ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5 КЛАСС PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
04.07.14 13:54

Пояснительная записка по природоведению для 5 класса.

Цель: заложить основы биологического образования у учащихся.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на  развитие  следующих задач:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по  биологии (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений РФ»;
  • Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ № 822 от 23.12.2009 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год».

На основе какой программы составлена:

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника — М.: Дрофа, 2012.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного  стандарта основного общего образования по биологии (базовый уровень) и  ориентирована на использование  учебника  В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая  5 класс», М., «Дрофа»2012 г .

Обоснование выбора программ для разработки рабочей программы:

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов,  углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Изложенный в программе материал соответствует  трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.

Изменения внесенные в примерную  программу:

В рабочую программу внесены изменения:

1.Увеличены часы:  введение с 2часов до 3; тема «Вселенная» на 2 часа,   тема «Вода» на 1 час; тема «Горные породы» на 1 час,  тема «Строение и свойства вещества» на 1 час; тема «Животные» на 2 часа; «Человек, его здоровье и безопасность» на 1 час

2.  Сокращена  тема «Ваши любимые растения и животные», т.к. учащиеся постоянно ухаживают за комнатными растениями и домашними животными и имеют достаточные навыки и знания из тем «Растения» и «Животные»

3. Исключена из программы тема « Природа едина», знания данной темы учащиеся получают при изучении тем: Введение, «Растения» и «Животные», на итоговых занятиях природоведения.

Определение места и роли  предмета:

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

Информация о количестве учебных часов:

Учебным планом на изучении природоведения предусмотрено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Практических работ- 16. Экскурсий- 3. Контрольных работ -5.

Формы организации образовательного процесса:

Фронтальные, индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, практикумы.

Технологии обучения:

Обучение по данной программе ведется с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения Инге Унт, А.С. Границкой, здоровьесберегающих технологий, а также теории содержательного обобщения В.В. Давыдова, теории активизации познавательной деятельности школьника Т.И. Шамова и А.К. Маркова, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской.

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Природа. Неживая и живая» на этапе основного общего образования являются: освоение  знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи   мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы,развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни, применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

Виды и  формы контроля:

Устный опрос (УО), письменный опрос (ПО), тестирование (Т), фронтальная беседа (ФБ),   фронтальный опрос (ФО), самостоятельная работа (СР), контрольная работа (КР), практическая работа (ПР), семинар (С), экскурсия( Э). 

Планируемый уровень подготовки:

В результате изучения  природоведения ученик должен

Знать/понимать:

о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; об отдельных методах изучения природы,

основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь:

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных, используя атлас-определитель,

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, различных способов размножения растений; приспособлений животных и растений к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Информация об используемом учебнике:

В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Природа неживая и живая: Учебник для  общеобразовательных учебных заведений. М., «Дрофа», 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ.

Введение (3 часа)

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

Знать: методы изучения природы, о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;

Уметь: проводить наблюдения, опыты, эксперимент; узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности.

Вселенная (7 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса. Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы

Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

Знать: о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; строение солнечной системы.

Уметь: указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты,сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

определять  стороны горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков.

Строение и свойства вещества (12 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование че­ловеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Лабораторная работа

Определение физических свойств: твердых, жидких и газообразных тел.

Знать: о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;

Уметь: описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль.

Воздух (6 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для жи­вых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

Лабораторные работы:

Описание погоды за месяц и сезон

Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

Знать: о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; основные характеристики погоды;

Уметь: описывать погоду, проводить фенологические наблюдения

Вода (4 часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Экскурсия

Результаты работы текущих вод и ветра.

Знать: о многообразии тел, веществ и явлений природы; свойства веществ в природе

Уметь: проводить простейшие опыты, работать с дополнительной литературой

Горные породы (4 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторные работы

Описание минералов и горных пород (по 3—4 признакам) и определение их свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

Знать: о многообразии тел, веществ и явлений природы; внутреннее строение земли, основные горные породы, виды полезных ископаемых.

Уметь: давать определения понятиям и терминам.

Почва (4 часа)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

Знать: состав и свойства почвы; способы улучшения плодородия; влияние природных явлений на разрушении почв

Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Экскурсия

Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.

Знать: о многообразии живого мира, разнообразии живых организмов своей местности, среды обитания организмов

Уметь: работать с микроскопом.

