ГЕОГРАФИЯ 8-9 КЛАСС PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
04.07.14 13:59

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоникольская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы

Протокол №        от               201    г.

Руководитель МС

________________(Орлова Э.Э.)

Утверждена приказом

МБОУ Новоникольской СОШ

№           от                201    г.

Директор

____________(Чернышова Л.Б.)

 

Рабочая программа учебного курса

по  географии

для   8- 9 классов

 

 

 

 

 

 

2013 -2014   учебный год

Пояснительная записка.

По географии для 8-9 классы.

Цель: формирование це­лостного представления об особенностях природы, на­селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль­туре своей страны и населяющих ее народов, выработ­ка умений и навыков адаптации и социально-ответст­венного поведения в российском пространстве; разви­тие географического мышления.

Изучение  географии в  8-9 классах направлено на  развитие следующих задач:

освоение знаний об основных географических понятиях, географи­ческих особенностях природы, населения и хозяйства разных терри­торий;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать  географическую кар­ту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объ­яснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобрете­ния новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, по­зитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию геогра­фических знаний и умений в повседневной жизни.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

­           Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

­          Законом Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

­          приказом Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

­          приказом Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

­          постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);

­          Приказ №1067 от 19 декабря 2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

На основе какой программы составлена:

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии, авторской программы по географии (6-10 классы) под редакцией И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов географии с учетом межпредметных и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса,  возрастных особенностей учащихся, определяет определенный набор практических работ, выполняемых учащимися.Реализация предложенной программы обеспечивает выполнение требований государственного образовательного стандарта, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта, основного общего образования, определяет базовый уровень содержания и объём часов, отвечает требованиям Министерства образования.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование:

Пересмотрены практические работы, внесены в рабочую программу только наиболее важные, посильные к выполнению и  наиболее актуальные.

Определение места и роли учебного курса:

Программа содержит новые направления географического образования:

- комплексные подходы к характеристике территории России и ее отдельных регионов;

-  изучение крупных природных комплексов;

-  изучение  природы, населения, особенностей культуры и быта народов  мира.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре находится человек. На нём замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на своё ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса  формирования и освоения территории России, преобразования её природы и хозяйства. Курс служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования  учащихся.

Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.

Информация о количестве учебных часов:

Согласно учебного плана и календарного плана-графика школы на изучение географии России в 8-9 классах отводится 136 часов: в 8 классе на изучение природы и населения России отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю и в 9 классе на изучение хозяйства и географических районов – 68 часов (2 часа в неделю). Учебным планом на изучении  географии в 8 классе предусмотрено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Практических работ- 10. Контрольных работ -8. Учебным планом на изучении  географии в  9классе предусмотрено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Практических работ- 5. Контрольных работ -5.

Формы организации образовательного процесса:

Фронтальные, индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, практикумы, семинары.

Технологии обучения:

Информационно-коммуникационные технологии, проектное обучение, проблемное обучение, игровые технологии, развивающее обучение, индивидуальная работа со слабоуспевающими, здоровьесберегающие технологии.

Механизмы  формирования ключевых компетенций обучающихся:

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, формирование умений различать факты, причины, следствия.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

Виды и формы контроля:

Устный опрос (УО), письменный опрос (ПО), тестирование (Т),  фронтальная беседа (ФБ),

фронтальный опрос (ФО), работа с  картой( К) групповой контроль (ГК) ,самостоятельная работа (СР), контрольная работа (КР), практическая работа (ПР), семинар (С), географический диктант (ГД),

Планируемый уровень подготовки:

Результаты обучения:

Знать/ понимать:

  • предмет изучения географии России;
  • основные средства и методы получения геогра­фической информации:
  • субъекты Российской Федерации;
  • пограничные государств;
  • особенности   географического  положения,   раз­меры территории, протяженность морских и сухо­путных границ России;
  • границы часовых поясов:
  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
  • климатообразующие факторы, особенности  по­годы в циклонах и антициклонах;
  • распределение рек страны  по бассейнам  океа­нов;
  • основные  области  современного  оледенения  и крупные ледники:
  • зональные   типы   почв,   их   главные   свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;
  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;
  • народы, наиболее распространенные языки, ре­лигии;
  • примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;
  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
  • районы, подверженные воздействию стихийных природных   явлений   (засухи,   наводнения,   сели, землетрясения и т. д.);
  • экологически неблагополучные районы России:
  • маршруты и территории  первооткрывателей и исследователей территории России.

Уметь:

определять (измерять):

  • географическое положение объектов;
  • разницу в поясном времени территорий;
  • погоду по синоптической карте;
  • параметры природных и социально-экономиче­ских объектов и явлений по различным источни­кам информации.

описывать:

  • географическое  положение   страны,   отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);
  • образы    природно-хозяйственных   объектов,    в том числе одного из районов нового промышленно­го, сельскохозяйственного, городского, транспорт­ного или рекреационного строительства;
  • особенности быта и религии отдельных народов.

