ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6-9 КЛАСС PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
04.07.14 14:00

Пояснительная записка

Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10–15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Основные задачи рабочей программы:

- сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

- приобретение базовых навыков, обеспечивающих успешные действия подростков в реальных правоотношениях и ситуациях; способности к реальным действиям в таких ситуациях.

­          Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

­          Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

­          Законом Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

­          приказом Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

­          приказом Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

­          постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);

­          Приказ №1067 от 19 декабря 2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

 

Рабочая программа составлена на основе:

- Примерной программы основного общего образования по обществознанию, экономике и праву. ( утверждена приказом МО РФ  от 09.03.04 № 1312) – опубликована в сборнике программ для общеобразовательных учреждений- М.: 2005..

- Авторской программы  по обществознанию 6-9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова – опубликована в сборнике «Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву. 5-9 классы. – М.: Глобус, 2008.

Программа соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию (базовый уровень).

Обоснование выбора программ для разработки рабочей программы:

Курс «Обществознание» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Примерная и авторская программы взаимно дополняют друг друга.

Изменения, внесенные в примерную и авторскую программы, нацелены на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать, организовывать, передавать информацию. В рабочую программу включен материал курса «Экономика и право» в рамках регионального компонента базисного учебного плана и по курсу агробизнес.

Место и роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Количество учебных часов ( в соответствии с учебным планом):

Рабочая программа  дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 136 учебных часов:

6 класс – 34 часа (1 час в неделю),

7 класс – 34 часа (1 час в неделю),

8 класс – 34 часа (1 час в неделю),

9 класс – 34 часа (1 час в неделю).

Формы организации образовательного процесса:

- фронтальные;

- индивидуальные;

- групповые;

- индивидуально-групповые;

В планировании учтены различные формы организации  урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов; игровые формы при объяснении нового материала, при закреплении, проверки домашнего задания.

Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.

Технологии обучения:

Обучение по данной программе ведется с использованием элементов теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова), здоровьесберегающих технологий, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, работ по личностно-ориентированному обучению И.Якиманской.

Формирование ключевых компетенций обучающихся.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

– определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

– объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

– решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

– применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

– умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

– поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

Контроль выработанных знаний, умений и навыков:

Входной контроль, промежуточный, итоговый (тестирование, проверочные работы). Текущий контроль: фронтальные беседы по вопросам, самопроверка, взаимопроверка, контрольные срезы, тестирование, викторины, самостоятельные работы, защита рефератов.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной аттестации: тестирование и обобщающие уроки, участие в проектной деятельности, подготовка мультимедийной презентации в 8- 9 классе. Итоговая аттестация может проводиться в виде ГИА.

Формы контроля:

устный опрос (УО), письменный опрос (ПО), тестирование (Т), фронтальный опрос (ФО), самоконтроль (СК), самостоятельная работа (СР), защита проекта (ЗП) .

Планируемый уровень подготовки учащихся после изучения курса:

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т. п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Информация об используемых учебниках:

 

ü  Учебник «Обществознание.» 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2011.

ü  Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2010.

ü  Обществознание: 8  класс /. Л. Н. Боголюбов. – М.: Просвещение. 2010

ü   Обществознание: 9  класс /. Л. Н. Боголюбов. – М.: Просвещение. 2011

 

 

Содержание

6 класс (34 часа)

Содержание учебного предмета.

Введение.

Уметь : высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, давать определение понятий.

Тема 1. «Человек» (9 ч)

Человек родился. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность — биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.

Уметь : высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, давать определение понятий.


Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?

Знать какие качества характеризуют личность.

Уметь доказать, что человек не только биологическое.


Особый возраст: отрочество. Легко ли быть подростком? Отрочество — пора мечтаний. Самостоятельность — показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу.  Учимся общаться.

Знать, какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают от других периодов.

Уметь объяснять, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

Познай самого себя. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.

Знать, влияет ли самооценка на поведения человека.

Уметь объяснять, нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими; объяснять, каждый ли из нас талантлив и как это узнать.


Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...

Знать, какие виды деятельности называют основными и почему.

Уметь объяснять значения слова «деятельность».

Что человек чувствует, о чем размышляет.
Какие бывают потребности. «Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств.

Знать, что такое потребности и какие потребности бывают у человека; что такое мышление.

Уметь рассказать, какие высшие чувства они знают.

Тема 2. «Семья» (5 ч)

Семья — ячейка общества. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.


Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.

Знать кого считают рачительным хозяином, каковы источникиэкономии в домашнем хозяйстве.

Уметь анализировать, делать выводы.

Делу время — потехе час. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

Знать какое время можно назвать свободным.

Уметь рассказать, какие знают увлечения - хобби, как наполнить свободное время полезными делами.

Права ребёнка

Знать основные права ребёнка

Уметь работать и находить информацию в дополнительных источниках

 

Тема 3. «Школа» (3 ч)

Профессия — ученик. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.

Знать основные положения раздела.

Учимся дружно жить

Уметь объяснять, что может помешать дружбе, привести примеры о том, как дружат разные ребята.

Тема 4. «Труд» ( 5 ч)

Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Знать, каким бывает труд человека; какие правила помогают успешно трудиться.

Уметь объяснять, чем богатый человек отличается от бедного.


Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Знать, какие два значения имеет слово «ремесленник»; как связаны по смыслу и происхождению слова «творчество», «творить», «творец», «творение».

Уметь объяснять, всякий ли мастер может быть назван творцом, давать определение понятий.

На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.

Знать, что сопутствует успеху в жизни.

Уметь объяснять, в чем человек видит свое счастье; можно ли в работе видеть смысл жизни.

Тема 5. «Родина» (6 ч)

Что значит быть патриотом. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Русский язык — государственный. За что мы любим свою страну.

Знать, что такое федерация и субъект РФ, почему русский язык является государственным в РФ.

Уметь объяснять значение слова «патриот».


Символика России. Герб России. Флаг. Гимн.

Знать, что изображено на гербе РФ; что означает цвета российского государственного флага; в каких случаях принято исполнять Государственный гимн России.

Уметь анализировать, делать выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.


Гражданин — Отечества достойный сын. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Знать, что означает слово «гражданин» ; права гражданина.

Уметь объяснять, какого человека можно считать достойным гражданином своей страны.
Мы — многонациональный народ. Что говорит закон. Мы — дети разных народов, мы — один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Тема 6. «Добродетели» (4 ч)

Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе — значит хорошее. Главное правило доброго человека.
Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
Знать основные положения по теме урока.

Уметь объяснять, что такое страх, что такое смелость, какую роль она играет в жизни человека

Будь смелым. Что значит быть смелым? Прояви внимание к старикам.

Знать главное правило смелого человека

Уметь сформулировать свое определение смелый человек. 
Заключительное занятие.(1ч.)

Знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Содержание

7 класс  (34 часа)

Введение    (1ч)

Знакомство с курсом «Обществоведение» 7 класса. Цели, зада­чи изучения предме­та.   Структура,   осо­бенности содержания методического   аппарата учебника.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/уметь

-Знать назначение предмета,

- ори­ентироваться в различных зада­ниях, предложенных на страницах учебника,

-выражать собственное отношение к изучению предмета.

Раздел 1. Человек среди людей. (8ч)

Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/уметь

-уметь работать с текстом учебника,

-отвечать на поставленные вопросы,

-давать определение понятий,

-составлять характеристики качеств личности,

-знать основные положения  раздела.

Раздел II. Человек и закон (14ч)

Социальные нормы.     Социальная ответственность. Соблюдение и нару­шение    установлен­ных правил. Правила этикета  и  хорошие манеры Роль права в жизни общества и государ­ства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита Свобода и ответст­венность. Конститу­ция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод челове­ка и гражданина Патриотизм и граж­данственность. Госу­дарство. Отечество Дисциплина общеобя­зательная и специ­альная. Правомерное поведение

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/уметь

- высказывать свое мнение,

-работать с текстом учебника,

-отвечать на поставленные вопросы,

-давать определение понятий.

-знать основные положения раздела.

-понимать важ­ность   соблюдения   законности,

-сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения,

-осуществлять поиск соци­альной информации по заданной теме

Раздел 3. Человек и экономика.  (8ч)

Экономика и ее роль в жизни общества. Ос­новные сферы эконо­мики; производство, потребление, обмен Производство и труд. Производительность труда. Заработная пла­та. Факторы, влияющие на производительность труда Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль Предпринимательст­во.  Малое  предпри­нимательство и фер­мерское    хозяйство. Основные   организа­ционно-правовые формы предпринима­тельства Товары и услуги. Об­мен, торговля. Формы торговли. Реклама Деньги. Функции и формы денег. Реаль­ные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы ва­лют Семейный    бюджет. Сущность,      формы страхования.   Формы сбережения граждан. Экономическая деятельность подростков в тамбовском регионе.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/уметь

-знать основные положения раздела.