Растения (7 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни челове­ка. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторные работы

Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

Определение названий растений с помощью атласа-определителя.

Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

Экскурсия

Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых).

Знать: о многообразии растительного мира, о значении растений в природе; строение цветковых растений

Уметь: составлять простейшие рекомендации  по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями

Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа

Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

Знать: особенности строения и размножения грибов, многообразие грибов

Уметь: Узнавать наиболее распространенных в своей местности съедобных и ядовитых грибов; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

Животные (7 часов)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

Лабораторная работа

Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

Знать: характерные признаки животных, многообразие диких животных, значение диких животных и их охрана

Уметь: узнавать различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей

Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Лабораторные работы

Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

Знать: особенности строения организма человека, что такое вредные привычки, факторы, влияющие на здоровье человека

Уметь: оказывать первую помощь при капиллярных кровотечениях, несложных травмах

Итоговые занятия (2 часа)

Обобщающий урок за курс 5 класса Природоведение. Летние задания. Наблюдение за растениями и животными.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Всего часов

Тема

Количество часов

Виды, формы контроля

 

1

Введение

3

Человек и природа

1

ФБ

 

Как изучают природу. Пр.р. Знакомство с лабораторным оборудованием, правилами работы с различными типами справочных изданий.

1

 

ПР

 

Экскурсия1 "Природа живая и неживая"

1

Э

 

2

Вселенная

7

Звездное небо.Пр.р. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

1

ПР

 

Земля – наш дом.

1

ПО

 

Оболочки Земли.

1

УО

 

Луна – естественный спутник Земли.

1

ФО

 

Строение Солнечной системы.

1

УО

 

Обобщающий урок "Вселенная.

1

СР

 

Контрольная работа «Вселенная»

1

КР

 

3

Строение и свойства вещества

12

Тела и вещества.

1

ФБ

 

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов

1

ФБ

 

Вещества и смеси

1

ПО

 

Молекулы. Атомы. Элементы.

1

СР

 

Движение частиц вещества

1

ФО

 

Взаимодействие частиц.

1

УО

 

Разнообразие веществ

1

ФБ

 

Явления природы. Физические явления

1

ФО

 

Химические явления. Горение.

1

ПО

 

Окисление

1

ПО

 

Строение и свойства вещества. Обобщающий урок.  Практ.раб. «Определение физических свойств твердых тел, жидкостей и газов».

1

ПР

 

Контрольная работа по теме «Строение и свойства вещества»

1

КР

 

4

Воздух

6

Воздух-смесь различных газов. Атмосфера.

1

ФБ

 

Свойства воздуха. Свойства кислорода и углекислого газа.

1

ФО

 

Вес воздуха и атмосферное давление. Характеристика состояния атмосферы.

1

ФО

 

Изменение давления и температуры воздуха с высотой. Движение воздуха. Ветер.

1

ПО

 

Погодные явления. Основные характеристики погоды. Пр.р Описание погоды.

1

ПР

 

Значение воздуха в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения. (семинар)

1

С

 

5

Вода

4

Три состояния воды.

1

ФБ

 

 

Тепловое расширение воды.

1

УО

Беседа

Вода-растворитель. Работа воды в природе. Пр.р. Определение растворимости веществ в воде.

1

ПР

Фронтальный опрос

Значение воды в природе и жизни человека.(семинар)

1

С

Отчет по Пр.р.

6

Горные породы

4

Внутреннее строение Земли. Горные породы

1

ФБ

 

Горные породы и минералы. Пр.р. «Описание минералов и горных пород, определение их свойств»

1

ПР

 

Разрушение горных пород.

1

ФО

 

Полезные ископаемые. Металлы. Пр.р. Знакомство с местными полезными ископаемыми и их свойствами.

1

ПР

 

7

Почва

4

Образование почв и их разнообразие.

1

ФБ

 

Состав и свойства почвы.

1

ПО

 

Уход за почвой. Влияние растений на почву.

1

ФО

 

Разрушение почв.

1

ПО

 

8

Организмы

6

Организм и его свойства.

1

ФБ

 

Где живут организмы?

1

ИО

 

Пр.р Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

1

ПР

 

Строение организмов. Пр.р. Строение растительной клетки.

