ОБЖ 5-9 КЛАСС PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
04.07.14 14:52

Пояснительная записка

5-9 класс

Пояснительная записка

 

Изучение курса основ безопасности жизнедеятельности в 5-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечений защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
  • развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой  из различных источников; принимать обоснованные решения  и вырабатывать план действий  в конкретной опасной ситуации  с учётом  реально складывающейся  обстановки  и своих возможностей.

Основные задачи рабочей программы:

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
  • выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом своих возможностей.

При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

  • учёт основных закономерностей развития теории безопасности;
  • интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
  • направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности  жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

 

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

  • непрерывность обучения с использованием возможностей федерального и регионального компонентов;
  • постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;
  • обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при  условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, региональный уровень обеспечивает повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учётом региональных особенностей.

 

 

Нормативная правовая база изучения основ военной службы в общеобразовательных учреждениях

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изменениями и дополнениями);
  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 10.04.2009 г. № 936 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».

Рабочая программа составлена на основе:

  • Закона РФ «Об образовании»;
  • Федерального Государственного стандарта общего образования;
  • Примерной программы учебного предмета основы безопасности жизнедеятельности;
  • Рабочей программы по данному предмету.

Обоснование выбора программ для разработки рабочей программы:

 

Основой для разработки рабочей программы послужил раздел «Основы военной службы» программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 2006 года, подготовленной авторским коллективом под редакцией А. Т. Смирнова.

Программа разработана с учётом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в течение 34 часов учебного времени, в том числе часы для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, и др.

Минимальное  количество учебных часов в неделю – 1.

 

Место и роль учебного курса

Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения.

Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-методическую поддержку в области безопасности и здоровья.

В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни.

Многие проблемы поможет решить курс ОБЖ, главной целью которого, как подчеркнуто в письме Минобразования Российской Федерации «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России» (от 14.07.98 № 1133/14-12) является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих жизни условиях и привитие навыков по оказанию помощи пострадавшим.

Следует заметить, что данный курс, введенный в учреждениях общего и профессионального образования, представляет собой один из немногих интегрированных образовательных курсов. Его уникальная особенность обусловлена высокой социальной значимостью и общей воспитательной направленностью. Он включает в себя важнейшие компоненты, относящиеся к формированию культуры здорового образа жизни, бережному отношению к своему здоровью, умению сказать «нет» вредным привычкам.

Формы организации образовательного процесса:

-          фронтальные;

-          индивидуальные;

-          групповые;

-          индивидуально-групповые;

-          лекции;

-          самостоятельная работа.

 

Технологии обучения:

- классическое лекционное обучение (неконтролируемая деятельность учащихся);

- система «консультант» (индивидуальное, вербальное);

- обучение с помощью учебной книги;

- компьютерное обучение;

- групповые способы обучения;

- личностно-ориентированное обучение;

- здоровьесберегающие технологии.

 

Формирование  ключевых компетенций обучающихся.

При реализации данной программы используются механизмы формирования основных ключевых компетенций учащихся, а именно:

- умение работать с книгой, как основным источником знаний;

- пользоваться справочной литературой;

- переносить полученные знания в нестандартные ситуации;

- не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений, навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего развития.

Основными видами и формами контроля являются:

- опрос,

- зачёт по пройденной теме,

- самостоятельные работы,

- проверочные,  лабораторные и контрольные работы,

- тестирование учащихся.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения основ военной службы обучающийся должен знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие  духовное, физическое и социальное благополучие;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия  и правила личной безопасности;
  • меры безопасности при  активном отдыхе в природных условиях;
  • основные положения Конвенции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
  • организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
  • права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
  • рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • приёмы и правила оказания первой медицинской помощи;

уметь

  • доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства;
  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
  • соблюдать правила личной безопасности в криминальных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
  • перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации во время чрезвычайной ситуации;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;
  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
  • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях.

Литература и средства обучения:

  1. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов,   Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г.
  2. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов,   Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г.
  3. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г.
  4. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г.
  5. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г.
  6. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: кн. для учителя / сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004 г.
  7. Макеева А. Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе: пособ. для работы с учащимися 7-8 кл./ Под. ред. М. М. Безруких. – М.: Просвещение, 2005.
  8. Макеева А. Г. Не допустить беды: Разумный выбор: пособие  для работы с учащимися 8-9 кл. / Под. ред. М. М. Безруких. – М.: Просвещение, 2005 г.
  9. Мардерфельд В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: пособие для учителя / В. Л. Мардерфельд. – СПб.: Просвещение, 2004.

5 класс

 

Содержание рабочей  программы

Содержание рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.

№ п/п

Наименование раздела программы

Содержания раздела

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

Безопасность и защита человека в опасных ситуациях.

Человек, среда его обитания, безопасность человека.

Опасные ситуации техногенного характера.

Опасные ситуации природного характера.

Опасные ситуации  социального характера.

Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомогистраль. Участники дорожного движения. Правила их поведения.  ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.

Знать: потенциальные

опасности природного,

техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их последствия и правила личной безопасности.

Уметь: предвидеть опасные ситуации по их

характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность.

Знать: участников

дорожного движения,

общие положения правил

дорожного движения,

краткую характеристику

современного транспорта,

правила безопасного

поведения участников

дорожного движения.

Уметь: соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода и пассажира.

Владеть навыками:

безопасного поведения на улицах и дорогах;

2

Чрезвычайные ситуации.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Знать: наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного характера, их последствия.

Уметь: соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях.

3

Основы здорового образа жизни.