-уметь высказывать свое мнение,

-работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- применять знания на практике;

- самостоятельно моделировать заданную ситуацию

Раздел 4. Человек и природа (3ч)

Взаимодействие общества и природы. Экологические права и обязанности. Ответственность за экологические правонарушения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/уметь

-знать основные положения раздела.

- анализировать, делать вы­воды, отвечать на вопросы;

- высказывать собственную точку зрения или обосновы­вать известные;

- работать с текстом учебни­ка, выделять главное,

- ис­пользовать ранее изученный материал для решения по­знавательных задач

Содержание

8 класс (34 часа)

Тема 1. Личность и общество (3ч)

Личность. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/уметь

-знать термины,

-формировать общие представления об обществознании

Тема 2. Сфера духовной культуры (7ч)

Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральная  ответственность.

Объективные обязанности и моральная ответственность. Образование. Значимость образования в условиях информационного общества. Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/уметь

-уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы,

- давать определение понятий,

-составлять характеристики качеств личности,

-анализировать, делать выводы.

-знать основные положения урока, раздела.

Тема З. Экономика (20ч)

Экономика и ее роль в жизни общества. Главные вопросы экономики. Модели экономических систем. Собственность. Рыночная экономика .Производство. Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Распределение доходов Потребление. Инфляция и семейная экономика. Безработица, ее причины и последствия. Мировое хозяйство и международная торговля. Экономическая сфера. Сущность агробизнеса. Особенности агробизнеса. Цели и мотивы агробизнеса. Объекты и субъекты агробизнеса. Производственное направление агробизнеса. Коммерческое направление агробизнеса. Финансовое направление агробизнеса. Консалтинговое направление агробизнеса. Единоличный (частный) агробизнес. Крестьянское (фермерское) хозяйство. Структура экономики тамбовского региона

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/уметь

- высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы,

-давать определение понятий.

-знать основные положения раздела

Тема 4. Социальная сфера (3ч)

Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение.

Повторение (1ч)

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/уметь

-знать основные положения урока.

-объяснять правила граждан в сфере экологической безопасности и обязанности граждан в области охраны природы.

-уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

Содержание

9 класс (34 часа)

Глава I.  Политика  (5ч)

Политика. Политическая власть. Государство и правовое государство. Политические режимы: авторитарный, тоталитарный и демократический.  Отношения гражданского общества и государства. Политические партии и движения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/уметь

-уметь высказывать свое мнение,

- работать с текстом учебника,

-отвечать на поставленные вопросы,

-давать определение понятий,

-анализировать, делать выводы.

-объяснять смысл основных понятий.

-работать с документами.

-знать основные положения раздела.

Глава II. Право (20ч)

Право и его роль в жизни общества и государства.

Система права.  Понятие нормы права. Нормативный правовой акт.  Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства.

Правоотношения как форма общественных отношений.  Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений.  Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений.  Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Конституция  Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие.  Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации.  Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.  Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/уметь

- высказывать свое мнение,

-работать с текстом учебника,

-отвечать на поставленные вопросы,

- давать определение понятий, обобщать, доказывать.

-работать с документами

-знать основные положения раздела

Агробизнес (9ч)

Экономика России. Отрасли. Место сельского хозяйства. Специфика отрасли сельское хозяйство. Отличия от других отраслей. Агропромышленный комплекс. Взаимодействие отраслей. Понятия предприятия, организация, управление. Основные отрасли сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство Садоводство.  Перерабатывающая промышленность

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать/уметь

-знать основные положения урока

-уметь высказывать свое мнение,

-отвечать на поставленные вопросы,

-анализировать, делать выводы.

 

Учебно-тематический план 6 класс

Название раздела

Всего часов

Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

1.

Вводный урок

1

Знакомство с учебником

1

ФО

2.

 

Человек

 

9

 

Человек родился

1

ИО

Человек - личность

1

ИО

Особый возраст: отрочество

1

СР

Учимся общаться

2

ФО

Познай самого себя

1

ПР

Человек и его деятельность

1

ИО

Что человек чувствует, о чем размышляет

2

Т

3.