1

ПР

 

Разнообразие организмов

1

ПО

 

Экскурсия. Разнообразие организмов. Приспособленность организмов к условиям внешней среды

1

Э

 

9

Растения

7

Признаки растений.

1

ФБ

 

Разнообразие растительного мира.

1

ИО

 

Строение цветковых растений. Пр.р. Строение органов цветковых растений.

1

ПР

 

Места обитания дикорастущих растений.  « Зеленая аптека».

1

С

 

Красная книга растений.

1

ИО

 

Многообразие культурных растений.

1

ПО

 

Растения в вашем доме. Пр.р. Уход за комнатными растениями.

1

ПР

.

 

10

Грибы

2

Разнообразие грибов.

1

ФБ

 

Шляпочные грибы.

1

ПР

 

11

Животные

7

Признаки животных.

1

ФБ

 

Условия жизни и многообразие диких животных.

1

Т

 

Значение диких животных и их охрана.

1

ПР

 

Домашние животные.

1

ПО

 

Связи живого и неживого. Пр.р. Составление цепей питания.

1

ПР

 

Экскурсия 2 Сезонные изменения в природе.

1

Э

 

Обобщающий урок " Живые организмы"

1

Т

 

12

Здоровье человека и безопасность жизни

4

Человек и окружающая среда.  Пр. «Определение показателей развития своего организма»

1

ПР

 

Как беречь своё здоровье и жизнь. Пр.р. Оказание первой медицинской помощи»

1

ПР

 

Вредные привычки и их предупреждение.

1

ПО

 

Здоровый образ жизни . Обобщающий урок.

1

Т

 

13

Повторение

2

Обобщающий урок за курс 5 класса

1

ФО

 

Итоговое тестирование

1

Т

 

14

Итого

68

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать:

о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь:

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Литература:

1.Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М., Школа-Пресс, 2001.

2. Пакулова  В.М., Иванова  Н.В Природа. Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2012.

3. Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2010

4. Электронное учебное издание «Природоведение  5 класс»,  «Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина», Дрофа, Физикон, 2005.

Средства обучения:

Компьютер, проектор, принтер, презентации, мультимедийные программы, Интернет.

Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 А класс,

(2 ч. в неделю, 68 часов).

Наименование разделов и тем

Даты прохождения тем раздела

Виды,  формы  контроля

По плану

По факту

 

 

ВВЕДЕНИЕ: 3ч.

 

 

 

 

1

Человек и природа

04.09

 

ФБ

 

2

Как изучают природу. Пр.р. Знакомство с лабораторным оборудованием, правилами работы с различными типами справочных изданий.

05.09

 

 

ПР

 

3

Экскурсия1 "Природа живая и неживая"

09.09

 

Э

 

 

Вселенная – 7 ч.

 

 

 

 

4

Звездное небо. Пр.р. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

12.09

 

ПР

 

5

Земля – наш дом.

16.09

 

ПО

 

6

Оболочки Земли.

19.09

 

УО

 

7

Луна – естественный спутник Земли.

23.09

 

ФО

 

8

Строение Солнечной системы.

26.09

 

УО

 

9

Обобщающий урок "Вселенная.

30.09

 

СР

 

10

Контрольная работа «Вселенная»

03.10

 

КР

 

 

Строение и свойства вещества – 12ч .

 

 

 

 

11

Тела и вещества.

07.10

 

ФБ

 

12

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов

.

10.10

 

ФБ

 

13

Вещества и смеси

14.10

 

ПО

 

14

Молекулы. Атомы. Элементы.

17.10

 

СР

 

15

Движение частиц вещества

21.10

 

ФО

 

16

Взаимодействие частиц.

24.10

 

ПО

 

17

Разнообразие веществ

28.10

 

ФБ

 

18

Явления природы. Физические явления

11.11

 

ФО

 

19

Химические явления. Горение.

14.11

 

ПО

 

20

Окисление

18.11

 

ПО

 

21

Строение и свойства вещества. Обобщающий урок.  Пр.раб. «Определение физических свойств твердых тел, жидкостей и газов».

21.11

 

ПР

 

22

Контрольная работа по теме «Строение и свойства вещества»

25.11

 

КР

 

 

Воздух – 6  ч.

 

 

 

 

23

Воздух-смесь различных газов. Атмосфера.