Возрастные особенности развития человека. Двигательная активность и закаливание организма. Рациональное питание. Гигиена питания. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек.

Знать: возрастные

особенности развития

человека и основные составляющие здорового образа жизни.

Уметь: объяснять значение здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья

4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений. Оказание ПМП при ушибах, ссадинах, отравлениях.

Знать: приёмы и правила оказания первой

медицинской помощи при различных видах

повреждений.

Уметь: наложить

стерильную повязку при различных незначительных повреждениях.

Владеть навыками:

приёмов оказания первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, отравлениях.

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела программы

Количество часов

Раздел 1.

Безопасность и защита человека в опасных ситуациях.

Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека.

Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера.

Глава 3. Опасные ситуации природного характера.

Глава 4. Опасные ситуации социального характера.

21 ч.

 

7 ч.

 

9 ч.

2 ч.

3 ч.

Раздел 2

Чрезвычайные ситуации.

Глава 5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

 

3 ч.

Раздел 3

Основы здорового образа жизни.

Глава 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

5 ч.

Раздел 4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Глава 7. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

5 ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

В результате освоения обязательного минимума содержания программы ОБЖ в 5 кассе учащиеся должны:

 

Знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их последствия и правила личной безопасности;
  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного характера, их последствия;
  • участников дорожного движения, общие положения правил дорожного движения, краткую характеристику современного транспорта, правила безопасного поведения участников дорожного движения;
  • возрастные особенности развития человека и основные составляющие здорового образа жизни;
  • приёмы и правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.

 

 

Владеть навыками:

  • безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • приёмов оказания первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, отравлениях.

Уметь:

  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях;
  • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода и пассажира;
  • объяснять значение здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья;
  • наложить стерильную повязку при различных незначительных повреждениях.

Литература и средства обучения

 

1. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений /А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под. общ. ред.  А. Т. Смирнова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г.

2. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя /Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. – М.: Просвещение, 2001.

3. ОБЖ: Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал. – 2000 – 2006

4. Правила дорожного движения Российской Федерации с цветными иллюстрациями. – М.: Мир Автокниг, 2006

5. Цвилюк Г. А. Азы личной безопасности. – М.: Просвещение, 1997.

Календарно-тематический план

5 «А» класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды и формы контроля

План.

Факт.

 

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях

Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека

21 ч.

7 ч.

 

 

 

1.

Город как среда обитания.

1 ч.

5.09.

 

 

2.

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

1 ч.

12.09.

 

 

3.

Особенности природных условий в городе.

1 ч.

19.09.

 

 

4.

Взаимоотношение людей, проживающих в городе, и безопасность.

1 ч.

26.09.

 

 

5.

Основы безопасности жизнедеятельности человека.

1 ч.

3.10.

 

Тест

6.

Функционально-безопасное зонирование территории города.

1 ч.

10.10.

 

 

7.

Структурная организация безопасной селитебной территории.

1 ч.

17.10.

 

 

 

Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера

9 ч.

 

 

 

8.

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

1 ч.

24.10.

 

 

9.

Дорожно-транспортные происшествия. Чрезвычайные ситуации на транспорте.

1 ч.

14.11.

 

 

10.

Современные транспортные средства – источник повышенной опасности.

1 ч.

21.11.

 

 

11.

Пешеход. Безопасность пешехода.

1 ч.

28.11.

 

 

12.

Пассажир. Безопасность пассажира.

1 ч.

5.12.

 

 

13.

Водитель.

1 ч.

12.12.

 

 

14.

Государственные службы безопасности и спасения.

1 ч.

19.12.

 

 

15.

Пожарная безопасность.

1 ч.

26.12.

 

 

16.

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

1 ч.

16.01.

 

Контроль-ная работа

 

Глава 3. Опасные ситуации природного характера

2 ч.

 

 

 

17.

Погодные условия и безопасность человека.

1 ч.

23.01.

 

 

18.

Безопасность на водоёмах.

1 ч.

30.01.

 

 

 

Глава 4. Опасные ситуации социального характера

3 ч.

 

 

 

19.

Криминогенные ситуации и личная безопасность.

1 ч.

6.02.

 

 

20.

Обеспечение личной безопасности дома.

1 ч.

13.02.

 

 

21.

Обеспечение личной безопасности на улице.

1 ч.

20.02.

 

Тест

 

Раздел 2. Чрезвычайные ситуации

Глава 5. ЧС природного и техногенного характера

3 ч.

 

 

 

22.

Чрезвычайные ситуации природного характера.

1 ч.

27.02.

 

 

23.

Чрезвычайные ситуации  техногенного характера.

1 ч.

6.03.

 

 

24.

Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1 ч.

13.03.

 

Тест

 

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Глава 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.

5 ч.

 

 

 

25.

О здоровом образе жизни.

1 ч.

20.03.

 

 

26.

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья.

1 ч.

3.04.

 

 

27.

Рациональное питание. Гигиена питания.

1 ч.

10.04.

 

 

28.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

1 ч.

17.04.

 

 

29.

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

1 ч.

17.04.

 

Тест

 

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Глава 7. Первая медицинская помощь и правила её оказания

5 ч.

 

 

 

30.

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений.

1 ч.

24.04.

 

 

31.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах.

1 ч.

8.05.

 

 

32.

Оказание первой медицинской помощи при ссадинах.

1 ч.

15.05.

 

Провероч-ная работа

33.

Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.

1 ч.

22.05.

 

 

34.

Правила оказания первой медицинской помощи при отравлении угарным газом.

1 ч.

29.05.

 

 

 

Календарно-тематический план

5 «Б» класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды и формы контроля

План.

