РУССКИЙ ЯЗЫК 10-11 КЛАСС PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
30.06.14 11:05

Пояснительная записка

Основная цель изучения курса русского  языка в 10-11 классах -  повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации.

Курс русского языка  в данных классах направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

 

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

  • дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
  • закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
  • закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
  • формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.
  • развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

 

Основные задачи рабочей программы:

  • научить учащихся содержательно, последовательно, грамотно выражать мысли в устной и письменной форме, для чего нужно вооружить их знаниями из области грамматики, словообразования, фонетики, лексики, фразеологии и стилистики, а также выработать умение пользоваться этими знаниями в речевой практике;
  • дать учащимся прочные орфографические и пунктуационные навыки;
  • обеспечить развитие мышления учащихся;
  • привить учащимся любовь к родному языку и желание применить полученные знания и умения в трудовой и общественной деятельности.

 

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

-          Федеральный компонент государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)

-          Федеральный базисный учебный план  и примерные учебные планы для общеобразовательных  учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;

-          Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-          Приказ № 822 от 23 декабря 2009 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год».

-          Приказ Управления образования и науки Тамбовской области № 890 от 22.03.2010 г. «Об утверждении примерного положения об университетском (проуниверситетском, институтском) профильном классе и примерного договора о сотрудничестве».

Рабочая программа составлена на основе:

-            «Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (утверждена приказом Минобразования Рос­сии от 09.03.04. № 1312) – опубликована в сборнике программ для общеобразовательных учреждений  «Программы для общеобразовательных учреждений.  М.: Просвещение, 2007.

 

Обоснование выбора программ для разработки рабочей

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих  умений и навыков, а как процесс  речевого, речемыслительного, духовного   развития   школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Изучение русского языка  и культуры речи в университетском классе позволяет  углубить лингвистические знания учащихся и повысить  их речевую культуру.

 

Изменения, внесенные в примерную и авторские программы.

Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической  и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

Происходит интеграция курса «Русский язык» и «Культура речи»,  в неё дополнительно включен раздел «Риторика и культура речи» и темы:

  • Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
  • Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
  • Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов
  • Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения
  • Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи
  • Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
  • Языковые формулы официальных документов
  • Приемы унификации языка служебных документов
  • Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи
  • Язык и стиль распорядительных документов
  • Язык и стиль коммерческой корреспонденции
  • Язык и стиль инструктивно-методических документов
  • Реклама в деловой речи
  • Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле
  • Особенности устной публичной речи
  • Оратор и его аудитория

  • Основные виды аргументов
  • Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало развертывания и завершение речи
  • Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов
  • Словесное оформление публичного выступления

 

Место и роль учебного курса

Основным предназначением образовательной области «Русский язык» является совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентированно на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках.

Программа рассчитана на  136 учебных часа: 10 класс – 68 часа (2 часа в неделю), 11 класс 68 часов (2 часа в неделю).

Формы организации образовательного процесса:

-          фронтальные;

-          индивидуальные;

-          групповые;

-          индивидуально-групповые.

 

Технологии обучения:

Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок-объяснение уроком открытия знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях- проблемном обучении (И.А.Ильиницкая, В.Т.Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.)и психологии творчества (А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин и др.).Постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов:1)учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;2)ученики осознают противоречие и формулируют проблему;3)учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы; работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской.

Формирование  ключевых компетенций обучающихся.

На  базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности.  Предлагаемая рабочая программа  обеспечивает в процессе изучения русского языка  формирование и  совершенствование  общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих  развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия  для развития  общекультурного уровня  старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Проводится контроль выработанных знаний, умений и навыков: входной (контрольный диктант) промежуточный (контрольный диктант), итоговый (контрольный диктант).

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

В результате изучения русского языка  обучающиеся

должны знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

должны уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновид­ностей языка;
  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
    текста;

должны владеть:

  • коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями;

использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание рабочей программы

10 класс (68 часов)

Общие сведения о языке. Культура речи (2 часа)

Русский    язык – государственный язык РФ. Русский язык в кругу языков России. Отражение   в   русском языке  материальной    и    духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение    языков    как результат      взаимодействия      национальных   культур. Формы существования русского национального языка.

 

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • социальную    роль русского языка в обществе;
  • политико-правовой статус русского языка как государственного языка РФ;
  • связь языка и истории, культуры русского и других народов, место русского языка в системе языков народов мира.

Уметь:

  • объяснять причины интереса  к русскому языку  в мире;
  • использовать ознакомительно-изучающее  чтение;
  • извлекать   необходимую   информацию из учебно-научных текстов;
  • строить   монологическое высказывание   на   основе  исходных   текстов;
  • уместно   использовать цитирование.

Понятие о системе языка. Культура речи (14 часа)

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Текст и его место в системе языка и речи. Стили современного русского языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Основные виды языковых норм. Орфоэпические и акцентологические нормы. Орфоэпические и акцентологические нормы. Лексические нормы. Орфографические нормы. Грамматические нормы.

Контрольная работа.

 

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • основные   качества  хо­рошей речи;
  • основные принципы напи­сания  морфем;
  • нормы русского языка.

