ТЕХНОЛОГИЯ 1- 4 КЛАСС PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
04.07.14 12:59

Пояснительная записка

Программа по технологии разработана на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, программы по технологии (УМК «Перспективная начальная школа») с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:

– развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;

– освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; – овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

– воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;

– развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.

В соответствии с концептуальным положением системы программа по технологии учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется его природно – предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни с естественно – природным ритмом, с удаленностью

от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приемов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.

Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению

начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.

Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки освоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нем все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т. д. – представляют в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, условий и приемов их создания; моделирование, конструирование из различных материалов; решение доступных конструктивно – технологических задач, простейшее моделирование, практика работы на компьютере.

В содержании обучения большое значение имеют социально – нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерная особенность учебного предмета в связи с внедрением в учебно – образовательный процесс требований Федерального стандарта второго поколения – практико – ориентированная направленность предлагаемого содержания, сформированность элементарных общетрудовых навыков, овладение универсальными учебными действиями; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора.

С 3 класса в программу включен раздел «Практика работы на компьютере». Он предусматривает первичное использование информационных технологий.

 

Общая характеристика учебного предмета

С учетом специфики данного учебного предмета программный материал представлен следующими разделами: «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности), «Конструирование и моделирование», «Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)».

Первый раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» состоит из подразделов: «Трудовая деятельность в жизни человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда», «Первоначальные умения проектной деятельности». На основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел (включая ремесла родного края) раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды. Формируются первоначальные представления о мире профессий и об эстетической культуре ручного, механизированного и автоматизированного труда; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников, включая самообслуживание, дается общее представление о проектной деятельности.

Освоение обучающимися проектной деятельности начинается со 2 класса. Особенность ее содержания состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер. Они объединяют знакомые, легко повторяющиеся действия, ставят близкие и важные для ребенка цели: изготовление учебных пособий (фишки, рамки, стрелки, флюгер, закладки для книг, прибор для определения прозрачности воды, макет этажей леса и т. д.), движущихся воздушных, плавающих игрушек и моделей. Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции, отбор материалов и их экономное расходование, продумывание плана и последовательности проведения работ.

Второй раздел «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» включает следующие подразделы: «Технология изготовления изделий из природных материалов», «Технология изготовления изделий из искусственных материалов», Технология изготовления изделий из утилизированных материалов», «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач».

Распределение материалов по классам осуществляется на основе принципа доступности с постепенным увеличением степени технологической сложности изготовляемых изделий, с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности.

Информация по применению материалов сопровождается заданиями, цель которых наблюдение и опытное исследование свойств этих материалов, усвоение простейших технологических операций в условиях решения технических, технологических и практических задач.

На изготовление рекомендуемых изделий может быть затрачено от 1 до 4 уроков.

Предлагаемый программой перечень практических работ и объектов труда может быть изменен с учетом региональных особенностей, национальных традиций, наличия природных (искусственных, синтетических) материалов.

Третий раздел «Конструирование и моделирование» представлен следующими подразделами: «Конструирование. Сборка моделей из деталей конструктора», «Использование измерений для конструирования и решения практических задач», «Моделирование пособий для уроков литературного чтения, окружающего мира, математики». Естественным результатом изготовления этих изделий является проверка их в действии на уроках по другим предметам. Обучающиеся знакомятся с понятиями «конструкция изделия», «модель», «виды конструкций», овладевают первоначальными умениями сборки конструкций и моделей.

Четвертый раздел «Практика работы на компьютере» предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников, с которыми обучающиеся целенаправленно работают (включая Интернет).

Учебные материалы для 4 класса позволяют организовать практическую работу детей с электронными справочниками (для формирования первоначальных умений по поиску информации с использованием электронных справочников и энциклопедий).

Программа предполагает обучение младших школьников умению организовать работу по самообразованию с использованием программных средств. В частности, дети учатся работать с тренажерами.

Особое внимание при обучении вышеуказанных разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям.

Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой, что особенно актуально для малокомплектных классов сельской школы.

Готовые изделия используются на других уроках, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков родителям, детским садам, ученикам младших классов.

Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой – формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой задачи рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно – прикладного творчества, выставки.

Для успешной реализации программного материала следует проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей для получения новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиске возможных и рациональных способов их обработки, правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции, конструкции.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным планом курс «Технология» изучается с 1 по 4 класс. Общий объем учебного времени составляет 203  часа, в 1 классе предусмотрено 33 часа, во 2 классе - 34 часа, в 3-4 классах – по 68 часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. К ним относятся:

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие и бережливость);

- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности:

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Содержание учебного предмета

1 класс (33 ч)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания (2ч)

Трудовая деятельность в жизни человека

Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира, их назначение. Профессии моей семьи и ближайшего окружения, связанные с созданием предметов рукотворного мира.

Общее представление о технологическом процессе. Организация рабочего места, анализ устройства и назначения изделия.

Самообслуживание. Несложный ремонт одежды (пришивание пуговиц с двумя отверстиями).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности (31ч)

Природные материалы (8ч)

Растительные природные материалы, используемые на уроках: листья, семена растений, веточки, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов. Свойства природных материалов: цвет, форма, размер.

Подготовка растительных материалов к работе: сбор листьев в сухую погоду, удаление пыли; промывка и сушка семян, хранение в бумажных конвертах, коробках.

Основные технологические операции ручной обработки природного материала: резание ножницами, капельное склеивание деталей из листьев и семян, сушка, сборка объемных деталей из природного материала при помощи пластилина.     Практические работы: изготовление по рисункам аппликаций, орнаментальных композиций, сказочных персонажей.

Искусственные материалы

Пластичные материалы (5ч)

Пластилин, масса для моделирования. Подготовка пластилина к работе: делить брусок на глаз, разминать для повышения пластичности.

Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки подкладная дощечка.

Основные технологические операции ручной обработки пластилина: скатывание шарообразных форм, раскатывание до получения удлиненных форм, вытягивание, заглаживание, вдавливание.

Практические работы: лепка моделей предметов живой природы (овощей, фруктов, животных), фишек для уроков математики по рисункам.

Бумага (12ч)

Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликации, для принтера, копирка, писчая. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, влагопроницаемость.

Экономное расходование бумаги при разметке деталей по шаблону, через копирку.

Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – рисунок. Изготовление изделий по рисунку.

Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой (твердость ТМ), ножницы, фальцовка, кисточки для клея, шаблон, подкладной лист. Приемы рационального и безопасного  использования ножниц.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги: отрывание, резание ножницами, многослойное складывание, гофрирование, сборка и скрепление деталей (клеевое), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление пригласительных билетов, конвертов, закладок для книг, новогодних снежинок, открыток, аппликаций.

Текстильные материалы (8ч)

Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Свойства ткани: цвет, фактура поверхности, толщина. Экономное расходование ткани при раскрое по выкройке деталей прямоугольной формы.

Нитки, используемые на уроках: швейные, для вышивания «мулине».

Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приемы рационального и безопасного использования игл и булавок.

Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, продергивание бахромы, разметка через копировку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу, сшивание деталей из ткани и украшение изделий ручным швом «вперед иголку», связывание ниток в пучок.

Практические работы: изготовление вышитых салфеток, игольниц, аппликаций, украшений для одежды, декоративных композиций.

Примечание

Общее представление о технологическом процессе, самообслуживании в разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» осваивается детьми в процессе изучения раздела «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты».

 

Формирование УУД средствами учебного предмета «Технология»

Личностные УУД

Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой  и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации.

Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.

Контроль и самоконтроль. С. 4. 5, 6, 10, 15, 16, 20, 22, 24, 32, 52, 55, 58, 60, 74.

Регулятивные УУД

Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско – технологических и декоративно – художественных задач в зависимости от конкретных условий.

Самоконтроль и корректировка хода практической работы.

Самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном.

Оценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.  С. 10, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 31, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 41, 42, 43, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 61, 62, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 75, 76, 77, 78.

Познавательные УУД

Осуществление поиска необходимой информации в учебнике.

Чтение графических изображений.

Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями.

Конструирование объектов с учетом технических и декоративно – художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.