объяснять:

  • роль   географических   знаний   в   решении   со­циально-экономических,   экологических   проблем
  • страны;
  • влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;
  • образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;
  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  • как составляют прогноз погоды;
  • распространение    многолетней    мерзлоты,    ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;
  • почвообразовательные    процессы,    особенности растительного и животного мира природных зон;
  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
  • разнообразие природных комплексов на терри­тории страны;
  • различия  в  естественном  приросте  населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории,  направления  миграций, образование и развитие разных форм  городского  и сельского расселения;
  • изменение пропорций между сферами, сектора­ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения ос­новных отраслей хозяйства и основную специали­зацию районов,  факторы  и условия  размещения предприятий;
  • особенности природы, населения, хозяйства от­дельных регионов, различия в уровнях их социаль­но-экономического развития;
  • роль географического фактора в развитии чело­веческого общества на примере РФ;
  • уникальность и общечеловеческую ценность па­мятников природы и культуры;
  • причины изменения природных и хозяйствен­ных комплексов регионов;
  • особенности орудий труда, средств передвиже­ния, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления челове­ка к окружающей среде в разных географических ус­ловиях;

оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;
  • экологическую ситуацию в стране, регионе
  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

  1. 3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • ориентирования на местности, определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшении.: принятии. необходимых мер в случае природных стихийных и техногенных катастроф.

 

Информация об используемом учебнике.

И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс Учебник для общеобразовательных учебных заведений  – М.: Дрофа, 2012 г.

В.П.Дронов, В.Я Ром, География России. Население и хозяйство.  9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений  – М.: Дрофа, 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ,

ГЕОГРАФИЯ  (VIII класс), (68 час, 2 ч в неделю)

Введение (8 ч)

Что изучает география России  Крайние точки России. Расположение в двух частях света, межокеаническое, северное положение. Соседи России, их политическая и экономическая оценка, роль во внешней торговле России. Выгоды и недостатки транспортно-географического положения страны.

Особенности геополитического положения России и ее отдельных частей. Положение России в системе цивилизаций и его влияние на формирование и развитие страны. Влияние соседей на экологию России. Воздействие российской экономики на экологическую ситуацию в других странах.

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Роль природы в формировании Российского государства. Экономически активная территория. Российская Зона Севера и проблемы ее освоения. Типы и виды российских границ. Сухопутные соседи России. Различия сухопутных границ на северо-западе, западе и юге страны. Морские соседи России. Различия в геополитическом и экономическом значении морских границ России в Атлантическом бассейне, Северном Ледовитом и Тихом океанах. Местное и поясное время. Линия перемены дат. Летнее время.

Этапы и методы географического изучения территории. Путешествия и открытия новгородцев и поморов. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. Великая Северная экспедиция. Изучение территории России отечественными учеными. Экспедиции Российского Географического общества. Современные географические исследования.

Практические работы.

Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран. Определение поясного времени для разных пунктов России. Обозначение на контурной карте субъектов РФ.

Учащиеся должны знать: специфику географического положения России, понятие «государственная территория», связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны, основные типы и виды границ,  в каких часовых поясах лежит Россия,  результаты географических открытий.

Учащиеся должны  уметь: определять местное, поясное, декретное, летнее время, находить и анализировать информацию в разных источниках

Особенности природы и природные ресурсы России (34 ч)

Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры.   Влияние на современный рельеф морей, текучих вод, ледников, ветра. Древнее и современное оледенения.

Виды стихийных природных явления в литосфере, причины, порождающие их, меры по борьбе с ними. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.   Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Факторы, определяющие климат России: географическая широта, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность, рельеф, близость морей и океанов, океанические течения, антропогенные воздействия. Фронты. Циклоны и антициклоны.Закономерности распределения тепла температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Оценка природных условий России для проживания человека. Основные показатели. Характеризующие уровень комфортности климата. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения. Здоровье. Опасные т неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Вода – один из важнейших видов ресурсов. Внутренние воды – основные источники пресной воды. Важнейшие особенности российских рек.

Озера: размещение по территории страны, их различия по происхождению озерных котловин. Влияние озер на другие компоненты природы. Болота: причины возникновения. Роль в природе. Крупнейшие заболоченные районы. Подземные воды: происхождение многолетней мерзлоты на территории России. Ее влияние на природу и хозяйственную деятельность людей. Ледники.

Понятие водных ресурсов и водного кадастра. Неравномерность размещения водных ресурсов. Рост потребления и загрязнения воды человеком.

Почва – особый компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатства. Факторы образования почв, их основные типы. Свойства, различия в плодородии.

Главные типы почв России, особенности их географии.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с их эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК  изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Понятие о природной зональности. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берг в создании учения о природных зонах. Природная зональность – всеобщий закон природы. Что такое природно-хозяйственные зоны.

Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования.

Разнообразие лесов. России: тайга, смешанные и лиственные леса. Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Образ русского леса. Основные виды природопользования.

Безлесные зоны юга России: географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны. Взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования.

