МХК 8-9 КЛАСС PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
04.07.14 14:45

 

Пояснительная записка

Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно- исторические эпохи, роль искусства в жизни человека в различные периоды развития цивилизации. Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Дидактические цели:

- формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;
- формирование навыков сбора и анализа информации.

Методические задачи:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
  • формирование умений и навыков художественного самообразования.
  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
  • приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор
  • представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры
  • воспитание художественного вкуса.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана

рабочая программа:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

­         Законом Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

­         приказом Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

­         приказом Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

­         постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);

­         Приказ №1067 от 19 декабря 2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

 

 

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для общей школы и рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах (68 часов) Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искус­ство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетиче­ским опытом школьников.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять при­роду многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы:

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности. Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

  • развитие эмоционально-эстетического восприятия

действительности, художественно-творческих способностей учащихся,образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
  • приобретение знаний об искусстве и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
  • овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Информация о внесенных изменениях:

В связи с отсутствием специального учебника, рассчитанного на 8-9 классы, программа данного курса по учебнику Г. И. Даниловой частично изменена и адаптирована для учащихся 8-9 классов основной школы не изучавших ранее основы мировой художественной культуры.

 

Определение места и роли учебного курса:

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости наиболее полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности. 
Документы Министерства образования РФ достаточно четко определяют место предмета МХК в Базисном учебном плане. В них особенно подчеркивается, что приобщение школьников к шедеврам мировой художественной культуры – это единый и непрерывный процесс, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления.

Преподавание МХК в основной школе представлено образовательными модулями, каждый из которых может быть рассмотрен как отдельный курс с учетом специфики развития региональной культуры. 
Изучение «Мировой художественной культуры» направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора. 

Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год. 8 класс -1час в неделю; 9- 1 час в неделю.

Формы организации образовательного процесса:

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.
Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция, урок-путешествие,беседа, викторина, экскурсии. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литерату­ры, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Технологии обучения:

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, B.Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.),развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Курс МХК предполагает формирование следующих ключевых компетенций обучающихся: 

  • общекультурные компетенции (через знакомство с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);
  • учебно-познавательные компетенции (через самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения, доклада, презентации по теме урока);
  • информационные компетенции (через владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);
  • коммуникативные компетенции (через навыки работы в группе (викторина), коллективе, владение различными социальными ролями).



Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей
В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Искусство и мировая художественная культура» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной.

Виды и формы контроля.

В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки данная программа предполагает использование  текущего (по окончанию урока), тематического, итогового контроля. По форме проведения эти виды контроля могут быть устными, письменными и комбинированными. Наиболее приемлемые формы контроля на уроках МХК - это тестирование по изученной теме(Т), устный опрос(УО), самостоятельные работы(СР), взаимоопрос(ВО).

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени).

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные виды и жанры искусства и их классификацию;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства;


уметь

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;


самостоятельного художественного творчества.

Информация об используемом учебнике:

Учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. 7 – 9 класс», М., «Дрофа», 2006

Содержание программы.

8 класс (34 часа)

1. В мире художественной культуры (9 ч.)

Цивилизация и культура.

Знакомство с ключевыми понятиями – «цивилизация», «культура» и «искусство». Проводится дискуссия на тему: «Что значит быть сегодня культурным и образованным человеком».Тема рассматривает понятие о мировой художественной культуре и знакомит учащихся с художественными символами народов мира.

Знать: определения  «цивилизация», «культура», «искусство»

Уметь: узнавать художественные символы народов мира

Единство и многообразие культуры.

В теме рассматривается вопрос единства и многообразия мировой культуры, её универсальных бессмертных идеалов, а так же ключевой символический образ искусства – Мировое Древо. Национальная самобытность культуры представлена на примере японского искусства.
Знать: идеалы мировой культуры

Уметь: Распознавать особенности мировых культур

2. Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций

(9 ч.)

Особенности художественной культуры Древнего Египта.
Знакомство с выдающимися достижениями древнейшей цивилизации – Древнего Египта на примере произведений искусства – шедеврах скульптуры, изобразительного искусства, архитектуры.
Знать: выдающиеся достижения древнейшей цивилизации

Уметь: пользоваться различными источниками информации

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока.

В теме раскрывается понятие «символичная восточная культура» на примерах искусства древнейших восточных цивилизаций Месопотамии и художественной культуры Китая. Гармония Человека и Природы отражена в творчестве. китайских поэтов, художников, архитекторов. Культура восточных цивилизаций тесно связана с религиозными верованиями. Учащиеся познакомятся с основными положениями одной из мировых религий – буддизма, а также характерными особенностями буддийских памятников архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии.