Семья

5

Семья – ячейка общества

1

ФО

Семейное хозяйство

1

ИО

Учимся помогать вести семейное хозяйство

1

ФО

Делу время – потехе час

1

Т

Права ребёнка

1

ПР

4.

Школа

 

3

 

Профессия – ученик

1

ИО

Одноклассники, сверстники, друзья

1

ПР

Учимся дружно жить в классе

1

ФО

5.

Труд

5

Труд – основа жизни

1

СР

Учимся трудиться и уважать труд

1

ФО

 

 

 

Труд и творчество

1

ИО

Учимся творчеству

1

ФО

На пути к жизненному успеху

1

Т

6.

Родина

6

Что значит быть патриотом

1

РПИ

Символика России

1

СР

Гражданин – Отечества достойный сын

1

ФО

Учимся быть достойными гражданами

1

ИО

Мы – многонациональный народ

1

РПИ

Учимся уважать людей любой национальности

1

ФО

7

Добродетели

5

Человек славен добрыми делами

1

Т

Учимся делать добро

1

ИО

Будь смелым

1

СР

Учимся быть терпимыми

1

ФО

Контрольно-обобщающий урок

1

КР

Учебно-тематический план

7 класс (34ч)

Наименование

раздела

Всего часов

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

1

Введение в курс

1

Введение

1

СК

2

Глава I. Человек среди людей

8

Отношения между людьми

1

ПО

Отношения между людьми

1

УО

Ты и твои товарищи

1

СК

Ты и твои товарищи

1

УО

Зачем люди общаются

1

ПР

Зачем люди общаются

1

ФО

Почему надо быть терпимым

1

СР

Почему надо быть терпимым

1

УО

3

Глава II. Человек и закон.

14

Что значит жить по правилам

1

УО

Что значит жить по правилам

1

ПО

Права и обязанности граждан

1

УО

Права и обязанности граждан

1

СК

Почему важно соблюдать законы

1

УО

Почему важно соблюдать законы

1

ПО

Защита Отечества

1

УО

Защита Отечества

1

СК

Что такое дисциплина

1

УО

Что такое дисциплина

1

ФО

Виновен – отвечай

1

УО

 

 

Виновен – отвечай

1

ПО

Кто стоит на страже закона

 

УО

Кто стоит на страже закона

1

СК

4

Глава III. Человек и экономика

8

Экономика и её основные участники

1

УО

Золотые руки работника

1

ПО

Производство: затраты, выручка, прибыль

1

УО

Виды и формы бизнеса Экономическая деятельность подростков в тамбовском регионе.

1

СК

Обмен, торговля, реклама

1

 

УО

Деньги и их функции

1

 

ПО

Экономика и семья

1

 

УО

5

Глава IV. Человек и природа.

3

Воздействие человека на природу

1

 

СК

Охранять природу – значит охранять жизнь.

1

 

УО

Закон на страже природы

1

СК

 

1

Обобщение курса  «Обществознание»

1

Т

Учебно-тематический план

8 класс (34ч)

Наименование

раздела

Всего часов

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

1

Тема 1. Личность и общество

3

Личность.

1

ФО

Общество как форма жизнедеятельности людей Развитие общества.

1

ФО

Личность и общество

1

ПО

2

Тема 2.

Сфера духовной культуры

7

Сфера духовной жизни

1

ПО

Мораль. Долг и совесть

1

УО

Моральный выбор- это ответственность

1

СК

Объективные обязанности и моральная ответственность

1

УО

Образование Значимость образования в условиях информационного общества.

1

ПР

Наука в современном обществе

1

ФО

Религия как одна из форм культуры

1

СР

 

Тема З. Экономика

20

Экономика и ее роль в жизни общества

1

УО

Главные вопросы экономики

1

УО

Модели экономических систем

1

ПО

Собственность.

1

УО

Рыночная экономика

1

СК

Производство- основа экономики

1

УО

Предпринимательская деятельность

1

ПО

Роль государства в экономике

1

УО

Распределение доходов Потребление

1

СК

Инфляция и семейная экономика

1

УО

Безработица, ее причины и последствия

1

ФО

Мировое хозяйство и международная торговля

1

УО

Экономическая сфера

1

СК

Сущность агробизнеса. Особенности агробизнеса

1

ЗП

Цели и мотивы агробизнеса. Объекты и субъекты агробизнеса.

