ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10-11 КЛАСС PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
30.06.14 11:56

Пояснительная записка

Изучение обществознания (включая экономику и право) при реализации данной программы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Основные задачи рабочей программы:

  • научить работать с источниками социальной  информации, с используя современные средства коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • показать на практике критическое осмысление актуальной социальной  информации, поступающей из разных источников и формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • научить решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации;
  • показать основные приемы анализа современных общественных явлений и событий;
    • сформировать у учащихся освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Законом Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
  • приказом Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • приказом Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
  • Приказ №1067 от 19 декабря 2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

 

 

Рабочая программа составлена на основе:

  • - Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию, экономике и праву. ( утверждена приказом МО РФ  от 09.03.04 № 1312) – опубликована в сборнике программ для общеобразовательных учреждений- М.: 2005.
  • Авторской программы «Обществознание» 10-11 классы   Авторы : Л. Н. Боголюбов (руководитель авторского коллектива), академик РАО;  Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук;  Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук;  А. И. Матвеев. кандидат педагогических наук . Издательство « Просвещение»,2009

Программа соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень).

 

Обоснование выбора программ для разработки рабочей программы:

Курс «Обществознание» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Примерная и авторская программы взаимно дополняют друг друга.

Изменения, внесенные в примерную и авторскую программы, нацелены на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать, организовывать, передавать информацию. Увеличено количество часов на раздел «Социальная сфера».

Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:

Курс «Обществознание» для старшей школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

 

Количество учебных часов ( в соответствии с учебным планом):

Программа  рассчитана на 136 учебных часа из расчета 2 учебных часа в неделю: 68 ч.- в 10 классе,  68 ч – в 11 классе.

Рабочая программа  для 10-11 классов дает распределение учебных часов по разделам и темам курса

Формы организации образовательного процесса:

- фронтальные;

- индивидуальные;

- групповые;

- индивидуально-групповые;

В планировании учтены различные формы организации  урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов; игровые формы при объяснении нового материала, при закреплении, проверки домашнего задания.

Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.

Технологии обучения:

Обучение по данной программе ведется с использованием элементов теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова), здоровьесберегающих технологий, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, работ по личностно-ориентированному обучению И.Якиманской.

Формирование ключевых компетенций обучающихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

– определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

– объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

– решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

– применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

– умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

– поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

– выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

– работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

– самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

– участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

– формулирование полученных результатов;

– создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

– пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

– владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Контроль выработанных знаний, умений и навыков:

Входной контроль, промежуточный, итоговый (тестирование, проверочные работы). Текущий контроль: фронтальные беседы по вопросам, самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы, тестирование, викторины, самостоятельные работы, защита рефератов.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: тестирование и обобщающие уроки, участие в проектной деятельности, подготовка мультимедийной презентации в 10 – 11 классе. Итоговая аттестация может проводиться в виде ЕГЭ.

Формы контроля:

устный опрос (УО), письменный опрос (ПО), тестирование (Т), фронтальный опрос (ФО), самоконтроль (СК), самостоятельная работа (СР), защита проекта (ЗП) .

 

Планируемый уровень подготовки учащихся после изучения курса:

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

 

Информация об используемых учебниках

. Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая .Обществознание:10,11 класс.- М. « Просвещение» 2011. Учебники представляют краткий вариант обществоведческого курса, предназначенный для изучения в 10 и 11 класса.

Содержание

10 класс

(68 часов)

Раздел 1. Общество и человек (15ч)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах  человека.

Мышление и деятельность.  Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний..

Особенности социального познания. Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы». Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.

 

Требования к уровню подготовки обучающих

Знать/уметь

- высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

-выделять основные признаки понятия «личность».

-объяснять, в каких сферах происходит социализация личности и в чем она выражается.

Знать -что представляет собой знание и процесс познания.

Уметь: -объяснять сущность чувственного и рационального познания;

- анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;

- объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения

Знать: -роль морали в жизни человека и общества

Уметь определять становление нравственного в человеке.

Знать -что представляет собой знание и процесс познания.