Знать: основы мировой религии буддизма

Уметь: находить особенности буддийских памятников архитектуры

 

Греция – «колыбель европейской цивилизации».

Знакомство с художественной культурой Древней Греции, оставившей глубокий след в истории человеческой цивилизации. Учащимся предстоит совершить путешествие в мир греческого искусства, совершить виртуальную экскурсию по афинскому Акрополю, а так же познакомиться с шедеврами греческой скульптуры, музыки и театра.
Обобщая темы первого полугодия, проводится заключительный урок-игра «Счастливый случай», на котором учащиеся могут ответить на вопросы по всему пройденному материалу, отгадать кроссворд.

Знать: художественную культуру Древней Греции
Уметь: выполнять творческие задания

 

Художественные достижения доколумбовой Америки.
Тема изучает культуру и памятники искусства народов доколумбовой Америки: цивилизации ольмеков, ацтеков, майя и инков. Учащиеся познакомятся со своеобразной и оригинальной художественной культурой этих народов.

Знать: памятники искусства доколумбовой Америки

Уметь: работать с источниками информации

3. Мир и человек в художественных образах (16 ч.)

Идеал Человека в культуре народов мира.

В теме раскрывается понятие идеала Человека в искусстве в античности, средневековье и эпохе Возрождения. Рассматриваются произведения, воплотившие идеал Человека в искусстве. Так же рассматривается сложный вопрос: как представлен идеал Человека в крупнейших религиях мира и как он нашёл своё художественное воплощение в образах святых – людей, посвятивших себя служению Богу.

Знать: идеал Человека в Античности

Уметь: анализировать произведения искусства средних веков

Герой и защитник Отечества.

Тема рассказывает о произведениях искусства, запечатлевших образы легендарных героев и защитников Отечества – Георгия Победоносца, благородного средневекового рыцаря и Александра Невского. Обсуждается проблемный вопрос: в чём заключается сила этих образов и не утратили ли они своё значение в наше время?

Знать: легендарных героев средневековья

Уметь: находить ответ на проблемный вопрос

Образ женщины-матери сквозь века.

В теме подробно изучается образ женщины-матери в искусстве, рассказывается о шедеврах русской иконописи, итальянского Возрождения, в картинах А.Г.Венецианова и произведениях искусства ХХ века.

Знать: шедевры мировой художественной культуры

Уметь: пользоваться различными видами источников

Обобщая пройденный за год материал, на последних уроках проводится итоговое тестирование.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства.


уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);


использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников):

IX класс


  • представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;

  • понимать функции искусства (социально-ориентирую­щая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушаю­щая, предвосхищающая будущее и др.);

  • ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классиче­ского искусства в их соотношении с массовой культурой;

  • понимать особенности художественного языка разных ви­дов искусства;

  • осуществлять самостоятельный поиск и обработку» ин­формации в области искусства, используя современные технологии;

  • выражать собственные суждения и оценки о произведе­ниях искусства прошлого и настоящего;

  • использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности,
    при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.



Содержание программы.

9 класс (34 часа)

 

1. Человек. Общество. Время (5 ч.)

Вечная жизнь души в искусстве Древнего Египта. Особенности изображения бога, фараона и простого человека. Человек в искусстве Древней Греции – настоящий гимн его величию и духовной мощи. Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения). Возвышенный интерес к неограниченным творческим возможностям Человека. Человек и новая картина мира (эпоха Просвещения). Человек – ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, способная управлять природой. Мир глазами романтика и реалиста (XX в.). человек в искусстве XX столетия.
Знать: особенности изображения бога ,фараона, человека

Уметь: устанавливать стилевые и сюжетные связи между

произведениями разных видов искусства

2.Художественные традиции народов мира(29 ч.)

Героический эпос народов мира.

Понятие о героическом эпосе, художественно отразившем представления об историческом прошлом, воссоздавшем целостные картины народной жизни. Героический эпос – результат коллективного народного творчества. Безымянный характер эпических произведений («Сказание о Гильгамеше», «Песнь о нибелунгах», «Калевала»). Литературные интерпретации народного эпоса (Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»). Герои и темы народного эпоса. Общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса. Русские былинные богатыри и их отличие от средневековых рыцарей. Шедевры народного эпоса. Карело-финский эпос «Калевала», его идейно-художественное значение. (по усмотрению учителя).
Знать: определение героический эпос.   Героев и темы народного эпоса.

Уметь : анализировать художественные произведения

Праздники и обряды народов мира.

