и пути её преодоления.

География важнейших видов неминеральных ресурсов.

Земельные и почвенные ресурсы мира. Структура земельного фонда мира, главных регионов и крупнейших стран. Эффективность территории. Проблемы опустынивания и эрозии почв.

Лесные ресурсы мира. Неравномерность распределения лесных ресурсов. Северный и Южный лесные пояса Земли. Страны - лидеры по запасам лесных ресурсов. Проблема обезлесения и пути её преодоления.

Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле. Водная проблема человечества и пути её решения. Гидроэнергетический потенциал мира и главных регионов. Страны-лидеры по запасам гидроэнергоресурсов.

Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их размещения.

Геотермальные ресурсы мира. Сейсмические и вулканические пояса Земли. Страны - лидеры по запасам геотермальных ресурсов.

Рекреационные ресурсы мира, их виды (природные и историко-культурные) и размещение. Крупнейшие рекреационные районы и центры мира.

Ресурсы Мирового океана, их виды (биологические, энергетические, минеральные, водные), особенности их размещения и использования.

Взаимодействие общества и природы. Природопользование и его виды: рациональное и нерациональное. Антропогенные ландшафты. Экологическая проблема человечества и пути её решения. Экологическая политика. Меры по рациональному природопользованию. Природные ресурсы и охрана окружающей среды.

Ресурсообеспеченность. Методы определения ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира важнейшими видами природных ресурсов.

Практические работы:

4. Определение ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

5. Составление картосхемы «Полезные ископаемые мира».

Учащиеся должны знать: ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Учащиеся должны  уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

География населения мира (6 часов)

Численность и размещение населения мира. Плотность населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Главные ареалы размещения населения мира. Страны с максимальными и минимальными показателями средней плотности населения.

Воспроизводство населения. Типы воспроизводства: современный и традиционный; их характерные черты и особенности географического распространения. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Демографическая проблема человечества. Демографический кризис и демографический взрыв. Демографическая политика в странах разных типов.

Структура населения мира. Половой состав населения мира, главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие. Возрастной состав населения и причины различий в возрастном составе населения в странах разных типов. Половозрастная пирамида и её виды ( стабильная, суженная и расширенная ) в странах различных типов.

Расовый и национальный (этнический) состав населения мира. Классификация народов по языковому признаку. Крупнейшие народы и языки мира. Государственный язык. Типы стран по национальному составу населения: однонациональные, двунациональные и многонациональные страны. Религиозный состав населения мира. Виды религий: мировые ( христианство, ислам и буддизм ) и национальные ( индуизм, синтоизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм, традиционные и языческие верования ). География крупнейших религий мира. Главные духовные центры мира. Проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений.

Особенности городского и сельского населения мира. Урбанизация, уровни и темпы урбанизации и их особенности в различных регионах и странах мира. Факторы, влияющие на уровень урбанизации. Ложная урбанизация. Субурбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Виды городских агломераций: моноцентрическая, полицентрическая и мегалополис. Мегалополисы мира. Виды сельского расселения ( групповое, рассеянное и кочевое ) и их географические аспекты.

Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов мира. Экономически активное население. Трудовая нагрузка населения в странах разных типов.

Миграции населения, их причины, виды и географические особенности. ”Утечка мозгов”. Страны с преобладанием эмиграции и иммиграции.

Практические работы:

6. Объяснение процессов воспроизводства населения двух стран или регионов мира.

7. Объяснение причин мировых миграционных процессов.

8. Определение и сравнение уровня урбанизации двух стран или территорий.

Учащиеся должны знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

Учащиеся должны  уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

НТР и мировое хозяйство.(5 часов)

Научно-техническая революция, её характерные черты и составные части. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии в период НТР.

Мировое хозяйство. Основные этапы формирования мирового хозяйства. Модели мирового хозяйства. Главные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда и его причины. Международная специализация. Изменение мирового хозяйства в период НТР. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Факторы размещения производства в период НТР. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Виды регионов по уровню их развития: столичные, технополисы, депрессивные, отсталые аграрные, районы нового освоения. Региональная политика.