Закономерности смены природных зон в горах. Сравнение высотной поясности разных гор России. Основные виды природопользования. Памятники Всемирного природного наследия. Заповедники.

Практические работы.

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений  полезных ископаемых от строения земной коры.

Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования.

Знакомство с образцами почв своей местности, выявление условий их почвообразования и оценка плодородия.

Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

Учащиеся должны знать: основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и  равнины России, стихийные природные явления, связанные с литосферой, закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и  месторождения, факторы, определяющие климат России, характеристику типов климатов, особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки, понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв, закономерности распространения почв,  зональные типы почв, их главные свойства,растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и  животного мира природных зон России.

Учащиеся должны  уметь : показывать на карте эти объекты, закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и  месторождения, объяснять образование циклонов и антициклонов, показывать  объекты на карте, распределение рек по бассейнам ,объяснять  существенные признаки почв, размещение по природным зонам живых организмов

Природа регионов России (21 ч)

Русская равнина – общая характеристика.ФГП. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды Русской равнины. Природные комплексы и памятники Русской равнины. Северный Кавказ. Своеобразие природы. Природные комплексы и памятники Северного Кавказа. Урал. Особенности географического положения и его влияния на природу. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Западно-Сибирская низменность: особенности природы. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения. Восточная Сибирь. Величие и суровость природы. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток – край контрастов. Особенности природы. Природные комплексы Дальнего Востока: Приморье, Приамурье, Сахалин, Курильские острова. Природные уникумы. Камчатка. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Практические работы.

Оценка природных условий и ресурсов Русской равнины. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности.

Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Урала

Учащиеся должны знать: понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России, характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр,   природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы, характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы  заповедники России.

Учащиеся должны  уметь: объяснять  разнообразие природных и антропогенных комплексов. 

Человек и природа-5 часов.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.

Практические работы.

Характеристика экологического состояния одного из регионов России

Учащиеся должны знать: влияние природных условий на жизнь и здоровье человека, основные  стихийные природные явления, экологические проблемы и пути их решения.

Учащиеся должны  уметь: объяснять причины и пути решения экологических проблем.

ГЕОГРАФИЯ  (IX класс)

(68 час, 2 ч в неделю)

Введение (4ч)

Визитная карточка России: территория, население. Виды и уровни географического положения.

Крайние точки России. Расположение в двух частях света, межокеаническое, северное положение.

Соседи России, их политическая и экономическая оценка, роль во внешней торговле России.

Учащиеся должны знать: крайние точки России, специфику географического положения России, понятие «государственная территория», связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны

Учащиеся должны уметь: находить крайние точки и границы России.

Население и  географические особенности экономики России (9ч)

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и естественный прирост населения. Национальный и языковой  состав населения России. Миграции  населения. Расселение населения. Сельское  и городское население России. География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

Учащиеся должны знать: численность населения страны, факторы, влияющие на численность, своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни, народов , населяющие  страну, языковые семьи и группы. особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических проблем,  городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения , понятие «миграция» и ее основные виды , основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Учащиеся должны уметь: объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям.

Хозяйство России (19 ч.)

Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий.  Отраслевая структура функциональная  и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в  хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов.

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы.  Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав, место и значение в  хозяйстве.  Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо-  и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в  хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов.   Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.  Факторы размещения предприятий, особенности географии

важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие  лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы.

Связь. География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного  и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Практические работы.

Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.

Определение эффективности приближения обрабатывающих производств пищевой промышленности к сельскохозяйственным предприятиям.

Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

Учащиеся должны знать: состав и специфику хозяйства России, называть основные проблемы и перспективы его развития.

Учащиеся должны уметь: показывать на карте  основные центры  хозяйства России, анализировать экономические карты и статистические данные.

География крупных районов (36 ч.)

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы.  Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Районы и крупные регионы России. Типовая характеристика может использоваться при изучении каждого района с учетом его географической специфики. Экономическое районирование. Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России. Москва – административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район. Северо-Западная Россия. Калининградская область. Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство Европейского Севера. Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа. Поволжье.  ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство Поволжья. Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала. Восточный макрорегион. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Практические работы.

Изображение на контурной карте схемы внешних территориально-производственных связей районов Центральной  России

Учащиеся должны знать: особенности ГП региона, основные этапы освоения,

состав района, этапы и факторы формирования района.

Учащиеся должны уметь: давать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения

Учебно-тематический план 8 класс.

Наименование раздела

Всего часов

Тема

Количество часов

Виды, формы контроля

 

1

ВВЕДЕНИЕ

8

Что изучает география России.

Источники географических знаний.

1

ФБ

 

Россия  на карте мира.  Особенности географического положения по сравнению с другими странами.

1

ФО

 

Практическая работа №1

«Характеристика географического положения России»

1

ПР

 

Моря, омывающие берега России.

Ресурсы морей.

1

СР

 

Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории.

1

С

 

Практическая работа №2

«Определение поясного времени для разных пунктов России»

1

ПР

 

Как осваивали и изучали территорию России.

