ЛИТЕРАТУРА 10-11 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
30.06.14 11:30

Пояснительная записка

Основная цель: способствовать духовному становлению личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.

 

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
  • Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.
  • Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.
  • Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

 

Основные задачи рабочей программы:

  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений;
  • расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст ;
  • чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

-          Федеральный компонент государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

-          Федеральный базисный учебный план  и примерные учебные планы для общеобразовательных  учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;

-          Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-          Приказ № 822 от 23 декабря 2009 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010/2011 учебный год».

Рабочая программа составлена на основе:

  • «Примерной программы среднего  образования по литературе( утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04.№1312)- опубликована в сборнике программ для общеобразовательных учреждений «Программы для общеобразовательных учреждений: Литература 10-11 классы». –  М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

 

  • Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2006.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего  (полного) образования  по литературе.

 

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи..

 

Изменения ,внесенные в примерную и авторские программы,

нацелены на формирование умений анализировать,критически оценивать тексты художественных произведений,развитие познавательных интересов.

 

Место и роль учебного курса

Основным предназначением образовательной области «Литература» является овладение школьниками умениями творческого чтения,анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы, выявление в них конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, правильного пользования русским языком

Программа рассчитана на 204 учебных часа: 10 класс – 102 часа (3 часа в неделю), 11 класс 102 часа (3часа в неделю).

Формы организации образовательного процесса:

-          фронтальные;

-          индивидуальные;

-          групповые;

-          индивидуально-групповые.

В  программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы.

Технологии обучения:

Обучение по данной программе ведется с использованием здоровьесберегающих технологий, а также теории содержательного обобщения В.В. Давыдова,  теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И. Шамова, А.К. Маркова), педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской.

Формирование  ключевых компетенций обучающихся

Специальной целью преподавания литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, которая реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

- сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации;

- эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств.

Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо;

- развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения;

- использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

- информационная переработка текста;

- культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме);

- культура разговорной речи.

Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков:

Входной (беседа), итоговый (тестирование). Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного и письменного опроса, тестирование,  сочинения.

Формы контроля:

устный опрос(уп), письменный опрос(по), тестирование(т), фронтальный опрос(фо), самоконтроль(ск), самостоятельная работа(ср), контрольная работа(ср), практическая работа(пр), защита проекта(зп).

В результате изучения литературы в  школе ученик должен

 

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание рабочей программы

10 класс (102 часа)

Русская литература первой половины XIX века (24 часа)

Русская литература Х1Х века в контексте мировой культуры. Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р.Державин, А.Жуковский, К.Н.Батюшков. Обзор их творчества с обобщением ранее изученного.

Александр Сергеевич Пушкин

Жизнь и творчество. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии.

Романтическая лирика периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (1Х. «И путник усталый на Бога роптал…»).

Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Осень».

Эволюция темы свободы и рабства. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…».

Философская лирика. Тема жизни и смерти. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…».

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы

Михаил Юрьевич Лермонтов

Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики.

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).

Тема жизни и смерти. «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание».

Философские мотивы лирики. «Как часто, пестрою толпою окружен..», «Выхожу один я на дорогу…».

Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

Николай Васильевич Гоголь

Жизнь и творчество. «Петербургские повести». Образ «маленького человека». «Невский проспект». Образ Петербурга.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • содержание произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

 

Русская литература второй половины XIX века (71 час)

 

Иван Александрович Гончаров

Жизнь и творчество. «Обломов». Диалектика характера Обломова. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. «Что такое обломовщина?»

Александр Николаевич Островский

Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.

Иван Сергеевич Тургенев

Жизнь и творчество. История создания романа «Отцы и дети». Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героев.

«Отцы» и «дети» в романе. Любовь в романе. Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

Федор Иванович Тютчев

Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид». Человек и история в лирике .И.Тютчева. «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…».

Любовная лирика. «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»).

Афанасий Афанасьевич Фет

Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Даль», «Еще весны душистой нега…». Любовная лирика. «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице».

Алексей Константинович Толстой

Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Средь шумного бала, случайно…».