Всякая душа празднику рада. Праздник – неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры. Религиозные праздники и обряды. Крещение Руси, следование византийским традициям церковного богослужения. Церковная служба как своеобразный синтез искусств. Паломничество в Мекку (хадж) – особый обряд поклонения главным святыням ислама. Буддийские праздники и обряды, их своеобразие и богатство традиций. Ах, карнавал! Удивительный мир… Происхождение карнавала в странах Западной Европы, его традиции в средние века и в эпоху Возрождения. Италия – родина карнавальных шествий. Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театрализация.
Знать: религиозные праздники и обряды народов мира

Уметь: выражать собственные суждения и оценки о произведе­ниях искусства прошлого и настоящего;

Своеобразие архитектурных традиций.

Понятие об архитектурных стилях. Рождение архитектурных стилей и их последовательная смена в истории человечества. Классический стиль архитектуры Древнего Египта. Классический стиль архитектуры Древних Греции и Рима. Романтический стиль западноевропейской архитектуры. Готический стиль. Архитектурный стиль эпохи Возрождения. Стиль барокко. Стиль классицизма в архитектуре. Ампир как стиль империи Наполеона. Стиль модерн. Архитектурный конструктивизм.

Знать: особенности храмовой архитектуры.

Уметь: устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;


Изобразительное искусство народов мира.

Язык изобразительного искусства. Живопись, скульптура, графика – древнейшие виды изобразительного искусства. Понятие о монументальных и станковых видах изобразительного искусства. Художественные средства и жанры живописи. Понятие о жанровом многообразии живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер. Искусство графики. Выразительные средства графики. Виды графики по технике исполнения и целевому назначению. Художественная фотография. Искусство фотографии, его связь с живописью и отличия. Скульптура как один из древнейших видов изобразительного искусства. Виды скульптуры. Декоративно-прикладное искусство – составная часть народного творчества. Практическая и эстетическая направленность произведений декоративно-прикладного искусства.  Дизайн как искусство организации среды, служащее человеку и украшающее его быт. Художественные и научные основы дизайна.

Знать: древнейшие виды изобразительного искусства

Уметь: представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека.


Своеобразие музыкальной культуры.

Разнообразие жанров музыки. Музыка как своеобразный синтез искусств. Музыка как часть культуры разных народов.

Знать: жанры музыки

Уметь: устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства.

Театр народов мира.

Народное искусство скоморохов – странствующих актеров и музыкантов. Историческая судьба скоморошества на Руси. Пекинская музыкальная драма – уникальное явление мировой художественной культуры, воплощающие лучшие традиции китайского народа. История происхождения кукольного театра. Разнообразие типов кукольного театра в Древних Греции, Риме и Китае. Традиции кукольного театра в средние века и эпоху Возрождения.

Знать: историю происхождения кукольного театра

Уметь: выражать собственные суждения и оценки о произведе­ниях искусства прошлого и настоящего.

Самобытность танцевальной культуры.

Русский танец – один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции. Хоровод – простейшая форма народного танца. Сочетания пения и драматического действия. Древнейшее происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Система классического индийского танца, ее основные положения. Фламенко – своеобразный художественный символ Испании. Характерные особенности импровизированного мужского и женского исполнения. Гармония музыки, танца и пения. Традиционные танцы народов Африки – неотъемлемая часть их образа жизни. Разнообразие видов и форм танцев.

Знать: разнообразие видов и форм танцев

Уметь: понимать особенности художественного языка разных ви­дов искусства.

Литература:

  1. Учебник Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. 7-9 классы. М., Дрофа, 2006
  2. Солодовников Ю.А. Учебник-хрестоматия «Человек в мировой художественной культуре», 8-9 класс, М. «Просвещение», 2008.
  3. Н.А. Дмитриева «Искусство древнего мира», Москва, «Детская литература»,1989 г.

Средства обучения:

- ИКТ;

- дидактический материал;

- звукозапись.

Учебно-тематический план по МХК 8 класс

Наименование раздела

Всего часов

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

1

В мире художественной культуры.

9

Введение.
В мире художественной культуры.


1


УО

Соотношение понятий «цивилизация» и «культура».

1


УО

 

Что значит быть культурным и цивилизованным человеком.


1

ПО

Понятие о мировой художественной культуре.


1

УО

Художественные символы народов мира.


1

ВО

Единство и многообразие культуры. Единство мировой культуры


1

СР

Мировое Древо как отражение единства мира.


1

УО

 

Многообразие и национальная самобытность культуры.


1

УО

 

ПОУ «В мире художественной культуры. Введение.»


1

Т

2

Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций

9

Жизнь Человека в искусстве. Художественный канон в искусстве.


1

ПО

«Дома вечности» богов и фараонов.