1

ФО

Производственное направление агробизнеса

1

ПО

 

Коммерческое направление агробизнеса

1

ПО

Финансовое направление агробизнеса

1

УО

Консалтинговое направление агробизнеса

1

СК

Единоличный (частный) агробизнес. Крестьянское (фермерское) хозяйство.

1

УО

 

Тема 4. Социальная сфера

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Социальная структура общества Социальные статусы и роли

1

ПР

Нации и межнациональные отношения

1

ФО

Отклоняющееся поведение

1

СР

 

Итоговое занятие по курсу «Обществознание».

1

Т

 

Учебно-тематический план

9 класс (34ч)

Наименование

раздела

Всего часов

Тема

Кол-во часов

Формы контроля

1

Политика.

5

Политика и политическая власть.

1

ФО

Государство. Политические режимы

1

ФО

Правовое государство. Гражданское общество и государство

1

ПО

Участие граждан в политической жизни Политические партии и движения

1

УО

Повторение

1

СР

2

Право

20

Право, его роль в жизни общества и государства.

1

ПО

Правоотношения и субъекты права. Правоотношения и юридическая ответственность. Правоохранительные органы

3

УО

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.

2

СК

Права и свободы человека и гражданина.

2

СР

Гражданские правоотношения

1

ПР

Право на труд. Трудовые правоотношения.

2

ФО

Семейные правоотношения.

2

УО

Административные правоотношения.

1

Т

 

 

Уголовно-правовые правоотношения

2

УО

Социальные права

1

УО

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

ПО

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

УО

Повторение «Право»

1

СК

3

Агробизнес

 

9

Экономика России. Отрасли. Место сельского хозяйства.

1

УО

Специфика отрасли сельское хозяйство. Отличия от других отраслей.

1

ПО

Агропромышленный комплекс. Взаимодействие отраслей.

1

УО

Понятия предприятия, организация, управление.

1

СК

Деловая игра «Повышение и увольнение», «Интервью при устройстве на работу»

1

УО

Основные отрасли сельского хозяйства. Растениеводство.

1

ФО

Животноводство

1

УО

Садоводство.

1

СК

Перерабатывающая промышленность     Итоговое обобщение по курсу.

1

ЗП

 

 

 

 

 

 

 

6 класс

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- социальные нормы;

уметь:

- описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты,

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т. д.); различать в социальной информации факты и мнения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

7 класс

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т. д.); различать в социальной информации факты и мнения;

- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

8 класс

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т. д.); различать в социальной информации факты и мнения;

- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

9 класс

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т. д.); различать в социальной информации факты и мнения;

- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации

Литература и средства обучения

  • Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2011.
  • Л.Ф. Иванова. Обществоведение Гражданин, общество, государство: 6 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2010.
  • « Методика преподавания экономики и права в школе».7,8,9 классы. Кузнецов И.А.- Тамбов: ТОИПКРО, 2006.
    • Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2010.
    • Обществознание: 8  класс / Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение. 2010;
    • Методические рекомендации по курсу « Обществознание»: 8 – 9 классы/ Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановского. – М.: Просвещение, 2010;
    • Дидактические материалы по курсу «Обществознание»: 8 – 9 классы / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2010.
    • Обществознание:  9 класс/ Под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение. 2011;
    • Дидактические материалы по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2010.
    • Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 9 кл.— М., 1998.
    • Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа.— М., 2010-13.
      Нормативные документы:
    • а)         Декларация прав ребенка;
    • б)         Конвенция о правах ребенка
    • персональный компьютер;
    • проектор;
    • экран.

Календарно-тематический план. 6класс

Название раздела, тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Виды и формы контроля

1.

Вводный урок

1

4.09

ФО

2.

Человек родился

1

11.09

 

ИО

3.

Человек - личность

1

18.09

 

ИО

4-5

Особый возраст: отрочество

2

25.09-2.10

 

СР

6.

Учимся общаться

1

9.10

 

ФО

7.

Познай самого себя

1

16.10

 

ПР

8-9.

Человек и его деятельность

2

23.10-30.10

 

ИО

10.

Что человек чувствует, о чем размышляет

1

13.11

 

Т

11.

Семья – ячейка общества

1

20.11

 

ФО

12.

Семейное хозяйство

1

27.11

 

ИО

13.

Учимся помогать вести семейное хозяйство

1

04.12

 

ФО

14.

Делу время – потехе час

1

11.12

 

Т

15.

Права ребёнка

1

18.12

 

ПР

16.

Профессия – ученик

1

25.12

 

ИО

17.