Уметь: -объяснять сущность чувственного и рационального познания;

Знать основные положения глав.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (39ч)

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство

Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия.  Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость .Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание,  методы  научных исследований  Естественные и социально-гуманитарные науки.

Экономика и экономическая наука. Роль экономики. Экономическая культура.

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как социальный институт. Семья и брак. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность  сектантства.

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки.  Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.

Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

 

Требования к уровню подготовки обучающих

Знать/уметь

Знать: важные достижения культуры

Знать: в чем ценность книг;

-чем потребление духовных ценностей отличается от потребления еды.

Уметь -анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.

- найти нужную информацию по заданной теме и извлекать необходимую информацию из источников

- владеть основными видами публичных выступлений

Знать: - функции общения; объяснять, в чем состоит многообразие мира общения.

Уметь определять значение общения в жизни человека.

Знать: -что такое социальные нормы и социальный контроль;

-в чем состоит значение самоконтроля;

Уметь: - приводить примеры, характеризующие виды социальных норм;

-определять причины отклоняющегося поведения;

-объяснять социальную опасность преступности

Знать понятия: этнос, народность, традиции, менталитет.

-причины межнациональных конфликтов.

Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

Знать понятия: социальный статус, приобретаемый статус, престиж, социальная роль, имидж, ролевой конфликт

Уметь:- пояснять, что собой представляет власть, ее виды;

- анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

Знать, что такое идеология; в чем состоит роль пропаганды.

Уметь сравнивать различные идеологии

Знать в чем заключается противоречивость прогресса.

Знать понятия: политическая система, политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

Знать: основные положения урока, что такое гражданское общество, что такое правовое государство, каковы его основные признаки

 

Раздел 3.  Право (14ч)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица.  Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Требования к уровню подготовки обучающих

Знать/уметь

Знать основные положения темы.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,

- использовать раннее изученный материал для решения познавательных задач, работать с текстом учебника

Уметь аргументировать свое мнение.

Содержание

11 класс

(68 часов)

Введение (1ч)

Повторение изученного в 10 классе. Общество как сложная динамическая система Введение по курсу «Обществознание» 11кл.

Требования к уровню подготовки обучающих

Знать/уметь

Уметь отвечать на вопросы,

- использовать раннее изученный материал для решения познавательных задач, работать с текстом учебника

 

Человек и экономика (24ч)

Экономика как наука. Экономика как хозяйство. Экономический рост. Экономическое развитие. Рыночные отношения в экономике. Конкуренция и монополия. Фирмы в экономике. Факторы производства. Правовые основы предпринимательской деятельности

Организационно-правовые основы предпринимательства. Слагаемые успеха в бизнесе

Основы менеджмента и маркетинга. Экономика и государство. Экономические функции государства. Финансы в экономике. Инфляция: виды, причины, следствия. Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики. Человек в системе экономических отношений

Производительность труда

Требования к уровню подготовки обучающих

Знать/уметь

Знать понятия по теме.

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах

-использовать приобретенные знания для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности

-понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

-анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития

Знать основные положения темы.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Проблемы социально-политической и духовной жизни (16ч)

Свобода и ответственность. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.

Политическое лидерство. Типология лидерства.  Лидеры и ведомые. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.

Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания  в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.

 

Требования к уровню подготовки обучающих

Знать/уметь

Знать понятия: элита, массовая культура, СМИ.

-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений

Уметь аргументировать свое мнение.

Знать основные положения главы.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Человек и закон (24ч)

Экологическое право. Способы защиты экологических прав. Гражданское право

Защита гражданских прав. Семейное право. Права и обязанности членов семьи

Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Социальная защита населения

Процессуальное право: гражданский процесс. Процессуальное право: арбитражный процесс. Процессуальное право: уголовный процесс. Судебное производство

Процессуальное право: административная юрисдикция. Конституционное судопроизводство. Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Итоговое повторение (3ч)

 

Требования к уровню подготовки обучающих

Знать/уметь

 

Уметь аргументировать свое мнение.