Николай Алексеевич Некрасов

Жизнь и творчество.  Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…». Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и гражданин», «О Муза! Я у двери гроба…». Тема любви. «Мы с тобой бестолковые люди…»,  «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка». «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Образ крестьян и помещиков в поэме. Тема социального и духовного рабства. Образы народных заступников. Особенности языка поэмы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Личность и творчество. Обзор романа «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.

Лев Николаевич Толстой

Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Женские образы в романе. Семья Ростовых и семья Болконских. Тема народа в романе. Кутузов и Наполеон. Проблемы истинного и ложного в романе. Классное сочинение

Федор Михайлович Достоевский

Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. История создания романа «Преступление и наказание». Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. «Двойники» Раскольникова. Значение образа Сони Мармеладовой. Роль эпилога в романе

Николай Семенович Лесков

Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести. Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.

Антон Павлович Чехов

Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре», «Дом с мезонином»,  «Студент», «Дама с собачкой», «Черных монах», «Ионыч». Особенности драматургии. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов.

Символ сада в комедии.

К.Хетагуров

Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира» изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • содержание произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;
  • понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

 

 

Западноевропейская литература второй половины 19 века (7 часов)

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях. Ги де Мопассан «Ожерелье». Г. Ибсен «Кукольный дом». А.Рембо «Пьяный корабль»

 

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • содержание произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;
    • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;
    • понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

11 класс (102 часа)

Литература начала ХХ века (1 час)

Литература начала ХХ века. Развитие традиций русской классической литературы

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • о развитии традиций русской классической литературы.

Уметь:

  • аргументировано отстаивать свою точку зрения.

 

Художественный мир русской прозы (7 часов)

Иван Алексеевич Бунин

Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина, ее философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество». «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа.

«Чистый понедельник». Тема любви в рассказе. Своеобразие лирического повествования.

Александр Иванович Куприн

Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков  ХХ века.

Уметь:

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

 

Художественный мир русской драматургии (6 часов)

Максим Горький

Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Три правды в пьесе, ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию.

 

Серебряный век русской поэзии (20 часов)

Русский символизм и его истоки.

В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова. Лирика поэтов-символистов. К.Д.Бальмонт, А.Белый и др.

Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева.

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина.

Александр Александрович Блок

Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме». Тема страшного мира в лирике А.А.Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Тема Родины в лирике А.Блока. «Россия», «Река раскинулась…»,  «По железной дороге». Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.

Новокрестьянская лирика

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь  и творчество (обзор).

Сергей Александрович Есенин

Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери». Тема России в лирике С.А.Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину». Любовная тема в лирике С.А.Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст». Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков  ХХ века.

Уметь:

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

 

Русская литература первой половины хх века (9 часов)

Литературный процесс 20-х годов. Обзор русской литературы. Тема революции и Гражданской войны в прозе и поэзии 20-х годов

Владимир Владимирович Маяковский

Жизнь и творчество. Художественные мир ранней лирики поэта.  «А вы  могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся».

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Тема поэта и поэзии. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков  ХХ века

Уметь:

  • соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения.

 

Литература 30-х годов (25 часов)

Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих судеб в 30-е годы.

Михаил Афанасьевич Булгаков

Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр. История создания, проблемы и герои  романа «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция романа. Анализ эпизода из романа (по выбору).

Андрей Платонович Платонов

Жизнь и творчество. Повесть А.П.Платонова «Котлован» (обзор).

Анна Андреевна Ахматова

Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…».

Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Приморский сонет» .

Поэма «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Осип Эмильевич Мандельштам

Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез..».

Марина Ивановна Цветаева

Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Стихи к Пушкину».

Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля.

Классное сочинение по лирике А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой или О.Э.Мандельштама.

Михаил Александрович Шолохов

Судьба и творчество.  «Тихий Дон». Картины Гражданской войны, проблемы и герои романа.  Трагедия и судьба Григория Мелехова. Женские судьбы в романе.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков  ХХ века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия

Уметь:

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений.

Литература периода Великой Отечественной войны (1 час)

Литература периода Великой Отечественной воны: поэзия, проза, драматургия.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • произведения литературы периода Великой Отечественной войны.