Факт.

 

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях

Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека

21 ч.

7 ч.

 

 

 

1.

Город как среда обитания.

1 ч.

4.09.

 

 

2.

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

1 ч.

11.09.

 

 

3.

Особенности природных условий в городе.

1 ч.

18.09.

 

 

4.

Взаимоотношение людей, проживающих в городе, и безопасность.

1 ч.

25.09.

 

 

5.

Основы безопасности жизнедеятельности человека.

1 ч.

2.10.

 

Тест

6.

Функционально-безопасное зонирование территории города.

1 ч.

9.10.

 

 

7.

Структурная организация безопасной селитебной территории.

1 ч.

16.10.

 

 

 

Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера

9 ч.

 

 

 

8.

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

1 ч.

23.10.

 

 

9.

Дорожно-транспортные происшествия. Чрезвычайные ситуации на транспорте.

1 ч.

30.10.

 

 

10.

Современные транспортные средства – источник повышенной опасности.

1 ч.

13.11.

 

 

11.

Пешеход. Безопасность пешехода.

1 ч.

20.11.

 

 

12.

Пассажир. Безопасность пассажира.

1 ч.

27.11.

 

 

13.

Водитель.

1 ч.

4.12.

 

 

14.

Государственные службы безопасности и спасения.

1 ч.

11.12.

 

 

15.

Пожарная безопасность.

1 ч.

18.12.

 

 

16.

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

1 ч.

25.12.

 

Контроль-ная работа

 

Глава 3. Опасные ситуации природного характера

2 ч.

 

 

 

17.

Погодные условия и безопасность человека.

1 ч.

15.01.

 

 

18.

Безопасность на водоёмах.

1 ч.

22.01.

 

 

 

Глава 4. Опасные ситуации социального характера

3 ч.

 

 

 

19.

Криминогенные ситуации и личная безопасность.

1 ч.

29.01.

 

 

20.

Обеспечение личной безопасности дома.

1 ч.

5.02.

 

 

21.

Обеспечение личной безопасности на улице.

1 ч.

12.02.

 

Тест

 

Раздел 2. Чрезвычайные ситуации

Глава 5. ЧС природного и техногенного характера

3 ч.

 

 

 

22.

Чрезвычайные ситуации природного характера.

1 ч.

19.02.

 

 

23.

Чрезвычайные ситуации  техногенного характера.

1 ч.

26.02.

 

 

24.

Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1 ч.

5.03.

 

Тест

 

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Глава 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.

5 ч.

 

 

 

25.

О здоровом образе жизни.

1 ч.

12.03.

 

 

26.

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья.

1 ч.

19.03.

 

 

27.

Рациональное питание. Гигиена питания.

1 ч.

2.04.

 

 

28.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

1 ч.

9.04.

 

 

29.

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

1 ч.

16.04.

 

Тест

 

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Глава 7. Первая медицинская помощь и правила её оказания

5 ч.

 

 

 

30.

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений.

1 ч.

23.04.

 

 

31.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах.

1 ч.

30.04.

 

 

32.

Оказание первой медицинской помощи при ссадинах.

1 ч.

7.05.

 

Провероч-ная работа

33.

Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.

1 ч.

14.05.

 

 

34.

Правила оказания первой медицинской помощи при отравлении угарным газом.

1 ч.

21.05

 

 

 

6 класс

Содержание рабочей  программы

Содержание рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.

№ п/п

Наименование раздела программы

Содержания раздела

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

Безопасность человека в природных условиях.

- Подготовка к активному отдыху на природе

- Активный отдых на природе и безопасность.

- Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности.

- Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

- Опасные ситуации в природных условиях.

Знать: основные опасные ситуации в природных условиях и правила безопасного поведения в этих условиях; порядок подготовки к активному отдыху на природе и обеспечения безопасности при автономном пребывании человека в природной среде.

Уметь: соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях

природного характера  и действовать, обеспечивая личную безопасность; выполнять общие правила

безопасности при активном отдыхе на природе.

2

Дорожно-транспортная безопасность

- Движение учащихся в группе и в колонне.

- Перевозка людей грузовым автомобилем и в автобусе.

- Тормозной и остановочный путь транспортных средств.

- Дорожные знаки.

- Железнодорожный переезд. Правила поведения вблизи железной дороги.

- Дорожная разметка и её характеристики.

- Дополнительные требования к движению велосипедистов.

Знать: характеристику и требования дорожных

знаков, дорожной разметки, дополнительные требования к движению велосипедистов, правила перевозки людей автотранспортом.

Уметь: соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода,

пассажира и водителя велосипеда.

3

Пожарная безопасность на объектах сельского хозяйства

- Органы управления и силы пожаротушения.

- Классификация помещений по классам взрыво и пожароопасности.

- Руководство расследованием несчастных случаев.

Знать: требования к пожарной безопасности на объектах сельского хозяйства.

Уметь: соблюдать правила пожарной безопасности.

4

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

- Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

- Здоровье человека и факторы, на него влияющие.

Знать: основные

составляющие здоровья человека и факторы, на него влияющие, мероприятия по профилактике вредных

привычек; приёмы и правила оказания первой

медицинской помощи в природных условиях.

Владеть навыками:

приёмов оказания первой медицинской  помощи при травмах, солнечном и тепловом ударе,

отморожении и ожоге.

Уметь: доступно объяснять значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья;

грамотно оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах, полученных в природных условиях.

 

 

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела программы

Количество часов

Раздел 1

Безопасность человека в природных условиях.

Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе.

Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность.

Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности.

Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях.

20 ч.

5 ч.

 

5 ч.