Знать основные положения главы.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

- использовать раннее изученный материал для решения познавательных задач, работать с текстом учебника

Учебно-тематический план

10 класс

Наименование

раздела

Всего часов

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

1

Раздел 1. Общество и человек

Тема 1. Общество

4

Что такое общество

1

СК

Что такое общество

1

ПО

Общество как сложная динамичная система

1

УО

Общество

1

СР

 

2

Тема 2. Человек

11

Природа человека

1

УО

Науки о человеке

1

ПО

Человек как духовное существо

1

УО

Человек как духовное существо

1

СК

Деятельность как способ существования

1

УО

Деятельность как способ существования

1

ПО

Познание и знание

1

УО

Познание и знание

1

СК

Человек в системе социальных связей

1

УО

Человек в системе социальных связей

1

ФО

Общество и человек

1

УО

3

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни .

Тема 3. Духовная культура

8

Культура и духовная жизнь общества

1

ПО

Культура и духовная жизнь общества

1

УО

Наука и образование.

1

СК

Наука и образование.

1

УО

Мораль. Религия

1

ПО

Мораль. Религия

1

УО

Искусство и духовная жизнь

1

СК

Духовная культура

1

 

Т

 

4

Тема 4. Экономическая сфера

5

Роль экономики и жизни общества

1

СК

Роль экономики и жизни общества

1

УО

Экономическая культура

2

СК

Экономика

1

Т

5

Тема 5. Социальная сфера

14

Социальная структура общества

1

УО

Социальная структура общества

1

ПО

Социальная структура общества

1

УО

Социальные взаимодействия

1

СК

Социальные взаимодействия

1

УО

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1

ПО

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1

УО

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1

СК

Нации и межнациональные отношения

1

УО

Нации и межнациональные отношения

1

ФО

Семья и быт

1

УО

Семья и быт

1

СК

Социальное развитие и молодежь

1

СК

Социальная сфера

1

Т

6

Тема  6. Политическая сфера

12

Политика и власть

1

ПО

Политика и власть

1

УО

Политическая система

1

СК

Политическая система

1

УО

Гражданское общество и правовое государство

1

ПО

Гражданское общество и правовое государство

1

УО

Демократические выборы и политические партии

1

СК

Демократические выборы и политические партии

1

УО

Участие гражданина в политической жизни

1

ФО

Участие гражданина в политической жизни

1

УО

 

 

Политическая сфера

1

СК

Политическая сфера

1

СК

7

Раздел 3  Право.

Тема 7. Право как особая система норм

14

Право в системе социальных норм

1

УО

Право в системе социальных норм

1

ПО

Источники права

1

УО

Правоотношения и правонарушения

1

СК

Правоотношения и правонарушения

1

УО

Правоотношения и правонарушения

1

ПО

Современное российское законодательство

1

УО

Современное российское законодательство

1

СК

Предпосылки правомерного поведения

2

УО

Общество в развитии

1

ФО

Общество в развитии

1

УО

Закон и право

2

Т

Учебно-тематический план

11 класс

Наименование

раздела

Всего часов

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

1

Введение

1

Общество как сложная динамическая система

1

 

ПО

 

 

2

Человек и экономика

24

Экономика как наука

1

УО

Экономика как хозяйство

1

ПО

Экономический рост

1

УО

Экономическое развитие

1

СК

Рыночные отношения в экономике

1

УО

Конкуренция и монополия

1

ПО

Фирмы в экономике

1

УО

Факторы производства

1

СК

Правовые основы предпринимательской деятельности

2

УО

Организационно-правовые основы предпринимательства

1

ФО

Слагаемые успеха в бизнесе

1

УО

Основы менеджмента и маркетинга

1

ПО

Экономика и государство

1

УО

Экономические функции государства

1

СК

Финансы в экономике

1

УО

Инфляция: виды, причины, следствия

1

ПО

Занятость и безработица

1

УО

Государственная политика в области занятости

1

СК

Мировая экономика

1

 

Т

 

Глобальные проблемы экономики

1

СК

Человек в системе экономических отношений

1

УО

Производительность труда

1

СК

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика»