Одноклассники, сверстники, друзья

1

15.01

 

ПР

18.

Учимся дружно жить в классе

1

22.01

 

ФО

19.

Труд – основа жизни

1

29.01

 

СР

20.

Учимся трудиться и уважать труд

1

05.02

 

ФО

21.

Труд и творчество

1

12.02

 

ИО

22.

Учимся творчеству

1

19.02

 

ФО

23.

На пути к жизненному успеху

1

26.02

 

Т

24.

Что значит быть патриотом

1

05.03

РПИ

25.

Символика России

1

12.03

СР

26.

Гражданин – Отечества достойный сын

1

19.03

ФО

27.

Учимся быть достойными гражданами

1

02.04

ИО

28.

Мы – многонациональный народ

1

09.04

РПИ

29.

Учимся уважать людей любой национальности

1

16.04

ФО

30.

Человек славен добрыми делами

1

23.04

Т

31.

Учимся делать добро

1

30.04

ИО

32.

Будь смелым

1

07.05

СР

33.

Учимся быть терпимыми

1

14.05

ФО

34.

Контрольно-обобщающий урок

1

21.05

КР

Календарно-тематический план. 7 класс

№п/п

Тема урока

Кол-во час

Дата

Виды, формы контроля

по плану

 

фактически

1

Введение в курс

1

3.09

 

СК

 

Глава I. Человек среди людей.

 

 

 

 

2

Отношения между людьми

1

10.09

 

ПО

3

Отношения между людьми

1

17.09

 

УО

4

Ты и твои товарищи

1

24.09

 

СК

5

Ты и твои товарищи

1

1.10

 

УО

6

Зачем люди общаются

1

8.10

 

ПР

7

Зачем люди общаются

1

15.10

 

ФО

8

Почему надо быть терпимым

1

22.10

 

СР

9

Почему надо быть терпимым

1

29.10

 

УО

 

Глава II. Человек и закон. 14 часов

 

 

 

 

10

Что значит жить по правилам

1

12.11

 

УО

11

Что значит жить по правилам

1

19.11

 

ПО

12

Права и обязанности граждан

1

26.11

 

УО

13

Права и обязанности граждан

1

3.12

 

СК

14

Почему важно соблюдать законы

1

10.12

 

УО

15

Почему важно соблюдать законы

1

17.12

 

ПО

16

Защита Отечества

1

24.12

 

УО

17

Защита Отечества

1

14.01

 

СК

18

Что такое дисциплина

1

21.01

 

УО

19

Что такое дисциплина

1

28.01

 

ФО

20

Виновен – отвечай

1

4.02

 

УО

21

Виновен – отвечай

1

11.02

 

ПО

22

Кто стоит на страже закона

 

18.02

 

УО

23

Кто стоит на страже закона

1

25.02

 

СК

 

Глава III. Человек и экономика.  8 часов

 

 

 

 

24

Экономика и её основные участники

1

4.03

 

УО

25

Золотые руки работника

1

11.03

 

ПО

26

Производство: затраты, выручка, прибыль

1

18.03

 

УО

27

Виды и формы бизнеса Экономическая деятельность подростков в тамбовском регионе.

1

1.04

 

СК

28

Обмен, торговля, реклама

1

 

8.04

 

УО

29

Деньги и их функции

1

 

15.04

 

ПО

30

Экономика и семья

1

 

22.04

 

УО

 

Глава IV. Человек и природа.  3 часа

 

 

 

 

31

Воздействие человека на природу

1

 

29.04

 

СК

32

Охранять природу – значит охранять жизнь.

1

 

6.05

 

УО

33

Закон на страже природы

1

13.05

 

СК

34

Обобщение курса  «Обществознание»

1

20.05

 

Т

 

Резерв

1

 

 

 

Календарно-тематический план. 8 класс

№п/п

Тема урока

Кол-во час

Дата

Виды, формы контроля

по плану

фактически

1

Тема 1. Личность и общество

Личность.

1

4.09

 

ФО

2

Общество как форма жизнедеятельности людей Развитие общества.

1

11.09

 

ФО

3

Личность и общество

1

18.09

 

ПО

 

Тема 2. Сфера духовной культуры

 

 

 

 

4

Сфера духовной жизни

1

25.09

 

ПО

5

Мораль. Долг и совесть

1

2.10

 

УО

6

Моральный выбор- это ответственность

1

9.10

 

СК

7

. Объективные обязанности и моральная ответственность

1

16.10

 

УО

8

Образование Значимость образования в условиях информационного общества.