Уметь:

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения.

Литература второй половины ХХ века (25 часов)

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Ю.Бондарев, В.Богомолов, Г.Бакланов, В.Некрасов, К.Воробьев, В.Быков, Б.Васильев (произведения по выбору учителя).

Александр Трифонович Твардовский

Жизнь и творчество. Лирика А.Т.Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете…». «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…».

Борис Леонидович Пастернак

Жизнь и творчество. Философский характер лирики. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь». Роман «Доктор Живаго» (обзор). Его проблематика и своеобразие.

Александр Исаевич Солженицын

Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Варлам Тихонович Шаламов

Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» (произведения по выбору учителя).

Николай Михайлович Рубцов

Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Я буду скакать по полям задремавшей Отчизны…»

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыба».

Валентин Григорьевич Распутин

Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» (по выбору учителя).

Классное сочинение по творчеству В.Распутина, В.Астафьева или А.Солженицына

«Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».

Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампилов «Утиная охота». Проблематика. Конфликт, система образов, композиция пьесы.

И.А.Бродский

Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова». «Сонет».

Авторская песня. Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора. В.Высоцкого, Ю.Кима.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков  ХХ века.

Уметь:

  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

Зарубежная литература (8 часов)

Джордж Бернард Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы.

Томас Стернз Элиот «Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений. Средства создания комического.

Эрих Мария Ремарк «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя.

Эрнест Миллер Хемингуэй «Старик и море». Духовно-нравственные проблемы повести.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;
  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

10 класс

№ п/п

 

Наименование раздела

Всего

часов

Тема

Количество часов

Виды и формы контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Русская литература Х1Х века в контексте мировой культуры

1

уо

Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков

1

фо

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии

1

уо

Романтическая лирика А.С.Пушкина

1

по

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

1

фо

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина

1

ср

Философская лирика А.С.Пушкина. Тема жизни и смерти

1

рр

Человек и история в поэме «Медный всадник». Тема «маленького человека» в поэме

1

ск

Образ Петра 1 в поэме. Социально-философские проблемы поэмы

1

пр

Р./р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина

2

рр

М.Ю.Лермонтов. Основные темы и мотивы лирики

1

уо

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова

1

фо

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова

1

по

Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

1

по

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова

1

зп

Образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова «Демон», «Мой Демон»

1

уо

Р./р. Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

2

рр

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество

1

уо

«Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ «маленького человека»

1

фо

Н.В.Гоголь. «Невский проспект».Образ Петербурга.

1

пр

Обучение анализу эпизода

1

ср

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» Н.В.Гоголя

1

ср

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русская литература

второй половины XIX века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

71

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. «Обломов». Особенности композиции романа, его проблематика

1

уо

Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти

1

фо

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

1

пр

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.

1

ср

А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

1

уо

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.

1

фо

Драма «Гроза». Своеобразие конфликта. Смысл названия

1

фо

Город Калинов и его обитатели

1

ср

Протест Катерины против «темного царства»

1

фо

Споры критиков вокруг драмы «Гроза»

1

ср

Подготовка к домашнему сочинению по драме А.Н.Островского «Гроза»

2

рр

Р./р. Домашнее сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

1

рр

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество

1

уо

И.С.Тургенев. История создания романа «Отцы и дети»

1

фо

Базаров – герой современного времени. Духовный конфликт героя

1

ск

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

1

ср

Любовь в романе «Отцы и дети»

1

пр

Анализ эпизода «Смерть Базарова»

1

рр

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети»

1

ср

Р./р. Домашнее сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

2

рр

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике

1

уо

Любовная лирика Ф.И.Тютчева

1

фо

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы

1

фо

Любовная лирика А.А.Фета

1

уо

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии

1

ск

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество

1

уо

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца

1

пр

Н.А.Некрасов о поэтическом труде

1

фо

Тема любви в лирике Н.А.Некрасова

1

фо

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы

1

уо

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

ср

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

ск

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

1

уо

М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Обзор романа «История одного города»

1

фо

Замысел, история создания, жанр и композиция романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города»

1

пр

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество

1

уо

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра

1

фо

Духовные искания Андрея Болконского

1

ср

Духовные искания Пьера Безухова

1

ср

Женские образы в романе «Война и мир»

1

т

Семья Ростовых и семья Болконских.