1

Т

3

Проблемы социально-политической и духовной жизни

16

Свобода в деятельности человека

1

УО

Свобода и ответственность

1

ПО

Общественное сознание

1

УО

Общественная психология и идеология

1

СК

Политическое сознание

1

УО

Средства массовой информации и политическое сознание

1

ПО

Политическое поведение

1

УО

Политический терроризм

1

СК

Политическая элита

1

УО

Политическое лидерство

1

ФО

Демографическая ситуация в современной России

1

УО

Проблема неполной семьи

1

СК

Религиозные объединения и организации

1

СК

Проблема поддержания межрелигиозного мира

1

Т

 

 

Повторительно-обобщающий  урок по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни»

1

ПО

4

Человек и закон

24

Современные подходы к пониманию права

1

УО

Законотворческий процесс в РФ

1

СК

Гражданин российской Федерации

Великий гражданин России (А.Д. Сахаров)

1

УО

Права и обязанности граждан РФ

2

ПО

Экологическое право

1

УО

Способы защиты экологических прав

1

СК

Гражданское право

1

УО

Защита гражданских прав

1

ФО

Семейное право

1

УО

Права и обязанности членов семьи

1

СК

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

СК

 

1

УО

Социальная защита населения

1

ПО

Процессуальное право: гражданский процесс

1

УО

Процессуальное право: арбитражный процесс

1

СК

Процессуальное право: уголовный процесс

1

УО

Судебное производство

1

ПО

Процессуальное право: административная юрисдикция

1

УО

Конституционное судопроизводство

1

СК

Международная защита прав человека

1

УО

Проблемы отмена смертной казни

1

ФО

Взгляд в будущее

1

УО

Постиндустриальное (информационное ) общество

1

СК

 

 

Повторительно-обобщающий  урок по теме «Человек и закон»

1

Т

5

Итоговое повторение

3

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и общество» Контрольное тестирование

1

Т

Повторительно-обобщающий урок по  теме «Духовная культура». «Социальная сфера».

Контрольное тестирование

1

Т

Повторительно-обобщающий урок по  теме «Экономика». «Политическая сфера».

Контрольное тестирование

1

Т

10 класс

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения обществознания ученик должен:

 

Знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

 

11 класс

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения обществознания ученик должен:

 

Знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

 

Литература и средства обучения

Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая .Обществознание:10,11 класс.- М. « Просвещение» 2011;

. Текст  Конституции РФ

- Материалы для подготовки к ЕГЭ (2010-2013)

Нормативные документы :

а) Декларация прав ребенка;

б) Конвенция  о правах ребенка

- Обществознание.10-11 кл.: уроки учительского мастерства. Т.А.Корнева.- Волгоград: Учитель, 2007

- Бондаренко О.А. Открытые уроки. История. Основы государства и права.  – В.: Учитель, 2002.

- Совсем необычный урок. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов-на –Дону: ТЦ «Учитель», 2001.

- Гражданско-патриотическое воспитание. Е.В.Усатова и др.- Волгоград: Учитель, 2006

- Правовое воспитание школьников. О.В.Летнева. - Волгоград: Учитель, 2005

- Человек и общество. Тесты. 10 и 11 кл. Р.Н.Чеброва. – Саратов: «Лицей», 2001.

- Учебник «Право и экономика» для 10-11 кл. в 2-х книгах. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. –М.: Издательский дом «Новый учебник», 2010.

- персональный компьютер;

- проектор;

-экран.

 

Календарно-тематическое планирование

«Обществознание» 10 класс

№п/п

Тема урока

Кол-во час

Дата

 

 

Виды, формы контроля

по плану

фактически

 

Тема 1. Общество

 

 

 

 

1

Что такое общество

1

4.09

 

СК

2

Что такое общество

1

7.09

 

ПО

3

Общество как сложная динамичная система

1

11.09

 

УО

4

Общество

1

18.09

 

СР

 

 

Тема 2. Человек

 

 

 

 

5

Природа человека

1

21.09

 

УО

6

Науки о человеке

1

25.09

 

ПО

7

Человек как духовное существо

1

28.09

 

УО

8

Человек как духовное существо

1

2.10

 

СК

9

Деятельность как способ существования

1

9.10

 

УО

10

Деятельность как способ существования

1

12.10

 

ПО

11

Познание и знание

1

16.10

 

УО

12

Познание и знание

1

19.10

 

СК

13

Человек в системе социальных связей

1

23.10

 

УО

14

Человек в системе социальных связей

1

26.10

 

ФО

15

Общество и человек

1

30.10

 

УО

 

Основные сферы общественной жизни .Тема 3. Духовная культура

 

 

 

 

16

Культура и духовная жизнь общества

1

9.11

 

ПО

17

Культура и духовная жизнь общества

1

13.11

 

УО

18

Наука и образование.