Уметь:

  • опре­делять тему, основную мысль текста, способы их выражения;
  • извлекать из словарей и справочников        необходимую информацию;
  • пользоваться всеми   видами   словарей   при подготовке  рефератов,  докла­дов, устных сообщений, разра­ботке проектов.

Речевое общение. Культура речи (10 часов)

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Виды и формы общения. Речевая ситуация и её компоненты. Устная и письменная разновидности литературного языка. Основные особенности устной и письменной речи. Виды речи: монолог и диалог. Текст как единица общения. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • основные единицы общения;
  • разновидности литературного языка;
  • нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Уметь:

  • опре­делять тему, основную мысль текста, способы их выражения;
  • извлекать из словарей и справочников  необходимую информацию;
  • пользоваться всеми   видами   словарей   при подготовке  рефератов,  докла­дов, устных сообщений, разра­ботке проектов

 

Функциональные разновидности языка. Культура речи (8 часов)

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.  Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Контрольная работа.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • разновидности литературного языка;
  • признаки разговорной речи;
  • невербальные средства общения.

Уметь:

  • использовать ознакомительно-изучающее  чтение;
  • извлекать   необходимую   информацию из учебно-научных текстов;
  • строить   монологическое высказывание   на   основе  исходных   текстов;

Повторение (31час)

Орфография. Орфограмма. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Слово – основная единица языка. Слово и его значение. Изобразительно-выразительные средства языка. Принципы русской орфографии. Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. Правописание омонимичных форм разных частей речи.

Контрольная работа

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

Уметь:

  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения.

11 класс (68 часов)

Функциональные стили современного русского языка. Культура речи (18 часов)

Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле

Контрольный диктант

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • стили современного русского языка;
  • правила оформления документов;
  • о речевом этикете в документе.

Уметь:

  • использовать элементы различных языковых уровней в научной речи;
  • правильно оформлять документы.

Риторика. Культура речи (8 часов)

Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало развертывания и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • об особенностях устной публичной речи;
  • основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов;

Уметь:

  • готовить речь к выступлению;
  • словесно оформлять публичное  выступление.

Повторение. Культура речи (42 часа)

Интонация и её роль в предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. Управление при словах, близких по значению. Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.

Контрольная работа

Требования к уровню подготовки:

Знать:

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

Уметь:

  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

10 класс

№ п/п

 

Наименование раздела

Всего

часов

Тема

Количество часов

Виды и формы контроля

 

 

 

1

 

 

 

Общие сведения о языке. Культура речи

 

 

 

5

Русский язык в современном мире

1

уп

Формы существования русского национального языка

1

уп

Русский язык  и культура речи

1

фо

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

кд

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

ср

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие о системе языка. Культура речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка

1

уо

Текст и его место в системе языка и речи.

1

т

Стили современного русского языка

1

пр

Понятие о коммуникативной целесообразности, умеренности, точности, ясности, чистоте, логичности, выразительности  речи.

1

ск

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка

1

уо

Основные виды языковых норм

1

фо

Орфоэпические и акцентологические нормы

1

т

Лексические нормы

1

т

Орфографические нормы

1

пр

Грамматические нормы

1

ср

Нормативные словари и справочники современного русского языка

1

ск

Пунктуационные нормы

1

т

Контрольная работа «Нормы современного русского языка»

1

кр

Работа над ошибками

1

ск

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Речевое общение.

Культура речи

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения

1

уо

Виды и формы общения

1

фо

Речевая ситуация и её компоненты

1

зп

Устная и письменная разновидности литературного языка

1

пр

Основные особенности устной и письменной речи

1

уо

Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи

1

пр

Виды речи: монолог и диалог

1

фо

Текст как единица общения

1

ср

Структурные элементы текста

1

ср

Языковые способы и средства организации текста

1

ск

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

Функциональные разновидности языка.

Культура речи

 

 

 

 

 

 

 

8

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка

1

фо

Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения

1

уо

Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов

1

уо

Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения

1

фо

Речевая деятельность героев литературных произведений – образец речевого поведения носителей языка разных возрастов и социальных групп.

1

уо

Культура письменной и устной речи

1

пр

Контрольная работа по теме «Письменная и устная речь»

1

кр

Анализ контрольной работы

1

ск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31

Орфография. Орфограмма

1

т

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения

1

ср

Однородные и обособленные члены предложения

1

ср

Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения

1

пр

Готовимся к единому государственному экзамену

1

пр

Слово – основная единица языка. Слово и его значение.

1

уо

Однозначность и многозначность слова.

1

уо

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

фо

Лингвистический анализ поэтического текста

1

ср

Омонимы и их употребление

1

ср

Паронимы и их употребление

1

ср

Синонимы и их употребление

1

ср

Антонимы и их употребление

1

ср

Происхождение лексики современного русского языка

1

фо

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления

1

фо

Устаревшая лексика и неологизмы

1

уо

Фразеологизмы. Основные признаки, источники. Употребление фразеологизмов.

1

фо

Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова

1

пр

Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова.