 

4 ч.

 

3 ч.

 

 

3 ч.

Раздел 2

Дорожная безопасность

5 ч.

Раздел 3

Пожарная безопасность на объектах сельского хозяйства

3 ч.

Раздел 4

Основы медицинских знаний  и здорового образа жизни.

Глава 6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие

6 ч.

 

3 ч.

 

3 ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения обязательного минимума содержания программы ОБЖ в 6 кассе учащиеся должны:

Знать:

- основные опасные ситуации в природных условиях и правила безопасного поведения в этих условиях;

- порядок подготовки к активному отдыху на природе и обеспечения безопасности при автономном пребывании человека в природной среде;

- основные составляющие здоровья человека и факторы, на него влияющие, мероприятия по профилактике вредных привычек;

- приёмы и правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях;

- характеристику и требования дорожных знаков, дорожной разметки, дополнительные требования к движению велосипедистов, правила перевозки людей автотранспортом.

Владеть навыками:

- приёмов оказания первой медицинской  помощи при травмах, солнечном и тепловом ударе, отморожении и ожоге.

Уметь:

- соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях природного характера  и действовать, обеспечивая личную безопасность;

- выполнять общие правила безопасности при активном отдыхе на природе;

- доступно объяснять значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья;

- грамотно оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах, полученных в природных условиях;

- соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда.

 

Литература и средства обучения

1. Бардин К. В. Азбука туризма / К. В. Бардин. – М.: Просвещение, 1981 г.

2. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений /А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под. общ. ред.  А. Т. Смирнова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г.

3. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя /Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. – М.: Просвещение, 2001.

4. ОБЖ: Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал. – 2000 – 2006

5. Рыбин А. Л. Дорожная азбука велосипедиста: кн. для учащихся 5-7 кл. /

А. Л. Рыбин; под. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение: ООО «Рилионт», 2003 г.

6. Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008

Календарно-тематический план

6 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды и формы контроля

План.

Факт.

 

Раздел 1. Безопасность человека в природных условиях

Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе

20 ч.

 

5 ч.

 

 

 

1.

Природа и человек.

1 ч.

3.09.

 

 

2.

Ориентирование на местности.

1 ч.

10.09.

 

 

3.

Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

1 ч.

17.09.

 

 

4.

Подготовка к выходу на природу.

1 ч.

24.09.

 

 

5.

Определение места для бивака и организация бивачных работ. Определение необходимого снаряжения для похода.

1 ч.

1.10.

 

Тест.

Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность.

5 ч.

 

 

 

6.

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.

1 ч.

8.10.

 

 

7.

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.

 

15.10.

 

 

8.

Подготовка и проведение лыжных походов.

1 ч.

22.10.

 

 

9.

Водные походы и обеспечение безопасности на воде.

1 ч.

29.10.

 

 

10.

Велосипедные походы и безопасность туристов.

1 ч.

12.11.

 

Сам. работа

 

Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности.

4 ч.

 

 

 

11.

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.

1 ч.

19.11

 

 

12.

Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация в горной местности.

1 ч.

26.11.

 

 

13.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видом транспорта.

1 ч.

3.12.

 

 

14.

Обеспечение личной безопасности на водном  и воздушном транспорте.

1 ч.

10.12.

 

Сам. работа

 

Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

3 ч.

 

 

 

15.

Автономное существование человека в природе.

1 ч.

17.12.

 

 

16.

Добровольная автономия человека в природной среде.

1 ч.

24.12.

 

 

17.

Вынужденная автономия человека в природной среде. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

1 ч.

14.01.

 

Тест

 

Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях.

3 ч.

 

 

 

18.

Опасные погодные явления.

1 ч.

21.01.

 

 

19.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

1 ч.

28.01.

 

 

20.

Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

1 ч.

4.02.

 

Сам. работа

Раздел 2. Дорожная безопасность.

5 ч.

 

 

 

21.

Дисциплина на дороге – путь к дорожной безопасности.

1 ч.

11.02.

 

 

22.

Опасность на дороге. Как её избежать

1 ч.

18.02.

 

 

23.

Работа водителя и поведение пешехода.

1 ч.

25.02.

 

Тест

24.

Поведение учащихся при ДТП.

1 ч.

4.03.

 

25.

Изучение ситуаций, которые приводят к ДТП.

1 ч.

11.03.

 

Раздел 3. Пожарная безопасность на объектах сельского хозяйства

3 ч.

 

 

 

 

26.

Органы управления и силы пожаротушения на объекте экономики.

 

1 ч.

18.03.

 

 

27.

Классификация помещений на предприятиях с/х производства по классам взрыво- и пожароопасности.

 

1 ч.

1.04.

 

 

28.

Руководство расследованием несчастных случаев в с/х производстве.

 

1 ч.

8.04.

 

 

 

Раздел 4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Глава 6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

6 ч.

3 ч.

 

 

 

29.

Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Оказание первой медицинской помощи при травмах.

1 ч.

15.04.

 

 

30.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.

1 ч.

22.04.

 

 

31.

Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых.

1 ч.

29.04.

 

Контрол. работа

 

Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие

3 ч.

 

 

 

32.

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье.

1 ч.

6.05.

 

 

33.

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

1 ч.

13.05.

 

 

34.

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилак-тика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

1 ч.

20.05

 

Тест

7  класс

Содержание рабочей  программы

Содержание рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.

 

№ п/п

Наименование раздела программы

Содержания раздела

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

- Различные природные явления и причины их возникновения.

- Общая характеристика природных явлений.

- Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

Знать: общие сведения и понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, причины их возникновения.

2

Чрезвычайные ситуации природного характера.

- Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.

- Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.

- Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения.

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения.

Уметь: перечислять

последовательность действий при

оповещении о

возникновении угрозы чрезвычайной ситуации

и во время

чрезвычайной ситуации.

 

3

Дорожно-транспортная безопасность.

- Дорожные знаки и регулирование дорожного движения.

- История образования ГАИ-ГИБДД. Инспектор ГИБДД.

- Правила дорожного движения – закон улиц и дорог.

- Светофор. Типы и виды. Светофорное регулирование.

- Сигналы регулировщика. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

- Виды перекрёстков.

- Группы дорожных знаков: предупреждающие знаки, знаки сервиса и приоритета.

- Группы дорожных знаков: запрещающие знаки, знаки особого предписания, предписывающие  знаки и знаки дополнительной информации.

- Велосипед. Советы велосипедистам.

Знать: требования

дорожных знаков и методику регулирования дорожного движения, правила перехода

перекрёстков, движения на велосипеде.

Уметь: выполнять

требования дорожных

знаков дорожной

разметки, светофоров и регулировщика, правил езды на велосипеде.

 

4

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

- Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.

- Первая медицинская помощь и правила её оказания.

Знать: значение

здорового образа жизни для гармоничного

развития личности;

приёмы и правила

оказания медицинской помощи, правила

оказания первой

медицинской помощи при незначительных

ранах.

Владеть навыками: приёмов оказания первой медицинской помощи  при наружном кровотечении, ушибах и переломах; приёмов транспортировки пострадавшего.

Уметь: доступно

объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности подростка при его

взаимоотношениях с другими людьми; наложить стерильную повязку на рану, кровоостанавливающий жгут.

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела программы

Количество часов

Раздел 1.

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Глава 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3 ч.

3 ч.

Раздел 2.

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Глава 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения.

Глава 3. Чрезвычайные ситуации

метеорологического происхождения.

Глава 4. Чрезвычайные ситуации

гидрологического происхождения.

Глава 5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения.

15 ч.

6 ч.

 

2 ч.

 

4 ч.

 

3 ч.

Раздел 3.

Дорожно-транспортная безопасность.

6 ч.

Раздел 4.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Глава 6. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.

Глава 7. Первая медицинская помощь и правила её оказания

10 ч.

 

6 ч.

 

4 ч.

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения обязательного минимума содержания программы ОБЖ в 7 классе учащиеся должны:

Знать:

  • общие сведения и понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, причины их возникновения;
  • значение здорового образа жизни для гармоничного развития личности;
  • приёмы и правила оказания медицинской помощи, правила оказания первой медицинской помощи при незначительных ранах;
  • требования дорожных знаков и методику регулирования дорожного движения, правила перехода перекрёстков, движения на велосипеде.

 

Владеть навыками:

  • приёмов оказания первой медицинской помощи при наружном кровотечении, ушибах и переломах;
  • приёмов транспортировки пострадавшего.

 

Уметь:

  • перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации  и во время чрезвычайной ситуации;
  • доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности подростка при его взаимоотношениях с другими людьми;
  • наложить стерильную повязку на рану, кровоостанавливающий жгут;
  • выполнять требования дорожных знаков дорожной разметки, светофоров и регулировщика, правил езды на велосипеде.

Литература и средства обучения

1. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений /А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под. общ. ред.  А. Т. Смирнова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г.

2. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя /Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004.

3. ОБЖ: Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал. – 2000 – 2006

4. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация / А. П. Зайцев. – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2000.

5. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / С. А. Буланенков, С. И. Воронов, П. П. Губченко и др.; Под общ. ред. М. И. Фалеева. – Калуга: ГУП «Облиздат», 2001.

 

Календарно-тематический план

7 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды и формы контроля

План.

Факт.

 

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

3 ч.

4.09.

 

 

1.

Различные природные явления и причины их возникновения.

1 ч.

11.09.

 

 

2.

Общая характеристика природных явлений.

1 ч.

18.09.

 

 

3.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

1 ч.

25.09.

 

Тест

 

Раздел 2. Чрезвычайные ситуации природного характера.

Глава 1. Чрезвычайные ситуации

геологического происхождения

15 ч.

6 ч.

 

 

 

4.

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

1 ч.

2.10.

 

 

5.

Защита населения от последствий землетрясений.

1 ч.

9.10.

 

 

6.

Правила безопасного поведения при землетрясении.

1 ч.

16.10.

 

 

7.

Вулканы, извержения вулканов.

1 ч.

23.10.

 

 

8.

Последствия извержения вулканов. Защита населения.

1 ч.

30.10.

 

 

9.

Оползни, обвалы, снежные лавины, их последствия, защита населения.

1 ч.

13.11.

 

Тест

 

Глава 2. Чрезвычайные ситуации

метеорологического происхождения

2 ч.

 

 

 

10.

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.

1 ч.

20.11.

 

 

11.

Защита населения от последствий ураганов и бурь. Смерчи.

1 ч.

27.11.

 

Тест

 

Глава 4. Чрезвычайные ситуации

гидрологического происхождения

4 ч.

 

 

 

12.

Наводнения. Виды наводнений и их причины.

1 ч.

4.12.

 

 

13.

Защита населения от последствий наводнений. Действия при угрозе и во время наводнения.

1 ч.

11.12.

 

 

14.

Сели и их характеристика. Защита населения от последствий селевых потоков.

1 ч.

18.12.

 

 

15.

Цунами и их характеристика. Защита населения от цунами.

1 ч.

25.12.

 

Тест

 

Глава 5. Чрезвычайные ситуации

биологического происхождения.