1

23.10

 

ПР

9

Наука в современном обществе

1

30.10

 

ФО

10

Религия как одна из форм культуры

1

13.11

 

СР

 

Тема З. Экономика

 

 

 

 

11

Экономика и ее роль в жизни общества

1

20.11

 

УО

12

Главные вопросы экономики

1

27.11

 

УО

13

Модели экономических систем

1

4.12

 

ПО

14

Собственность.

1

11.12

 

УО

15

Рыночная экономика

1

18.12

 

СК

16

Производство- основа экономики

1

25.12

 

УО

17

Предпринимательская деятельность

1

15.01

 

ПО

18

Роль государства в экономике

1

22.01

 

УО

19

Распределение доходов Потребление

1

29.01

 

СК

20

Инфляция и семейная экономика

1

5.02

 

УО

21

Безработица, ее причины и последствия

1

12.02

 

ФО

22

Мировое хозяйство и международная торговля

1

19.02

 

УО

23

Экономическая сфера

1

26.02

 

СК

24

Сущность агробизнеса. Особенности агробизнеса

1

5.03

 

ЗП

25

Цели и мотивы агробизнеса. Объекты и субъекты агробизнеса.

1

12.03

 

ФО

26

Производственное направление агробизнеса

1

19.03

 

ПО

27

Коммерческое направление агробизнеса

1

2.04

 

ПО

28

Финансовое направление агробизнеса

1

9.04

 

УО

29

Консалтинговое направление агробизнеса

1

16.04

 

СК

30

Единоличный (частный) агробизнес. Крестьянское (фермерское) хозяйство.

1

23.04

 

УО

 

Тема 4. Социальная сфера

 

 

 

 

31

Социальная структура общества Социальные статусы и роли

1

30.04

 

ПР

32

Нации и межнациональные отношения

1

7.05

 

ФО

33

Отклоняющееся поведение

1

14.05

 

СР

34

Итоговое занятие по курсу «Обществознание».

1

21.05

 

Т

 

Резерв

1

 

 

 

Календарно-тематический план. 9 класс

№п/п

Тема урока

Кол-во час

Дата

Виды, формы контроля

по плану

фактически

1

Политика.

Политика и политическая власть.

1

4.09

 

ФО

2

Государство. Политические режимы

1

11.09

 

ФО

3

Правовое государство. Гражданское общество и государство

1

18.09

 

ПО

4

Участие граждан в политической жизни Политические партии и движения

1

25.09

 

УО

5

Повторение

1

2.10

 

СР

 

Право

 

 

 

 

6

Право, его роль в жизни общества и государства.

1

9.10

 

ПО

7-9

Правоотношения и субъекты права. Правоотношения и юридическая ответственность. Правоохранительные органы

3

16.10

23.10

30.10

 

УО

10-11

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.

2

13.11

20.11

 

СК

12-13

Права и свободы человека и гражданина.

2

27.11

4.12

 

СР

14

Гражданские правоотношения

1

11.12

 

ПР

15-16

Право на труд. Трудовые правоотношения.

2

18.12

25.12

 

ФО

17-18

Семейные правоотношения.

2

15.01

22.01

 

УО

19

Административные правоотношения.

1

29.01

 

Т

20-21

Уголовно-правовые правоотношения

2

5.02

12.02

 

УО

22

Социальные права

1

19.02

 

УО

23

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

26.02

 

ПО

24

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

5.03

 

УО

25

Повторение «Право»

1

12.03

 

СК

 

Агробизнес

 

 

 

 

26

Экономика России. Отрасли. Место сельского хозяйства.

1

19.03

 

УО

27

Специфика отрасли сельское хозяйство. Отличия от других отраслей.

1

2.04

 

ПО

28

Агропромышленный комплекс. Взаимодействие отраслей.

1

9.04

 

УО

29

Понятия предприятия, организация, управление.

1

16.04

 

СК

30

Деловая игра «Повышение и увольнение», «Интервью при устройстве на работу»

1

23.04

 

УО

31

Основные отрасли сельского хозяйства. Растениеводство.

1

30.04

 

ФО

32

Животноводство

1

7.05

 

УО

33

Садоводство.

1

14.05

 

СК

34

Перерабатывающая промышленность     Итоговое обобщение по курсу.

 

1

21.05

 

ЗП