Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ 2 КЛАСС PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
04.07.14 12:54

Пояснительная записка.

Программа«Я – исследователь»  разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь»  в соответствии:

  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
  • с рекомендациями Примерных программ Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.
  • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

Образовательная программа “Я – исследователь” направлена на развитие исследовательской мотивации и исследовательских способностей детей младшего и среднего школьного возраста.

Программа реализуется в рамках социально-педагогического направления деятельности ОУ, составлена для интеллектуального и творческого развития детей.

Программа является сочетанием ориентационной и прикладнойнаправленности.

Цель: создание условий для повышения исследовательской мотивации и развития исследовательских способностей, творческой направленности личности, приобретению школьниками глубокого и целостного восприятия мира.

Задачи:

- развивать у школьников способности к исследованиям: видению проблем, выдвижению гипотез, постановке вопросов и т.д.;

- создать условия для понимания детьми своих ролевых позиций в исследовательской деятельности и расширению спектра этих позиций;

- развивать понятийное мышление и способствовать расширению понятий;

- развивать способность понимания метафор;

- развивать способность к анализу, планированию и целеполаганию;

- развивать способность к удивлению.

Актуальность и целесообразность

Актуальность и целесообразность развития исследовательской и творческой мотивации у детей подтверждается направленностью Новых стандартов образования и Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”, которыми определяется как одно из наиболее важных направлений – поддержка талантливых детей, развитие одаренности и творчества школьников. Именно на это направлена данная программа.

Кроме того, способность к исследовательской деятельности является главной предпосылкой успешности человека в сложных условиях быстро меняющегося мира. Развить в детях исследовательские способности - значит дать им возможность успешной адаптивности и эффективной деятельности в любой области знаний.

Новизна и отличительная особенность

Новизна и отличительная особенность от существующих программ исследовательской деятельности заключается в её непосредственной направленности на взращивание юных исследователей, причём на уровне развития способностей детей, а не простым научением приёмам написания исследовательских работ. В этом смысле программа является пропедевтической.

Сроки реализации, формы и режим занятий

Срок реализации программы – 1 год.

Форма проведения - развивающее занятие, включающее в себя игры (ролевые, деловые, развивающие), соревнования, турниры, психогимнастику и др.

Занятия могут проводиться во 2 классе, 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 40 минут. Всего 34 часа в год.

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста для детей 7(8) лет

Содержание и формы проведения программы соответствуют возрастным особенностям этих контингентов детей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

_ положительное отношение к исследовательской деятельности;

_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно_познавательны и внешние мотивы;

_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;

_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

_ выраженной познавательной мотивации;

_ устойчивого интереса к новым способам познания;

_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ принимать и сохранять учебную задачу;

_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

_ планировать свои действия;

_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

_ адекватно воспринимать оценку учителя;

_ различать способ и результат действия;

 

_ оценивать свои действия на уровне ретро оценки;

_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ проявлять познавательную инициативу;

_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

_ высказываться в устной и письменной формах;

_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

_ владеть основами смыслового чтения текста;

_ анализировать объекты, выделять главное;

_ осуществлять синтез (целое из частей);

_ проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

_ устанавливать причинно-следственные связи;

_ строить рассуждения об объекте;

_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

_ подводить под понятие;

_ устанавливать аналогии;

_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

_ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения

в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ допускать существование различных точек зрения;

_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;

_ формулировать собственное мнение и позицию;

_ договариваться, приходить к общему решению;

_ соблюдать корректность в высказываниях;

_ задавать вопросы по существу;

_ использовать речь для регуляции своего действия;

_ контролировать действия партнера;

_ владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Содержание программы

Технология и результаты

Высокий уровень творческих достижений у детей может ожидаться только при совпадении трех факторов: творческих способностей, исследовательских умений и исследовательской мотивации.

Для реализации такого сочетания всех трех необходимых способностей программой предусматривается введение основных направленийдеятельности педагога:

  • Предложение детям заданий дивергентного характера.
  • Создание условий для развития монологической речи.
  • Работа с метафорой (пословицами, поговорками и сказками) для развития воображения, образного мышления.
  • Укрепление ролевых позиций детей в процессе исследования.;
  • Расширение репертуара ролевых позиций исследователя.
  • Работа с понятиями, развитие понятийного мышления.
  • Развитие способности удивляться обыденному в окружающем мире.
  • Развитие рефлексии, целеполагания и планирования.

Развиваемые параметры:

  • Творческое мышление.
  • Воображение.
  • Речь.
  • Понятийное мышление.
  • Понимание метафоры.
  • Рефлексия: самопознание, нахождение ресурсов, самоанализ.
  • Анализ.
  • Планирование.
  • Целеполагание.
  • Эмоциональная сфера.
  • Саморегуляция.
  • Коммуникативные умения: сотрудничество, принятие групповых решений

Для реализации выделенных параметров имеются соответствующие задания и методики в определенных блоках занятий, которые повторяются и закрепляются в ходе проведения всей программы.

Организация образовательного процесса

Программа предусматривает обязательное адаптационное вводное занятие, на котором происходит знакомство детей с новыми членами коллектива и с педагогом, раскрываются основные направления работы по программе и формы, в которых будут проводиться занятия.