Международная экономическая интеграция. Виды международных экономических организаций: региональные и специализированные. Крупнейшие интеграционные объединения мира: ЕС, НАФТА, ЛААИ, МЕРКОСУР,  АСЕАН, СНГ, АТЭС, АС,  ОПЕК и их состав. Транснациональные корпорации.

Практические работы:

9. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

Учащиеся должны знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, размещение его основных отраслей.

Учащиеся должны  уметь: составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

География отраслей мирового хозяйства.( 9 часов)

География добывающей промышленности мира. Основные черты размещения топливной и горнорудной промышленности мира. Главные добывающие районы мира. Страны - лидеры по добыче основных видов минерального сырья. Крупнейшие экспортёры и импортёры минерального сырья.

География обрабатывающей промышленности мира. Характерные черты структуры, развития и размещение мировой энергетики, металлургии, машиностроения, химической, лесной, лёгкой и пищевой промышленности. Крупнейшие промышленные районы и центры мира. Страны - лидеры по производству основных видов промышленной продукции. Крупнейшие экспортёры и импортёры промышленной продукции. Промышленность и природная среда.

География сельского хозяйства мира. Особенности развития и структуры сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. ”Зелёная революция”, её составные части и характерные черты. Характерные черты размещения основных видов растениеводства и животноводства. Главные сельскохозяйственные регионы мира. Крупнейшие страны - производители основных видов сельскохозяйственной продукции. Основные экспортёры и импортёры продукции сельского хозяйства. География рыболовства мира. Сельское хозяйство и природная среда.

География мирового транспорта. Характерные черты развития, структуры и размещения основных видов сухопутного, водного и воздушного транспорта. Страны - лидеры по уровню развития важнейших видов транспорта. Крупнейшие морские порты мира. Транспорт и природная среда.

Всемирные экономические отношения, их виды и географические аспекты. Особая роль международной торговли, научных и производственных связей, кредитно-финансовых отношений, предоставления международных услуг и международного туризма. Главные торговые, банковские и туристические центры мира.

Практические работы:

10. Составление картосхемы размещения основных промышленных районов мира (энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения, химической промышленности мира).

11. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира (рефераты, сообщения, картосхемы).

12. Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития.

Учащиеся должны знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, размещение его основных отраслей.

Учащиеся должны  уметь: оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий

11 класс. Региональная экономическая и социальная география

Зарубежная Европа.(10часов).

Формирование современной политической карты Европы. Основные черты политической географии Зарубежной Европы.

Особенности экономико-географичексого положения, общая характеристика населения, природных ресурсов и хозяйства Зарубежной Европы. Главные промышленные, сельскохозяйственные, финансовые и рекреационные районы и центры Европы. Европейская экономическая интеграция. Место Зарубежной Европы в мировом хозяйстве.

Субрегионы Зарубежной Европы. Экономико-географическая характеристика Северной, Средней, Южной и Восточной Европы.

Экономико-географическая характеристика Германии, Франции, Великобритании и Италии.

Практические работы:

  1. 1. Составление общей экономико-географической характеристики стран Северной Европы.
  2. 2. Составление общей экономико-географической характеристики стран Западной Европы.
  3. 3. Составление общей экономико-географической характеристики стран Южной Европы.
  4. 4. Составление общей экономико-географической характеристики стран Восточной Европы.

Учащиеся должны знать: комплексную  географическую  характеристику  природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной  Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран

Учащиеся должны  уметь: составлять комплексную географическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

Зарубежная Азия. Австралия.(10 часов)

Формирование политической карты Зарубежной Азии. Особенности современной политической географии азиатского региона.

Характерные черты географического положения, природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии.

Субрегионы Зарубежной Азии. Экономико-географическая характеристика Юго-Западной, Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Экономико-географическая характеристика Японии, Китая и Индии.