1

ВО

Символический характер искусства. Природа и Человек- главная тема восточного искусства.

1

УО

Религиозные верования и их отражение в искусстве.


1

ПО

«Страна героев и богов». В поисках Человека.


1

УО

 

 

 

Прогулка по афинскому

Акрополю.

 

1

СР

Своеобразие культуры ольмеков. Характерные черты искусства ацтеков.


1

УО

Особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков.


1

УО

ПОУ «Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций»


1

Т

3

Мир и человек в художественных образах

16


Понятие об идеале.


1

ВО

Идеал Человека в религиях мира.


1

УО

Святые и святость

1

ПО

Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества.


1

ПО

Александр Невский – патриот Земли Русской.


1

СР

Идеал благородного рыцарства.


1

УО

«Венеры» первых художников Земли.


1

ВО

Священный лик Богоматери.

1

УО

Мадонны титанов Возрождения.


1

ПО

Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова


1

УО

Женщина-мать в искусстве ХХ века

 


1

ВО

Лики женской красоты в русской живописи.


1

СР

 

Образ женщины в русской музыке

 

 

1

УО

 

 

 

Человек и природа. Взгляд через века.


1

ПО

«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…»


1

ВО

Итоговый урок года


1

Т

 

Календарно-тематическое планирование по МХК 8 класс

 




п/п


Тема урока


Кол-во
часов

Дата по

плану

Дата по факту

 


Формы контроля.

 

 

 

 


1

Введение.
В мире художественной культуры.


1

04.09

 


УО

 

 

 


2

Соотношение понятий «цивилизация» и «культура».

1

11.09

 


УО

 

 

 

 

3

 

Что значит быть культурным и цивилизованным человеком.


1

18.09

 

ПО

 

 

 

4

Понятие о мировой художественной культуре.


1

25.09

 

УО

 

 

 

5

Художественные символы народов мира.


1

02.10

 

ВО

 

 

 


6

Единство и многообразие культуры. Единство мировой культуры


1

09.10

 

СР

 

 

 


7

Мировое Древо как отражение единства мира.


1

16.10

 

УО

 

 

 

 

8

 

Многообразие и национальная самобытность культуры.


1

23.10

 

УО

 

 

 


9

 

ПОУ «В мире художественной культуры. Введение.»


1

30.10

 

Т

 

 

 


10

Жизнь Человека в искусстве. Художественный канон в искусстве.


1

13.11

 

ПО

 

 

 


11

«Дома вечности» богов и фараонов.

1

20.11

 

ВО

 

 

 

12

Символический характер искусства. Природа и Человек- главная тема восточного искусства.

1

27.11

 

УО

 

 

 

13

Религиозные верования и их отражение в искусстве.


1

04.12

 

ПО

 

 

 


14

«Страна героев и богов». В поисках Человека.


1

11.12.

 

УО

 

 

 


15

Прогулка по афинскому

Акрополю.

 

1

25.12

 

СР

 

 

 


16

Своеобразие культуры ольмеков. Характерные черты искусства ацтеков.


1

15.01

 

УО

 

 

 

 

17

Особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков.


1

22.01

 

УО

 

 

 


18

ПОУ «Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций»


1

29.01

 

Т

 

 

 


19


Понятие об идеале.


1

05.02

 

ВО

 

 

 

20

Идеал Человека в религиях мира.


1

12.02

 

УО

 

 

 


21

Святые и святость

1

19.02

 

ПО


22

Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества.


1

26.02

 

ПО

 

 

 


23

Александр Невский – патриот Земли Русской.


1

05.03

 

СР

 

 

 


24

Идеал благородного рыцарства.


1

12.03

 

УО

 

 

 

25

«Венеры» первых художников Земли.


1

19.03

 

ВО

 

 

 

26

Священный лик Богоматери.

1

02.04

 

УО

 

 

 

27

Мадонны титанов Возрождения.


1

09.04

 

ПО

 

 

 

28

Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова


1

16.04

 

УО

 

 

 

29

Женщина-мать в искусстве ХХ века

 


1

23.04

 

ВО

 

 

 

30

Лики женской красоты в русской живописи.


1

30.04

 

СР

 

 

 

31

 

Образ женщины в русской музыке

 

 

1

07.05

 

УО

32

Человек и природа. Взгляд через века.


1

14.05

 

ПО

 

 

 

 

33

«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…»


1

21.05

 

ВО

 

 

 

34

Итоговый урок года


1

28.05

 

Т

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план по МХК 9 класс

 

Наименование раздела

Всего часов

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

1

Человек. Общество. Время.

5

Пространство и время в зеркале мифов.