1

т

Тема народа в романе «Война и мир»

1

пр

Кутузов и Наполеон

1

фо

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».

1

пр

Художественные особенности романа «Война и мир».

1

уо

Анализ эпизода из романа «Война и мир».

1

рр

Р./р. Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

3

рр

Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.

1

уо

История создания романа «Преступление и наказание».

1

уо

Проблема социальной несправедливости в романе.

1

фо

Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

1

пр

Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

1

зп

«Двойники» Раскольникова.

1

т

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».

1

пр

Р./р. Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

1

рр

Домашнее сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

2

рр

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник».

1

уо

Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра.

1

фо

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов.

1

уо

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент».

1

ск

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».

1

по

Особенности драматургии А.П.Чехова.

1

фо

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов.

1

уо

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля.

1

фо

Р./р. Классное сочинение по комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».

2

рр

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Западноевропейская

литература второй

половины 19 века

 

 

 

7

Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века

1

ск

Иоганн Вольфгант Гете. Трагедия «Фауст»

1

фо

«Человеческая комедия» Оноре де Бальзака

1

уо

Ги де Мопассан «Ожерелье». Мастерство композиции. Особенности жанра.

1

уо

Г. Ибсен «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины.

1

пр

А.Рембо «Пьяный корабль». Своеобразие поэтического языка.

1

уо

Подведение итогов года, обсуждение списка книг для чтения

1

фо

11 класс

№ п/п

 

Наименование раздела

Всего

часов

 

Тема

Количество часов

Виды и формы контроля

1

Литература

начала ХХ века

1

Литература начала ХХ века. Развитие традиций русской классической литературы

1

уо

2

Художественный мир

русской прозы

7

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина, её философичность, лаконизм и изысканность

1

уо

И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа

1

фо

Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Антоновские яблоки»

1

по

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок»

1

уо

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет»

1

фо

Р./р. Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна

2

рр

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Художественный мир

русской драматургии

 

 

 

 

 

6

М.Горький. Жизнь и творчество. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа

1

т

«На дне» - социально-философская драма М.Горького, суровая, беспощадная правда о жизни «низов»

1

уо

Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне». Система образов

1

пр

Роль Луки в драме «На дне»

1

уо

Три правды в пьесе «На дне»

1

уо

Р./р. Домашнее сочинение по творчеству М.Горького.

1

рр

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественный мир

русской поэзии

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Русский символизм и его истоки

1

т

В.Я.Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова

1

пр

Лирика поэтов-символистов. К.Д.Бальмонт, А.Белый

1

уо

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

1

фо

Н.С.Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва

1

уо

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы

1

пр

Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина

1

уо

Р./р. Сочинение по поэзии Серебряного века

2

рр

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»

1

уо

Тема страшного мира в лирике А.Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Фабрика»

1

пр

Тема Родины в лирике А.Блока. «Россия», «Река раскинулась…», «По железной дороге»

1

ск

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира

1

пр

Сюжет поэмы и ее герои. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные» образы в поэме

1

ср

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество (обзор)

1

уо

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери»

1

фо

Тема России в лирике С.Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…».

1

пр

Любовная тема в лирике С.Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…».

1

уо

Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст»

1

фо

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

1

пр

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

Русская литература

первой половины хх века

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Литературный процесс 20-х годов

1

уо

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов

1

ск

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира

1

т

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Поэтическое новаторство В.Маяковского

1

уо

Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»

1

уо

Своеобразие любовной лирики В.Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»

1

пр

Тема поэта и поэзии в творчестве В.Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину»

1

пр

Р./р. Сочинение по лирике А.А.Блока, С.А.Есенина. В.В.Маяковского

2

рр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 30-х годов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы

1

ск

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр

1

уо

Роман «Мастер и Маргарита» - писательский подвиг М.Булгакова. Анализ начальных глав романа

1

ср

Сатирическое изображение московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

уо

Развитие любовной линии сюжета в романе. Проблема творчества и судьбы художника

1

фо

Тема совести. Конфликт с окружающей пошлостью

1

ср

Анализ эпизода «Бал у Сатаны»

1

рр

А.П.Платонов. Жизнь и творчество

1

уо

Повесть А.П.Платонова «Котлован» (обзор)

1

фо

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество

1

уо

Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…»

1

пр

Судьба России и судьба поэта в лирике А.Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…»

1

пр

Поэма «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Особенности жанра и композиции.