1

16.11

 

СК

19

Наука и образование.

1

20.11

 

УО

20

Мораль. Религия

1

27.11

 

ПО

21

Мораль. Религия

1

30.11

 

УО

22

Искусство и духовная жизнь

1

4.12.12

 

СК

23

Духовная культура

1

7.12

 

 

Т

 

 

Тема 4. Экономическая сфера

 

 

 

 

24

Роль экономики и жизни общества

1

11.12

 

СК

25

Роль экономики и жизни общества

1

11.12

 

УО

26-27

Экономическая культура

2

18.12

21.12

 

СК

28

Экономика

1

25.12

 

Т

 

Тема 5. Социальная сфера

 

 

 

 

29

Социальная структура общества

1

28.12

 

УО

30

Социальная структура общества

1

11.01

 

ПО

31

Социальная структура общества

1

15.01

 

УО

32

Социальные взаимодействия

1

18.01

 

СК

33

Социальные взаимодействия

1

22.01

 

УО

34

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1

25.01

 

ПО

35

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1

29.01

 

УО

36

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1

1.02

 

СК

37

Нации и межнациональные отношения

1

5.02

 

УО

38

Нации и межнациональные отношения

1

8.02

 

ФО

39

Семья и быт

1

12.02

 

УО

40

Семья и быт

1

15.02

 

СК

41

Социальное развитие и молодежь

1

19.02

 

СК

42

Социальная сфера

1

21.02

 

Т

 

Тема  6. Политическая сфера

 

 

 

 

43

Политика и власть

1

26.02

 

ПО

44

Политика и власть

1

1.03

 

УО

45

Политическая система

1

5.03

 

СК

46

Политическая система

1

7.03

 

УО

47

Гражданское общество и правовое государство

1

12.03

 

ПО

48

Гражданское общество и правовое государство

1

15.03

 

УО

49

Демократические выборы и политические партии

1

19.03

 

СК

50

Демократические выборы и политические партии

1

2.04

 

УО

51

Участие гражданина в политической жизни

1

5.04

 

ФО

52

Участие гражданина в политической жизни

1

9.04

 

УО

53

Политическая сфера

1

12.04

 

СК

54

Политическая сфера

1

16.04

 

СК

 

Раздел 3  Право. Тема 7. Право как особая система норм

 

 

 

 

55

Право в системе социальных норм

1

18.04

 

УО

56

Право в системе социальных норм

1

23.04

 

ПО

57

Источники права

1

26.04

 

УО

58

Правоотношения и правонарушения

1

30.04

 

СК

59

Правоотношения и правонарушения

1

2.05

 

УО

60

Правоотношения и правонарушения

1

7.05

 

ПО

61

Современное российское законодательство

1

10.05

 

УО

62

Современное российское законодательство

1

14.05

 

СК

63-64

Предпосылки правомерного поведения

2

17.05

21.05

 

УО

65

Общество в развитии

1

24.05

 

ФО

66

Общество в развитии

1

28.05

 

УО

67-68

Закон и право

2

31.05

 

Т

 

Резерв

1

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

«Обществознание» 11 класс

№п/п

Тема урока

Кол-во час

Дата

 

 

Виды, формы контроля

по плану

фактически

 

Введение

 

 

 

 

1

Общество как сложная динамическая система

1

3.09

 

ПО

 

Человек и экономика

 

 

 

 

2

Экономика как наука

1

9.09

 

УО

3

Экономика как хозяйство

1

10.09

 

ПО

4

Экономический рост

1

16.09

 

УО

5

Экономическое развитие

1

17.09

 

СК

6

Рыночные отношения в экономике

1

23.09

 