Австралия и Океания. Характерные особенности политической карты, природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства стран Океании.

Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза.

Практические работы:

  1. 5. Составление общей экономико-географической характеристики стран Юго-Западной и Южной Азии.
  2. 6. Составление общей экономико-географической характеристики стран Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии.

Учащиеся должны знать: комплексную  географическую  характеристику  природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран

Учащиеся должны  уметь: составлять комплексную географическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

Африка.(3 часа)

Особенности формирования политической карты Африки. Характерные черты современной политической карты Африки.

Экономико-географическая специфика Африки. Главные горнодобывающие и сельскохозяйственные регионы Африки. Монокультура.

Субрегионы Африки. Экономико-географическая характеристика Северной Африки, Тропической Африки и ЮАР.

Практические работы:

  1. 7. Составление общей экономико-географической характеристики стран Северной и Тропической Африки.

Учащиеся должны знать: комплексную  географическую  характеристику  природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Учащиеся должны  уметь: составлять комплексную географическую характеристику стран Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

Северная Америка.(5 часов)

История формирования политической карты Северной Америки.

Характерные черты экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения и развития хозяйства стран Северной Америки.

Соединённые Штаты Америки. Особенности политико- и экономико-географического положения, природных ресурсов, населения и хозяйства США. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы США. Особая роль непроизводственной сферы. Место США в мировом хозяйстве. Проблемы развития США.

Главные экономические районы США: характерные черты Севера (Северо-Востока и Среднего Запада), Юга и Запада.

Экономико-географическая характеристика Канады.

Учащиеся должны знать: комплексную  географическую  характеристику  природных ресурсов, населения и хозяйства  Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Учащиеся должны  уметь: составлять комплексную географическую характеристику стран  Северной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

Латинская Америка.(3 часа)

Особенности формирования современной политической карты Латинской Америки.

Экономико-географическая специфика региона.

Экономическое районирование Латинской Америки. Характерные черты латиноамериканских субрегионов: Мексики, Центральной Америки, Вест-Индии, Андских стран, ”Гвианского треугольника” и стран бассейна Ла-Платы.

Экономико-географическая характеристика Бразилии.

Практические работы:

  1. 8. Составление общей экономико-географической характеристики стран Латинской Америки.

Учащиеся должны знать: комплексную  географическую  характеристику  природных ресурсов, населения и хозяйства   Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Учащиеся должны  уметь: составлять комплексную географическую характеристику стран   Латинской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

Глобальные проблемы человечества.(3 часа)

Геоглобалистика. Понятие о глобальных проблемах человечества.

Характерные черты и пути решения глобальных проблем человечества: проблемы сохранения мира и предотвращения международного терроризма, экологической, демографической, продовольственной, энергетической, сырьевой, отсталости развивающихся стран, проблем освоения Мирового океана и космического пространства. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы и их географические аспекты. Мир в начале нового века. Обобщение знаний.

Практическая работа:

9. Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества.

Учащиеся должны знать: глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие.

Учащиеся должны  уметь: находить применение географической информации, оценивать важнейшие социально-экономические события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденции их возможного развития.

Учебно-тематический план 10 класс

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Тема

Кол-во часов

Виды, формы контроля

1.

Введение

1

Знакомство с курсом экономической и социальной географии мира.  Многообразие стран современного мира.

1

ФБ

2

Современная политическая карта мира

 

 

5

 

 

 

Многообразие стран современного мира.

1

ГК

Влияние международных отношений на политическую карту мира.   Изменения на карте мира.

1

ФО

 

Государственный строй стран мира. Формы правления и административного территориального устройства.

1

К

Политическая география.

1

УО

Обобщение знаний по теме: «Современная политическая карта мира».

1

Т

3

География мировых природных ресурсов.  Загрязнение и охрана окружающей среды.

8

Взаимодействие общества и природы.  Географическая среда.  Мировые природные ресурсы. Классификация природных ресурсов.