3 ч.

 

 

 

16.

Лесные и торфяные пожары и их характеристика. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

1 ч.

15.01.

 

 

17.

Эпидемии.

1 ч.

22.01.

 

 

18.

Эпизоотии и эпифитотии.

1 ч.

29.01.

 

Тест

 

Раздел 3. Дорожно-транспортная безопасность.

6 ч.

 

 

 

19.

Движение пешеходов.

1 ч.

5.02.

 

 

20.

Обязанности пассажиров и правила перевозки людей.

1 ч.

12.02.

 

 

21.

Сигналы светофора и регулировщика.

1 ч.

19.02.

 

 

22.

Дорожные знаки и дорожная разметка.

1 ч.

26.02.

 

 

23.

Опасные бытовые привычки на дороге.

1 ч.

5.03.

 

24.

Проезд железнодорожных переездов.

1 ч.

12.03.

 

Тест

 

Раздел 4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Глава 6. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

10 ч.

6 ч.

 

 

 

25.

Психологическая уравновешенность.

1 ч.

19.03.

 

 

26.

Стресс и его влияние на человека.

1 ч.

2.04.

 

 

27.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

1 ч.

9.04.

 

 

28.

Формирование личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

1 ч.

16.04.

 

 

29.

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.

1 ч.

23.04.

 

 

30.

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность

несовершеннолетних.

1 ч.

30.04.

 

Тест

 

Глава 7. Первая медицинская помощь и правила её оказания.

4 ч.

 

 

 

31.

Общие правила оказания первой медицинской помощи. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.

1 ч.

7.05.

 

 

32.

Оказание первой помощи при ушибах и переломах.

1 ч.

14.05.

 

 

33.

Общие правила транспортировки пострадавшего

1 ч.

21.05.

 

 

34.

Контрольная работа «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

1 ч.

28.05.

 

Контрол. работа

 

 

8  класс

Содержание рабочей  программы

Содержание рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.

№ п/п

Наименование раздела программы

Содержания раздела

Требования к уровню подготовки обучающихся

Раздел 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

- Пожарная безопасность.

- Безопасность на дорогах.

- Безопасность на водоёмах.

- Экология и безопасность.

- История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения.

- Общие требования, предъявляемые к водителям велосипедов. Правила движения для велосипедиста и водителя мопеда.

- Скорость и дистанция. Расположение транспортных средств на проезжей части.

- Организация

дорожного движения.

- Общие положения ПДД.

- Общие права и обязанности пешеходов и пассажиров.

- Общие права и обязанности водителей.

- Элементарные

вопросы безопасности движения

транспортных средств.

- Виды и причины дорожно-транспортных происшествий. Правила поведения при дорожно-транспортном происшествии.

Знать: права и

обязанности граждан в области пожарной безопасности; рекомендации специалистов в области безопасного поведения на водоёмах и оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Владеть навыками:

оказания помощи терпящим бедствие на воде.

Уметь: действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага

возгорания; оказывать первую помощь

терпящим бедствие на воде.

Знать: методику

организации дорожного движения в городе, виды, причины и правила поведения при дорожно-транспортном происшествии.

Уметь: грамотно

действовать в ситуациях при  дорожно-

транспортных происшествиях.

 

Раздел 2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и

безопасность населения.

- Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

- Организация защиты населения от

чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Знать: потенциальные опасности от

чрезвычайных ситуаций техногенного характера и организацию защиты населения.

Владеть навыками: выполнения мероприятий ГО по защите от чрезвычайных ситуаций.

Уметь: перечислять последовательность действий при

возникновении угрозы чрезвычайной ситуации техногенного характера и во время данной ситуации.

Раздел 3

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

- Основы здорового образа жизни.

- Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Знать: значение

здорового образа жизни в безопасной

жизнедеятельности человека; приёмы и правила оказания

первой медицинской помощи при различных видах травм;

Владеть навыками:

оказания первой

медицинской помощи при отравлениях  АХОВ и СДЯВ; оказания

медицинской помощи при травмах; оказания

медицинской помощи при утоплении.

Уметь: доступно

объяснять значение здорового образа жизни в обеспечении

безопасности личности, общества и государства;

оказывать первую медицинскую помощь при отравлении АХОВ, различных видах травм.

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела программы

Количество часов

1.

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Глава 1. Пожарная безопасность

Глава 2. Безопасность на дорогах

Глава 3. Безопасность на водоёмах

Глава 4. Экология и безопасность

17 ч.

 

3 ч.

7 ч.

2 ч.

5 ч.

2.

Раздел 2.  Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения

Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Глава 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

9 ч.

 

7 ч.

 

2 ч.

3.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Глава 7. Основы здорового образа жизни

Глава 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

8 ч.

 

5 ч.

3 ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения обязательного минимума содержания программы ОБЖ в 8  классе учащиеся должны

 

Знать:

  • права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;
  • рекомендации специалистов в области безопасного поведения на водоёмах и оказания помощи терпящим бедствие на воде;
  • потенциальные опасности от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и организацию защиты населения;
  • значение здорового образа жизни в безопасной жизнедеятельности человека;
  • приёмы и правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм;
  • методику организации дорожного движения в городе, виды, причины и правила поведения при дорожно-транспортном происшествии.

 

Владеть навыками:

  • оказания помощи терпящим бедствие на воде;
  • выполнения мероприятий ГО по защите от чрезвычайных ситуаций;
  • оказания первой медицинской помощи при отравлении АХОВ и СДЯВ, травмах, при утоплении.