1

СР

 

Наша Родина на карте мира (обобщение)

1

Т

 

2

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

7

Особенности  рельефа России.

1

ФО

 

Геологическое строение  территории.

Геохронологическая таблица.

1

ПО

 

Основные тектонические структуры.

Тектоническая карта России.

1

УО

 

Минеральные ресурсы России.

1

ГК

 

Практическая работа №3

«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений  полезных ископаемых от строения земной коры»

1

ПР

 

Развитие форм  рельефа.

1

С

 

Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его развития на примере своего региона (обобщение).

1

Т

 

3

Климат

5

Климатообразующие факторы: ГП, солнечная радиация, циркуляция ВМ.

1

ФО

 

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.

1

ПО

 

Климатические пояса и типы климатов.

1

СР

 

Зависимость человека от климата.

Практическая работа №4

«Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»

1

ПР

 

Агроклиматические ресурсы страны  и своего региона.

Неблагоприятные климатические явления (обобщение).

1

ГД

 

4

Внутренние воды и водные ресурсы

6

Разнообразие внутренних вод России.

Реки: речные системы, водоразделы, бассейны, падение и уклон.

1

К

 

Влияние климата на реки: питание, режим, годовой сток и ледовый режим.

1

ФО

 

Практическая работа № 5

«Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования»

1

ПР

 

Озёра, их происхождение. Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

1

ГК

 

Водные ресурсы. Стихийные явления, связанные с водами.

 

 

СР

 

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности

(обобщение).

1

Т

 

5

Почва и почвенные ресурсы

4

Почва - особый компонент природы.

Образование почв, их разнообразие.

1

ФО

 

 

Типы почв России. Закономерности распространения почв.

1

УО

Беседа

Почвенные ресурсы  страны. Мелиорация земель.

1

СР

Фронтальный опрос

Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа № 6

«Знакомство с образцами почв своей местности, выявление условий их почвообразования и оценка плодородия»

1

ПР

Отчет по Пр.р.

6

Растительный и животный мир

5

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие.

1

ГК

 

Биологические ресурсы, их рациональное использование.

1

ПР

 

Особо охраняемые природные территории. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

1

С

 

Природно-ресурсный потенциал России.

1

ПК

 

Особенности природы и природные ресурсы России (обобщение темы)

1

Т

 

7

Природное районирование

7

Понятие о ПТК. Разнообразие природных комплексов России.

1

ФО

 

Моря как крупные природные комплексы.

1

СР

 

Природные зоны как природные комплексы.

1

С

 

Характеристика природных зон страны.

1

ГК

 

Практическая работа № 7

«Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)»

1

ПР

 

Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места.

1

СР

 

Природная зона своей местности, её экологические проблемы (обобщение).

1

ГД

 

8

Природа регионов России

21

Русская равнина – общая характеристика.

ФГП. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые.

1

ФО

 

Климат и внутренние воды Русской равнины.

1

УО

 

Природные комплексы Русской равнины.

1

ПО

 

Памятники природы Русской равнины.

1

ГК

 

Практическая работа №8

«Оценка природных условий и ресурсов Русской равнины. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности»

1

ПР

 

Северный Кавказ. Своеобразие природы.

1

ФО

 

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

ПО

 

Урал. Особенности географического положения и его влияния на природу.

1

ГД

 

Своеобразие природы Урала. Природные уникумы.

1

ГК

 

Экологические проблемы Урала.

Практическая работа № 9

«Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Урала»

1

ПР

 

Западно-Сибирская низменность: особенности природы.

1

Т

 

 

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.

1

СР

 

Восточная Сибирь. Величие и суровость природы.

1

ФО

 

Природные районы Восточной Сибири.

1

ФК

 

Жемчужина Сибири – Байкал.

1

ГК

 

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

1

Т

 

Дальний Восток – край контрастов. Особенности природы.

1

ФО

 

Природные комплексы Дальнего Востока: Приморье, Приамурье, Сахалин,Курильские острова.

1

УО

 

Природные уникумы. Камчатка.

1

ГК

 

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

1

ГК

 

Природа регионов России (обобщение)

1

Т

 

9

Человек и природа

5

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Практическая работа №10

«Характеристика экологического состояния одного из регионов России»

1

ПР

 

Антропогенные воздействия на природу. Рациональное природопользование.

1

ПР

 

Экологическая ситуация в России, в своей области (мониторинг).

1

ГК

 

Повторение изученного в 8 классе.

1

ГК

 

Итоговое тестирование

1

Т

 

10

Итого

68

 

Учебно-тематический план 9 класс.

Наименование раздела

Всего часов

Тема урока

Кол-во часов

Виды,   формы контроля

1.

 

 

 

Общий обзор России

 

 

4

Политико-государственное устройство Российской Федерации.

1

ФБ

Географическое положение и границы России.

1

УО

Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.

1

К

Государственная территория России.

1

ГК

2

Население и  географические особенности экономики России

 

 

 

 

9

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1

ФБ

Численность и естественный прирост населения.