1

ФБ

 

Ресурсообеспеченность.  Минеральные ресурсы

1

ПР

Земельные, водные и биологические ресурсы.

1

СР

Ресурсы мирового океана. Климатические и космические

ресурсы – как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы.

1

ПО

 

Загрязнение окружающей среды.

1

ГК

 

 

 

Решение природоохранных проблем. Экологическая политика.

1

ПО

Ресурсоведение и геоэкология.

1

УО

Обобщение знаний по теме: «География мировых природных ресурсов»

1

Т

 

4

География населения мира.

 

6

 

 

 

 

Численность и воспроизводство населения.

1

ФБ

Состав  (структура)  населения.   (Половой, возрастной, этнолингвистический, религиозный состав).

1

К

 

Размещение населения. Миграции.

1

ФО

Городское и сельское население. Урбанизация.

1

ФО

Население и окружающая среда.

1

ГК

Обобщение знаний по теме: « География населения мира».

1

Т

5

 

Н Т Р   и  мировое хозяйство.

 

5

 

 

 

 

Научно-техническая революция. Характерные черты и составные части.

1

ФБ

 

Мировое хозяйство.

1

УО

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

1

УО

Факторы размещения.

1

ФО

Обобщение и систематизация знаний по теме: «НТР и мировое хозяйство».

1

Т

6

 

 

География отраслей мирового хозяйства.

9

 

 

 

 

 

 

География промышленности. Отрасли мирового хозяйства. Топливно-энергетическая промышленность

1

ФБ

Горнодобывающая, металлургическая промышленность.

1

К

Химическая и лесная промышленность.

1

СР

Промышленность и окружающая среда.

1

РП

География сельского хозяйства.  Рыболовство.

1

С

География транспорта.

1

ПР

Всемирные экономические отношения.

1

ГК

Обобщение по теме «География отраслей мирового хозяйства».

1

Т

Итоговое обобщение.

1

Т

7

Итого

 

 

34

 

Учебно-тематический план 11  класс

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Тема

Кол-во часов

Виды, формы контроля

1.

Зарубежная Европа.

 

10

Общая характеристика Зарубежной Европы. Население.

1

ФБ

Главные отрасли промышленности и их география.

1

ПО

Основные типы сельского хозяйства. Рыболовство. Транспорт Зарубежной Европы.

1

УО

Отрасли непроизводственной сферы: наука, финансы, туризм. Охрана окружающей среды.

1

УО

Географический рисунок расселения и хозяйства.

1

СР

Субрегионы и страны Зарубежной Европы.  Страны Северной Европы.

1

ПР

Страны Западной Европы.

 

1

ГК

Страны Южной Европы.

 

1

К

Страны Восточной Европы.

1

К

Зачет по теме «Зарубежная Европа».

1

Т

2

Зарубежная Азия.  Австралия

 

 

10

 

 

 

Общая характеристика Зарубежной Азии. Географическое положение, природные условия, ресурсы. Население.

1

ФО

Промышленность. Основные центры экономической мощи.

1

ФО

Сельское хозяйство: районы различной специализации. Охрана окружающей среды.

1

ФО

Субрегионы Зарубежной Азии. Юго-Западная и Южная Азия

1

ГК

Юго-Восточная, Центральная и Восточная Азия.

1

СР

Китай.  Общая экономико-географическая характеристика.

1

ФО

Япония.  Общая экономико-географическая характеристика.

1

ФО

Индия.  Общая экономико-географическая характеристика.

1

УО

Австралия.  Общая экономико-географическая характеристика.

1

ФО

Обобщение знаний по теме: «Зарубежная Азия».

1

Т

3

 

 

Африка.

3

Общая характеристика Африки.

1

ГК

Субрегионы Северной и Тропической Африки.

1

К

Обобщение знаний по теме «Африка».

1

Т

4

Северная Америка.

 

5

Общая характеристика США. Население.  Промышленность.

1

ФО

География сельского хозяйства. Транспорт. Туризм.

1

ФО

Макрорайоны  США.