 

Уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
  • оказывать первую помощь терпящим бедствие на воде;
  • перечислять последовательность действий при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации техногенного характера и во время данной ситуации;
  • доступно объяснять значение здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
  • оказывать первую медицинскую помощь при отравлении АХОВ, различных видах травм;
  • грамотно действовать в ситуациях при дорожно-транспортных происшествиях.

Литература и средства обучения

 

1. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений /А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под. общ. ред.  А. Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г.

2. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя /Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004.

3. Катастрофы и человек / Ю. Л. Воробьёв, Н. И. Локтионов, М. И. Фалеев и др.; под ред. Ю. Л. Воробьёва. – М.: АСТ-ЛТД, 1997.

4. ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал. – 2002-2007. - № 1-12

5. Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл./ А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

 

Календарно-тематический план

8 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды и формы контроля

План.

Факт.

 

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Глава 1. Пожарная безопасность

17 ч.

3 ч.

 

 

 

1.

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

1 ч.

4.09.

 

 

2.

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.

1 ч.

11.09.

 

 

3.

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.

1 ч.

18.09.

 

Тест

 

Глава 2. Безопасность на дорогах.

7 ч.

 

 

 

4.

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.

1 ч.

25.09.

 

 

5.

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

1 ч.

2.10.

 

 

6.

Велосипедист – водитель транспортного средства.

1 ч.

9.10.

 

 

7.

Опасность на дороге видимая и скрытая.

1 ч.

16.10.

 

 

8.

Роликовые коньки и другие средства передвижения.

1 ч.

23.10.

 

 

9.

Безопасность движения двухколёсных транспортных средств.

1 ч.

30.10.

 

 

10.

Правовое воспитание участников движения.

1 ч.

13.11.

 

Тест

 

Глава 3. Безопасность на водоёмах.

2 ч.

 

 

 

11.

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах.

1 ч.

20.11.

 

 

12.

Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

1 ч.

27.11.

 

Сам. работа

 

Глава 4. Экология и безопасность

5 ч.

 

 

 

13.

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.

1 ч.

4.12.

 

 

14.

Правила безопасного поведения  при неблагоприятной экологической обстановке.

1 ч.

11.12.

 

 

15.

Защита труда от биологических рисков в животноводстве и растениеводстве.

1 ч.

18.12.

 

 

16.

Оптимизация режима труда и отдыха работников с/х производства.

1 ч.

25.12.

 

 

17.

Светомаскировка с/х промышленных объектов.

1 ч.

15.01.

 

 

 

Раздел 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность

населения.

Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

9 ч.

7 ч.

 

 

 

18.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

1 ч.

22.01.

 

 

19.

Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения.

1 ч.

29.01.

 

 

20.

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение химической защиты населения.

1 ч.

5.02.

 

 

21.

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.

1 ч.

12.02.

 

 

22.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий  на взрывопожароопасных объектах.

1 ч.

19.02.

 

 

23.

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

1 ч.

26.02.

 

 

24.

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.

1 ч.

5.03.

 

Тест

 

Глава 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного

характера

2 ч.

 

 

 

25.

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

1 ч.

12.03.

 

 

26.

Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

1 ч.

19.03.

 

 

 

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Глава 7.  Основы здорового образа жизни.

8 ч.

5 ч.

 

 

 

27.

Понятия о здоровье. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

1 ч.

2.04.

 

 

28.

Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества.

1 ч.

9.04.

 

 

29.

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

1 ч.

16.04.

 

 

30.

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

1 ч.

23.04.

 

 

31.

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

1 ч.

30.04.

 

Тест

 

Глава 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

3 ч.

 

 

 

32.

Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно-химически опасными веществами (практическое занятие).

1 ч.

7.05.

 

 

33.

Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие).

1 ч.

14.05.

 

 

34.

Первая медицинская помощь при утоплении (практическое занятие).

1 ч.

21.05.

 

Контрол. работа

 

9  класс

Содержание рабочей  программы

Содержание рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.

№ п/п

Наименование раздела программы

Содержания раздела

Требования к уровню подготовки обучающихся

Раздел 1

Основы безопасности личности, общества и государства.

- Национальные интересы России в современном мире.

- Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

- ЧС природного характера.

- ЧС техногенного характера.

- Военная угроза национальной безопасности России.

- Международный терроризм – угроза  национальной безопасности России.

- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

- Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

- МЧС России – федеральный  орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Знать: основные

положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению

безопасности личности, общества и государства;

потенциальные опасности от наиболее часто возникающих

чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их последствия и

классификация;

современные проблемы безопасности от

военных угроз России, международного терроризма, религиозного и

национального экстремизма;

организацию защиты населения от

чрезвычайных ситуации мирного и военного времени в России.

Уметь: доступно

объяснять основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, потенциальные опасности от

чрезвычайных ситуаций природного,

техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей, действовать при оповещении об угрозе чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации.

Раздел 2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

- Здоровый образ жизни и его составляющие.

- Инфекции, передаваемые половым путём.

- Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

- Первая медицинская помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ.

Знать: способы оценки состояния своего здоровья в домашних условиях.

Владеть навыками:

оказания первой

медицинской помощи при массовых

поражениях, при

передозировке в приёме психоактивных веществ.

Уметь: пользоваться

средствами индивидуальной защиты,  оказывать

первую медицинскую помощь при

неотложных состояниях.

Раздел 3

Дорожно-транспортная безопасность

- Государственная

политика в области обеспечения безопасности. Основные возможности создания безопасности дорожного движения.

- Назначение правил дорожного движения, история их

возникновения и

развития.

- Ответственность за нарушение Правил

дорожного движения.