1

ск

Принципы русской орфографии

1

уо

Правописание корней

1

т

Правописание приставок

1

т

Правописание суффиксов

1

т

Правописание ъ и ь

1

т

Правописание окончаний

1

т

Правописание гласных после шипящих

1

ср

Слитное, дефисное и раздельное написание слов

1

ср

Не и ни с разными частями речи

1

пр

Правописание омонимичных форм разных частей речи

1

зп

Контрольная работа по теме «Повторение»

1

кр

Работа над ошибками

1

ск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс

№ п/п

 

Наименование раздела

Всего

часов

Тема

Количество часов

Виды и формы контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функциональные стили современного русского языка. Культура речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Функциональные стили современного русского языка

1

уп

Взаимодействие функциональных стилей

1

фо

Научный стиль

1

уо

Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи

1

ср

Входной контрольный диктант с грамматическим заданием

1

кр

Анализ диктанта.

1

ск

Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности

1

рр

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое своеобразие

1

уо

Языковые формулы официальных документов

1

уо

Приемы унификации языка служебных документов

1

по

Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи

1

по

Язык и стиль распорядительных документов

1

уо

Язык и стиль коммерческой корреспонденции

1

по

Язык и стиль инструктивно-методических документов

1

уо

Реклама в деловой речи

1

фо

Правила оформления документов

1

по

Речевой этикет в документе

1

т

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле

1

пр

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Риторика. Культура речи

 

 

 

 

 

 

8

Особенности устной публичной речи

1

уо

Оратор и его аудитория

1

пр

Основные виды аргументов

1

по

Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало развертывания и завершение речи

1

рр

Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов

1

рр

Словесное оформление публичного выступления

1

рр

Понятливость, информативность и выразительность публичной речи

1

рр

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения

1

рруо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение. Культура речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интонация и её роль в предложении.

1

 

Повторение графики, фонетики, орфоэпии, орфографии.

1

т

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

т

Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.

1

т

Управление при словах, близких по значению.

1

пр

Контрольная работа по теме «Орфография»

1

кр

Работа над ошибками

1

ск

Однородные члены предложения и пунктуация при них.

1

пр

Готовимся к Единому государственному экзамену

1

ср

Обособление определений.

1

ср

Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными.

1

пр

Приложения и их обособление.

1

ср

Обособление обстоятельств.

1

по

Пунктуация при вводных и вставных конструкциях.

1

т

Пунктуация при обращениях.

1

т

Слитно, раздельно или через дефис?

1

т

Контрольная работа по теме «Пунктуация»

1

кр

Работа над ошибками

 

ск

Особенности публицистического стиля и используемые в нём средства эмоциональной выразительности.

 

рр

Жанры публицистического стиля.

 

рр

Устное выступление. Доклад.

 

уо

Общая характеристика художественного стиля.

 

фо

Повторение графики, фонетики, орфоэпии, орфографии.

 

т

Виды тропов и стилистических фигур.

 

пр

Урок-практикум. Анализ лирического произведения.

 

ср

Повторение. Виды сложных предложений.

 

т

Знаки препинания в СПП с одним придаточным.

 

т

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

 

т

Готовимся к Единому государственному экзамену

 

т

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

 

т

Трудные случаи пунктуации. Цитирование

 

пр

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)

 

уо

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике

 

фо

Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения

 

рр

Синонимия в системе русского языка

 

уо

Повторение графики, фонетики, орфоэпии, орфографии

 

т

Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование

 

ср

Итоговая контрольная работа.

 

кр

Анализ диктанта, работа над ошибками

 

ск

Выдающиеся учёные - русисты

 

зп

Комплексное повторение

 

 

Требования к уровню подготовки  обучающихся

10 класс

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

­        связь языка и истории, культуры русского и других народов;

­        смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

­        основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

­        орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

­        адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

­        использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

­        осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования;

­        осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи;

­        извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

­        свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

­        передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

­        использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

­        создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

­        формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

­        выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

­        высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

­        владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

­        создавать устное высказывание на лингвистические темы;

­        владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

­        оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

­        проводить разные виды языкового разбора;

­        опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления;

­        анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

­        соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

­        применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,

­        грамматические нормы современного русского литературного языка;

­        соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

­        эффективно использовать языковые единицы в речи;

­        соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

­        участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия;

­        фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

11класс

По окончании 11 класса учащиеся должны:

знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Раздел 5. Литература и средства обучения

  1. Власенков А.И.,Рыбченкова Л.М. «Русский язык (базовый уровень), 2008
  2. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А., Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы, М., 2010.
  3. Методическое пособие Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку.11 класс. М. ВАКО,2005.
  4. Н.В.Егорова и др. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.- М.: ВАКО, 2008
  5. Е.Ю.Махницкая. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки ЕГЭ, Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.
  6. Единый государственный экзамен Русский язык. Контрольные измерительные материалы. М.: Просвещение, 2003, 2004.
  7. Розенталь Д. Э., Русский язык для поступающих в вузы  М., 2008 г.
  8. Тюпа В. И., Анализ художественного текста: Введение в литературоведческий анализ. М., 2008.
  9. Шанский Н. М., Махмудов Ш. А., Филологический анализ С-П., 2007.