1

К

Канада. Общая экономико-географическая характеристика.

1

ГК

Обобщение знаний по теме «Северная Америка».

1

Т

5

 

Латинская Америка.

 

3

 

Общая характеристика Латинской Америки.

1

ФБ

Субрегионы Латинской Америки.

1

СР

Бразилия. Общая экономико-географическая характеристика.

1

К

6

Глобальные проблемы человечества.

3

Глобальные проблемы.

1

С

Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. Стратегия устойчивого развития. Мир на пороге XXI века.

1

РП

Итоговый урок. Защита рефератов.

1

Т

7

Итого

 

34

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 класса.

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11  класса.

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества.

уметь:

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Литература.

  1. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира.- М.: Просвещение, 2010.
  2. Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. - М.: Просвещение, 1992.
  3. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2000.

Средства обучения:

Компьютер, проектор, принтер, экран, географические карты, коллекции для изучения отраслей хозяйства,  презентации, мультимедийные программы, Интернет.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА 10-11 классы.

СТРАНЫ

АМЕРИКА: Канада, США, Мексика, Куба, Венесуэла, Бразилия, Чили, Аргентина, Перу, Никарагуа, Гондурас, Панама.

ЕВРОПА: Исландия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии,  Ирландия, Франция, Германия, Италия, Норвегия, Швеция, Финляндия,  Дания,  Нидерланды, Австрия, Швейцария, Польша, Чехия, Словакия,  Болгария,  Венгрия,  Румыния, Югославия, Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова, Ватикан, Люксембург, Монако, Бельгия.

АЗИЯ: Грузия,  Армения,  Азербайджан,  Казахстан,  Монголия, Китай, КНДР, Япония, Индонезия, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, Саудовская Аравия, Израиль, Сирия, Турция.

АФРИКА: Ливия,  Алжир, Египет, Эфиопия, Заир, Замбия, Ангола, Намибия, ЮАР.

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ:  Австралийский Союз, Новая Зеландия, Папуа - Новая  Гвинея.

КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА И МЕГАЛОПОЛИСЫ: Мехико, Сан-Паулу,  Токио,  Калькутта, Бомбей, Нью-Йорк, Сеул, Шанхай,  Дели, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Джакарта, Каир, Лондон, Москва.

Ограничений в знании политической карты мира быть не может.

КРУПНЕЙШИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.

УГОЛЬНЫЕ БАССЕЙНЫ: Тунгусский, Ленский,  Канско-Ачинский,  Кузнецкий,  Печорский, Таймырский - Россия. Донецкий - Россия-Украина.  Рурский - ФРГ. Аппалачский, Западный - США.

НЕФТЕГАЗОНОСНЫЕ РАЙОНЫ:

Персидского залива - Саудовская Аравия,  Иран,  Ирак,  Кувейт, ОАЭ. Западно-Сибирский,  Волго-Уральский -  Россия.  Каспийский  -  Россия, Азербайджан, Туркмения, Иран, Казахстан. Североморский - Норвегия, Великобритания,  Дания,  Бельгия. Западно - Канадский - Канада, США. Аляскинский,  Калифорнийский, Техасский - США. Мексиканского залива - Мексика.  Оринокский, Маракайбский - Венесуэла. Сахарский - Алжир, Ливия. Гвинейского  залива - Нигерия.  Суматранский - Индонезия.  Дацинский - Китай.

ЖЕЛЕЗНОРУДНЫЕ БАССЕЙНЫ:

Хаммерсли - Австралия.  "Железнорудный треугольник", Каражас, Урукум - Бразилия.  Месторождения озера Верхнего - Канада, США. Сингхбум - Индия.  Симен - ЮАР. Лотарингский - Франция. Кирунавара - Швеция. КМА - Россия.

МЕДНОРУДНЫЕ БАССЕЙНЫ:

Чукикамата - Чили.  Штат Аризона - США.  Западное  - Канада. "Медный пояс" - Замбия, Заир. Кобриса - Перу. Хобарт - Австралия.  Калифорнийское - Мексика. Окип - ЮАР.