Сравнение различных видов конструкций и способов их сборки.

Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей предлагаемых заданий.  С. 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 18, 19, 22, 27, 29, 34, 39, 40. 48, 49, 50. 63, 69, 75.

Коммуникативные УУД

Учет позиции собеседника (соседа по парте).

Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ.

Умение задавать вопросы, необходимые  для организации сотрудничества с партнером.  С. 23, 58, 74.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 1 – го года обучения

Обучающиеся научатся:

- рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека, о роли трудовой деятельности в жизни человека;

- выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды);

- использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;

- анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;

- организовывать рабочее место для выполнения практической работы;

понимать приемы рационального и безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл;

- понимать приемы безопасного использования инструментов и приспособлений для обработки почвы (лопата, грабли);

- экономно размечать материалы по шаблону,  через копировку;

- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги), оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;

- выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- уважительно относиться к труду людей;

- выполнять практическое задание с опорой на рисунок;

- анализировать устройство изделия, определять его назначение и самостоятельно его изготавливать.

Программу обеспечивают:

1. Рагозина Т. М., Гринева А. А. Технология. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига / Учебник, 2010.

1. Рагозина Т. М. Технология. 1 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига / Учебник, 2011.

Содержание учебного предмета

2класс (34 ч)

Первый раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания»

1. Трудовая деятельность в жизни человека

Трудовая деятельность человека осенью и весной в родном крае.

Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастеров в создании предметной среды.

Распространенные виды профессий, связанные с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом.

Общее представление о технологическом процессе

Подбор материалов и инструментов, рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте, анализ информации из словаря учебника при выполнении задания, соотнесение результатов деятельности с образцом, работа в малых группах.

Элементарная творческая и проектная деятельность

проектирование изделий: составление плана и деятельности, определение последовательности изготовления изделия. Результат проектной деятельности-изделия «Бумажный змей» и «Модель парусника».

Самообслуживание: несложный ремонт одежды (пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамотности

природные материалы (15 ч)

Практическое применение природного материала в жизни. Бережное отношение к природе как источнику сырья.

Растительные природные материалы, используемые на уроках: листья, цветущие растения, стебли, семена и плоды растений, солома. Минеральные материалы: яичная скорлупа.

Подготовка растительных материалов к работе: сбор цветущих растений в сухую погоду; сортировка материалов по цвету, размеру, форме; хранение. Подготовка яичной скорлупы для работы.

Инструменты  и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, карандаш, подкладная дощечка. Приемы рационального и безопасного использования ножниц.

Основные технологические операции ручной обработки природного материала: разметка деталей на глаз, резание ножницами, капельное склеивание деталей и по всей поверхности, окрашивание, отделка  аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление аппликаций по рисункам.

Искусственные материалы

Пластичные материалы (2 ч)

Пластилин и его свойства: пластичность, способность сохранять форму.

Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.

Основные технологические операции ручной обработки пластилина: сплющивание (расплющивание), прижимание.

практические работы: лепка моделей предметов живой природы (грибов), декоративных композиций по рисункам.

Бумага (8 ч)

Практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, для принтера, копирка, альбомная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина.

Выбор материала для изготовление изделий с учетом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги при разметке: на глаз, складывание, сгибание, по шаблону, по клеткам, по линейке.

Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений- простейший чертеж, схема. Назначение линии чертежа (контурная, размерная, линия надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей  с опорой на простейший чертеж. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, схеме.

Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаши простые ТМ, ножницы, фальцовка, линейка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приемы рационального и безопасного использования ножниц.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, надрезание, вырезание, гофрирование, сгибание, сборка и соединение деталей, отделка аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление конвертов, новогодних игрушек, этикеток, гофрированных подвесок-кукол, рамок.

Текстильные материалы (5 ч)

Практическое применение текстильных материалов в жизни.

Виды тканей, используемых на уроках: хлопчатобумажные, льняные. Лицевая и изнаночная сторона тканей. Экономное расходование ткани при раскрое от сгиба по выкройке прямоугольных деталей.

Нитки и их назначение. Свойства ниток: цвет, прочность, толщина.

Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки. Приемы рационального и безопасного использования игл и булавок.

Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узлом, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, сшивание деталей из ткани швом «вперед иголку», обработка края ткани швом «через край», вышивание швом «вперед иголку с перевивом», наматывание ниток на кольца, связывание ниток в пучок.

Практические работы: изготовление мешочков для хранения предметов, одежды для соломенной куклы, игрушек из помпонов.

3. Конструирование и моделирование (4 ч)

Общее представление мо современном транспорте, используемом человеком в воздухе и на воде.

Изделие, деталь изделия.

Конструирование и моделирование несложных технических объектов по схеме и простейшему чертежу.

Практические работы: создание вертушек и моделей самолетов, динамической модели.

Примечание

Общее представление о технологическом процессе, самообслуживании в разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» осваивается детьми в процессе изучения раздела «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты».

 

Формирование УУД средствами учебного предмета «Технология»

Личностные УУД

Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой  и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации.

Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.

Контроль и самоконтроль. С. 4,5,6,7, 11, 12,30,41, 70,71.

Регулятивные УУД

Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско – технологических и декоративно – художественных задач в зависимости от конкретных условий.

Самоконтроль и корректировка хода практической работы.

Самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном.

Оценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.  С.9,10,11,14,16,17,18,19,20,21,23,24,26,27,28,29,30,31,32,35,36,37,38,39,40,43,45,47,48,49,51,52,53,54,55,56,57,59,60,61,63,64,65,66,67,68,69.

Познавательные УУД

Осуществление поиска необходимой информации в учебнике.

Чтение графических изображений.

Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями.

Конструирование объектов с учетом технических и декоративно – художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.

Сравнение различных видов конструкций и способов их сборки.

Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей предлагаемых заданий.

С.7,8,10,12,13,15,19,22,23,34,35,41,42,44,46,52,54,55,58,62,64,66,67.

Коммуникативные УУД

Учет позиции собеседника (соседа по парте).

Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ.

Умение задавать вопросы, необходимые  для организации сотрудничества с партнером.

С. 13,18,22,24,33,36,50,54,59,66.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 2 – го года обучения

Обучающиеся научатся:

-составлять сообщения о трудовой деятельности человека осенью и весной и описывать ее особенности;

-рассказывать о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах, современных профессиях, связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом;

- подбирать материалы и инструменты для работы, рационально размещать их на рабочем месте;

- использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий;

- работать в малых группах;

- выполнять доступные действия по самообслуживанию;

- рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни, бережно относиться к природе как к источнику сырья;

- отбирать природные и пластичные материалы, бумагу и нитки с учетом их свойств и технологии изготовления поделок;

- применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими, колющими;

- экономно размечать материалы на глаз, складыванием, по клеткам, по шаблону, по линейке;

- отбирать и выполнять оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;

- анализировать устройство изделий;

- выполнять практическое задание с опорой на простейший чертеж, схему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- понимать культурно-историческую ценность традиций и уважать их;

- понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее под руководством учителя;

- работать в малых группах.

Программу обеспечивают:

1. Рагозина Т. М., Гринева А. А. Технология. 2 класс: Учебник. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

1. Рагозина Т. М. Технология. 2 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

 

Содержание учебного предмета

3класс (68 ч)

Первый раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания»

1. Трудовая деятельность в жизни человека

 

Распространенные виды профессий, связанные с сельскохозяйственной техникой (с учетом региональных особенностей).

Общее представление о технологическом процессе

Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества.

Проектирование изделий

Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта, проверка изделия в действии. Результат проектной деятельности – «Парк сельскохозяйственных машин». Самообслуживание: декоративное оформление культурно-бытовой среды.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

(24 ч)

Искусственные материалы

Бумага и картон (9 ч)

Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, для принтера, копирка, крепированная, калька. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, фактура поверхности, толщина, прочность.

Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный.Свойства картона: цвет, прозрачность, толщина, гибкость, жесткость, фактура поверхности. Сравнение свойств разных видов картона между собой и со структурой бумаги.

Выбор картона для изготовление изделий с учетом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копировку, на просвет,  по шаблону, по линейке и по угольнику.

Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – рисунок, эскиз, простейший чертеж, развертка, схема. Назначение линии чертежа (контурная, размерная, линия надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей  с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.

Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаши простые (твердость ТМ, 2М), ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник,  линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист. Приемы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, гвоздем, скобками, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление новогодних подвесок, декоративных композиций, упаковок, подставок для письменных принадлежностей, планшетов, картонных фигурок для театра с подвижными элементами.

Текстильные материалы (5 ч)

Общее понятие о текстильных материалах, их практическом применении в жизни.

Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по основным свойствам: цвету, фактуре поверхности, толщине. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей.

Нитки, используемые на уроках: швейные, мулине, для вязания. Выбор ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств.

Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки. Приемы рационального и безопасного использования игл и булавок.

Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узлом и петелькой, продергивание бахромы, разметка через копировку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами,  наклеивание ткани  ниток на картонную основу, вышивание стебельчатым и тамбурным  швами.

Практические работы: изготовление вышитых картинок-подвесок, обложек для записных книг, открыток, закладок, аппликаций, кукол для пальчикового театра, коллажа, нитяной графики.

Металлы (1 ч)

Виды металлов, используемые на уроках: фольга, проволока. Свойства фольги: цвет, блеск, толщина, прочность, жесткость, гибкость, способность сохранять форму.

Экономное расходование материалов при разметке.

Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, пустой стержень шариковой ручки, подкладная дощечка.

Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, скручивание.

Практические работы: изготовление новогодних украшений, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок.

Утилизированные материалы (3 ч)

Виды материалов: пластмассовые разъемные упаковки-капсулы.

Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом. Приемы рационального и безопасного использования ножниц, шила.

Основные технологические операции ручной утилизированных материалов: разметку по шаблону, надрезание ножницами, прокалывание шилом, сборка деталей (гвоздиком), отделка клейкой бумагой.

Практические работы: изготовление игрушек-сувениров.

3. Конструирование и моделирование (6 ч)

Понятие о конструировании изделия. Различные виды конструкции (разъемная, неразъемная) и способы их сборки. Виды  способы соединения  деталей (подвижное и неподвижное). Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления по назначению изделия).

Конструирование и моделирование несложных технических объектов по рисунку, эскизу и простейшему чертежу, по заданным условиям (функциональным, декоративно- художественным).

Практические работы: изготовление устройства, демонстрирующее циркуляцию воздуха; змейки для определения движения теплого воздуха, устройства  из полос бумаги, компаса, весов для определения веса воздуха, флюгера. 

Примечание

Трудовая деятельность в жизни человека, общее представление о технологическом процессе, самообслуживание в разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» осваиваются обучающимися в процессе изучения раздела «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты».

Практика работы на компьютере (10 ч)

Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру (2 ч)

Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основное устройство компьютера. Назначение основных устройств компьютера.

Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск.  Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками. Приемы работы с электронными дисками, обеспечивающими их сохранность.

Основы работы за компьютером (5 ч)

Организация работы на компьютере. Подготовка компьютера к работе (подключение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программы с помощью мыши.

Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением  санитарно-гигиенических норм

Технология работы с инструментальными программами (3 ч)

Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Технология»

Личностные УУД

Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой  и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации.

Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.

Контроль и самоконтроль.

С. 8, 12, 23, 24, 32, 34, 42, 53, 54, 67.

Регулятивные УУД

Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско – технологических и декоративно – художественных задач в зависимости от конкретных условий.

Самоконтроль и корректировка хода практической работы.

Самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном.

Оценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.

С. 7, 9, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 73, 74.

Познавательные УУД

Осуществление поиска необходимой информации в учебнике.

Чтение графических изображений.

Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями.

Конструирование объектов с учетом технических и декоративно – художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.

Сравнение различных видов конструкций и способов их сборки.

Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей предлагаемых заданий.

С.6, 10, 12, 17, 19, 23, 26, 28, 34, 44, 46, 54, 59, 62, 70, 72.

Коммуникативные УУД

Учет позиции собеседника (соседа по парте).

Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ.

Умение задавать вопросы, необходимые  для организации сотрудничества с партнером.