1

ФО

Национальный и языковой  состав населения России.

1

УО 

Миграции  населения.

1

К

Расселение населения. Сельское  и городское население России.

1

СР

География основных типов экономики на территории России

1

УО

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

1

ГД

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

 

1

К

Контроль знаний по изученной теме.

1

Т

 

3

 

Хозяйство России

 

 

19

Научный комплекс

1

ФБ

Машиностроительный комплекс. 
Роль, значение и проблемы развития машиностроения

 

1

УО

Факторы  и  география машиностроения.

Практическая работа №1

«Определение по картам размещения трудоемкого и

металлоемкого машиностроения»

1

 

 

ПР

Военно-промышленный комплекс.

1

УО

Топливно-энергетический комплекс. Роль, значение и проблемы ТЭК.

1

Топливная промышленность  нефтяная, газовая, угольная промышленность Практическая работа  № 1

« Сравнительная характеристика угольных бассейнов по картам».

1

ПР

Электроэнергетика.

1

ГК

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс.

1

ГК

Металлургический комплекс.   Черная металлургия.

1

ГК

Цветная  металлургия.

1

СР

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

1

УО

Факторы размещения их   предприятий.

Практическая работа № 2  «Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности».

1

ПР

 

Агропромышленный комплекс (АПК) 
Состав и значение АПК.

1

ГК

Земледелие и животноводство.

1

ФО

Пищевая и легкая промышленность.

Практическая работа  №3    «Определение эффективности приближения обрабатывающих производств пищевой промышленности к сельскохозяйственным предприятиям».

1

ПР  1.1014.03

Инфраструктурный комплекс. 
Состав комплекса. Роль транспорта.

1

УО

Железнодорожный, автомобильный  и 
водный  виды транспорта. Практическая работа  № 4    «Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану».

1

ПР

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Связь. Сфера обслуживания

1

С

Обобщение знаний по теме: «Хозяйство России».

1

Т

География крупных регионов России

 

 

 

36

Районирование территории страны.

1

К

Западный регион. Общая характеристика.

1

К

Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы.

1

К

Население и главные черты хозяйства.

1

К

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. 
Географические особенности областей Центрального района Практическая работа  №5    «Изображение на контурной карте схемы внешних территориально-производственных связей районов Центральной  России».

1

ПР

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. 
Северо-Западный район.

1

 

С

Европейский север. ГП, природные

условия и ресурсы.

1

УО

Население  Европейского Севера.

1

УО

Хозяйство Европейского Севера.

1

ПО

Европейский Юг. ГП, природные условия и ресурсы.

1

ГК

Население Европейского Юга.

1

ПО

Хозяйство Европейского Юга.

1

ГК

Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы.

1

К

Население Поволжья.

1

ПО

Хозяйство Поволжья.

1

С

Урал.

1

К

ГП, природные условия и ресурсы Урала.

1

ФО

Население Урала.

1

С

Хозяйство Урала.

1

СР

Обобщение знаний по Западному макрорегиону.

1

Т

Восточный макрорегион — азиатская Россия. 
Общая характеристика.

1

К

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики

1

К

 

 

Западная Сибирь. Факторы формирования района.

1

УО

Население и  хозяйство Западной Сибири.

1

С

Восточная Сибирь. Природа Восточной Сибири.

1

ПО

Население и хозяйственное освоение   Восточной Сибири.

1

ФБ

Дальний Восток. Природа Дальнего Востока.

1

К

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

1

ГД

Обобщающее повторение.

1

ПО

Обобщение знаний по теме: «Восточный макрорегион».

1

Т

 

 

Обобщение знаний по основным темам года.

1

ФБ

Подготовка и итоговому тестированию. Обобщение разделов.

1

УО

Итоговое тестирование.

1

Т

Анализ итогового тестирования.

1

ФБ

Итого

66+2 резерв

 

Требования к уровню

подготовки учащихся, заканчивающих 8 класс.

 

Знать/ понимать:

-распределение рек страны по бассейнам океанов;

-основные области современного оледенения и крупные ледники;

- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

- основные виды растительности и животного мира;

Уметь:

называть и (или) показывать:

- предмет изучения географии;

- основные средства и методы получения географической информации;

- пограничные государства;

- особенности географического положения, размеры территории, морские и сухопутные границы России;

- субъекты Российской Федерации;

- границы часовых поясов;

- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

- народы, наиболее распространенные языки, религии.

- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны;

- основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования;

объяснять:

- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

- влияние географического положения на природу, хозяйство;

- образование и размещение форм рельефа, закономерности наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды;

- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

- как составляют прогноз погоды;

- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

- почвообразовательные процессы;

- особенности растительного и животного мира природных зон;

- разнообразие природных комплексов на территории страны;

- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ.

- изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства;

определять:

-географическое положение объектов;

- разницу в поясном времени на территории;

- погоду по синоптическим картам;

описывать:

- географическое положение страны (экономико-географическое, геополитическое и др.);

- особенности быта и религий отдельных народов;

 

оценивать:

-  изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

- изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

- природно-ресурсный потенциал страны, региона.

