ОРКСЭ 4 КЛАСС PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
04.07.14 12:53

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоникольская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы

Протокол №        от               201    г.

Руководитель МС

________________(Орлова Э.Э.)

Утверждена приказом

МБОУ Новоникольской СОШ

№           от                201    г.

Директор

____________(Чернышова Л.Б.)

 

Рабочая программа учебного курса

Основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

для 4 класса

 

2013 - 2014   учебный год

 


Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы, определены с необходимостью введения в школьную программу информации об основах религиозных культур так как характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

Цели:

  • формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним.
  • развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу православной культуры.
  • актуализировать совершенствование личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями.
  • формирование порядочного, честного, достойного гражданина.

 

 

Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач образования:

  • знакомство с основами православной культуры;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Закон Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
  3. приказ Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  4. приказ Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  5. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
  6. Приказ №1067 от 19 декабря 2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год».

Рабочая программа по основам православной культуры разработана на основе программы общеобразовательных учреждений  «Основы религиозных культур и светской этики»,  (Москва "Просвещение 2010 г.")  А.Я. Данилюк.

Обоснование выбора программ для разработки рабочей программы:

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 

Изменения, внесенные в примерную и авторскую программы:

логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений

 

 

Место и роль учебного курса:

Курс основы православной культуры призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования, порядочного честного, достойного гражданина.

 

Программа рссчитана на 34 часа. 1 час в неделю.

 

 

Формы организации образовательного процесса:

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Кроме того, используются дополнительные формы обучения: урок-путешествие, практические занятия, ролевые и деловые игры, беседы, самостоятельная работа, элементы проектной деятельности, экскурсии.

 

Технологии обучения:

При обучении используются элементы личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий, метод проектов, технология дифференцированного обучения.

 

Формирование ключевых компетенций обучающихся:

Занятия по православной культуре рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений памятников православной культуры, совместным чтением фрагментов из летописей и других исторических источников, прослушиванием лучших произведений русской духовной хоровой музыки.

При реализации данной программы используются механизмы формирования основных ключевых компетенций учащихся, а именно: умение работать с книгой, как основным источником знаний; пользоваться справочной литературой; переносить полученные знания в нестандартные ситуации; не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений, навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и эстетического развития. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Контроль выработанных знаний, умений и навыков:

При изучении основ православной культуры отметки не выставляются. Для определения уровня духовно-нравственного воспитания школьников, изучающих православную культуру, на начальный и заключительный уроки можно пригласить родителей школьников, которые и определят, насколько необходимо и важно их детям осваивать отечественную культуру.

Основными видами и формами контроля являются опрос,тестирование, подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала.

 

 

 

Обучение детей по программе курса "Основы православной культуры направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • Ø формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • Ø формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Ø развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Ø развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • Ø воспитание  доброжелательности   и  эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;
  • Ø развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Ø наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • Ø овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ­ления;
  • Ø формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • Ø адекватное использование речевых средств и средств ин­ормационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;
  • Ø умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;
  • Ø овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • Ø овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    • Ø готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

—   определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Требования к предметным результатам:

  • Ø знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • Ø знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • Ø формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • Ø осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.

 

 

Для реализации данной программы используется:

Учебник А.В. Кураев "Основы православной культуры", Москва, "Просвещение 2010 г.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева "Основы православной культуры".

Книга для учителя.

Книга для родителей.

 

Содержание рабочей программы 34 часа ( 1 час в неделю)

 

Урок №1. Россия – наша Родина

Знать:Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

 

Урок №2. Культура и религия

Знать: Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

 

Урок №3. Бог и человек в православии

Знать: Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

 

Урок №4. Православная молитва ее происхождение и значение.

Знать: Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые

 

Урок №5. Библия и Евангелие Кто такие христиане.

Знать: Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

 

Урок №6. Проповедь Христа Чему учил Христос.

Знать: Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

 

Урок №7. Христос и Его Крест Как Бог стал человеком.