Основная форма проведения занятий – игра-оболочка, которая представляет собой сказку, разворачивающуюся постепенно на каждом занятии и содержание которой зависит от темы занятия.

В программе обучения используется авторская сказка составителя программы. Сказка помогает детям лучше адаптироваться к учебной деятельности, в метафорической форме воспринимать исследовательские действия и роли. Это даёт детям возможность лучше понимать себя и других (развитие самопознания), сопереживать друг другу (развитие эмпатии) и управлять своими желаниями и эмоциональными состояниями (развитие саморегуляции).

Развиваемые параметры:

  • Творческое мышление и речь.
  • Образное мышление и воображение.
  • Понятийное мышление.
  • Рефлексия: самопознание, нахождение ресурсов, самоанализ.
  • Анализ.
  • Планирование.
  • Целеполагание.
  • Эмоциональная сфера.
  • Саморегуляция.
  • Коммуникативная сфера: сотрудничество, принятие групповых решений

Показатели успешности образовательной деятельности.

Показатели успешности отслеживаются постоянно методом наблюдения с заполнением диагностической карты на начальном и окончательном этапе освоения программы. На промежуточном этапе освоения программы может проводиться диагностическая методика “Турнир”, задания для которой разрабатываются ведущим программы по темам и материалам программы и имеют надпредметный характер.

Условия реализации программы

Материально-технические условия проведения программы: учебное помещение должно быть оборудовано рабочими местами для детей (столами, партами), столом для педагога, доской (в т.ч. магнитной), мягкими, удобными стульями, пригодными для проведения релаксационных техник, местом для групповых подвижных игр и соревнований, ковром для сбора группы, интерактивными средствами обучения.

Дети работают в тетрадях, имея ручки, карандаши, фломастеры. Для группового рисования необходимы большие листы ватмана, писчая бумага, краски, мелки, карандаши и т.п.

Особенности методики и методическое обеспечение

Основные используемые технологииигровая и проблемно-поисковая, что позволяет гармонично погрузить детей и подростков в исследовательскую деятельность, расширить границы занятий, использовать метафоры, создавать необычную обстановку, повысить мотивацию к творчеству.

Игра в виде сказки разрабатывается автором, содержание сказки меняется в соответствии с тематикой занятий.

Применяемые методикиигра-оболочка, ролевая игра, деловая игра, групповая дискуссия, мягкое соревнование, психо-гимнастика и др. Такой выбор методик позволяет тренировать и отрабатывать навыки, высветить социальные проблемы, способствует самовыражению, самораскрытию, принятию себя и мира, пониманию других людей.

Форма проведения – развивающие занятия. Эта форма способствует усилению выше перечисленных эффектов, позволяют использовать игровые методики, сказки, включает в себя самопознание и самоанализ, рефлексию деятельности.

Организуется фронтальная, индивидуальная и групповая работа (в том числе работа в малых группах).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОМУ

И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА

Учебные и методические пособия:

Савенков А.И. Я _ исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. _ Самара : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6_7 лет. _

Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.

Савенков А.И. Развитие логического мышления. 7_8 лет. _

Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6_7 лет. _

Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 32 с.

Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7_8 лет. _

Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. _ 32 с.

Савенков А.И. Развитие познавательных способностей.

6_8 лет. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010. _ 32 с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. _ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. _ 224 с.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. _ М.: Академия, 2005.

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Для реализации программы в школе целесообразно создать Центр обогащения содержания образования, где могли бы накапливаться результаты детских исследований и творческих проектов, а также материалы и средства для их проведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Я – исследователь»

Тематическое планирование  2 класс (34 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1

Что такое исследование?

1

 

2-3

Как задавать вопросы?

2

 

 

4

Как выбрать тему исследования?

1

 

5

Что можно исследовать?

1

 

6

Тема, предмет, объект исследования.

1

 

7

Цели и задачи исследования.

1

 

8

Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку)

1

 

9

Наблюдение как способ выявления проблем.

1

 

10

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания

1

 

11

Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.

1

 

12

Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)

1

 

13

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей

1

 

14

Составление аннотации к прочитанной книге  картотек

1

 

15

Методика проведения самостоятельных исследований. Игра «Найди задуманное слово».

1

 

16-17

Индивидуальные творческие работы на тему: «Самые полезные продукты».

2

15.01

18

Коллекционирование

1

22.01

19

Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»

1

29.01

5.02

20

Сообщение о своих коллекциях

1

5.02

21

Мысленные эксперименты. Эксперимент «Вообразилия».

 

1

12.02

22

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?»

1

19.02

23

Подготовка к проекту и сбор информации «Красная книга животных».

1

26.02

24

Создание проекта «Красная книга животных».

1

5.03

25

Защита проекта.

1

12.03

26-27

Работа на компьютере – создание презентации на тему: «Мои домашние любимцы».

2

19.03

28

Подготовка к проекту и сбор информации «Лесная аптека».

1

2.04

29

Создание проекта «Лесная аптека».

1

9.04, 16.04

30

Защита проекта.

1

23.04

31

Подготовка к проекту и сбор информации «Семейная династия».

 

30.04, 7.05

32

Составление генеалогического древа.

1

14.05

33

Создание проекта «Семейная династия».

1

21.05

34

Защита проекта.

1

28.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последние обновления за 04.07.14 12:57