БОКСИТОНОСНЫЕ ПРОВИНЦИИ МИРА:

1. Средиземноморская - Франция,  Италия, Греция, Хорватия, Венгрия, Румыния.

2. Побережья Гвинейского залива - Гвинея, Гана, Камерун.

3. Карибского бассейна - Ямайка, Гаити, Гайана, Суринам.

4. Австралийская.

МЕСТОРОЖДЕНИЯ ФОСФОРИТОВ:

Егорьевское, Камско  - Вятское - Россия.  Бьютт - США. Юсуфия - Марокко. Амман - Иордания. Сехира - Тунис. Каратаусское - Казахстан. Эр-Русенфа - Израиль.

МЕСТОРОЖДЕНИЯ КАЛИЙНЫХ СОЛЕЙ:

Соликамское - Россия.  Саарско-Лотарингское - Франция, ФРГ. Карлсбад - США. Солигорское - Беларусь. Саскачеванское - Канада.

ЗОЛОТО ДОБЫВАЮТ: США, Канада, Россия, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан.

АЛМАЗЫ ДОБЫВАЮТ: Россия, ЮАР, Заир.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ  10 КЛАСС

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА

В.П. МАКСАКОВСКИЙ (1 час в неделю)

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Виды, формы контроля

План

Факт

1.

Введение. Знакомство с курсом экономической и социальной географии мира.  Многообразие стран современного мира.

1

04.09

 

ФБ

 

Современная политическая карта мира

5

 

 

 

2.

Многообразие стран современного мира.

1

09.09

 

ГК

3.

Влияние международных отношений на политическую карту мира.   Изменения на карте мира.

1

16.09

 

ФО

 

4.

Государственный строй стран мира. Формы правления и административного территориального устройства.

1

23.09

 

К

5.

Политическая география.

1

30.09

 

УО

6.

Обобщение знаний по теме: «Современная политическая карта мира».

1

07.10

 

Т

 

География мировых природных ресурсов.  Загрязнение и охрана окружающей среды.

8

 

 

 

7.

Взаимодействие общества и природы.  Географическая среда.  Мировые природные ресурсы. Классификация природных ресурсов.

1

14.10

 

ФБ

 

8.

Ресурсообеспеченность.  Минеральные ресурсы

1

21.10

 

ПР

9.

Земельные, водные и биологические ресурсы.

1

28.10

 

СР

10.

Ресурсы мирового океана. Климатические и космические

ресурсы – как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы.

1

11.11

 

ПО

 

11.

Загрязнение окружающей среды.

1

18.11

 

ГК

12.

Решение природоохранных проблем. Экологическая политика.

1

25.11

 

ПО

13.

Ресурсоведение и геоэкология.

1

02.12

 

УО

14.

Обобщение знаний по теме: «География мировых природных ресурсов»

1

09.12

 

Т

 

География населения мира.

6

 

 

 

15.

Численность и воспроизводство населения.

1

16.12

 

ФБ

16.

Состав  (структура)  населения.   (Половой, возрастной, этнолингвистический, религиозный состав).

1

23.12

 

К

 

17.

Размещение населения. Миграции.

1

13.01

 

ФО

18.

Городское и сельское население. Урбанизация.

1

20.01

 

ФО

19.

Население и окружающая среда.

1

27.01

 

ГК

20.

Обобщение знаний по теме: « География населения мира».

1

03.02

 

Т

 

Н Т Р   и  мировое хозяйство.

5

 

 

 

21.

Научно-техническая революция. Характерные черты и составные части.

1

10.02

 

ФБ

 

22.

Мировое хозяйство.

1

17.02

 

УО

23.

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

1

24.02

 

УО

24.

Факторы размещения.

1

03.03

 

ФО

25.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «НТР и мировое хозяйство».

1

10.03

 

Т

 

География отраслей мирового хозяйства.

9

 

 

 

26.