1

УО

Человек эпохи Римской империи

1

УО

Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения)

1

ВО

Человек Нового времени.

1

УО

ПОУ «Мир и человек в художественных образах»

1

Т

2

Художественные традиции народов мира.

29

Понятие о героическом эпосе

1

СР

Герои и темы народного эпоса

1

ПО

Карело-финский эпос «Калевала»

1

УО

Образы русских былинных богатырей

1

СР

Всякая душа празднику рада

1

ПО

Религиозные праздники и обряды народов мира

1

УО

Русские обряды

1

УО

Ах, карнавал! Удивительный мир!

1

ВО

Тест «Героический эпос. Праздники и обряды народов мира»

1

Т

Особенности храмового зодчества

1

ПО

Дом – жилище человека

1

СР

История нашего районного центра в архитектурных образах

1

СР

 

 

 

Искусство византийской мозаики

1

ПО

Древнерусская иконопись

1

ВО

Искусство книжной миниатюры Востока

1

УО

Скульптура Тропической и Южной Африки

1

УО

ПОУ «Архитектура и изобразительное искусство народов мира»

1

Т

Музыка в храме

1

ВО

В песне – душа народа

1

ПО

У истоков народной американской музыки

1

УО

Рождение русской народной драмы

1

ВО

В музыкальных театрах мира. Балет.

1

СР

Искусство кукольного театра

1

ПО

Страстные ритмы фламенко

1

УО

Радуга русского танца

1

СР

Искусство индийского танца

1

ВО

Под звуки тамтамов (танцы народов Африки)

1

СР

ПОУ «Музыка и театр народов мира. Танцевальное искусство»

1

Т

Итоговый урок года

1

УО

 

Календарно- тематическое планирование по МХК 9 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата по

плану

Дата по факту

Формы контроля

 

 

 

 

1

Пространство и время в зеркале мифов.

1

04.09

 

УО

 

 

 

2

Человек эпохи Римской империи

1

11.09

 

УО

 

 

 

3

Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения)

1

18.09

 

ВО

 

 

 

4

Человек Нового времени.

1

25.09

 

УО

 

 

 

5

ПОУ «Мир и человек в художественных образах»

1

02.10

 

Т

 

 

 

6

Понятие о героическом эпосе

1

09.10

 

СР

 

 

 

7

Герои и темы народного эпоса

1

16.10

 

ПО

 

 

 

8

Карело-финский эпос «Калевала»

1

23.10

 

УО

 

 

 

9

Образы русских былинных богатырей

1

30.10

 

СР

 

 

 

10

Всякая душа празднику рада

1

13.11

 

ПО

 

 

 

11

Религиозные праздники и обряды народов мира

1

20.11

 

УО

 

 

 

12

Русские обряды

1

27.11

 

УО

 

 

 

13

Ах, карнавал! Удивительный мир!

1

04.12

 

ВО

 

 

 

14

Тест «Героический эпос. Праздники и обряды народов мира»

1

11.12.

 

Т

 

 

 

15

Особенности храмового зодчества

1

25.12

 

ПО

 

 

 

 

16

Дом – жилище человека

1

15.01

 

СР

 

 

 

17

История нашего районного центра в архитектурных образах

1

22.01

 

СР

 

 

 

18

Искусство византийской мозаики

1

29.01

 

ПО

 

 

 

19

Древнерусская иконопись

1

05.02

 

ВО

 

 

 

20

Искусство книжной миниатюры Востока

1

12.02

 

УО

 

 

 

21

Скульптура Тропической и Южной Африки

1

19.02

 

УО

 

 

 

22

ПОУ «Архитектура и изобразительное искусство народов мира»

1

26.02

 

Т

 

 

 

23

Музыка в храме

1

05.03

 

ВО

 

 

 

24

В песне – душа народа

1

12.03

 

ПО

 

 

 

25

У истоков народной американской музыки

1

19.03

 

УО

 

 

 

26

Рождение русской народной драмы

1

02.04

 

ВО

 

 

 

27

В музыкальных театрах мира. Балет.

1

09.04

 

СР

 

 

 

 

28

Искусство кукольного театра

1

16.04

 

ПО

 

 

 

29

Страстные ритмы фламенко

1

23.04

 

УО

 

 

 

30

Радуга русского танца

1

30.04

 

СР

 

 

 

 

31

Искусство индийского танца

1

07.05

 

ВО

 

 

 

32

Под звуки тамтамов (танцы народов Африки)

1

14.05

 

СР

 

 

 

33

ПОУ «Музыка и театр народов мира. Танцевальное искусство»

1

21.05

 

Т

 

 

 

34

Итоговый урок года

1

28.05

 

УО