1

уо

О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

1

фо

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку»

1

ср

Тема Родины в творчестве М.Цветаевой. «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве»

1

ср

Р./р. Сочинение по лирике А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, О.Э.Мандельштама

3

рр

М.А.Шолохов: судьба и творчество

1

уо

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии

2

зп

Картины Гражданской войны в романе «Тихий  Дон». Проблемы и герои романа

1

пр

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

1

ср

Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

1

уо

Р./р. Сочинение по творчеству М.А.Булгакова

2

рр

7

Литература периода

Великой Отечественной войны

1

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.

1

зп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература второй           половины ХХ века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Литература второй половины ХХ века (обзор). Поэзия 60-х годов

1

зп

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Ю.Бондарев,  В.Некрасов,  В.Быков, Б.Васильев

1

уо

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Размышление о настоящем и будущем Родины

1

ск

А.Т.Твардовский. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете…», «Я знаю, никакой моей вины…»

1

пр

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики

1

уо

Основные темы и мотивы поэзии Б.Л.Пастернака. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Гамлет», «Зимняя ночь»

1

уо

Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие

1

фо

А.Некрасов. «Мы в мир идем такими чистыми». Особенности духовного и нравственного мира поэта

1

уо

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество

1

уо

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы творчестве А.И.Солженицына

1

фо

Повесть «Один день Ивана Денисовича», её художественное своеобразие. Судьба героя

1

пр

В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов»

1

пр

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие

1

уо

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыба»

1

уо

В.Г.Распутин. Нравственные проблемы повести «Живи и помни»

1

т

Р./р. Сочинение по творчеству В.Распутина, В.Астафьева или А.Солженицына

2

рр

«Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

1

пр

Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампилов. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы

1

т

И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет»

1

пр

Авторская песня. Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого, Ю.Кима

1

фо

Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте.  Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне невмочь пересилить беду…». Стихи о Москве

1

уо

М.Карим. Жизнь и творчество. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта

1

уо

Литература Русского зарубежья последних лет. Проза реализма и «нереализма». Поэзия.

2

т

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

Зарубежная литература

 

 

 

 

 

8

Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы.

1

уо

Т.С.Элиот. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения

1

фо

Э.М.Ремарк. «Три товарища»

1

уо

Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя

1

уо

Э.М.Хемингуэй. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

1

уо

Контрольная работа

2

кр

Обобщающее повторение

1

ск

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Требования к уровню подготовки  обучающихся

10 класс

В результате изучения литературы ученик должен знать/ понимать:

  • общую характеристику русской литературы;
  • авторов и содержание изученных произведений;
  • основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса, такие как литературный процесс, классика, литературные направления, а также изученные ранее понятия.

Уметь:

  • комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;
  • использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения;
  • использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста;
  • пользоваться различными видами справочной литературы, включая все типы энциклопедических изданий;
  • активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы

11 класс

В результате изучения литературы ученик должен:

Знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков  ХХ века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

 

 

 

 

 

Раздел 5. Литература и средства обучения

.

  • В.И. Коровин Русская литература XIX века. 10 класс (ч.1,2) для общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение», 2006г.
  • Н.В.Егорова.   Поурочные разработки по литературе 10 класс
  • Н.Л.Силинская. Поурочное планирование по литературе 10 класс

Г.А.Обернихина. Преподавание литературы в 10 классе

  • В.И. Коровин Русская литература XX века. 11 класс (ч.1,2) для общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение», 2008г.
  • Н.В.Егорова.   Поурочные разработки по литературе 11 класс
  • Н.Л.Силинская. Поурочное планирование по литературе 11 класс