География промышленности. Отрасли мирового хозяйства. Топливно-энергетическая промышленность

1

17.03

 

ФБ

27.

Горнодобывающая, металлургическая промышленность. Машиностроение.

1

07.04

 

К

28.

Химическая и лесная промышленность.

 

1

14.04

 

СР

29.

Промышленность и окружающая среда.

1

21.04

 

РП

30.

География сельского хозяйства.  Рыболовство.

1

28.04

 

С

31.

География транспорта.

1

05.05

 

ПР

32.

Всемирные экономические отношения.

1

12.05

 

ГК

33.

Обобщение по теме «География отраслей мирового хозяйства».

1

19.05

 

Т

34.

Итоговое обобщение.

26.05

Т

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА

В.П. МАКСАКОВСКИЙ (1 час в неделю)

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Виды, формы контроля

План

Факт

Региональная характеристика мира

 

Зарубежная Европа.

10

 

1.

Общая характеристика Зарубежной Европы. Население.

1

04.09

ФБ

2.

Главные отрасли промышленности и их география.

1

09.09

ПО

3.

Основные типы сельского хозяйства. Рыболовство. Транспорт Зарубежной Европы.

1

16.09

УО

4.

Отрасли непроизводственной сферы: наука, финансы, туризм. Охрана окружающей среды.

1

23.09

УО

5.

Географический рисунок расселения и хозяйства.

1

30.09

СР

6.

Субрегионы и страны Зарубежной Европы.  Страны Северной Европы.

1

07.10

ПР

7.

Страны Западной Европы.

1

14.10

ГК

8.

Страны Южной Европы.

1

21.10

К

9.

Страны Восточной Европы.

1

28.10

К

10.

Зачет по теме «Зарубежная Европа».

1

11.11

Т

 

Зарубежная Азия.  Австралия

10

 

11.

Общая характеристика Зарубежной Азии. Географическое положение, природные условия, ресурсы. Население.

1

18.11

ФО

12.

Промышленность. Основные центры экономической мощи.

1

25.11

ФО

13.

Сельское хозяйство: районы различной специализации. Охрана окружающей среды.

1

02.12

ФО

14.

Субрегионы Зарубежной Азии. Юго-Западная и Южная Азия

1

09.12

ГК

15.

Юго-Восточная, Центральная и Восточная Азия.

1

16.12

СР

16.

Китай.  Общая экономико-географическая характеристика.

 

1

23.12

ФО

17.

Япония.  Общая экономико-географическая характеристика.

1

13.01

ФО

18.

Индия.  Общая экономико-географическая характеристика.

1

20.01

УО

19.

Австралия.  Общая экономико-географическая характеристика.

1

27.01

ФО

20.

Обобщение знаний по теме: «Зарубежная Азия».

1

03.02

Т

 

Африка.

3

 

21.

Общая характеристика Африки.

1

10.02

ГК

22.

Субрегионы Северной и Тропической Африки.

1

17.02

К

23.

Обобщение знаний по теме «Африка».

1

24.02

Т

 

Северная Америка.

5

 

24.

Общая характеристика США. Население.  Промышленность.

1

03.03

ФО

25.

География сельского хозяйства. Транспорт. Туризм.

1

10.03

ФО

26.

Макрорайоны  США.

1

17.03

К

27.

Канада. Общая экономико-географическая характеристика.

1

07.04

ГК

28.

Обобщение знаний по теме «Северная Америка».

1

14.04

Т

 

Латинская Америка.

3

 

 

29.

Общая характеристика Латинской Америки.

1

21.04

ФБ

30.

Субрегионы Латинской Америки.

1

28.04

СР

31.

Бразилия. Общая экономико-географическая характеристика.

1

05.05

К

 

Глобальные проблемы человечества.

3

 

 

32.

Глобальные проблемы.

1

12.05

С

33.

Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты. Стратегия устойчивого развития. Мир на пороге XXI века.

1

19.05

РП

34.

Итоговый урок. Защита рефератов.

1

22.05

Т