 

Требования к уровню

подготовки учащихся, заканчивающих  9 класс.

 

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;

объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Литература.

  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2012.
  2. В.П.Дронов, В.Я Ром, География России. Население и хозяйство.  9 класс – М.: Дрофа, 2012.
  3. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии 8-9 класс.- М. : «ВАКО», 2010
  4. О.В. Антушева. География России. Природа. Поурочные разработки. 8 класс. – Волгоград: «Учитель», 2007.
  5. Асонова Г. С. Система самостоятельных работ по курсу физической географии СССР (Из опыта работы). - М.: Просвещение 1974.
  6. Баринова И И, Ром В. Я. География России. 8 - 9 кл.: метод. пособие. - М.: Дрофа, 1997.

7. Ермошкина А. С. Уроки географии. 8-9 кл.: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

8. Карпов Г. В  Хрестоматия по физической географии СССР. - М.: Просвещение, 1974.

9. Лисенкова Г. Я. и др. Тематическое планирование по географии. - М.: Просвещение, 1989.

Средства обучения:

ü  Компьютер, проектор, принтер, экран,  географические карты, коллекции для изучения отраслей хозяйства.

ü  Презентации, мультимедийные программы, Интернет.

Географическая номенклатура 8-9 классы.

Тема «Географическое положение России»: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Кавказ, Гданьский Залив, Балтийская коса, город Калининград, мыс Дежнева, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив, пролив Лаперуза, пролив Кунаширский; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Беригново, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро; архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, острова Северная Земля, острова Врангеля, остров Сахалин, острова Курильские; полуостров Камчатка, Ямал; Пенжинская губа.

Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность; Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина; горы: Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саян, Становой Хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь. Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря. Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тугнусский, Южно-Якутский. Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория. Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, Путорана и северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь. Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь. Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье, юг Западной Сибири.

Тема «Климат»: Оймякон.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»: реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур. Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал. Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское. Подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны.

Тема «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»: заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора.

Тема «География отраслей межотраслевых комплексов»: машиностроительный комплекс. Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск. Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.Центры маталлоёмкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

Топливно-энергетический комплекс. Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад. ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, братская, Усть-Илимская. АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая энергосистема (ЕЭС).

Металлургический и химико-лесной комплекс. Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк. Центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре. Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск. Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск - на -Амуре.

Инфраструктурный комплекс. Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Авхангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский. Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ.

Регионы России. Европейский Север. Моря: Баренцево, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуострова:  Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины. Низменность:Печорская. Реки: Северная Двина, Печора. Онега, Мезень. Озера: Имандра. Баломорско-Балтийский каналЗаповедники: Кандалакшский, Лапландский. Месторождения: апатитов, руд черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии, Печорский угольный бассейн. Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута. Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС.

Центральная Россия. Моря: Балтийское. Заливы: Финский. Окско-Донская равнина. Возвышенности: Среднерусская, Валдайская.Низменности: Окско Донская, мещерская.  Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева. Озера: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: Рыбинское, Горьковское. Каналы: Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы (Москва – Волга). Заповедники: Дарвинский, Приокско-Террасный. Подмосковный угольный бассейн, КМА. Города: Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.

Календарно-тематическое планирование по географии  8 класс

( 2ч.  в  неделю, 68 часов).

№ урока

Наименование разделов и тем

Даты прохождения тем раздела

Виды,  формы контроля

 

По плану

По факту

 

Введение (8 ч)

 

1

Что изучает география России.

Источники географических знаний.

04.09

 

ФБ

 

2

Россия  на карте мира.  Особенности географического положения по сравнению с другими странами.

05.09

 

ФО

 

3

Практическая работа №1

«Характеристика географического положения России»

09.09

 

ПР

 

4

Моря, омывающие берега России.

Ресурсы морей.

12.09

 

СР

 

5

Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории.

16.09

 

С

 

6

Практическая работа №2

«Определение поясного времени для разных пунктов России»

19.09

 

ПР

 

7

Как осваивали и изучали территорию России.

23.09

 

СР

 

8

Наша Родина на карте мира (обобщение)

26.09

 

Т

 

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России (34  ч)

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (7 ч)

 

30.09

9

Особенности  рельефа России.

30.09

 

ФО

 

10

Геологическое строение  территории.

Геохронологическая таблица.

03.10

 

ПО

 

11

Основные тектонические структуры.

Тектоническая карта России.

07.10

 

УО

 

12

Минеральные ресурсы России.

10.10

 

ГК

 

13

Практическая работа №3

«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений  полезных ископаемых от строения земной коры»

14.10

 

ПР

 

14

Развитие форм  рельефа.

17.10

 

С

 

15

Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его развития на примере своего региона (обобщение).

21.10

 

Т

 

Тема 2. Климат и климатические ресурсы (5ч).

 

16

Климатообразующие факторы: ГП, солнечная радиация, циркуляция ВМ.

24.10

 

ФО

 

17

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.