28.11

 

ФБ

 

24

Свойства воздуха. Свойства кислорода и углекислого газа.

02.12

 

ФО

 

25

Вес воздуха и атмосферное давление. Характеристика состояния атмосферы.

05.12

 

ФО

 

26

Изменение давления и температуры воздуха с высотой. Движение воздуха. Ветер.

09.12

 

ПО

 

27

Погодные явления. Основные характеристики погоды. Пр.р Описание погоды.

12.12

 

ПР

 

28

Значение воздуха в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения. (семинар)

16.12

 

С

 

 

Вода – 4 ч.

 

 

 

 

29

Три состояния воды.

19.12

 

ФБ

 

30

Тепловое расширение воды.

23.12

 

УО

 

31

Вода-растворитель. Работа воды в природе. Пр.р. Определение растворимости веществ в воде.

26.12

 

ПР

 

32

Значение воды в природе и жизни человека.(семинар)

13.01

 

С

 

 

Горные породы – 4ч.

 

 

 

 

33

Внутреннее строение Земли. Горные породы

16.01

 

ФБ

 

34

Горные породы и минералы. Пр.р. «Описание минералов и горных пород, определение их свойств»

20.01

 

ПР

 

35

Разрушение горных пород.

23.01

 

ФО

 

36

Полезные ископаемые. Металлы. Пр.р. Знакомство с местными полезными ископаемыми и их свойствами.

27.01

 

ПР

 

 

Почва – 4ч.

 

 

 

 

37

Образование почв и их разнообразие.

30.01

 

ФБ

 

38

Состав и свойства почвы.

03.02

 

ПО

 

39

Уход за почвой. Влияние растений на почву.

06.02

 

ФО

 

40

Разрушение почв.

10.02

 

ПО

 

 

Организмы – 6ч.

 

 

 

 

41

Организм и его свойства.

13.02

 

ФБ

 

42

Где живут организмы?

17.02

 

ИО

 

43

Пр .р. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

20.02

 

ПР

 

44

Строение организмов. Пр.р. Строение растительной клетки.

24.02

 

ПР

 

45

Разнообразие организмов

27.02

 

ПО

 

46

Экскурсия. Разнообразие организмов. Приспособленность организмов к условиям внешней среды

03.03

 

Э

 

 

Растения -7ч.

 

 

 

 

47

Признаки растений.

06.03

 

ФБ

 

48

Разнообразие растительного мира.

10.03

 

ИО

49

Строение цветковых растений. Пр.р. Строение органов цветковых растений.

13.03

 

ПР

 

50

Места обитания дикорастущих растений. « Зеленая аптека».

17.03

 

С

 

51

Красная книга растений.

20.03

 

ИО

 

52

Многообразие культурных растений.

03.04

 

ПО

 

53

Растения в вашем доме. Пр.р. Уход за комнатными растениями.

07.04

 

ПР

 

 

Грибы- 2ч.

 

 

 

 

54

Разнообразие грибов.

10.04

 

ФБ

 

55

Шляпочные грибы.

14.04

 

ПР

 

 

Животные -7ч.

 

 

 

 

56

Признаки животных.

17.04

 

ФБ

 

57

Условия жизни и многообразие диких животных.

21.04

 

Т

 

58

Значение диких животных и их охрана.

24.04

 

ПР

 

59

Домашние животные.

28.04

 

ПО

 

60

Связи живого и неживого. Пр.р. Составление цепей питания.

01.05

 

ПР

 

61

Экскурсия 2 Сезонные изменения в природе.

05.05

 

Э

 

62

Обобщающий урок " Живые организмы"

08.05

 

Т

 

 

Здоровье человека и безопасность жизни -4ч.

 

 

 

 

63

Человек и окружающая среда. Пр.р. «Определение показателей развития своего организма»

12.05

 

ПР

 

64

Как беречь своё здоровье и жизнь. Пр.р. Оказание первой медицинской помощи»

15.05

 

ПР

 

65

Вредные привычки и их предупреждение.

19.05

 

ПО

 

66

Здоровый образ жизни . Обобщающий урок.

21.05

 

Т

 

 

Итоговые занятия-2 ч.

 

 

 

 

67

Обобщающий урок за курс 5 класса

26.05

 

ФО

 

68

Итоговое тестирование

29.05

 

Т