Знать: Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

 

Урок №8. Пасха

Знать:Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

 

Урок №9. Православное учение о человеке

Знать: Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

 

Урок №10. Совесть и раскаяние

Знать: О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

 

Урок №11. Заповеди Какие заповеди даны людям.

Знать: Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

 

Урок №12. Милосердие и сострадание

Знать: Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

 

Урок №13. Золотое правило этики .

Знать: Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

 

Урок №14. Храм

Знать: Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

 

Урок №15. Икона

Знать:Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое

 

Урок №16. Творческие работы учащихся Конкурс сочинений.

 

Урок №17. Подведение итогов Выполнение праздничного проекта.

 

Урок №18. Как христианство пришло на Русь

Знать: Что такое Церковь. Что такое крещение.

 

Урок №19. Подвиг

Знать:О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности

 

Урок №20. Заповеди блаженства.

Знать: Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым

 

Урок №21. Зачем творить добро?

Знать: Как подражают Христу. Чему радуются святые

.

Урок №22. Чудо в жизни христианина .

Знать: О Святой Троице. О христианских добродетеля

 

Урок №23. Православие о Божием суде .

Знать: Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

 

Урок №24. Таинство Причастия

Знать: Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

 

Урок №25. Монастырь .

Знать: Почему люди идут в монахи. От чего отказываются мон

 

Урок №26. Отношение христианина к природе

Знать: Что делает человека выше природы.    Какую ответственность несет человек за сохранение природы

 

Урок №27. Христианская семья

Знать: Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо

 

Урок №28. Защита Отечества

Знать: Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

 

Урок №29. Христианин в труде

Знать: О первом грехе людей. Какой труд напрасен

 

Урок №30. Любовь и уважение к Отечеству

Знать: Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Урок №31-34. Итоговый урок

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

 

Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы контроля

 

1

Россия – наша Родина

1

Фронтальный опрос

 

2

Культура и религия

1

Фронтальный опрос

 

3

Человек и Бог в православии

1

Фронтальный опрос

 

4

Православная молитва

1

Фронтальный опрос

 

5

Библия и Евангелие

1

Фронтальный опрос

тест

 

6

Проповедь Христа

1

Фронтальный опрос

 

7

Христос и Его Крест

1

Фронтальный опрос

 

8

Пасха

1

Фронтальный опрос

 

9

Православное учение о человеке

1

Фронтальный опрос

тест

 

10

Совесть и раскаяние

1

Фронтальный опрос

 

11

Заповеди

1

Фронтальный опрос

тест

 

12

Милосердие и сострадание

1

Фронтальный опрос

 

13

Золотое правило этики

1

Фронтальный опрос

тест

 

14

Храм

1

Фронтальный опрос

 

15

Икона

1

Фронтальный опрос

 

16

Творческие работы учащихся

1

Творческие проекты

 

17

Подведение итогов

1

Фронтальный опрос

тест

 

18

Как христианство пришло на Русь

1

Фронтальный опрос

 

19

Подвиг

1

Фронтальный опрос

 

20

Заповеди блаженств

1

Фронтальный опрос

тест

 

21

Зачем творить добро

1

Фронтальный опрос

 

22

Чудо в жизни христианина

1

Фронтальный опрос

 

23

Православие о Божием суде

1

Фронтальный опрос

 

24

Таинство Причастия

1

Фронтальный опрос

тест

 

25

Монастырь

1

Фронтальный опрос

 

26

Отношение христианина к природе

1

Фронтальный опрос

 

27

Христианская семья

1

Фронтальный опрос

тест

 

28

Защита Отечества

1

Фронтальный опрос

 

29

Христианин в труде

1

Фронтальный опрос

 

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

Фронтальный опрос

тест

 

31

34-

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

4

Презента

ции проектов

 

 

Итого:

34

 

 

 

Планируемый уровень подготовки  на конец  учебного года

 