28.10

 

ПО

 

18

Климатические пояса и типы климатов.

11.11

 

СР

 

19

Зависимость человека от климата.

Практическая работа №4

«Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»

14.11

 

ПР

 

20

Агроклиматические ресурсы страны  и своего региона.

Неблагоприятные климатические явления (обобщение).

18.11

 

ГД

 

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч)

 

21.11

21

Разнообразие внутренних вод России.

Реки: речные системы, водоразделы, бассейны, падение и уклон.

21.11

 

К

 

22

Влияние климата на реки: питание, режим, годовой сток и ледовый режим.

25.11

 

ФО

 

23

Практическая работа № 5

«Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования»

28.11

 

ПР

 

24

Озёра, их происхождение. Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

02.12

 

ГК

 

25

Водные ресурсы. Стихийные явления, связанные с водами.

05.12

 

СР

 

26

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности

(обобщение).

09.12

 

Т

 

Тема 4.Почва и почвенные ресурсы (4ч)

 

27

Почва - особый компонент природы.

Образование почв, их разнообразие.

12.12

 

ФО

 

28

Типы почв России. Закономерности распространения почв.

16.12

 

УО

 

29

Почвенные ресурсы  страны. Мелиорация земель.

19.12

 

СР

 

30

Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа № 6

«Знакомство с образцами почв своей местности, выявление условий их почвообразования и оценка плодородия»

23.12

 

ПР

 

Тема 5. Растительный и животный мир (5 ч )

 

23.12

31

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие.

26.12

 

ГК

 

32

Биологические ресурсы, их рациональное использование.

13.01

 

ПР

 

33

Особо охраняемые природные территории. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

16.01

 

С

 

34

Природно-ресурсный потенциал России.

20.01

 

ПК

 

35

Особенности природы и природные ресурсы России (обобщение темы)

23.01

 

Т

 

Тема 6.Природное районирование ( 7 ч )

 

27.01

36

Понятие о ПТК. Разнообразие природных комплексов России.

27.01

 

ФО

 

37

Моря как крупные природные комплексы.

30.01

 

СР

 

38

Природные зоны как природные комплексы.

03.02

 

С

 

39

Характеристика природных зон страны.

06.02

 

ГК

 

40

Практическая работа № 7

«Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)»

10.02

 

ПР

 

41

Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места.

13.02

 

СР

 

42

Природная зона своей местности, её экологические проблемы (обобщение).

17.02

 

ГД

 

Раздел 2. Природа регионов России (21 ч)

 

20.02

43

Русская равнина – общая характеристика.

ФГП. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые.

24.02

 

ФО

 

44

Климат и внутренние воды Русской равнины.

27.02

 

УО

 

45

Природные комплексы Русской равнины.

03.03

 

ПО

 

46

Памятники природы Русской равнины.

06.03

 

ГК

 

47

Практическая работа №8

«Оценка природных условий и ресурсов Русской равнины. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности»

10.03

 

ПР

 

48

Северный Кавказ. Своеобразие природы.

13.03

 

ФО

 

49

Природные комплексы Северного Кавказа.

17.03

 

ПО

 

50

Урал. Особенности географического положения и его влияния на природу.

20.03

 

ГД

 

51

Своеобразие природы Урала. Природные уникумы.

03.04

 

ГК

 

52

Экологические проблемы Урала.

Практическая работа № 9

«Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Урала»

07.04

 

ПР

 

53

Западно-Сибирская низменность: особенности природы.

10.04

 

Т

 

 

54

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.

14.04

 

СР

 

55

Восточная Сибирь. Величие и суровость природы.

17.04

 

ФО

 

56

Природные районы Восточной Сибири.

21.04

 

ФК

 

57

Жемчужина Сибири – Байкал.

24.04

 

ГК

 

58

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

28.04

 

Т

 

59

Дальний Восток – край контрастов. Особенности природы.

01.05

 

ФО

 

60

Природные комплексы Дальнего Востока: Приморье, Приамурье, Сахалин,Курильские острова.

05.05

 

УО

 

61

Природные уникумы. Камчатка.

08.05

 

ГК

 

62

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

12.05

 

ГК

 

63

Природа регионов России (обобщение)

15.05

 

Т

 

Раздел 3. Человек и природа  (5ч)

 

19.05

 

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Практическая работа №10

«Характеристика экологического состояния одного из регионов России»

19.05

 

ПР

 

65

Антропогенные воздействия на природу. Рациональное природопользование.

22.05

 

ПР

 

66

Экологическая ситуация в России, в своей области (мониторинг).

26.05

 

ГК

 

67

Повторение изученного в 8 классе.

29.05

 

ГК

 

68

Итоговое тестирование.

30.05

 

Т

 

 

Календарно – тематическое планирование

по  географии 9 класс (2ч.  в  неделю, 68 часов).

уроков

Наименование разделов и тем

Дата прохождения

Виды, формы контроля

По плану

По факту

Общий обзор России  ( 4 ч)

1.

Политико-государственное устройство Российской Федерации.

04.09

 

ФБ

2.