С. 11, 14, 21, 46, 71, 75.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 3-го года обучения

Обучающиеся научатся:

- рассказывать о современных профессиях, связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;

- анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;

- осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;

- выполнять доступные действия по самообслуживанию;

- отбирать картон с учетом его свойств;

- применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными, колющими;

- экономно размечать материалы на просвет, по линейке и по угольнику;

- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;

- изготавливать плоскостные изделия  по простейшим чертежам, эскизам;

- анализировать конструкции изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;

- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

- выполнять символические действия моделирования  преобразования модели;

- изготавливать несложные конструкции изделий по рисункам, простейшему чертежу, эскизу, образцу, и доступным заданным условиям.

По разделу «Практика работы на компьютере», обучающиеся научатся:

- рассказывать об основных источниках информации;

- рассказывать о правилах организации труда при работе за компьютером;

- называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);

- называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);

- рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти;

- соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;

- включать и выключать компьютер;

- использовать приемы работы с мышью;

- работать с прикладной программой , используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);

- работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;

- соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- ценить традиции трудовых династий;

- осуществлять проектную деятельность: собирать информацию о создаваемом изделии, выбирать лучший вариант, проверять изделие в действии;

- создавать образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;

- использовать приемы работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы, с программными продуктами, записанными на электронных дисках.

 

Программу обеспечивают:

1. Рагозина Т. М., Гринева А. А. Технология. 3 класс: Учебник. – М.: Академкнига / Учебник.

1. Рагозина Т. М. Технология. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига / Учебник.

 

Содержание учебного предмета

4класс (68 ч)

Первый раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания»

1. Трудовая деятельность в жизни человека

 

Распространенные виды профессий, связанные с механизированным и автоматизированным трудом (с учетом региональных особенностей).

Общее представление о технологическом процессе

Организация рабочего места в зависимости от вида рабрты, распределение рабочего времени, отбор и анализ информации из учебника и других дидактических материалов, ее использование в организации работы, контроль и корректировка хода работы, выполнение социальных ролей.

Проектирование изделий: создание замысла, его детализация и воплощение. Результат проектной деятельности - «Макет села Мирного».

Самообслуживание: декоративное оформление культурно-бытовой среды, несложный ремонт одежды (заплатки).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

(24 ч)

Искусственные материалы

Бумага и картон (10 ч)

Виды бумаги, используемые на уроках: цветная для аппликаций, для принтера, копирка, крепированная, калька, ватман. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, фактура поверхности, толщина, прочность.

Виды картона, используемые на уроках: цветной, гофрированный.

Выбор бумаги и картона для изготовления изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копировку, на просвет,  по шаблону, по линейке и по угольнику, циркулем.

Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – рисунок, эскиз, простейший чертеж, развертка, схема. Назначение линии чертежа (контурная, размерная, линия надреза и сгиба, разрыва, осевая, центровая). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей  с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.

Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаши простые (твердость ТМ, 2М), ножницы, канцелярский нож, шило, фальцовка, линейка, угольник,  линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист. Приемы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом, многослойное складывание, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное), скручивание на оправке, отделка аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление новогодних подвесок, масок, открыток,  декоративных композиций, головоломок, игрушек, аппликаций.

Текстильные материалы (5 ч)

Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного и животного происхождения. Сопоставление тканей по переплетению нитей. Экономное расходование ткани при раскрое.

Нитки, используемые на уроках: мулине, для вязания.

Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, шило, циркуль, портновский мел, выкройки, картонные кольца. Приемы рационального и безопасного использования игл и булавок, шила.

Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки петелькой, продергивание бахромы, раскрой деталей по выкройке, сшивание деталей из ткани ручным швом «строчка», обработка края ткани петельным швом, резание ножницами,  вышивание простым крестом, наматывание ниток на кольца, натяжение ниток.

Практические работы: изготовление вышитых закладок, лент, мини-панно, футляров, нитяной графики.

Металлы (2 ч)

Практическое применение металлов (фольга, проволока) в жизни. Виды проволоки. Выбор проволоки с учетом ее свойств: упругость, гибкость, толщина. Экономное расходование материалов при разметке.

Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, кисточка с тонкой ручкой, подкладная дощечка.

Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, сгибание, скручивание, тиснение.

Практические работы: изготовление каркасных моделей человечков, брошек

Утилизированные материалы (5 ч)

Практическое применение утилизированных материалов в жизни.

Виды материалов: пластмассовые емкости, упаковочная тара из пенопласта. Выбор материалов по их конструктивным свойствам.

Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, нож канцелярский, кисть для клея, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом. Приемы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.

Основные технологические операции ручной утилизированных материалов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами и канцелярским ножом, прокалывание шилом, сборка  и скрепление деталей (клеевое, ниточное), тиснение, шлифование наждачной бумагой, отделка шпагатом, окрашивание.

Практические работы: изготовление вазы для осеннего букета, подставок, новогодних подвесок, игрушек-сувениров.

3. Конструирование и моделирование (2 ч)

Конструирование и моделирование несложных технических объектов по заданным условиям (функциональным).

Практические работы: изготовление осадкомера.

Примечание

Трудовая деятельность в жизни человека, общее представление о технологическом процессе, самообслуживание в разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» осваиваются обучающимися в процессе изучения раздела «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты».

Практика работы на компьютере (10 ч)

Компьютер. Основы работы на компьютере (4 ч)

Повторение. Организация рабочего места. Подключение к компьютеру дополнительных устройств для работы с текстом (принтер, сканер).

Технология работы с инструментальными программами (6 ч)

Инструментальные программы для работы с текстом.

Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Освоение клавиатуры компьютера. Клавиатурный тренажер. Работа с клавиатурным тренажером.

Знакомство с правилами клавиатурного письма. Ввод в компьютер простого текста с клавиатуры.

Оформление текста. Рисунок в тексте. Таблица в тексте. Схема в тексте. Использование текстового редактора для творческой работы обучающихся.

Приемы работы с документом. Сохранение документа на жестком диске. Открытие документа. Вывод документа на печать. Демонстрация возможности ввода текста со сканера.

Первоначальное представление о поиске информации на основе использования программных  средств. Примеры использования программных средств для поиска информации. Работа с простейшими аналогами электронных справочников.

 

Формирование УУД средствами учебного предмета «Технология»

Личностные УУД

Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой  и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации.

Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.

Контроль и самоконтроль.

С.10, 11, 12, 15, 17, 20, 25, 27, 30, 35, 52, 64.

Регулятивные УУД

Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско – технологических и декоративно – художественных задач в зависимости от конкретных условий.

Самоконтроль и корректировка хода практической работы.

Самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном.

Оценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.

С. 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29. 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 764, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76.

Познавательные УУД

Осуществление поиска необходимой информации в учебнике.

Чтение графических изображений.

Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями.

Конструирование объектов с учетом технических и декоративно – художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.

Сравнение различных видов конструкций и способов их сборки.

Анализ конструкторско – технологических и декоративно – художественных особенностей предлагаемых заданий.

С.6, 10,20, 25, 56, 59, 68, 71.

Коммуникативные УУД

Учет позиции собеседника (соседа по парте).

Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ.

Умение задавать вопросы, необходимые  для организации сотрудничества с партнером.

С. 6, 8, 19, 71, 75.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 4-го года обучения

В результате изучения курса технологии обучающиеся на ступени начального общего образования:

• получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

• получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

• получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;

• научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.

Обучающиеся:

• в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности:

распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;

• овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

• получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;

• познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио и видеофрагментами; овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;

• получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Выпускник научится:

• называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;

• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

• организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

• уважительно относиться к труду людей;

• понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, и уважать их;

• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Выпускник научится:

• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;

• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

Выпускник получит возможность научиться:

• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Конструирование и моделирование

Выпускник научится:

• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

• соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;

• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Выпускник научится:

• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

• создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point.

Выпускник получит возможность научиться:

• пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки.

 

Программу обеспечивают:

1. Рагозина Т. М., Гринева А. А. Технология. 4класс: Учебник. – М.: Академкнига / Учебник.

1. Рагозина Т. М. Технология. 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига / Учебник.