УО

7

Конкуренция и монополия

1

24.09

 

ПО

8

Фирмы в экономике

1

30.09

 

УО

9

Факторы производства

1

1.10

 

СК

10-11

Правовые основы предпринимательской деятельности

2

7.10

8.10

 

УО

12

Организационно-правовые основы предпринимательства

1

14.10

 

ФО

13

Слагаемые успеха в бизнесе

1

15.10

 

УО

14

Основы менеджмента и маркетинга

1

21.10

 

ПО

15

Экономика и государство

1

22.10

 

УО

16

Экономические функции государства

1

28.10

 

СК

17

Финансы в экономике

1

29.10

 

УО

18

Инфляция: виды, причины, следствия

1

11.11

 

ПО

19

Занятость и безработица

1

12.11

 

УО

20

Государственная политика в области занятости

1

18.11

 

СК

21

Мировая экономика

1

19.11

 

 

Т

 

22

Глобальные проблемы экономики

1

25.11

 

СК

23

Человек в системе экономических отношений

1

26.11

 

УО

24

Производительность труда

1

2.12

 

СК

25

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика»

1

3.12

 

Т

 

Проблемы социально-политической и духовной жизни

 

 

 

 

26

Свобода в деятельности человека

1

9.12

 

УО

27

Свобода и ответственность

1

10.12

 

ПО

28

Общественное сознание

1

16.12

 

УО

29

Общественная психология и идеология

1

17.12

 

СК

30

Политическое сознание

1

23.12

 

УО

31

Средства массовой информации и политическое сознание

1

24.12

 

ПО

32

Политическое поведение

1

13.01

 

УО

33

Политический терроризм

1

14.01

 

СК

34

Политическая элита

1

20.01

 

УО

35

Политическое лидерство

1

21.01

 

ФО

36

Демографическая ситуация в современной России

1

27.01

 

УО

37

Проблема неполной семьи

1

28.01

 

СК

38

Религиозные объединения и организации

1

3.02

 

СК

39

Проблема поддержания межрелигиозного мира

1

4.02

 

Т

40

Повторительно-обобщающий  урок по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни»

1

10.02

 

ПО

 

Человек и закон

 

11.02

 

 

41

Современные подходы к пониманию права

1

17.02

 

УО

42

Законотворческий процесс в РФ

1

18.02

 

СК

43

Гражданин российской Федерации

Великий гражданин России (А.Д. Сахаров)

1

24.02

 

УО

44-45

Права и обязанности граждан РФ

2

25.02

3.03

 

ПО

46

Экологическое право

1

4.03

 

УО

47

Способы защиты экологических прав

1

11.03

 

СК

48

Гражданское право

1

12.03

 

УО

49

Защита гражданских прав

1

17.03

 

ФО

50

Семейное право

1

18.03

 

УО

51

Права и обязанности членов семьи

1

1.04

 

СК

52

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

2.04

 

СК

53

 

1

7.04

 

УО

54

Социальная защита населения

1

8.04

 

ПО

55

Процессуальное право: гражданский процесс

1

14.04

 

УО

56

Процессуальное право: арбитражный процесс

1

15.04

 

СК

57

Процессуальное право: уголовный процесс

1

21.04

 

УО

58

Судебное производство

1

22.04

 

ПО

59

Процессуальное право: административная юрисдикция

1

28.04

 

УО

60

Конституционное судопроизводство

1

29.04

 

СК

61

Международная защита прав человека

1

5.05

 

УО

62

Проблемы отмена смертной казни

1

6.05

 

ФО

63

Взгляд в будущее

1

12.05

 

УО

64

Постиндустриальное (информационное ) общество

1

13.05

 

СК

65

Повторительно-обобщающий  урок по теме «Человек и закон»

1

16.05

 

Т

 

Итоговое повторение

 

 

 

 

66

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и общество» Контрольное тестирование

1

19.05

 

Т

67

Повторительно-обобщающий урок по  теме «Духовная культура». «Социальная сфера».

Контрольное тестирование

1

20.05

 

Т

68

Повторительно-обобщающий урок по  теме «Экономика». «Политическая сфера».

Контрольное тестирование

1

23.05

 

Т