  • знать: понятия «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»); имена и подвиги выдающихся правителей Руси (святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской), национальных героев (Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Ушаков), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский); всемирно известные памятники православной культуры России: иконы (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмы (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе),Святой Троицы города Челябинска, монастырями (Троице-Сергиева Лавра); священные страницы родной истории
  • уметь: рассказать о нравственных идеалах в отечественной истории, литературе и культуре; о выдающихся героях, святых людях России и подвижников веры и благочестия; рассказать об основных духовно-нравственных принципах, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы.
  • понимать: смысловое  значение  основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие, смысл православных праздников;
  • узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа,  Богородицы,  святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского  и лики других святых.
  • проявлять почтительное отношение к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну); проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них); проявлять дружелюбное отношение к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям; благожелательное отношение к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения
  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
  • готовить сообщения по выбранным темам

 

Продемонстрировать знание начальных сведений о православной культуре,       отобранных из состава всех содержательных линий, которые могут быть преподаны учащимся начальной школы на уровне, обусловленном их возрастными возможностями.

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Материально-техническое оснащение:

1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2010

2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.

3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.

4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

5. Энциклопедическая и справочная литература.

Литература:

 

Учебник А.В. Кураев "Основы православной культуры", 4 – 5 класс. Москва, "Просвещение" 2010 г.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева "Основы православной культуры".

Книга для учителя. Москва. "Просвещение" 2010

Книга для родителей. А. Я. Данилюк, Москва. "Просвещение" 2010.

Основы религиозных культур и светской этики. Программы. 4 – 5 класс. Москва. "Просвещение" 2010.

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование

1 ч в неделю (34 ч)

Модуль «Основы православной культуры»

урока

Тема

Количество

часов

Дата

Виды и формы контроля

Примечание

По плану

По факту

1

Россия – наша Родина

1

3.09

 

Фронтальный опрос

 

2

Культура и религия

1

10.09

 

Фронтальный опрос

 

3

Человек и Бог в православии

1

17.09

 

Фронтальный опрос

 

4

Православная молитва

1

24.09

 

Фронтальный опрос

 

5

Библия и Евангелие

1

1.10

 

Фронтальный опрос

тест

 

6

Проповедь Христа

1

8.10

 

Фронтальный опрос

 

7

Христос и Его Крест

1

15.10

 

Фронтальный опрос

 

8

Пасха

1

22.10

 

Фронтальный опрос

 

9

Православное учение о человеке

1

29.10

 

Фронтальный опрос

тест

 

10

Совесть и раскаяние

1

12.11

 

Фронтальный опрос

 

11

Заповеди

1

19.11

 

Фронтальный опрос

тест

 

12

Милосердие и сострадание

1

26.11

 

Фронтальный опрос

 

13

Золотое правило этики

1

3.12

 

Фронтальный опрос

тест

 

14

Храм

1

10.12

 

Фронтальный опрос

 

15

Икона

1

17.10

 

Фронтальный опрос

 

16

Творческие работы учащихся

1

24.12

 

Творческие проекты

 

17

Подведение итогов

1

14.01

 

Фронтальный опрос

тест

 

18

Как христианство пришло на Русь

1

21.01

 

Фронтальный опрос

 

19

Подвиг

1

28.01

 

Фронтальный опрос

 

20

Заповеди блаженств

1

4.02

 

Фронтальный опрос

тест

 

21

Зачем творить добро

1

11.02

 

Фронтальный опрос

 

22

Чудо в жизни христианина

1

18.02

 

Фронтальный опрос

 

23

Православие о Божием суде

1

25.02

 

Фронтальный опрос

 

24

Таинство Причастия

1

4.03

 

Фронтальный опрос

тест

 

25

Монастырь

1

11.03

 

Фронтальный опрос

 

26

Отношение христианина к природе

1

18.03

 

Фронтальный опрос

 

27

Христианская семья

1

1.04

 

Фронтальный опрос

тест

 

28

Защита Отечества

1

8.04

 

Фронтальный опрос

 

29

Христианин в труде

1

15.04

 

Фронтальный опрос

 

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

22.04

 

Фронтальный опрос

тест

 

31 – 34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

4

29.04

6.05

13.05

20.05

 

Презента

ции проектов