Географическое положение и границы России.

05.09

 

УО

3.

Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.

09.09

 

К

4.

Государственная территория России.

12.09

 

ГК

Население и  географические особенности экономики России (9 часов)

5.

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

16.09

 

ФБ

6.

Численность и естественный прирост населения.

19.09

 

ФО

7.

Национальный и языковой  состав населения России.

23.09

 

УО 

8.

Миграции  населения.

26.09

 

СР

9.

Расселение населения. Сельское  и городское население России.

30.09

 

П

10.

География основных типов экономики на территории России

03.10

 

УО

11.

 

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

07.10

 

ГД

12.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

10.10

 

К

13.

Контроль знаний по изученной теме.

14.10

 

Т

Хозяйство России (19 ч)

14.

Научный комплекс

17.10

ФБ

15.

Машиностроительный комплекс. 
Роль, значение и проблемы развития машиностроения

21.10

 

УО

16.

Факторы  и  география машиностроения.

Практическая работа №1    «Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

24.10

 

ПР

17.

Военно-промышленный комплекс.

28.10

 

УО

18.

Топливно-энергетический комплекс. Роль, значение и проблемы ТЭК.

11.11

 

19.

Топливная промышленность  нефтяная, газовая, угольная промышленность Практическая работа  № 1

« Сравнительная характеристика угольных бассейнов по картам».

14.11

 

ПР

20.

Электроэнергетика.

18.11

 

ГК

21.

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс.

21.11

 

ГК

22.

Металлургический комплекс.   Черная металлургия.

25.11

 

ГК

23.

Цветная  металлургия.

28.11

 

СР

24.

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

02.12

 

УО

25.

Факторы размещения их   предприятий.

Практическая работа № 2  «Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности».

05.12

ПР

26.

Агропромышленный комплекс (АПК) 
Состав и значение АПК.

09.12

 

ГК

27.

Земледелие и животноводство.

12.12

 

ФО

28.

Пищевая и легкая промышленность.

Практическая работа  №3    «Определение эффективности приближения обрабатывающих производств пищевой промышленности к сельскохозяйственным предприятиям».

16.12

ПР  1.1014.03

29.

Инфраструктурный комплекс. 
Состав комплекса. Роль транспорта.

19.12

 

УО

30.

Железнодорожный, автомобильный  и 
водный  виды транспорта. Практическая работа  № 4    «Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану».

23.12

 

ПР

31.

Связь. Сфера обслуживания

26.12

С

32.

Обобщение знаний по теме: «Хозяйство России».

13.01

 

Т

География крупных регионов России  ( 36 ч)

33.

Районирование территории страны.

16.01

К

34.

Западный регион. Общая характеристика.

20.01

 

К

35.

Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы.

23.01

 

К

36.

Население и главные черты хозяйства.

27.01

 

К

37.

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. 
Географические особенности областей Центрального района Практическая работа  №5    «Изображение на контурной карте схемы внешних территориально-производственных связей районов Центральной  России».

30.01

 

ПР

38.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы. 
Северо-Западный район.

03.02

 

С

39.

Европейский север. ГП, природные условия и ресурсы.

06.02

 

УО

40.

Население  Европейского Севера.

10.02

 

УО

41.

Хозяйство Европейского Севера.

13.02

 

ПО

42.

Европейский Юг. ГП, природные условия и ресурсы.

17.02

 

ГД

43.

Население Европейского Юга.

20.02

 

ПО

44.

Хозяйство Европейского Юга.

24.02

 

ГД

45.

Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы.

27.02

 

К

46.

Население Поволжья.

03.03

 

ПО

47.

Хозяйство Поволжья.

06.03

 

С

48.

Урал.

10.03

 

К

49.

ГП, природные условия и ресурсы Урала.

13.03

 

ФО

50.

Население Урала.

17.03

 

С

51.

Хозяйство Урала.

20.03

 

П

52.

Обобщение знаний по Западному макрорегиону.

03.04

 

Т

53.

Восточный макрорегион — азиатская Россия. 
Общая характеристика.

07.04

 

К

54.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики

10.04

 

К

55.

Западная Сибирь. Факторы формирования района.

14.04

 

УО

56.

Население и  хозяйство Западной Сибири.

17.04

 

С

57.

Восточная Сибирь. Природа Восточной Сибири.

21.04

 

ПО

58.

Население и хозяйственное освоение   Восточной Сибири.

24.04

 

ФБ

59.

Дальний Восток. Природа Дальнего Востока.

28.04

 

К

60.

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

01.05

 

ГД

61.

Обобщающее повторение.

05.05

 

ПО

62.

Обобщение знаний по теме: «Восточный макрорегион».

08.05

 

Т

63.

Обобщение знаний по основным темам года.

12.05

 

ФБ

64.

Подготовка и итоговому тестированию. Обобщение разделов.

15.05

 

УО

65.

Итоговое тестирование.

19.05

 

Т

66.

Анализ итогового тестирования.

22.05

 

ФБ

67-68.

Резервные уроки