- Водитель. Требования, предъявляемые к

водителю

- Первая, доврачебная медицинская помощь при ДТП.

Знать: основные

направления государственной политики в области обеспечения дорожно-транспортной безопасности, методики оказания доврачебной помощи при дорожно-транспортных происшествиях.

 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела программы

Количество часов

Раздел 1.

Основы безопасности личности, общества и государства.

Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире

Глава 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России

Глава 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

Глава 4. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Глава 5. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Глава 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом с Российской Федерации.

20 ч.

 

4 ч.

 

3 ч.

 

 

2 ч.

 

 

3 ч.

 

 

4 ч.

 

 

 

4 ч.

Раздел 2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Глава 7. Основы здорового образа жизни

Глава 8. Факторы, разрушающие

репродуктивное здоровье .

Глава 9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.

Глава 10. Оказание первой медицинской помощи.

8 ч.

 

3 ч.

2 ч.

 

1 ч.

 

2 ч.

Раздел 3.

Дорожно-транспортная безопасность.

6 ч.

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения обязательного минимума содержания программы ОБЖ в 9 кассе учащиеся должны

Знать:

  • основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
  • потенциальные опасности от наиболее часто возникающих чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификация;
  • современные проблемы безопасности от военных угроз России, международного терроризма, религиозного и национального экстремизма;
  • организацию защиты населения от чрезвычайных ситуации мирного и военного времени в России;
  • способы оценки состояния своего здоровья в домашних условиях;
  • основные направления государственной политики в области обеспечения дорожно-транспортной безопасности, методики оказания доврачебной помощи при дорожно-транспортных происшествиях.

Владеть навыками:

  • оказания первой медицинской помощи при массовых  поражениях, при передозировке в приёме психоактивных веществ.

Уметь:

  • доступно объяснять основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, потенциальные опасности от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты;
  • действовать при оповещении об угрозе чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

 

Литература и средства обучения

1. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений /А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под. общ. ред.  А. Т. Смирнова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г.

2. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя /Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004.

3. ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал. – 2002-2007. - № 1-12

4. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: метод. пособие / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. – М.: Вентана-Граф, 2002.

5. Школа без наркотиков: кН. для педагогов и родителей / под науч. Ред. Л. М. Шикициной, Е. Н. Казаковой . – СПб.: Образование – культура, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

9 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды и формы контроля

План.

Факт.

 

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире

20 ч.

4 ч.

 

 

 

1.

Россия в мировом сообществе.

1 ч.

3.09.

 

 

2.

Национальные интересы России в современном мире.

1 ч.

10.09.

 

 

3.

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

1 ч.

17.09.

 

 

4.

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

1 ч.

24.09.

 

Сам. работа

 

Глава 2.  Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России

3 ч.

 

 

 

5.

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.

1 ч.

1.10.

 

 

6.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

1 ч.

8.10.

 

 

7.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

1 ч.

15.10.

 

Тест

 

Глава 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

2 ч.

 

 

 

8.

Военная угроза национальной безопасности России.

1 ч.

22.10.

 

 

9.

Международный терроризм – угроза  национальной

безопасности России.

1 ч.

29.10.

 

 

 

Глава 4. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

3 ч.

 

 

 

10.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1 ч.

12.11.

 

 

11.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

1 ч.

19.11.

 

 

12.

МЧС России – федеральный  орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1 ч.

26.11.

 

Тест

 

Глава 5. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

4 ч.

 

 

 

13.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

1 ч.

3.12.

 

 

14.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1 ч.

10.12.

 

 

15.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.

1 ч.

17.12.

 

 

16.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

1 ч.

24.12.

 

Тест

 

Глава 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом с Российской Федерации.

4 ч.

 

 

 

17.

Виды террористических  акций, их цели и способы осуществления.

1 ч.

14.01.

 

 

18.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом.

1 ч.

21.01.

 

 

19.

Система борьбы с терроризмом. Правила поведения при угрозе террористического акта.

1 ч.

28.01.

 

 

20.

Государственная политика противодействия наркотизму. Профилактика наркомании

1 ч.

4.02.

 

Контрол. работа

 

Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Глава 7. Основы здорового образа жизни

8 ч.

3 ч.

 

 

 

21.

Здоровье человека – как индивидуальная, так и общественная ценность

1 ч.

11.02.

 

 

22.

Здоровый образ жизни и его составляющие

1 ч.

18.02.

 

 

23.

Репродуктивное здоровье населения – национальная безопасность России.

1 ч.

25.02.

 

Тест

Глава 8. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье .

2 ч.

 

 

 

24.

Ранние половые связи и их последствия.

1 ч.

4.03.

 

 

25.

Инфекции, передаваемые половым путём. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

1 ч.

11.03.

 

 

Глава 9. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.

1 ч.

 

 

 

26.

Брак и семья. Основы семейного права в Российской Федерации.

1 ч.

18.03.

 

 

Глава 10. Оказание первой медицинской помощи.

2 ч.

 

 

 

27.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях

1 ч.

1.04.

 

 

28.

Первая медицинская помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ.

1 ч.

8.04.

 

Тест

Раздел 3. Дорожно - транспортная безопасность.

6 ч.

 

 

 

29.

Государственная политика в области обеспечения безопасности.

1 ч.

15.04.

 

 

30.

Назначение правил дорожного движения, история их возникновения и развития.

1 ч.

22.04.

 

 

31.

Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.

1 ч.

29.04.

 

 

32.

33.

Правовая ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД.

2 ч.

6.05.

13.05.

 

34.

Первая, доврачебная медицинская помощь при ДТП.

1 ч.

20.05.

 

Тест